Решение №004/10/18.1-362/2023 Р Е Ш Е Н И Е № 004/10/18.1-362/2023 от 4 сентября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Р Е Ш Е Н И Е № 004/10/18.1-362/2023

                                                                                                           г. Горно-Алтайск

Резолютивная часть решения оглашена 31.08.2023г.

В полном объеме решение изготовлено 04.09.2023г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее по тексту – Комиссия УФАС по РА) в составе:

зам. председателя комиссии: «…» – временно исполняющая обязанности руководителя управления;

члены комиссии:

«…» – заместитель начальника отдела контроля закупок и торгов;

«…» – старший государственный инспектор отдела контроля закупок и торгов,        

в присутствии ИП, представителей организатора торгов Министерства природных ресурсов и экологии Республики Алтай «…» (доверенность №52 от 24.05.2023), «…» (доверенность от 31.08.2023), рассмотрев жалобу ИП на действия аукционной комиссии организатора торгов Министерства природных ресурсов и экологии Республики Алтай при проведении электронного аукциона №22000103900000000136 на право заключения договоров купли-продажи лесных насаждений, находящихся в государственной собственности, для заготовки древесины субъектами малого и среднего предпринимательства (лот №11),

У С Т А Н О В И Л А:

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай 22.08.2023г. (вх. №3616/23) поступила жалоба ИП на действия аукционной комиссии организатора торгов Министерства природных ресурсов и экологии Республики Алтай при проведении электронного аукциона №22000103900000000136 на право заключения договоров купли-продажи лесных насаждений, находящихся в государственной собственности, для заготовки древесины субъектами малого и среднего предпринимательства (лот №11).

Заявитель в жалобе указывает, что аукционная комиссия необоснованно не допустила к участию в аукционе ее заявку по лоту №11.

Уведомлениями от 24.08.2023г. рассмотрение жалобы назначено в УФАС по РА на 31.08.2023г. в 14-00 часов.

Информация о рассмотрении жалобы и сама жалоба размещены на официальном сайте управления (www.altr.fas.gov.ru) и на ГИС торги (www.torgi.gov.ru).

В соответствии с частью 18 статьи 18.1 Федерального закона 135-ФЗ от 26.07.2006г. «О защите конкуренции» организатору торгов выдано требование приостановить торги (на стадии подписания договора по лоту №11) до рассмотрения жалобы по существу.

Министерством природных ресурсов и экологии Республики Алтай 31.08.2023г. (вх. №3795-ЭП/23), ООО «РТС-Тендер» 30.08.2023г. (вх. №3779-ЭП/23) представлены запрошенные управлением пояснения и документы.

Рассмотрев представленные документы, заслушав стороны, Комиссия УФАС по РА установила следующее.

На основании приказа Министерства природных ресурсов и экологии Республики Алтай от 17.07.2023 №422 организатором торгов 25.07.2023г. на ГИС торги (www.torgi.gov.ru) размещено извещение о проведении торгов №22000103900000000136 в форме электронного аукциона на право заключения договоров купли-продажи лесных насаждений, находящихся в государственной собственности, для заготовки древесины субъектами малого и среднего предпринимательства (25 лотов).

Согласно протоколу рассмотрения заявок №U22000103900000000136-1 от 15.08.2023 ИП по лоту №11 отказано в допуске к дальнейшему участию в аукционе по следующему основанию: «Несоответствие представленной заявки на участие в аукционе требованиям, установленным настоящей статьей, не приложена выписка по счету».

В соответствии с п. 18 ст. 78 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ) основаниями для отказа в допуске к участию в аукционе являются:

1) несоответствие представленной заявки на участие в аукционе требованиям, установленным данной статьей;

2) представление заявки на участие в аукционе на право заключения договора аренды лесного участка лицом, которому в соответствии с данным Кодексом, другими федеральными законами лесной участок не может быть предоставлен в аренду;

3) представление заявки на участие в аукционе на право заключения договора купли-продажи лесных насаждений лицом, право которого на приобретение лесных насаждений на основании договора купли-продажи лесных насаждений не предусмотрено данным Кодексом;

4) представление заявки на участие в аукционе лицом, в отношении которого осуществляется проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве;

5) нахождение заявителя - юридического лица в процессе ликвидации или принятие заявителем-гражданином решения о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;

6) непоступление задатка на счет, указанный в документации об аукционе, до окончания срока подачи заявок на участие в аукционе;

7) наличие заявителя в реестре недобросовестных арендаторов лесных участков и покупателей лесных насаждений;

8) отсутствие сведений о заявителе в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства (в случае проведения аукциона на право заключения договора купли-продажи лесных насаждений для заготовки древесины субъектами малого и среднего предпринимательства);

9) представление заявки на участие в аукционе лицом, не соответствующим требованиям, предъявляемым в соответствии с частью 4.1 данной статьи к лицам, которые вправе направить в орган государственной власти, орган местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 данного Кодекса, заявление о проведении аукциона.

Согласно пп. 9 п. 15 ст. 78 ЛК РФ извещение о проведении аукциона должно содержать, в том числе сведения о форме заявки на участие в аукционе, порядке ее приема, об адресе места ее приема, о дате и времени начала и окончания приема заявок на участие в аукционе.

В соответствии с пп. 4 п. 16 ст. 78 ЛК РФ документация об аукционе наряду со сведениями, указанными в извещении о проведении аукциона, должна содержать форму заявки на участие в аукционе, а также инструкцию по ее заполнению.

Из п. 10 ст. 83 ЛК РФ следует, что уполномоченный федеральный орган исполнительной власти вправе издавать нормативные правовые акты по вопросам осуществления переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 1 данной статьи полномочий, в том числе обязательные для исполнения методические и инструктивные материалы об осуществлении таких полномочий органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Приказом Минсельхоза России от 24.02.2009 №75 утверждены Методические указания по подготовке, организации и проведению аукционов по продаже права на заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений в соответствии со статьями 78 - 80 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - Методические указания).

Согласно п. 17 Методических указаний, условием участия в аукционе является внесение заявителем задатка на счет организатора аукциона.

В п. 20 Методических указаний установлено, что для участия в аукционе заявитель представляет организатору аукциона в установленный срок заявку, содержание которой должно соответствовать требованиям данных Методических указаний и ЛК РФ.

В соответствии с п. 22 Методических указаний, к заявке на участие в аукционе прикладываются:

- выписка из Единого государственного реестра юридических лиц - для юридического лица;

- документы, подтверждающие факт внесения задатка.

Организатор аукциона не вправе требовать от заявителя документы, не предусмотренные Лесным кодексом Российской Федерации.

Документами, подтверждающими факт внесения задатка заявителем, являются платежное поручение с отметкой кредитного учреждения об исполнении и выписка (выписки) с банковских счетов заявителя, подтверждающие факт перечисления суммы задатка на счета организатора аукциона, указанные в извещении, а также факт списания указанной суммы со счета заявителя в полном объеме.

Одним из условий допуска заявителя к участию в аукционе является поступление задатка на счет, указанный в документации об аукционе, в пределах срока подачи заявок на участие в аукционе. Если сумма задатка не была зачислена на счет организатора аукциона в последний день окончания срока приема заявок согласно банковской выписке организатора аукциона, заявитель к участию в аукционе не допускается.

Таким образом, из положений статей 78, 79 ЛК РФ и п. 22 Методических указаний следует, что условием допуска к участию в аукционе является поступление задатка на счет, то есть организатор торгов должен иметь информацию о факте уплаты задатка.

Согласно п.п. 8, 9 извещения об открытом аукционе в электронной форме на право заключения договоров купли-продажи лесных насаждений, находящихся в государственной собственности, для заготовки древесины субъектами малого и среднего предпринимательства (приложение к извещению №22000103900000000136) к электронной заявке на участие в аукционе прилагаются документы, подтверждающие факт внесения задатка. Документами, подтверждающими факт внесения задатка заявителем, являются платежное поручение с отметкой кредитного учреждения об исполнении и выписка (выписки) с банковских счетов заявителя, подтверждающие факт перечисления суммы задатка на счета организатора аукциона, указанные в извещении, а также факт списания указанной суммы со счета заявителя в полном объеме. Для участия в аукционе заявитель вносит задаток единым платежом в валюте Российской Федерации в соответствии с регламентом электронной площадки. Задаток устанавливается в размере ста процентов от начальной цены предмета аукциона и вносится в безналичной денежной форме на указанный счет Организатора аукциона. Задаток должен быть внесен непосредственно участником торгов. Возможность внесения задатка третьими лицами за участника торгов не допускается.

Согласно представленной ООО «РТС-Тендер» в УФАС по РА информации в составе заявки ИП имеется платежное поручение №118 от 08.08.2023, согласно которому со счета указанного лица произведено списание денежных средств в установленные сроки, по указанным в аукционной документации банковским реквизитам Министерства природных ресурсов и экологии Республики Алтай, в размере 1118129,06 руб., с назначением платежа «задаток на участие в аукционе 16.08.2023 по лоту №11 извещение №22000103900000000136 НДС не облагается». На данном платежном поручении имеется отметка банка – ПАО «Сбербанк» с указанием проведения операции 08.08.2023.

Данное платежное поручение позволяет идентифицировать платеж (плательщика, получателя, банковские реквизиты, размер платежа, назначение платежа).

На заседании Комиссии УФАС по РА представителем организатора торгов даны пояснения, что задаток от заявителя поступил на счет Министерства в установленные сроки и в полном объеме, организатор был уведомлен о поступлении денежных средств на дату рассмотрения заявок.

Комиссия УФАС по РА отмечает, что организатором аукциона избрано в качестве основания для отказа в допуске ИП к участию в аукционе - несоответствие представленной заявки на участие в аукционе требованиям, установленным настоящей статьей (пп. 1 п. 18 ст. 78 Лесного кодекса Российской Федерации), что не согласуется с фактическими обстоятельствами.

Системное толкование содержания подпунктов 1 и 6 пункта 18 статьи 78 ЛК РФ позволяет сделать вывод о том, что основанием для отказа в допуске к участию в аукционе, в рассматриваемом случае, может являться непоступление задатка на счет, указанный в документации об аукционе, до окончания срока подачи заявок на участие в аукционе, а не непредоставление документов, подтверждающих факт перечисления задатка.

У организатора торгов отсутствовали законные основания для отказа ИП в допуске к участию в аукционе со ссылкой, указанной Министерством на несоответствие представленной заявки на участие в аукционе требованиям, установленным статьей 78 ЛК РФ, поскольку такого основания для отказа в допуске, как отсутствие документов, подтверждающих факт перечисления суммы задатка на счет организатора торгов, ни методическими указаниями, ни ЛК РФ, не предусмотрено. То есть, Министерство расценивает отсутствие выписки с банковских счетов заявителя, как не соответствие заявки требованиям, установленным формой, и избирает данную причину, как установленное законодательством основание, в чем усматривается вольная трактовка законодательно установленных норм, создающая возможность нарушения надлежащей процедуры по отбору участников конкурентной процедуры, что препятствует обеспечению принципа состязательности участников и, следовательно, ограничивает конкуренцию в рамках рассматриваемого аукциона.

Таким образом, действия аукционной комиссии организатора торгов приводят к нарушению пп. 1 п. 18 ст. 78 ЛК РФ, в части неправомерного отказа в допуске заявки ИП к участию в электронном аукционе №22000103900000000136 по лоту №11.

Данное нарушение указывает на признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 7.32.4 КоАП РФ.

Жалоба является обоснованной.

ИП на заседании Комиссии указала, что договор по лоту №11 организатором торгов заключен 31.08.2023 со вторым участником (ООО «РемДорСтрой»), в нарушение требования антимонопольного органа о приостановке торгов на стадии подписания договора.

В соответствии с частью 19 статьи 18.1 Федерального закона 135-ФЗ от 26.07.2006г. «О защите конкуренции» в случае принятия жалобы к рассмотрению организатор торгов, которому в порядке, установленном частью 11 данной статьи, направлено уведомление, не вправе заключать договор до принятия антимонопольным органом решения по жалобе. Договор, заключенный с нарушением требования, установленного данным пунктом, является ничтожным.

Представитель организатора торгов пояснила, что уведомление УФАС по РА о назначении жалобы и о приостановке заключения договора до рассмотрения жалобы по существу получено ею 30.08.2023. О том, что уведомление с требованием направлено в адрес Министерства 24.08.2023 не знала, в раздел «жалобы» по лоту №11 данного электронного аукциона на ГИС торги не заходила.

В связи с тем, что 31.08.2023 договор по лоту №11 Министерством природных ресурсов и экологии Республики Алтай заключен с ООО «РемДорСтрой» у Комиссии УФАС по РА отсутствуют правовые основания для выдачи организатору торгов предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка проведения торгов.

На основании вышеизложенного, и руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай,

Р Е Ш И Л А:

1. Признать жалобу ИП на действия аукционной комиссии организатора торгов Министерства природных ресурсов и экологии Республики Алтай при проведении электронного аукциона №22000103900000000136 на право заключения договоров купли-продажи лесных насаждений, находящихся в государственной собственности, для заготовки древесины субъектами малого и среднего предпринимательства (лот №11) обоснованной.

2. Признать аукционную комиссию организатора торгов Министерства природных ресурсов и экологии Республики Алтай нарушившей пп. 1 п. 18 ст. 78 Лесного кодекса Российской Федерации, в части неправомерного отказа в допуске заявки ИП к участию в электронном аукционе №22000103900000000136 по лоту №11.

3.  Передать материалы дела должностному лицу управления для решения вопроса о возбуждении административного производства по ч. 6 ст. 7.32.4 КоАП РФ.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны