Решение б/н Решение и предписание по делу в отношении ПАО «МРСК Сибири» ... от 29 декабря 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е № 43-А/15

                                                                                                                 г. Горно-Алтайск

Резолютивная часть решения оглашена «19» ноября 2015 г.

В полном объеме решение изготовлено «30» ноября 2015 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия УФАС по РА) в составе: <…>,

рассмотрев 19.11.2015г. дело № 43-А/15 от 12.11.2015г., возбужденное в отношении ПАО «МРСК Сибири» в лице филиала «Горно-Алтайские электрические сети» по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в присутствии представителя ПАО «МРСК Сибири» в лице филиала «Горно-Алтайские электрические сети» <…> (доверенность от 11.03.2015г. №00/51-04/7), представителя АО «Алтайэнергосбыт» в лице филиала «Горно-Алтайский» <…> (доверенность от 31.12.2014г. №258),

У С Т А Н О В И Л А:

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай поступило заявление (вх. № 2568 от 18.09.2015г.) <…> на действия ПАО «МРСК Сибири» в лице филиала «Горно-Алтайские электрические сети» по вопросу составления акта о неучтенном потреблении электрической энергии по адресу: с.Турочак, ул.Советская, 52/5.

Исходя из существа заявления, 18 января 2013г. сотрудником Турочакского РЭС филиала ОАО «МРСК Сибири»-«Горно-Алтайские электрические сети» в отсутствии заявителя был составлен акт о неучтенном потреблении электроэнергии энергопринимающими устройствами, расположенными в магазине «Спорт». 04.02.2013г. акт о неучтенном потреблении электроэнергии был представлен заявителю, в котором она по настоянию сотрудника Турочакского РЭС дала пояснения по факту безучетного потребления электроэнергии. При этом акт о неучтенном потреблении электроэнергии был составлен в отношении индивидуального предпринимателя, с указанием номера договора энергоснабжения 3270, однако, заявитель с 2005 года не является индивидуальным предпринимателем и договор энергоснабжения в отношении вышеуказанного объекта с гарантирующим поставщиком не заключала. Заявитель считает, что ее права ущемлены, просит разобраться в сложившейся ситуации, и принять меры антимонопольного реагирования в отношении ПАО «МРСК Сибири» в лице филиала «Горно-Алтайские электрические сети».

В целях осуществления контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, и на основании статьи 25 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай были направлены запросы в филиал ПАО «МРСК Сибири»-«Горно-Алтайские электрические сети», филиал «Горно-Алтайский» АО «Алтайэнергосбыт» о предоставлении пояснений и документов по вопросу, изложенному в заявлении.

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай филиалом ПАО «МРСК Сибири»-«Горно-Алтайские электрические сети» были представлены письменные пояснения, акт о неучтенном потреблении электроэнергии от 18.01.2013г. №000211, расчетный лист к акту, пояснения начальника ГТЭЭ Турочакского РЭС <…> по доводам, указанным в заявлении <…>

Согласно пояснениям филиала ПАО «МРСК Сибири»-«Горно-Алтайские электрические сети» (вх.№2808 от 13.10.2015г., №2947 от 28.10.2015г.), факт неучтенного потребления электроэнергии выявлен по адресу: с.Турочак, ул. Советская, 52/5 у потребителя <…> в ходе снятия показаний с прибора учета электроэнергии.

Согласно пояснению начальника ГТЭЭ Турочакского РЭС <…>, акт о неучтенном потреблении электроэнергии от 18.01.2013г. №000211 был составлен в отсутствии <…> Индивидуальный предприниматель <…> действительно приехала в офис Турочакского РЭС через несколько дней. В офисе Турочакского РЭС индивидуальному предпринимателю <…> был представлен акт о неучтенном потреблении электроэнергии от 18.01.2013г. №000211, было предложено написать пояснения по факту подключения электропроводки до прибора учета, расписаться в акте, что она и сделала.

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай филиалом «Горно-Алтайский» АО «Алтайэнергосбыт» (вх.№2798 от 12.10.2015г., №3220 от 18.11.2015г.) были представлены акт о неучтенном потреблении электроэнергии от 18.01.2013г. №000211, расчетный лист к акту, договор энергоснабжения от 01.01.2007г. №3270, акт проверки учета электроэнергии от 10.10.2012г. Также пояснения о том, что гарантирующим поставщиком за безучетное потребление электроэнергии заявителю была выставлена счет-фактура №130401000078/13 от 31.01.2013г. Оплаты от заявителя по вышеуказанной счет-фактуре не поступало.

Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай по итогам рассмотрения заявления <…> пришло к выводу, что в действиях ПАО «МРСК Сибири» в лице филиала «Горно-Алтайские электрические сети» усматриваются признаки нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в связи с нарушением предусмотренного пунктом 193 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012г. №442, порядка составления акта о неучтенном потреблении электроэнергии, а именно составление акта о неучтенном потреблении электроэнергии от 18.01.2013г. №000211 в одностороннем порядке (в отсутствии потребителя), что приводит к ущемлению интересов <…>, поскольку влечет необоснованное предъявление платы за безучетное потребление электроэнергии.

В соответствии с частью 12 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай от 12.11.2015г. № 164 возбуждено дело № 43-А/15 и создана Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства. Рассмотрение дела назначено на 19.11.2015г.

<…> надлежащим образом уведомлена о дате и времени заседания Комиссии (уведомление посредством электронной почты от 12.11.2015г.). 19.11.2015г. <…> на заседание Комиссии не явилась.

На основании части 2 статьи 45 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссией УФАС по РА принято решение о рассмотрении дела по существу в отсутствии <…>

Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, изучив обстоятельства дела, заслушав пояснения сторон и рассмотрев материалы дела, пришла к выводу:

1. На основании пункта 28 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012г. №442 (далее - Основные положения) ОАО «Алтайэнергосбыт» в лице филиала «Горно-Алтайский» с потребителем заключен договор энергоснабжения от 01.01.2007г. №3270. Вышеуказанный договор энергоснабжения подписан <…> и удостоверен печатью ИП <…> Однако в преамбуле договора энергоснабжения потребителем поименован <…>.

Также дополнительными соглашениями от 12.12.2007г., от 11.05.2011г., заключенными ОАО «Алтайэнеросбыт» в лице филиала «Горно-Алтайский» с ИП <…>, внесены изменения в договор энергоснабжения от 01.01.2007г. №3270 в части перечней приборов учета и перечней точек поставки электроэнергии. При этом в приложениях к договору энергоснабжения от 01.01.2007г. №3270 указан магазин «Спорт», расположенный по адресу: с.Турочак, ул. Советская, 52/5, и магазин «Ультра», расположенный по адресу: с.Турочак, ул. Тельмана, 3а.

<…> не является индивидуальным предпринимателем (запись в ЕГРИП внесена 04.01.2013г., выписка из ЕГРИП от 30.11.2015г.).

В связи с чем, Комиссия УФАС по РА считает, что между АО «Алтайэнергосбыт» в лице филиала «Горно-Алтайский»  и <…>, а не <…> имеются договорные отношения в части энергоснабжения. Кроме того <…> не отрицает факт, что является потребителем электроэнергии по объекту, расположенному по адресу: с.Турочак, ул. Советская, 52/5. Документы, подтверждающее обратное не представлены.

2. Порядок учета электрической энергии и взаимодействия участников розничного рынка электроэнергии при выявлении безучетного потребления электроэнергии регулируется Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства РФ от 04.05.2012г. № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии».

В силу пункта 192 Основных положений по факту выявленного безучетного или бездоговорного потребления электрической энергии сетевой организацией составляется акт о неучтенном потреблении электрической энергии и не позднее 3 рабочих дней с даты его составления передается в адрес: гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации), обслуживающего потребителя, осуществившего безучетное потребление; лица, осуществившего бездоговорное потребление.

Согласно пункту 193 Основных положений при составлении акта о неучтенном потреблении электрической энергии должен присутствовать потребитель, осуществляющий безучетное потребление (обслуживающий его гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация)), или лицо, осуществляющее бездоговорное потребление электрической энергии. Отказ лица, осуществляющего безучетное или бездоговорное потребление электрической энергии, от подписания составленного акта о неучтенном потреблении электрической энергии, а также его отказ присутствовать при составлении акта должен быть зафиксирован с указанием причин такого отказа в акте о неучтенном потреблении электрической энергии, составленном в присутствии 2 незаинтересованных лиц.

Анализ вышеназванных норм Основных положений позволяет сделать вывод о том, что при составлении акта о безучетном потреблении электроэнергии обязательно должен присутствовать потребитель, так как ему законом гарантировано право представлять свои возражения относительно выявленных нарушений порядка потребления электроэнергии, с учетом которых производится расчет безучетного потребления этой электроэнергии.

Комиссией УФАС по РА установлено, что при составлении акта о неучтенном потреблении электроэнергии от 18.01.2013г. №000211 <…> не присутствовала, доказательства уведомления и привлечения ее к составлению акта о неучтенном потреблении электроэнергии для удостоверения соответствующих фактов ПАО «МРСК Сибири» в лице филиала «Горно-Алтайские электрические сети» не представлены.

Представитель ПАО «МРСК Сибири» в лице филиала «Горно-Алтайские электрические сети» Кандараков П.А. на заседании Комиссии не отрицал факт составления акта о неучтенном потреблении электроэнергии от 18.01.2013г. №000211 в отсутствии <…>, что также подтверждается письмами сетевой организации от 13.10.2015г. вх. № 2808, 17.11.2015 №3188, направленными в адрес Управления.

19.11.2015г. на заседании Комиссии представитель ПАО «МРСК Сибири» в лице филиала «Горно-Алтайские электрические сети» <…> указал, что акт о неучтенном потреблении электроэнергии от 18.01.2013г. №000211 был составлен в отсутствии <…> в присутствии двух незаинтересованных лиц (Подкорытовой, Мироновской), которые зафиксировали нарушения, указанные в акте о неучтенном потреблении электроэнергии. Договор энергоснабжения был заключен гарантирующим поставщиком  с ИП <…>, однако приложения к договору подписаны ИП <…>

На основании вышеизложенного, Комиссия УФАС по РА приходит к выводу, что акт о неучтенном потреблении электроэнергии от 18.01.2013г. №000211 составлен с нарушением требований Основных положений, и иных доказательств, достоверно подтверждающих факт безучетного потребления <…> электрической энергии, сетевой организацией не представлено.

Таким образом, акт о неучтенном потреблении электроэнергии от 18.01.2013г. №000211, составленный с нарушением порядка, предусмотренного Основными положениями, а именно в отсутствии <…>, не может являться допустимым и достоверным доказательством факта и объема безучетного потребления электроэнергии (аналогичная позиция о недопустимости составления акта о безучетном потреблении электроэнергии в отсутствии потребителя содержится в определении от 10.06.2015г. № 310-ЭС15-6593 Верховного суда Российской Федерации).

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

Согласно информации с официального сайта ФНС России организационно-правовая форма ОАО «МРСК Сибири» 10.07.2015г. изменена на публичное акционерное общество (ПАО).

На основании части 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» ПАО «МРСК Сибири» в лице филиала «Горно-Алтайские электрические сети» занимает доминирующее положение на товарном рынке услуг по передаче электрической энергии на территории Республики Алтай в границах балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации, к сетям которой присоединены потребители, за исключением зон деятельности других сетевых организаций, и на его деятельность распространяются запреты, установленные частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В соответствии с части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Таким образом, действия ПАО «МРСК Сибири» в лице филиала «Горно-Алтайские электрические сети», выразившиеся в нарушении предусмотренного пунктом 193 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442, порядка составления актов безучетного (бездоговорного) потребления, в части составления акта о неучтенном потреблении электроэнергии от 18.01.2013г. №000211 в одностороннем порядке (в отсутствии потребителя) проводят к ущемлению интересов <…>, поскольку влекут необоснованное предъявление платы за безучетное потребление электроэнергии, и являются нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

На основании вышеизложенного, и руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства,

РЕШИЛА:

1. Признать ПАО «МРСК Сибири» в лице филиала «Горно-Алтайские электрические сети» нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.06.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в связи с нарушением предусмотренного пунктом 193 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012г. №442, порядка составления акта о неучтенном потреблении электроэнергии, а именно составление акта о неучтенном потреблении электроэнергии от 18.01.2013г. №000211 в одностороннем порядке (в отсутствии потребителя), что не может являться допустимым и достоверным доказательством факта и объема безучетного потребления и приводит к ущемлению интересов <…>, поскольку влечет необоснованное предъявление платы за безучетное потребление электроэнергии;

2. Выдать ПАО «МРСК Сибири» в лице филиала «Горно-Алтайские электрические сети» предписание об устранении последствий нарушения антимонопольного законодательства, а именно принять меры по отзыву акта о неучтенном потреблении электроэнергии от 18.01.2013г. №000211 и расчетного листа к нему;

3. Передать материалы дела уполномоченному лицу УФАС по РА для возбуждения административного производства, предусмотренного частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ в отношении лица, виновного в нарушении антимонопольного законодательства.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание: За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 43-А/15

 30 ноября 2015 года                                                                                       г. Горно-Алтайск

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <…>,

руководствуясь частью 1 статьи 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 30.11.2015г. по делу № 43-А/15 от 12.11.2015г. о нарушении ПАО «МРСК Сибири» в лице филиала «Горно-Алтайские электрические сети» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

ПАО «МРСК Сибири» в лице филиала «Горно-Алтайские электрические сети» устранить последствия нарушения антимонопольного законодательства (части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»), выразившегося в нарушении предусмотренного пунктом 193 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442, порядка составления акта о неучтенном потреблении электроэнергии, а именно составление акта о неучтенном потреблении электроэнергии от 18.01.2013г. № 000211 в одностороннем порядке (в отсутствии потребителя), что не может являться допустимым и достоверным доказательством факта и объема безучетного потребления электроэнергии, путем отзыва акта о неучтенном потреблении электроэнергии от 18.01.2013г. №000211 и расчетного листа.

О выполнении настоящего Предписания сообщить в срок до 21 декабря 2015г., представив в управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай подтверждающие документы.

 

        Председатель Комиссии                                                          <…>

        Члены Комиссии                                                                      <…>

                                                                                                        <…>                                                                                                                               

 

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания  антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны