Решение б/н Решение и предписание в отношении ООО «НСГ-«Росэнерго» от 10 марта 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО РЕСПУБЛИКЕ АЛТАЙ

Р Е Ш Е Н И Е № 43

                                                                                                           г. Горно-Алтайск

Резолютивная часть решения оглашена «20» февраля 2015 г.

В полном объеме решение изготовлено «06» марта 2015 г.            

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе <…>;

в присутствии:

представителей ответчика ООО «НСГ-«Росэнерго <…>;

заявителей: <…>,                                                                       

рассмотрев 20.02.2015г. дело № 43 от 30.12.2014г., возбужденное в отношении ООО «Национальная страховая группа-«Росэнерго» (Республика Алтай, г.Горно-Алтайск, пр. Коммунистический, 9-1, ИНН 0411063374) по признакам нарушения пунктов 3, 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

У С Т А Н О В И Л А:

1. С августа 2014г. в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай (далее - УФАС по РА) стали поступать обращения владельцев автотранспортных средств на неправомерные действия страховых организаций, осуществляющих деятельность на территории Республики Алтай при заключении договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее-договор ОСАГО). Из представленной заявителями информации следует, что при обращении в страховые организации по вопросу заключения договора ОСАГО сотрудники или страховые агенты организации требуют в обязательном порядке заключить дополнительно договоры добровольного страхования (от несчастных случаев, болезней, жизни). В случае отказа страхователей в получении и оплате полиса добровольного страхования им отказывают в заключении договора ОСАГО.

В целях определения доминирующего положения страховых организаций УФАС по РА проведен анализ состояния конкуренции на товарном рынке услуг обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств за 2013 год в границах Республики Алтай.

Статьей 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» установлено, что  доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Условия признания доминирующим положением финансовой организации (за исключением кредитной организации) с учетом ограничений, предусмотренных Федеральным законом о защите конкуренции, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 09.06.2007г. № 359 установлены условия, необходимые для признания доминирующим положением финансовой организации.

Исходя из объема поступления страховых премий в сегменте обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в разрезе страховых организаций, УФАС по РА установлено, что доминирующее положение на товарном рынке услуг обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств за 2013 год в границах Республики Алтай занимает ООО «НСГ-Росэнерго» с долей 26,3%.

Соответственно на ООО «НСГ-«Росэнерго» распространяются требования и запреты, установленные статьей 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее-Закон о защите конкуренции).

2. В адрес УФАС по РА поступило заявление <…> (вх.№3171 от 10.11.2014г.) на действия ООО «НСГ-«Росэнерго» по навязыванию добровольных услуг страхования от несчастных случаев и болезней при заключении договора ОСАГО.

УФАС по РА по результатам рассмотрения заявления <…> в действиях ООО «НСГ-«Росэнерго» установлены признаки нарушения пунктов 3, 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившиеся в злоупотреблении доминирующим положением на рынке ОСАГО в границах Республики Алтай путем навязывания <…> дополнительных страховых услуг (услуги по добровольному страхованию от несчастных случаев и болезней, средств наземного транспорта (Дорожный КАСКО), в которых <…> не была заинтересована при заключении договора ОСАГО, а также отказа в заключении договора ОСАГО без одновременного заключения дополнительных страховых услуг, что противоречит статье 421 ГК РФ, пункту 3 статьи 426 ГК РФ, пункту 1.5 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденных положением ЦБ РФ от 19.09.2014г. №431-П.

Согласно пунктам 3, 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе следующие действия (бездействие):

- навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или)  прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования);

- экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, занимающему доминирующее положение, предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения.

Предупреждение выдается хозяйствующему субъекту, занимающему доминирующее положение, в случае выявления признаков нарушения пунктов 3 и 5 части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона. Принятие антимонопольным органом решения о возбуждении дела о нарушении пунктов 3 и 5 части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения не допускается.

На основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции, принимая во внимание, что в действиях ООО «НСГ-«Росэнерго» содержатся признаки нарушения пунктов 3, 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции УФАС по РА было выдано ООО «НСГ-«Росэнерго» предупреждение №6 от 17.11.2014г. о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства в срок до 28.11.2014г. а именно:

- исключения (недопущения) фактов навязывания контрагентам (владельцам транспортных средств) дополнительных страховых услуг (добровольных видов страхования), в которых контрагенты не заинтересованы при заключении договора ОСАГО; а также отказа в заключении договора ОСАГО без одновременного заключения со страхователем ОСАГО договора о предоставлении иных страховых услуг (добровольных видов страхования);

- доведения до сведения (направления письменных указаний) всех сотрудников страховых отделов, офисов, представительств ООО «НСГ-«Росэнерго», агентов и индивидуальных предпринимателей, реализующих полисы ОСАГО от ООО «НСГ-«Росэнерго» в Республике Алтай содержание пункта 1 настоящего предупреждения;

- обеспечения контроля за исполнением сотрудниками страховых отделов, офисов, представительств ООО «НСГ-«Росэнерго», агентами и индивидуальными предпринимателями, реализующими полисы ОСАГО от ООО «НСГ-«Росэнерго» в Республике Алтай, пункта 1 настоящего предупреждения.

ООО «НСГ-«Росэнерго»  письмом от 27.11.2014г. вх.№5134 сообщило в УФАС по РА о том, что предупреждение №6 от 17.11.2014г. исполнено, а именно: проведено дополнительное занятие с агентской сетью, в ходе которого указано на то, что представляемая, в рамках их деятельности, информация об иных видах страховых услуг, оказываемых компанией ООО «НСГ-«Росэнерго» носит исключительно рекламный характер, реализация иных видов страхования является строго добровольной для клиентов компании. Приобретение продуктов по добровольным видам страхования не является обязательным условием для заключения договора ОСАГО. Документов, регламентирующих порядок заключения договоров ОСАГО одновременно с заключением договоров добровольного страхования нет.

Однако, после выдачи УФАС по РА предупреждения ООО «НСГ-«Росэнерго» о прекращении действий (бездействий), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, в адрес УФАС по РА с заявлениями на неправомерные действия ООО «НСГ-«Росэнерго», выраженные в навязывании добровольных услуг страхования и отказе в заключении договоров ОСАГО, обратились граждане: <…> в электронной форме через систему «обратной связи», размещенной на официальном сайте УФАС по РА.

Таким образом, вынесенное УФАС по РА в отношении ООО «НСГ-«Росэнерго» предупреждение №6 от 17.11.2014г. о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, фактически не было исполнено, что подтверждают  факты поступления в адрес антимонопольного органа  обращений граждан, т.е формально сообщив об исполнении предупреждения страховая организация не прекратила нарушение антимонопольного законодательства.

3. Исходя из существа заявления <…> (вх.№3504 от 04.12.2014), 03.12.2014г. заявитель обратился в ООО «НСГ-«Росэнерго» с целью заключения договора ОСАГО на 2014г.-2015г. При оформлении полиса сотрудник страховой организации произвел расчет страховой премии в размере 4600 руб. с включением дополнительных страховых услуг «МИНИ-КАСКО» и страхование жизни. <…>  отказался от оплаты дополнительных страховых услуг, не являющихся обязательными, в связи с чем сотрудник ООО «НСГ-«Росэнерго» отказал <…>  в заключении договора ОСАГО.

Исходя из существа заявления <…> (вх.№3672 от 19.12.2014), 09.11.2014г. заявитель обратился в представительство ООО «НСГ-«Росэнерго» в с.Онгудай с целью заключения договора ОСАГО на 2014г.-2015г. При заключении договора ОСАГО серии ССС №0701354090 сотрудник ООО «НСГ-«Росэнерго» навязал <…> заключение договоров добровольного страхования от несчастных случаев «Дорожный», «Дорожный+», «Мое здоровье» с взиманием страховой премии в размере 1700 руб.

Исходя из существа заявления <…> (вх.№3708 от 24.12.2014), 24.12.2014г. заявитель обратился в ООО «НСГ-«Росэнерго» с целью заключения договора ОСАГО на 2014г.-2015г. При оформлении полиса ОСАГО сотрудником страховой организации было указано <…> о необходимости заключения договора добровольного страхования «Дорожный», с чем заявитель не согласился. Сотрудником ООО «НСГ-«Росэнерго» в виду отказа <…> от заключения договора добровольного страхования «Дорожный» не был заключен договор ОСАГО. <…> предложили встать в очередь для заключения договора ОСАГО и записаться в Журнал учета на январь 2015г.

Согласно части 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган принимает решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.

В соответствии с частью 12 статьи 44 Закона о защите конкуренции, приказом УФАС по РА от 30.12.2014г. № 545 возбуждено дело № 43 и создана Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства. Рассмотрение дела назначено на 22.01.2015г.

После возбуждения дела №43 в адрес УФАС по РА поступило заявление <…> на неправомерные действия ООО «НСГ-«Росэнерго» по навязыванию дополнительных страховых услуг при заключении договора ОСАГО.

Исходя из существа заявления <…> (вх.№3797 от 30.12.2014г.), 13.12.2014г. заявитель обратилась в ООО «НСГ-«Росэнерго» для заключения договора ОСАГО на 2014г.-2015г. При заключении договора ОСАГО  серии ССС №0701380104 <…> обнаружила, что страховая организация  застраховала ее от несчастных случаев: «Мое здоровье», «Защита», «Дорожный» на сумму 1500 руб. без ее согласия. В связи  с чем <…> указала в полисе страхования от несчастных случаев, квитанциях о несогласии страхования от несчастных случаев.

УФАС по РА в адрес ООО «НСГ-«Росэнерго» направило запрос от 15.01.2015г. № 61/10 о предоставлении пояснений по фактам, изложенным в заявлении <…>, и указало, что данное заявление приобщено к материалам дела №43 и будет рассмотрено 22.01.2015г. на заседании Комиссии УФАС по РА.

22.01.2015г. на заседании Комиссии УФАС по РА <…> подтвердили доводы, изложенные в заявлениях.

<…> надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения дела №43, на рассмотрение дела не явились, представителей не направили.

Представитель ООО «НСГ-«Росэнерго» по доверенности от 07.07.2014г. №104 <…> указал, что <…> обратилась к страховому агенту <…> с целью заключения договора ОСАГО. В рамках своей деятельности страховой агент предложил <…> рассмотреть добровольные виды страхования. В связи с чем 13.12.2014г. между ООО «НСГ-«Росэнерго» и <…> был заключен договор ОСАГО серии ССС №0701380104, а также заключены договоры добровольного страхования «Моё здоровье», «Дорожный» от несчастных случаев «Защита». 21.01.2015г. ООО «НСГ-«Росэнерго» по заявлению <…> расторгло договоры добровольного страхования и возвратило сумму в размере 1500 руб. Также указал, что навязывание страхователям заключения договоров добровольного страхования происходит по личной позиции исполнительного директора ООО «НСГ-«Росэнерго» в Республике Алтай Кузнецовой И.В. Ходатайствовал об отложении рассмотрения дела №43 в связи с необходимостью сбора информации о количестве заключенных договоров добровольного страхования.

22.01.2015г. Комиссия УФАС по РА на основании пункта 1 части 1, части 5 статьи 47 Закона о защите конкуренции отложила рассмотрение дела №43 по ходатайству ООО «НСГ-«Росэнерго» в связи с необходимостью предоставления информации о количестве заключенных договоров добровольного страхования до 20.02.2015г.

После вынесения определения от 22.01.2015г. об отложении рассмотрения дела №43 от 30.12.2014г. в адрес УФАС по РА поступили заявления <…> , <…> , <…>  в отношении ООО «НСГ-«Росэнерго» по отказу в заключении договоров ОСАГО, навязыванию заключения договора добровольного страхования при заключении договора ОСАГО.

УФАС по РА в адрес ООО «НСГ-«Росэнерго» направило запросы от 30.01.2015г. №217/10, от 03.02.2015г. №247/10, от 10.02.2015г. № 309/10 о предоставлении пояснений по фактам, изложенных в заявлениях <…> и указало, что данные заявления приобщены к материалам дела №43 и будут рассмотрены 20.02.2015г. на заседании Комиссии УФАС по РА.

Исходя из существа заявления <…>  (вх.№1986 от 28.01.2015г.), 26.01.2015г. заявитель подал в ООО «НСГ-«Росэнерго» заявление о заключении договора ОСАГО на 2015г.-2016г. ООО «НСГ-«Росэнерго» письмом от 28.01.2015г. № 6 неправомерно отказало <…>  в заключении договора ОСАГО.

Исходя из существа заявления <…>  (вх.№221 от 30.01.2015г.), 26.01.2015г. заявитель обратился в ООО «НСГ-«Росэнерго» для заключения договоров ОСАГО на 2015г.-2016г. При заключении договоров ОСАГО страховщик указал о необходимости заключения договоров дополнительного страхования жизни и здоровья или дорожного страхования на сумму в размере 1500 руб. После отказа <…>  от заключения договоров дополнительного страхования, страхователь внес заявителя в журнал учета очередников, не указав дату и время заключения договоров ОСАГО. <…> , не согласившись с данными действиями страховщика, подал письменное заявление о страховании транспортных средств без заключения договоров дополнительного страхования. ООО «НСГ-«Росэнерго» письмом от 27.01.2015г. № 5 отказало <…>  в заключении договоров ОСАГО.

Исходя из существа заявления <…>  (вх.№ 287 от 09.02.2015г.), 22.01.2015г. заявитель обратился в подразделение ООО «НСГ-«Росэнерго» в с.Онгудай с заявлением о заключении договора ОСАГО на 2015г.-2016г. При заключении договора ОСАГО <…>  пояснили, что наряду с договором ОСАГО ему необходимо заключить договор добровольного страхования, размер страховой премии составит 3600 руб.

Согласно пояснению ООО «НСГ-«Росэнерго» (вх.№286 от 09.02.2015,) 26.01.2015 при обращении <…>  для заключения договора ОСАГО страховщиком в заключении договора ОСАГО не было отказано. На момент обращения заявителя Автоматизированная информационная система Российского союза автостраховщиков была недоступна. В связи с чем, у страховщика отсутствовала возможность рассчитать страховую премию по договору ОСАГО. Вместе с тем, страховщиком была представлена заявителю информация об иных видах  страховых услуг. 30.01.2015 при повторном обращении <…>  был заключен договор ОСАГО серии ЕЕЕ №0708264503 со сроком действия с 30.01.2015 по 29.01.2016, договоров добровольного страхования заключено не было.

Согласно пояснению ООО «НСГ-Росэнерго» (вх.№ 311 от 09.02.2015г.,) 26.01.2015 при обращении <…>  в заключении договора ОСАГО отказано не было. В момент обращения заявителя в АИС РСА наблюдались частые перебои и у страховщика отсутствовала возможность рассчитать страховую премию по договору ОСАГО. Заявителю направлено письмо с пояснением причин  невозможности заключения договора ОСАГО и с предложением, что как только система заработает заявителя пригласят для заключения договора ОСАГО. 03.02.2015 работа АИС РСА возобновилась. Однако заявитель указал, что уже заключил договор ОСАГО в другой страховой организации.

Согласно пояснению ООО «НСГ-«Росэнерго» (вх.№367 от 16.02.2015), страховщиком не установлен факт обращения <…>  в адрес подразделения ООО «НСГ-«Росэнерго» в с.Онгудай.

На определение от 22.01.2015г. об отложении рассмотрения дела № 43 от 30.12.2014г. ООО «НСГ-«Росэнерго» представило информацию (вх.№ 299 от 09.02.2015), согласно которой страховой продукт добровольного страхования «МИНИ-КАСКО», от несчастных случаев «Дорожный+», «Защита» в обществе не существует. Обществом представлена информация о количестве заключенных договоров  ОСАГО за 2 полугодие 2014г. в количестве 6787 шт.; договоров страхования от несчастных случаев «Мое здоровье» (4583 шт), «Дорожный» (3444 шт), в 2013г. таких страховых продуктов не было; представило сумму выручки от заключения договоров ОСАГО за 2013г. Локально-нормативными актами общества не предусмотрено обязательное дополнительное страхование  при заключении договоров ОСАГО. Ведение журнала учета заявлений на заключение договоров ОСАГО за 2014 не предусмотрено Правилами профессиональной деятельности членов РСА, поэтому такой журнал ведется по желанию страховых агентов.

20.02.2015г. на заседании Комиссии УФАС по РА, <…>  подтвердили доводы, изложенные в заявлениях. Также <…> указал, что при заключении договора ОСАГО ему предложили заключить добровольные договоры страхования «Дорожный», «Мое здоровье», заявитель отказался от заключения добровольных договоров страхования, в связи с чем страховщик указал, что компьютерная программа не может занести данные без дополнительного страхования и заявителю пришлось заключить договор ОСАГО вместе с добровольными договорами страхования. Через неделю заявитель обратился к страховщику для расторжения договора ОСАГО, добровольных договоров страхования и возврата страховой премии, однако страховщик отказался расторгнуть договор ОСАГО, добровольные договоры страхования и возвратить страховую премию. Позже заявитель приобрел новый автомобиль заключил договор ОСАГО в г.Горно-Алтайске в другой страховой организаций,  при этом страхователь не предлагал ему заключить добровольные договоры страхования  дополнительно к договору ОСАГО.

<…>   надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения дела №43, на рассмотрение дела 20.02.2015г. не явились, представителей не направили.

На заседании Комиссии УФАС по РА представитель ООО «НСГ-«Росэнерго» Буянова М.Э. подтвердила доводы, изложенные в пояснениях ООО «НСГ-«Росэнерго», представленных в адрес УФАС по РА (вх.№№ 286, 311, 367 от 09.02.2015г., 16.02.2015г.) по заявлениям <…> ,  также указала, что от  <…>   в адрес ООО «НСГ-«Росэнерго» не поступали надлежащим образом оформленные заявления в письменной форме с приложением документов, необходимых для заключения договора ОСАГО. В связи с чем, ООО «НСГ-«Росэнерго» не отказывало <…>   в заключении договора ОСАГО. По заявлению <…> со стороны ООО «НСГ-«Росэнерго» не был пропущен установленный срок для заключения договора ОСАГО и страховая организация в последующем предприняла все меры для заключения договора ОСАГО с данными заявителями. По заявлению <…> были указаны доводы, озвученные на заседании Комиссии УФАС по РА от 22.01.2015г. Пояснила, что <…> обратился для заключения договора ОСАГО непосредственно к страховому агенту ООО «НСГ-«Росэнерго» <…> , с которым у общества заключен агентский договор. ООО «НСГ-«Росэнерго» не несет ответственности за действия страховых агентов. Для осуществления контроля за действиями страховых агентов общество издало приказ от 19.06.2014г., который запрещает страховым агентам навязывать добровольные виды страхования и отказывать страхователям в заключении договора ОСАГО. В связи с чем ООО «НСГ-«Росэнерго», со своей стороны, предприняло все меры по недопущению ущемления прав и интересов страхователей.

Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, изучив обстоятельства дела, заслушав пояснения заявителей и ответчика по делу, пришла к выводу:

1. ООО «НСГ-«Росэнерго» в силу части 2 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации и по определению, данному в статье 4 Закона о защите конкуренции, является хозяйствующим субъектом.

Согласно статье 1 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее - Закон об ОСАГО) под страховщиком понимается страховая организация, которая вправе осуществлять обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств в соответствии с разрешением (лицензией), выданным федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

ООО «НСГ-Росэнерго» осуществляет страхование на основании  Лицензии серии С № 329502 от 29.05.2006г., выданной Федеральной службой страхового надзора, в том числе страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств (№ 329502-14). 

Таким образом, ООО «НСГ-«Росэнерго» является страховой организацией, оказывающей страховые услуги, и в силу пунктов 2, 6 статьи 4 Закона о защите конкуренции является финансовой организацией.

2. УФАС по РА в рамках рассмотрения обращений граждан, поступивших в адрес антимонопольного управления с августа 2014 года, в целях определения доминирующего положения финансовой организации проведен анализ состояния конкуренции на товарном рынке услуг обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств  в границах Республики Алтай за 2013г.

При проведении анализа УФАС по РА руководствовалось:

- Правилами установления доминирующего положения финансовой организации (за исключением кредитной организации), утвержденными постановлением Правительства РФ от 09.06.2007г. № 359;

- Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010г. № 220.

По результатам проведенного анализа состояния конкуренции на товарном рынке услуг обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств за 2013 год в границах Республики Алтай, УФАС по РА установлено следующее:

Исходная информация представлена ГУ Банка России по Новосибирской области, и страховыми компаниями, осуществляющими деятельность по страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств на территории Республики Алтай.

Согласно пункту 1 статьи 15 Закона об ОСАГО обязательное страхование осуществляется владельцами транспортных средств путем заключения со страховщиками договоров обязательного страхования, в которых указываются транспортные средства, гражданская ответственность владельцев которых застрахована.

В соответствии с абзацем 8 статьи 1 Закона об ОСАГО под договором обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств понимается договор страхования, по которому страховщик обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить потерпевшим причиненный вследствие этого события вред их жизни, здоровью или имуществу (осуществить страховую выплату) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы). Договор обязательного страхования заключается в порядке и на условиях, которые предусмотрены Законом об ОСАГО, и является публичным.

При заключении договора обязательного страхования страховщик вручает страхователю страховой полис, являющийся документом, удостоверяющим осуществление обязательного страхования.

В соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД) продуктовыми границами рынка является - страхование ответственности (код 66.03.3). В связи с чем, продуктовые границы анализируемого рынка определены как деятельность по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Временным интервалом исследования анализа товарного рынка услуг обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств являлся 2013 год (с 01.01.2013г. по 31.12.2013г.).

Согласно абзацу 2 пункта 4.5 Порядка №220 определение географических границ товарного рынка осуществляется методом установления фактических районов продаж (местоположения приобретателей), хозяйствующих субъектов (продавцов), осуществляющих продажи на рассматриваемом товарном рынке (в предварительно определенных географических границах).

В силу абзаца 2 пункта 4.5 Порядка № 220, исходя из места предоставления услуги ОСАГО, местоположения приобретателей услуги ОСАГО, географическими границами рынка услуг ОСАГО являются административные границы Республики Алтай. Услуги обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в подавляющем большинстве случаев приобретаются там,  где зарегистрировано транспортное средство, приобретать данные услуги за пределами этой территории нецелесообразно.

Товарный рынок услуг обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств характеризуется наличием следующих барьеров входа на рынок: 1) Экономические ограничения: обеспечение финансовой устойчивости и платежеспособности страховщика (например, минимальный размер уставного капитала установлен в размере 120 миллионов рублей); создание страховых резервов, достаточных для исполнения обязательств по страхованию; 2) Административные ограничения: лицензирование страховой деятельности; государственное регулирование базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов ОСАГО; государственный контроль за деятельностью страховых организаций.  

В состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке услуг обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств на территории Республики Алтай, входят страховые организации, осуществляющие страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств и имеющие лицензию на предоставление данной услуги.

Согласно информации, полученной от ГУ Банка России по Новосибирской области, и страховых организаций, по состоянию на 01.07.2014г. на территории Республики Алтай на рынке оказания услуг обязательного страхования гражданской  ответственности владельцев транспортных средств деятельность осуществляют: 1 страховая организация - ООО «НСГ-Росэнерго» и 9 филиалов: ООО «Росгосстрах», ЗАО «Д2 Страхование», ООО «Страховая Компания «Согласие», ОАО «САК «Энергогарант», ОСАО «Ингострах», ОАО «ГСК «Югория», ОСАО «РЕСО-Гарантия», СОАО «ВСК», ОАО «Страховое общество ЖАСО».

Основным показателем для расчета объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке является объем собранных страховых премий на рассматриваемом рынке, которая составила за 2013г. сумму в размере 76739 тыс. руб.

Исходя из объема поступления страховых премий в сегменте обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в разрезе страховых организаций, можно сделать вывод о том, что наибольшую долю на рынке имеет ООО «НСГ-Росэнерго».

Правилами установления доминирующего положения финансовой организации (за исключением кредитной организации), утвержденными постановлением Правительства РФ от 09.07.2007г. №359, предусмотрено, что с учетом относительного размера долей на соответствующем товарном рынке, принадлежащих конкурентам, доминирующим признается положение финансовой организации, в отношении которой выполняются в совокупности следующие условия:
        - доля финансовой организации превышает 10 процентов на единственном в Российской Федерации товарном рынке либо 20 процентов на товарном рынке, обращающийся на котором товар обращается также на иных товарных рынках в Российской Федерации;

- доля финансовой организации на товарном рынке в течение длительного периода времени (не менее одного года или в течение срока существования соответствующего товарного рынка, если такой срок составляет менее одного года) увеличивается и (или) неизменно превышает 10 процентов на единственном в Российской Федерации товарном рынке либо 20 процентов на товарном рынке, обращающийся на котором товар обращается также на иных товарных рынках в Российской Федерации.

В связи с чем для определения условий установления доминирующего положения страховых организаций, действующих на данном товарном рынке, УФАС по РА произведен расчет долей хозяйствующих  субъектов, действующих на товарном рынке услуг обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств на территории Республики Алтай за 2013г. и 1 полугодие 2014 года.

        Доля ООО «НСГ-Росэнерго» на товарном рынке услуг обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств на территории Республики Алтай за 2013г. составила 26,3%,, за 1 полугодие 2014г. составила 27,2%.

Таким образом, доля ООО «НСГ-Росэнерго» за 2013г. на территории Республики Алтай составляет и неизменно превышает в течение длительного периода времени (2013г. и 1 полугодие 2014г.) 20%, то есть, соблюдены условия, необходимые для признания положения ООО «НСГ-Росэнерго» на товарном рынке услуг обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств - доминирующим.

3. Согласно  статье 3 Закона Российской Федерации от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (далее - Закон об организации страхового дела) страхование осуществляется в форме добровольного страхования и обязательного страхования. Условия и порядок осуществления обязательного страхования определяются федеральными законами о конкретных видах обязательного страхования.

Правовые, экономические и организационные основы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств определяются Федеральным законом от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (Закон об ОСАГО).

Статьей 4 Закона об ОСАГО установлено, что владельцы транспортных средств обязаны на условиях и в порядке, которые установлены данным Федеральным законом и в соответствии с ним, страховать риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств. Обязанность по страхованию гражданской ответственности распространяется на владельцев всех используемых на территории Российской Федерации транспортных средств, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 3 и 4 настоящей статьи.

Нормы действующего законодательства, в том числе страхового, не содержат иных требований к владельцу транспортного средства по обязательному страхованию.

Таким образом, обязательным условием для владельца транспортного средства является заключение только договора ОСАГО.

В силу абзацу 8 статьи 1 Закона об ОСАГО договор ОСАГО является публичным.

Согласно части 1 статьи 426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится.  Цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей.

Частью 3 статьи 426 ГК РФ предусмотрено, что отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается.

В соответствии с пунктом 1.5 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденных положением ЦБ РФ от 19.09.2014г. № 431-П, страховщик не вправе отказать в заключении договора обязательного страхования владельцу транспортного средства, обратившемуся к нему с заявлением о заключении договора обязательного страхования и представившему документы в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

Пункт 1.6 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденных положением ЦБ РФ от 19.09.2014г. № 431-П предусматривает, что  для заключения договора обязательного страхования страхователь представляет страховщику документы, указанные в статье 15 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

Согласно части 2 статьи 15 Закона об ОСАГО договор обязательного страхования заключается в отношении владельца транспортного средства, лиц, указанных им в договоре обязательного страхования, или в отношении неограниченного числа лиц, допущенных владельцем к управлению транспортным средством в соответствии с условиями договора обязательного страхования, а также иных лиц, использующих транспортное средство на законном основании.

Часть 3 статьи 15 Закона об ОСАГО предусматривает, что для заключения договора обязательного страхования страхователь представляет страховщику следующие документы: а) заявление о заключении договора обязательного страхования; б) паспорт или иной удостоверяющий личность документ (если страхователем является физическое лицо); в) свидетельство о государственной регистрации юридического лица (если страхователем является юридическое лицо);  г) документ о регистрации транспортного средства, выданный органом, осуществляющим регистрацию транспортного средства (паспорт транспортного средства, свидетельство о регистрации транспортного средства, технический паспорт или технический талон либо аналогичные документы); д) водительское удостоверение или копия водительского удостоверения лица, допущенного к управлению транспортным средством (в случае, если договор обязательного страхования заключается при условии, что к управлению транспортным средством допущены только определенные лица); е) диагностическая карта, содержащая сведения о соответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств (за исключением случаев, если в соответствии с законодательством в области технического осмотра транспортных средств транспортное средство не подлежит техническому осмотру или его проведение не требуется, либо порядок и периодичность проведения технического осмотра устанавливаются Правительством Российской Федерации, либо периодичность проведения технического осмотра такого транспортного средства составляет шесть месяцев, а также случаев, предусмотренных пунктом 3 статьи 10 настоящего Федерального закона).

Исходя из материалов дела №43 Комиссией УФАС по РА установлено, что <…> не обращались с заявлениями о заключении договора ОСАГО с приложением документов, установленных частью 3 статьи 15 Закона об ОСАГО, в ООО «НСГ-«Росэнерго». Форма заявления о заключении договора ОСАГО утверждена Положением ЦБ РФ от 19.09.2014г. № 431-П «Об утверждении Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств». <…> обращались в устном порядке в ООО «НСГ-«Росэнерго» для заключения договора ОСАГО.

4. Частью 10.1 статьи 15 Закона об ОСАГО предусмотрено, что при заключении договора обязательного страхования в целях расчета страховой премии и проверки данных о наличии или отсутствии страховых выплат, а также проверки факта прохождения технического осмотра страховщик использует информацию, содержащуюся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования, созданной в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона, и информацию, содержащуюся в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра. Заключение договора обязательного страхования без внесения сведений о страховании в автоматизированную информационную систему обязательного страхования, созданную в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона, и проверки соответствия представленных страхователем сведений, содержащейся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования и в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра информации, не допускается.

Согласно пункту 1.8 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденных положением ЦБ РФ от 19.09.2014г. № 431-П, при заключении договора обязательного страхования страховщик проверяет соответствие представленных страхователем сведений о страховании и сведений, указанных в заявлении о заключении договора обязательного страхования, информации, содержащейся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования и в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра.

В соответствии с пунктом 2.1 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденных положением ЦБ РФ от 19.09.2014г. № 431-П, расчет страховой премии по договору обязательного страхования осуществляется страховщиком исходя из сведений, сообщенных страхователем в письменном заявлении о заключении договора обязательного страхования или заявлении, направленном страховщику в виде электронного документа, сведений о страховании с учетом информации, содержащейся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования.

Исходя из материалов дела №43 Комиссией УФАС по РА установлено, что 26.01.2015г. при подаче заявлений о заключении договора ОСАГО <…> в системе  АИС РСА проводились регламентные работы с 25.01.2015г. по 04.02.2015г., что подтверждается уведомлениями Российского Союза Автостраховщиков, направленными в адрес страховщиков. Комиссия УФАС по РА приняла во внимание дальнейшие действия ООО «НСГ-Росэнерго», направленные на заключение с <…> договора ОСАГО.

Согласно пункту 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.     

Таким образом, Комиссией УФАС по РА со стороны ООО «НСГ-«Росэнерго» не установлено нарушение  требований пункта 5 части 1  статьи 10  Закона о защите конкуренции.

5. Одним из основных принципов обязательного страхования является всеобщность и обязательность страхования гражданской ответственности владельцами транспортных средств.

Согласно части 5 статьи 4 Закона об ОСАГО владельцы транспортных средств обязаны на условиях и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом и в соответствии с ним, страховать риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств. Кроме того, они могут дополнительно в добровольной форме осуществлять страхование на случай недостаточности страховой выплаты по обязательному страхованию для полного возмещения вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потерпевших, а также на случай наступления ответственности, не относящейся к страховому риску по обязательному страхованию.

Исходя из норм указанной статьи, обязательным условием для владельца транспортного средства является заключение договора ОСАГО. При этом дополнительно в добровольной форме могут заключаться иные виды договоров страхования.

Из материалов дела №43 следует, что:

- 11.11.2014г. страховой агент  ООО «НСГ-«Росэнерго» <…>  в с.Онгудай заключил договор ОСАГО серии ССС №0701354090 с <…>  и договоры добровольного страхования: «Дорожный+» (№041940-14/НТДП-04ГА от 11.11.2014г.), от несчастных случаев  «Дорожный» (№046450-14/НСД-04ГА от 11.11.2014г.), «Мое здоровье» (№023620-14/НСМ-04АГ от 11.11.2014г.). Сумма страховой премии составила 1700 рублей.

- 13.12.2014г. страховой агент  ООО «НСГ-«Росэнерго» <…>  в г.Горно-Алтайске заключил договор ОСАГО серии ССС №0701380104 с <…> и договоры добровольного страхования: «Защита» (№006190-14/НТЗ-04ГА от 13.12.2014г.),  от несчастных случаев «Дорожный» (№061374-14/НСД-04ГА от 13.12.2014г.), «Мое здоровье» (№027597-14/НСМ-04АГ от 13.12.2014г.). Сумма страховой премии составила 1500 рублей.

Из материалов дела №43 установлено, что <…> непосредственно в полисе страхования от несчастных случаев «Мое здоровье» указала о нежелании страховаться от несчастных случаев.

Таким образом, ООО «НСГ-«Росэнерго» 11.11.2014г. и 13.12.2014г. заключило с <…> и <…> договоры ОСАГО только с одновременным  заключением договоров добровольного страхования «Дорожный», «Защита», от несчастных случаев «Дорожный», «Мое здоровье».

Согласно статье 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена законодательством или добровольно принятым обязательством.

Комиссия УФАС по РА считает, что поступившие в УФАС по РА заявления <…> и <…> содержат одинаковое описание действий представителей ООО «НСГ-«Росэнерго», несмотря на то, что заявители обращались в различные страховые отделы (офисы) страховой организации на территории Республики Алтай и в разное время.

ООО «НСГ-«Росэнерго», навязывая <…> и <…> при заключении договора ОСАГО заключение иного договора страхования, воздействует на волю физических лиц, принуждает их подписать договор ОСАГО на условиях, не относящихся к предмету договора, под угрозой наступления негативных последствий (отказ заключить обязательный для клиента договор ОСАГО). Навязывая иные услуги страхования, в которых физические лица не заинтересованы, ООО «НСГ-«Росэнерго» существенно увеличивает расходы потребителей на приобретение договора ОСАГО, тем самым ущемляя их интересы.

Исходя из материалов дела, Комиссией УФАС по РА установлено, что в результате навязывания страховой организацией договора добровольного страхования, <…> понесли дополнительные расходы в размере 1700 рублей и 1500 рублей.

Доводы ООО «НСГ-«Росэнерго» о том, что общество не ставит условием заключения договора ОСАГО одновременное заключение какого-либо договора добровольного страхования (ссылаясь на приказ общества от 19.06.2014г. №53 «О соблюдении законодательства при осуществлении кросс-продаж и страховых продуктов»), навязывание договоров добровольного страхования осуществляют страховые агенты самостоятельно без согласия общества, Комиссией УФАС по РА отклоняются как несоответствующие материалам дела, в том числе письменным заявлениям клиентов ООО «НСГ-«Росэнерго».

В материалы дела представлен агентский договор №6-14ГА от 19.09.2014г., заключенный ООО «НСГ-«Росэнерго» (Принципал) с ИПБОЮЛ <…>  (Агент). По условиям агентского договора Принципал поручает, а Агент принимает на себя обязательство от имени и за счет Принципала привлекать страхователей и заключать договоры страхования,  а также вносить изменения в договоры страхования, виды которых указаны в приложении №1.

Приложением №1 к агентскому договору установлены виды договоров страхования, лимиты, размер агентского вознаграждения. Согласно Приложению №1 к агентскому договору за заключение агентом договора страхования «Мое здоровье» предусмотрен размер агентского вознаграждения (в % от фактически поступившей суммы) в размере 20% (до 25%); за заключение договора от несчастных случаев  «Дорожный» в размере 0% (до 25%); за заключение договора «Дорожный+» в размере 25% (до 25%).

Вознаграждение со стороны ООО «НСГ-«Росэнерго» направлено на стимулирование страховых агентов заключать договоры добровольного страхования при заключении договора ОСАГО.

Согласно пункту 1 статьи 1005 ГК РФ по сделке, совершенной агентом с третьим лицом от имени и за счет принципала, права и обязанности возникают непосредственно у принципала.

Таким образом, Комиссия УФАС по РА считает, что ответственность за действия страховых агентов ООО «НСГ-«Росэнерго» по навязыванию договоров добровольного страхования при заключении договора ОСАГО несет само общество.

Комиссия УФАС по РА, проанализировав представленные ООО «НСГ-«Росэнерго» на определение об отложении рассмотрения дела №43 от 22.01.2015г., сведения установила, что количество договоров ОСАГО в 2014г. выросло по сравнению с 2013г. на 2402 шт., а договоры добровольного страхования «Мое здоровье», «Дорожный» в 2013г. не заключалось, но заключались с 2014г.

Период

2013 год

2014 год

 

Количество заключенных договоров ОСАГО

Количество заключенных договоров «Мое здоровье»

Количество заключенных договоров «Дорожный»

Количество заключенных договоров ОСАГО

Количество заключенных договоров «Мое здоровье»

Количество заключенных договоров «Дорожный»

1 квартал

1318

0

0

1833

0

0

2 квартал

2086

0

0

3518

110

0

3 квартал

3210

0

0

3044

1922

0

4 квартал

3122

0

0

3743

2551

3444

год

9736

0

0

12138

4583

3444

Из представленных в таблице данных следует, что начиная с 4 квартала 2014г. (когда стали поступать в УФАС по РА заявления о навязывании договоров добровольного страхования при заключении договоров ОСАГО) стали заключаться договоры добровольного страхования. Таким образом, усматривается взаимосвязь между появлением договоров добровольного страхования и жалобами граждан по навязыванию договоров добровольного страхования при заключении договоров ОСАГО.

При этом Комиссия УФАС по РА, проанализировав условия договора страхования от несчастных случаев «Дорожный» (страховой случай: несчастный случай, произошедший в результате ДТП) и «Мое здоровье» (страховой случай при травматическом повреждении, инвалидности, смерти  в результате несчастного случая), усматривает прямую взаимосвязь (соотношение) договора ОСАГО и договора добровольного страхования от несчастных случаев «Дорожный».

ООО «НСГ-«Росэнерго» не представлено каких-либо документальных подтверждений изменения (возникновения) внешних факторов, которые могли бы столь существенно повлиять на повышение спроса у автовладельцев на получение дополнительной страховой услуги «Дорожный», не являющейся в силу действующего законодательства обязательной, но требующей дополнительных денежных вложений.

ООО «НСГ-«Росэнерго» в рамках рассмотрения дела не представлена какая-либо информация и документальных подтверждений о проведении мероприятий (не противоречащих требованиям действующего законодательства), направленных на повышение заинтересованности автовладельцев при оформлении полисов ОСАГО добровольно (сознательно) заключать договора «Дорожный», проведение соответствующей разъяснительной работы среди автовладельцев; проведение каких-либо акций, стимулирующих страхователей ОСАГО к дополнительному заключению договоров добровольного страхования и направленных на повышение привлекательности и продвижение данного страхового продукта.

Соответственно, при отсутствии объективных предпосылок для увеличения объемов продаж полисов добровольного страхования «Дорожный» единственно возможным способом достижения данных показателей явилось осуществление ООО «НСГ-«Росэнерго» совмещенных продаж ОСАГО и договора добровольного страхования «Дорожный» (в связи с невозможностью страхователей отказаться от ОСАГО), а именно навязывание полиса добровольного страхования от несчастных случаев при оформлении полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО).

Исходя из вышеизложенного, Комиссия УФАС по РА приходит к выводу, что ООО «НСГ-«Росэнерго», занимающее доминирующее положение на товарном рынке услуг ОСАГО в границах Республики Алтай за 2013г., навязывало <…> условия договора страхования, не относящиеся к предмету договора ОСАГО.

В соответствии с пунктом 1 статьи 10 ГК РФ не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или)  прямо не предусмотренные федеральными законами,  нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации,  нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации,  нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств,  иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).

Согласно Постановлению Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением Арбитражными судами антимонопольного законодательства» исходя их системного толкования положений статей 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением, необходимо доказать, что хозяйствующий субъект умышленно злоупотребил своими правами, чем причинил вред другим лицам. При этом, оценивая такие действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.

Таким образом, Комиссия УФАС по РА приходит к выводу, что действия ООО «НСГ-«Росэнерго», выразившиеся в навязывании контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования), приводят к ущемлению интересов (возможному ущемлению интересов) физических лиц, в том числе заявителей и заинтересованных лиц, противоречат требованиям пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Из материалов дела №43 следует, что ООО «НСГ-«Росэнерго» возвратило <…> излишне уплаченную страховую премию по договорам добровольного страхования «Защита», от несчастных случаев  «Дорожный», «Мое здоровье» в размере 1500 рублей, что документально подтверждено платежными поручениями №№Г0000066-0000068 от 21.01.2015г.

Также ООО «НСГ-«Росэнерго» на определение от 22.01.2015г. об отложении рассмотрения дела № 43 представило информацию (вх.№299 от 09.02.2015г.), согласно которой страховых продуктов «Мое здоровье», «Дорожный» в 2013г. не было и договоры добровольного страхования от несчастных случаев «Мое здоровье», «Дорожный» не заключались. В материалах дела имеется страховой полис «Дорожный» №058850-НТД от 24.12.2013г., выданный ООО «НСГ-«Росэнерго» гражданину <…>  Соответственно, информация, представленная ООО «НСГ-«Росэнерго» об отсутствии в 2013г. страховых продуктов «Дорожный», является недостоверной, что носит признаки административного правонарушения, предусмотренной частью 5 статьи 19.8 КоАП РФ.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьи 50 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия,

РЕШИЛА:

1. Признать ООО «НСГ-«Росэнерго» занимающим доминирующее положение  на рынке обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в границах Республики Алтай за 2013г.;

2. Признать ООО «НСГ-«Росэнерго» нарушившим требование пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» в части навязывания владельцам транспортных средств (<…>) дополнительных услуг страхования при заключении договора ОСАГО, результатом чего явилось ущемление интересов других лиц;

3. Выдать ООО «НСГ-«Росэнерго» предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства, путем расторжения договоров добровольного страхования с <…> и возвращения заявителю излишне уплаченной суммы страховой премии в размере 1700 руб.;

4. Передать материалы дела уполномоченному лицу УФАС по РА для возбуждения административных производств, предусмотренных частью 1 статьи 14.31, частью 5 статьи 19.8 КоАП РФ в отношении лица, виновного в нарушении антимонопольного законодательства.

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 43

«06» марта 2015 года                                                                          г. Горно-Алтайск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе <…>,руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» на основании своего решения от 06.03.2015г. по делу № 43 о нарушении ООО «НСГ-«Росэнерго» (Республика Алтай, г.Горно-Алтайск, пр. Коммунистический, 9-1, ИНН 0411063374) пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

ООО «НСГ-«Росэнерго» прекратить нарушение антимонопольного законодательства (пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»), путем:

- со дня получения настоящего предписания не навязывать владельцам транспортных средств дополнительных услуг страхования при заключении договора ОСАГО;

- в течении 10 дней со дня получения настоящего предписания расторгнуть договоры добровольного страхования с <…> и возвратить ему излишне уплаченную сумму страховой премии в размере 1700 рублей.

О выполнении настоящего Предписания письменно сообщить в адрес УФАС по РА не позднее 5 дней со дня его выполнения

Связанные организации

Связанные организации не указаны