Решение б/н Решение и предписание по жалобе ООО «Север» на действия зака... от 21 апреля 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 43-К/17

о нарушении законодательства о контрактной системе

«17» апреля 2017 года                                                           г. Горно-Алтайск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия)

в присутствии  представителя заказчика МБОУ «Теректинская СОШ» по доверенности от 14.04.2017г. рассмотрела  жалобу ООО «Север» на действия заказчика МБОУ «Теректинская СОШ»  при проведении электронного аукциона № 0377300037217000001 на капитальный ремонт МБОУ «Теректинская СОШ» по адресу Республика Алтай Усть-Коксинский район с.Теректа ул.Центральная 36.

ООО «Север» должным образом уведомлено о дате и времени рассмотрения жалобы, явку представителя не обеспечило.

УСТАНОВИЛА:

В Алтайское республиканское УФАС России 10.04.2017г. (вх. № 1098) на рассмотрение поступила жалоба ООО «Север» (г. Бийск, ул. Алексея Кольцова, 2) на действия заказчика МБОУ «Теректинская СОШ»  при проведении электронного аукциона № 0377300037217000001 на капитальный ремонт МБОУ «Теректинская СОШ» по адресу Республика Алтай Усть-Коксинский район с.Теректа ул.Центральная 36.

Заявитель считает, что аукционная документация не соответствует требованиям законодательства о контрактной системе.

МБОУ «Теректинская СОШ»  17.04.2017г. (вх.1215) представлено письменное  возражение  на жалобу.

Комиссия УФАС по РА, рассмотрев материалы дела, ознакомившись с доводами, изложенными в жалобе, проведя внеплановую проверку в соответствии с  п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, установила следующее:

23.03.2017г. МБОУ «Теректинская СОШ»  на официальном сайте ЕИС в сфере закупок размещено извещение о проведении электронного аукциона на капитальный ремонт МБОУ «Теректинская СОШ» по адресу Республика Алтай Усть-Коксинский район с.Теректа ул.Центральная 36. 

Согласно извещению № 0377300037217000001:

- начальная (максимальная) цена контракта: 9 000 000,0 руб;

- дата и время окончания срока подачи заявок: 10.04.2017г. 07-00 час;

- дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок: 17.04.2017г.;

- дата проведения аукциона: 20.04.2017г.

1. В соответствии с ч. 3 ст. 7 Федерального закона № 44–ФЗ от 05.04.2013г.   «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» информация, предусмотренная данным Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

Согласно ч.1 ст. 21 Закона о контрактной системе планы-графики содержат перечень закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на финансовый год и являются основанием для осуществления закупок.

Часть 12 данной статьи устанавливает, что не допускаются размещение в единой информационной системе извещений об осуществлении закупки, документации об осуществлении закупки, направление приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом, если такие извещения, документация, приглашения содержат информацию, не соответствующую информации, указанной в планах-графиках.

При анализе информации, размещенной на официальном сайте  ЕИС в сфере закупок (zakupki.gov.ru), Комиссией УФАС по РА установлено, что согласно плану–графику, размещенному в ЕИС 27.01.2017г., планируемый срок окончания исполнения контракта декабрь 2018г. Однако, согласно п. 3.4 проекта контракта (часть IV аукционной документации), контракт действует с момента подписания и  до 31.10.2017г.

  В плане – графике заказчиком установлены сведения о планируемых платежах: сумма на 2017г.- 3 000 тыс. руб., сумма на 2018г. – 6 000 тыс. руб.

Однако, согласно п. 3.2 проекта контракта сроки (периоды) выполнения работ: с даты заключения государственного контракта до 01.09.2017г. Оплата производится в течение 30 дней со дня подписания заказчиком Акта о приемке   выполненных Работ (форма КС-2) и справки о стоимости выполненных Работ и затрат (форма КС-3), а также предоставленного Подрядчиком счета и (или) счета-фактуры, оформленного на основании указанных выше документов.

Представитель заказчика пояснил, что отсутствовала возможность внести изменения в план-график ввиду срочности данной закупки и сбоями на официальном сайте ЕИС. Однако, не представлены документы (скриншоты) с официального сайта, подтверждающие невозможность с 09.03.2017г. (дата заключения соглашения с Минфином РА) по 23.03.2017г. внести изменения в план-график закупок. 

Таким образом, в нарушение ч.3 ст. 7, ч.12 ст. 21  Закона о контрактной системе аукционная документация и проект контракта содержат разночтивую и  несоответствующую плану – графику  информацию. Следовательно, довод жалобы в данной части является обоснованным.

2. Согласно ч. 6 ст. 21 Закона о контрактной системе требования к форме планов-графиков и порядок их размещения в единой информационной системе устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Требования к форме планов-графиков закупок товаров, работ, услуг утверждены постановлением Правительства РФ от 05.06.2015 № 554 «О требованиях к формированию, утверждению и ведению плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд, а также о требованиях к форме плана-графика закупок товаров, работ, услуг».

Согласно данным Требованиям  план-график закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд представляет собой единый документ, форма которого включает,  в том числе запреты на допуск товаров, работ, услуг при осуществлении закупок, а также ограничения и условия допуска в соответствии с требованиями, установленными статьей 14 Федерального закона о контрактной системе.

В п. 22 Информационной карты аукционной документации заказчиком установлены условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, а именно участник закупки не должен принадлежать к числу организаций, находящихся под юрисдикцией Турецкой республики, а также организаций, контролируемых гражданами Турецкой республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией  Турецкой республики в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.12.2015 № 1457.

Однако, планом-графиком МБОУ «Теректинская СОШ» на 2017 год условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, не установлены.

Таким образом, заказчик разместил информацию по закупке, несоответствующую информации, содержащейся в плане-графике, тем самым нарушил положения статьи 21 Закона о контрактной системе и постановления Правительства РФ от 05.06.2015 № 554.

3. В соответствии с ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе в случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.

Комиссия УФАС по РА полагает, что включение заказчиком  в проект контракта условия об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, является обязанностью заказчика.  Однако,  данное условие не влияет на формирование заявок  и   не ущемляет права участников  на участие в данном электронном аукционе. Таким образом, довод жалобы не нашел своего подтверждения.

4. В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Согласно п. 8 Информационной карты документации об электронном аукционе заказчиком установлены требования к лицам, осуществляющим выполнение работ, а именно:  Наличие свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданное саморегулируемой организацией, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство, по перечню, определенному приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 № 624 вступившему в силу с 01.07.2010 г., в соответствии с ч.3.1 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ, содержащего состав деятельности: допуск на «Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком): п. 33.3. «Жилищно-гражданское строительство».

Согласно ч. 1 ст. 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам (далее - свидетельство СРО).

В соответствии с ч. 2 ст. 52 ГрК РФ виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.

В соответствии с ч. 3.1 ст. 52 ГрК РФ в случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства включены в указанный в части 4 статьи 55.8 ГрК РФ перечень, лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.

Таким образом, Комиссия УФАС по РА  считает, что при проведении заказчиком закупки по капитальному ремонту объекта капитального строительства, участник такой закупки должен иметь свидетельство о допуске к работам по организации строительства.

Кроме того, проектом контракта не предусмотрено выполнение работ лично (п.2.5.8, 2.5.13 проекта контракта). Следовательно, довод жалобы является необоснованным.

5. В соответствии с ч.3 ст. 45 Закона о контрактной системе в случае, предусмотренном извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, проектом контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в банковскую гарантию включается условие о праве заказчика на бесспорное списание денежных средств со счета гаранта, если гарантом в срок не более чем пять рабочих дней не исполнено требование заказчика об уплате денежной суммы по банковской гарантии, направленное до окончания срока действия банковской гарантии.

Согласно извещению о проведении электронного аукциона заказчиком установлено, что порядок предоставления обеспечения исполнения контракта установлен в пункте 11 Документации об аукционе, а также в пункте 21 раздела II Информационной карты документации об аукционе.

В пункте 11 аукционной документации заказчиком предусмотрен порядок обеспечения исполнения контракта путем предоставления банковской гарантии, в том числе, что должна содержать банковская гарантия.

В п. 21 Информационной карты предусмотрен способ обеспечения исполнения контракта путем внесения денежных средств на счет заказчика.

В связи с тем, что ни  извещение, ни  аукционная документация, в том числе проект контракта не содержат условия о праве заказчика на бесспорное списание денежных средств, данное право заказчиком не установлено и банковская гарантия данных условий может не содержать. Таким образом, довод жалобы являются необоснованным.

 6. Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик обязан использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иными требованиями, связанными  с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Частью  2 статьи  33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 данной статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товаров, работ, услуг установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

В Техническом задании (часть III аукционной документации) заказчиком установлены требования к материалам, используемым при выполнении работ, в том числе:

- Проволока тип 213: Значение максимального показателя временное сопротивление разрыву не должно быть бoлее 1080 Н/мм2;

- Проволока тип 350: Значение максимального показателя временное сопротивление разрыву не должно быть бoлее 120 кгс/мм2;

- Пиломатериал обрезной тип 121: Значение показателя влажность пиломатериала должно быть не бoлее 22 %;

- Пиломатериал обрезной тип 255: Значение показателя влажность пиломатериала должно быть не более 22 %.

В соответствии с требованиями аукционной документации в первой части заявки участник закупки должен предоставить, в том числе конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе.

В соответствии с Решением Верховного суда Российской Федерации от 09.02.2017г. № АКГ1И16-1287 суд поддержал позицию ФАС России (письмо № ИА/44536/16 от 01.07.2016г.) о недопустимости требования от участников закупки чрезмерно детализированного описания товара, в том числе химического состава, компонентов товара, и (или) показателей технологии производства, испытания товара, и (или) показателей, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства.

Таким образом, действия заказчика, установившего излишние требования к показателям товаров, используемых при выполнении работ, значения которых становятся известными в ходе испытаний, исследований, что не позволяет участникам закупки сформировать первую часть заявки, не соответствуют положениям п. 1 ч. 1 ст. 33, п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.

7. На основании ч. 18 ст. 34 Закона о контрактной системе при заключении контракта заказчик по согласованию с участником закупки, с которым в соответствии с данным Федеральным законом заключается контракт, вправе увеличить количество поставляемого товара на сумму, не превышающую разницы между ценой контракта, предложенной таким участником, и начальной (максимальной) ценой контракта (ценой лота), если это право заказчика предусмотрено конкурсной документацией, документацией об аукционе.

В статье 12 проекта контракта «Заключительные положения» заказчиком установлены случаи изменения условий контракта (п.14.1 в контракте, который указывает заявитель в жалобе, отсутствует).

Однако, в п. 14.1 раздела 14  аукционной документации «Возможность заказчика изменить условия контракта» заказчиком установлено  право увеличить количество поставляемого товара на сумму, не превышающую разницы между ценой контракта, предложенной таким участником, и начальной (максимальной) ценой контракта.

Таким образом,  заказчиком в нарушение ч.18 ст. 34 Закона о контрактной системе в аукционной документации  неправомерно установлено право об изменении условий контракта, в части увеличения количества поставляемого товара,  так как данное условие не соответствует предмету закупки (выполнение работ). Следовательно, довод жалобы является обоснованным.

8. Согласно п. 7 ст. 3 Закона о контрактной системе заказчик - это государственный или муниципальный заказчик либо в соответствии с частью 1 статьи 15 Закона № 44-ФЗ бюджетное учреждение, осуществляющее закупки.

Пунктом 6 данной статьи дано определение  муниципального заказчика – это муниципальный орган или муниципальное казенное учреждение, действующие от имени муниципального образования, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени муниципального образования и осуществляющие закупки.

Следовательно,  исходя из вышеуказанных понятий, Муниципальное бюджетное образовательное учреждение  является заказчиком.

Таким образом, заказчиком в вводной части аукционной документации неправомерно определен статус бюджетного учреждения как  муниципального заказчика.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона № 44–ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу  ООО «Север» на действия заказчика МБОУ «Теректинская СОШ»  при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на капитальный ремонт МБОУ «Теректинская СОШ» по адресу Республика Алтай Усть-Коксинский район с.Теректа ул.Центральная 36 (№ 0377300037217000001) обоснованной в части:  размещения разночтивой и  несоответствующей плану – графику  информации о сроке окончания исполнения контракта, оплаты выполненных работ, и ограничений, установленных в постановлении ПРФ № 1457;  установления излишних требований к показателям товаров, используемых при выполнении работ (проволока, пиломатериал);  необоснованного установления в п.14.1 аукционной документации условия о возможности изменения условий контракта, не соответствующего предмету закупки (поставка товара).

2. Признать заказчика МБОУ «Теректинская СОШ» нарушившим ч.3 ст. 7, ч.12 ст. 21,  п. 1 ч. 1 ст. 33, ч.18 ст. 34, п. 1 ч. 1 ст. 64 Федерального закона № 44–ФЗ от 05.04.2013г.  «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

3. Выдать заказчику МБОУ «Теректинская СОШ»  предписание об устранении  нарушений законодательства о контрактной системе, путем отмены электронного аукциона на капитальный ремонт МБОУ «Теректинская СОШ», приведения аукционной документации в соответствие с требованиями законодательства о контрактной системе (с учетом решения Комиссии УФАС по РА) и повторного осуществления закупки (в случае необходимости).

4. Передать материалы дела должностному лицу УФАС по РА для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении  в отношении должностного лица заказчика.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

ПРЕДПИСАНИЕ  

об устранении нарушений

законодательства о контрактной системе

«17» апреля 2017 года                                                                    г. Горно-Алтайск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай по контролю в сфере закупок

на основании решения № 43-К/17 от 17.04.2017г., принятого Комиссией по итогам рассмотрения жалобы ООО «Север» на действия заказчика МБОУ «Теректинская СОШ»  при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на капитальный ремонт МБОУ «Теректинская СОШ» по адресу Республика Алтай Усть-Коксинский район с.Теректа  ул.Центральная 36  (№ 0377300037217000001), руководствуясь частью 23 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона №44-ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» предписывает:

1. Заказчику МБОУ «Теректинская СОШ» устранить нарушения ч.3 ст. 7, ч.12 ст. 21,  п. 1 ч. 1 ст. 33, ч.18 ст. 34, п. 1 ч. 1 ст. 64 Федерального закона № 44–ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», путем:

1.1 отмены электронного аукциона №   0377300037217000001 на капитальный ремонт МБОУ «Теректинская СОШ»;

1.2 размещения информации об отмене электронного аукциона № 0377300037217000001 на официальном сайте ЕИС в сфере закупок (zakupki.gov.ru);

1.3. приведения аукционной документации в соответствие с требованиями законодательства о контрактной системе (с учетом решения УФАС по РА) и повторного осуществления закупки в случае необходимости.

2. Представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай документы, подтверждающие исполнение настоящего Предписания:

- по п. 1.1 и 1.2 Предписания не позднее 02.05.2017г.

- по п. 1.3 в течение 5 дней с момента размещения на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (zakupki.gov.ru) извещения об осуществлении закупки.

В случае неисполнения настоящего предписания, управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай на основании части 25 статьи 99 Федерального закона № 44-ФЗ, вправе применить меры ответственности в соответствии с законодательством РФ, а также обратиться в Арбитражный суд с требованием о понуждении совершить действия, соответствующие законодательству Российской Федерации.

Связанные организации

Связанные организации не указаны