Определение №004/05/28-138/2023 ОПРЕДЕЛЕНИЕ О ВОЗБУЖДЕНИИ ДЕЛА № 004/05/28-138/2023 ПО ПРИЗН... от 6 апреля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

О ВОЗБУЖДЕНИИ ДЕЛА № 004/05/28-138/2023 ПО ПРИЗНАКАМ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ

 

 

06.04.2023г.                                                                                                       г. Горно-Алтайск

 

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе <…>, рассмотрев материалы дела № 004/05/28-138/2023 по факту распространения объекта наружной рекламы на рекламных конструкциях, расположенных по адресам: г. Горно-Алтайск, пр. Коммунистический, д. 9, пр. Коммунистический, д. 124/1, пр. Коммунистический, д. 115/1 с признаками нарушения пункта 1 части 2, пункта 1 части 3 статьи 5, частей 13, 14 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе),

 

УСТАНОВИЛ:

 

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай поступили материалы Сибирского ГУ Банка России (вх. № 528 от 10.02.2023г.) по факту распространения на территории г. Горно-Алтайска информации на рекламных конструкциях следующего содержания:

- «КТЛ КомиссионТорг сеть комиссионных магазинов БЕРЕМ ВСЕ! Нужны ДЕНЬГИ? Мы дадим! Под залог: ноутбуков, телефонов, недвижимости, бытовой техники, авто- мототехники, ювелирных изделий, электроинструментов, спортивного инвентаря, туристического инвентаря ПОКУПАЕМ ДОРОГО!»      (пр. Коммунистический, 124/1 (возле бывшего автобусного павильона «Республиканская больница»);

- «КТЛ КомиссионТорг сеть комиссионных магазинов БЕРЕМ ВСЕ! Нужны ДЕНЬГИ? Мы дадим! Продажа/Обмен/Залог САМАЯ ДОРОГАЯ ОЦЕНКА В ГОРОДЕ!» (пр. Коммунистический, 115/1 (перед зданием ГУ МЧС по Республике Алтай), с признаками нарушения Закона о рекламе.

Из материалов, следует что на рекламных конструкциях размещена информация ИП <…> под брендом «КомиссионТорг», который осуществляет деятельность по предоставлению потребительских займов с признаками нелегальной деятельности.

03.03.2023г. сотрудниками Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай в ходе наблюдения за соблюдением законодательства о рекламе установлен факт распространения на рекламных листовках КТЛ КомиссионТорг        (ИП <…>) в г. Горно-Алтайске, пр. Коммунистический, д 9 информации следующего содержания: «КТЛ КомиссионТорг ЛОМБАРД Нужны ДЕНЬГИ? Мы дадим! БЕРЕМ ВСЕ! Под залог: ноутбуков, телефонов, недвижимости, бытовой техники, авто- мототехники, ювелирных изделий, электроинструментов, спортивного инвентаря, туристического инвентаря ПОКУПАЕМ ДОРОГО! САМАЯ ДОРОГАЯ ОЦЕНКА В ГОРОДЕ! г. Горно-Алтайск ул. Ленина 199/1 8-9…, ул. Социалистическая 22 8-9…, ул. Чорос-Гуркина 32 8-9…, ул. Павла-Кучияк 8-9…, ул. Заринская 39 8-9…».

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Объектом рекламирования является товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама (пункт 2 статьи 3 Закона о рекламе).

Товаром является продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот (пункт 3 статьи 3 Закона о рекламе).

Потребителями информации:

- «КТЛ КомиссионТорг сеть комиссионных магазинов БЕРЕМ ВСЕ! Нужны ДЕНЬГИ? Мы дадим! Под залог: ноутбуков, телефонов, недвижимости, бытовой техники, авто- мототехники, ювелирных изделий, электроинструментов, спортивного инвентаря, туристического инвентаря ПОКУПАЕМ ДОРОГО!»

- «КТЛ КомиссионТорг сеть комиссионных магазинов БЕРЕМ ВСЕ! Нужны ДЕНЬГИ? Мы дадим! Продажа/Обмен/Залог САМАЯ ДОРОГАЯ ОЦЕНКА В ГОРОДЕ!»

- «КТЛ КомиссионТорг ЛОМБАРД Нужны ДЕНЬГИ? Мы дадим! БЕРЕМ ВСЕ! Под залог: ноутбуков, телефонов, недвижимости, бытовой техники, авто- мототехники, ювелирных изделий, электроинструментов, спортивного инвентаря, туристического инвентаря ПОКУПАЕМ ДОРОГО! САМАЯ ДОРОГАЯ ОЦЕНКА В ГОРОДЕ! г. Горно-Алтайск ул. Ленина 199/1 8-9…, ул. Социалистическая 22 8-9…, ул. Чорос-Гуркина 32 8-9…, ул. Павла-Кучияк 8-9…, ул. Заринская 39 8-9…», являются лица, на привлечение внимания которых к объекту рекламирования направлена реклама (пункт 8 статьи 3 Закона о рекламе).

Существует общепринятое понятие о том, что под залог имущества у организаций, осуществляющих деятельность ломбардов, можно получить денежный займ.

Так, в рекламе по следующим адресам: г. Горно-Алтайск, пр. Коммунистический, д. 124/1, пр. Коммунистический, д. 115/1 присутствуют слова «деньги», «залог» и «ломбард» в рекламной листовке по пр. Коммунистическому, д. 9, что дает основание потребителям финансовых услуг полагать, что субъект, разместивший указанную рекламу, осуществляет именно такую деятельность.

Согласно представленным документам и данным, рекламодателем вышеуказанных рекламных информаций является ИП <…> (ИНН …, ОГРНИП …).

В данном случае по указанным адресам ИП <…> осуществляется деятельность ломбардов по выдаче займов под залог имущества, а, следовательно, и распространение рекламы о деятельности ломбардов по выдаче займов под залог имущества.

Вместе с тем, Управлением ФАС по РА установлено, что ИП <…> не является финансовой организацией, наделенной правом осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов, поскольку сведения об ИП <…> в государственном реестре ломбардов Банка России отсутствуют.

Статьей 4 ФЗ «О потребительском кредите (займе)» установлено, что профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов осуществляется кредитными организациями, а также некредитными финансовыми организациями в случаях, определенных федеральными законами об их деятельности.

Такой порядок деятельности установлен Федеральными законами «О ломбардах», «О кредитной кооперации», «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях», «О сельскохозяйственной кооперации».

Согласно части 1 статьи 2 ФЗ «О ломбардах» ломбардом является юридическое лицо - специализированная коммерческая организация, основными видами деятельности которой являются предоставление краткосрочных займов гражданам и хранение вещей.

Согласно части 1.1 статьи 2 ФЗ «О ломбардах» ломбарды вправе осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в порядке, установленном Федеральным законом от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» (далее – ФЗ «О потребительском кредите (займе)»).

В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения: о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.

В соответствии с частью 13 статьи 28 ФЗ «О рекламе» реклама услуг по предоставлению потребительских займов лицами, не осуществляющими профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в соответствии с ФЗ «О потребительском кредите (займе)», не допускается.

Частью 14 статьи 28 ФЗ «О рекламе» установлено, что если оказание банковских, страховых и иных финансовых услуг или осуществление финансовой деятельности может осуществляться только лицами, имеющими соответствующие лицензии, разрешения, аккредитации либо включенными в соответствующий реестр или являющимися членами соответствующих саморегулируемых организаций, реклама указанных услуг или деятельности, оказываемых либо осуществляемой лицами, не соответствующими таким требованиям, не допускается.

В нарушение требований частей 13, 14 статьи 28 Закона о рекламе, в рекламе ИП <…> размещена информация о деятельности по предоставлению займов под залог, т.е. деятельности ломбардов (по адресам: г. Горно-Алтайск, пр. Коммунистический, д. 124/1, пр. Коммунистический, д. 115/1, пр. Коммунистический, д. 9), что не соответствует положениям специального ФЗ «О ломбардах» и ФЗ «О рекламе».

Пунктом 1 части 2 статьи 5 Закона о рекламе установлено, что недобросовестной признается реклама, которая содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами;

Также в соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» установлено, что недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

В соответствии с пунктом 9 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе»»  при анализе информации, содержащейся в рекламе, судам необходимо иметь в виду, что рекламодатель несет ответственность за достоверность не только тех сведений, которые относятся к его собственной деятельности (товару), являющейся объектом рекламирования, но и тех сведений, которые относятся к деятельности (товару) его конкурентов, объектом рекламирования не являющейся. Суды должны учитывать, что при сравнении в рекламе собственных товаров с товарами конкурентов не допускаются сравнение, основанное на несопоставимых критериях, или неполное сравнение товаров, поскольку это искажает представление о рекламируемом товаре и не позволяет объективно оценить его свойства. Поэтому реклама может быть признана недостоверной и в том случае, когда сведения, не соответствующие фактическим обстоятельствам, касаются деятельности (товара) конкурентов.

Информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах. В связи с этим использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например путем употребления слов «лучший», «первый», «номер один», должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение. Поэтому реклама, не сопровождаемая таким подтверждением, должна считаться недостоверной как содержащая не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, изготовленными другими производителями или реализуемыми другими продавцами.

Использование сведений о преимуществах оказываемых услуг не противоречит законодательству о рекламе, в случае если такое преимущество подтверждено документально.

Использование в рекламе неточных высказываний или преувеличений относительно самого рекламодателя может создать у потребителя неверное представление о его статусе, существе оказываемых им услуг и качестве товаров.

Таким образом, использование в рекламе обозначения «Самая дорогая оценка в городе!» (пр. Коммунистический, д. 115/1 и в рекламной листовке по                              пр. Коммунистическому, д. 9) содержит признаки нарушения пункта 1 части 2, пункта 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе, поскольку данная информация не подтверждена документально.

Частью 6 статьи 38 Закона о рекламе установлено, что рекламодатель несет ответственность за нарушение требований пункта 1 части 2, пункта 1 части 3 статьи 5, частей 13, 14 статьи 28 Закона о рекламе.

Согласно пункту 5 статьи 3 Закона о рекламе рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

В данном случае рекламодателем является ИП <…>.

На основании пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о рекламе в соответствии с пунктами 24, 25 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства РФ №1922 от 24.11.2020г.,

ОПРЕДЕЛИЛ:

1. Возбудить производство по делу № 004/05/28-138/2023 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

2. Признать лицами, участвующими в деле:

- заявитель – Сибирское главное управление Банка России (630099, г. Новосибирск);

- лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе – ИП <…> (ИНН …, ОГРНИП …, адрес: 652515, Кемеровская область - Кузбасс, г. Ленинск - Кузнецкий, );

- заинтересованные лица:

 - ООО «ДХ» (ИНН <…>, ОГРН <…>, юридический адрес: 649000, г. Горно-Алтайск, …, фактический адрес: 649000, г. Горно-Алтайск, …);

- ИП <…> (ИНН …, ОГРНИП …, адрес: 656055, г. Барнаул, …).

3. Назначить дело № 004/05/28-138/2023 к рассмотрению на 27.04.2023г. на 12:00 часов (время местное) по адресу: г. Горно-Алтайск, ул. Ленина, 226, 2 этаж.

4. ИП <…> представить в срок до 24.04.2023г. в УФАС по Республике Алтай представить следующую информацию и копии документов:

- письменные пояснения по указанным признакам нарушений Закона о рекламе (с правовым обоснованием занятой позиции и приложением документов);

- действующие договоры на оказание услуг по размещению рекламно-информационного материала на спорных рекламных конструкциях, расположенных по адресам: г. Горно-Алтайск, пр. Коммунистический, д. 124/1, пр. Коммунистический,      д. 115/1 и рекламных листовок, распространенных по жилым домам г. Горно-Алтайска.

- утвержденные условия предоставления займов под залог;

- проект договора на предоставление займа под залог.

Явка лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, либо представителя с надлежаще оформленной доверенностью для участия в рассмотрении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе обязательна.

В целях недопущения распространения коронавирусной инфекции CОVID-19 в Управлении реализована возможность принять участие в рассмотрении дела в режиме видео-конференц-связи, перейдя по ссылке (https://fas1.tconf.rt.ru/c/1958741026).

Для участия в рассмотрении дела в режиме видео-конференц-связи Вам необходимо в срок не позднее 26.04.2023г. направить в УФАС по РА на электронный адрес to04@fas.gov.ru ходатайство об участии в рассмотрении дела путем видео-конференц-связи с приложением доверенности на представителя (-ей), документов, удостоверяющих их личность (скан-копии). Такие документы должны быть подписаны электронной подписью.

С инструкцией для участников видео-конференц-связи можно ознакомиться на сайте УФАС по РА (altr.fas.gov.ru) в разделе «Главное».

 

 

 

Председатель комиссии

Связанные организации

Связанные организации не указаны