Решение №004/06/33-309/2022 РЕШЕНИЕ по делу №004/06/33-309/2022 о нарушении законодатель... от 18 октября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу №004/06/33-309/2022

о нарушении законодательства о контрактной системе

 

«18» октября 2022 года                                                                     г. Горно-Алтайск

                

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:

председатель комиссии: <…> руководитель управления Федеральной антимонопольной службы по РА

члены комиссии:

<…> заместитель начальника отдела контроля закупок и торгов;

<…> старший государственный инспектор отдела контроля закупок и торгов,

в присутствии представителя КУ РА РУАД «Горно-Алтайавтодор» <…>  по доверенности № 92 от 14.09.2022, с участием по видео-конференц-связи представителя уполномоченного органа Министерства экономического развития Республики Алтай <…>  по доверенности от 10.01.2022г., представителя заявителя ООО ТД «Д-Марк» <…> по доверенности № 3 от 2020, рассмотрев жалобу ООО ТД «Д-Марк» на действия заказчика КУ РА РУАД «Горно-Алтайавтодор» при осуществлении закупки путем проведения открытого конкурса в электронной форме №0177200000922003438 «Строительный контроль по объекту «Строительство мостового перехода через реку Катунь у села Платово на автомобильной дороге Подъезд к с. Платово. Первый этап»»,

УСТАНОВИЛА:

В Алтайское республиканское УФАС России 11.10.2022 поступила жалоба ООО ТД «Д-Марк» (вх. №4507) на действия заказчика КУ РА РУАД «Горно-Алтайавтодор» при осуществлении закупки путем проведения открытого конкурса в электронной форме №0177200000922003438 «Строительный контроль по объекту «Строительство мостового перехода через реку Катунь у села Платово на автомобильной дороге Подъезд к с. Платово. Первый этап»».

По мнению заявителя заказчиком не установлены обязательные требования к уровню ответственности участника по проведению строительного контроля при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Федерального от 05.04.2013г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), а именно соответствие требованиям, установленным      ст. 55.4, 55.8, 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Не согласившись с доводами жалобы, заказчиком КУ РА РУАД «Горно-Алтайавтодор», уполномоченным органом Министерством экономического развития Республики Алтай представлены письменные возражения (вх. № 4536 от 13.10.2022, № 4571 от 17.10.2022).

Комиссия УФАС по РА, рассмотрев материалы дела, заслушав представителей заявителя, заказчика, уполномоченного органа, установила следующее.

26.09.2022 уполномоченным органом Министерством экономического развития Республики Алтай на официальном сайте ЕИС в сфере закупок (zakupki.gov.ru) размещено извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме №0177200000922003438 «Строительный контроль по объекту «Строительство мостового перехода через реку Катунь у села Платово на автомобильной дороге Подъезд к с. Платово. Первый этап»». Начальная (максимальная) цена контракта 9032478 руб. Заказчиком является КУ РА РУАД «Горно-Алтайавтодор». Закупка осуществляется в рамках НП «Безопасные и качественные автомобильные дороги».

В соответствии с подпунктом «н» пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом, должна содержать информацию и документы об участнике закупки, в том числе, документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 данного Федерального закона, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 данного Федерального закона, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом.

Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе, соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

КУ РА РУАД «Горно-Алтайавтодор» указанное требование установлено в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме №0177200000922003438 в разделе «Преимущества и требования к участникам».

Кроме того, заказчиком установлены следующие требования: «участник закупки должен являться членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства (далее – СРО), сведения об участнике закупки должны содержаться в Едином реестре сведений о членах саморегулируемых организаций и их обязательствах, в соответствии со ст. 55.17 ГрК РФ. Членство в СРО не требуется унитарным предприятиям, государственным и муниципальным учреждениям, юридическим лицам с госучастием в случаях, которые перечислены в ч. 2.1 ст. 47 и ч. 4.1 ст. 48 ГрК РФ; СРО, в которой состоит участник, должна иметь компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств и фонд возмещения вреда в соответствии с ч.10, ч.11 ст. 55.16 ГрК РФ. Член СРО должен быть зарегистрирован в том же субъекте Российской Федерации, в котором зарегистрирована СРО, за исключением случаев, указанных в части 3 статьи 55.6 Градостроительного кодекса РФ. Указанные требования не распространяются на случаи, предусмотренные частями 2.1, 2.2 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ».

Частью 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено ГрК РФ.

В соответствии с ч. 3 ст. 55.8 ГрК РФ член СРО имеет право выполнять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договорам строительного подряда, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, при соблюдении в совокупности следующих условий:

1) наличие у СРО, членом которой является такое лицо, компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств, сформированного в соответствии со ст.55.4 и ст. 55.16 ГрК РФ;

2) если совокупный размер обязательств по указанным в абзаце первом данной части договорам не превышает предельный размер обязательств, исходя из которого таким лицом был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в соответствии с ч. 13 ст. 55.16 ГрК РФ. Количество договоров строительного подряда, которые могут быть заключены членом СРО с использованием конкурентных способов заключения договоров, не ограничивается.

При этом, согласно ч. 1 и ч. 2 ст. 55.16 ГрК РФ саморегулируемая организация в целях обеспечения имущественной ответственности членов саморегулируемой организации по обязательствам, возникшим вследствие причинения вреда личности или имуществу гражданина, имуществу юридического лица вследствие разрушения, повреждения здания, сооружения либо части здания или сооружения, формирует компенсационный фонд возмещения вреда, а также в целях обеспечения имущественной ответственности членов саморегулируемой организации по обязательствам, возникшим вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения ими обязательств по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договорам строительного подряда или договорам подряда на осуществление сноса, заключенным с использованием конкурентных способов заключения договоров, дополнительно формирует компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в случаях, предусмотренных ч. 2 и ч. 4 ст. 55.4 ГрК РФ.

Согласно ч. 3 ст. 55.16 ГрК РФ не допускается освобождение члена СРО от обязанности внесения взноса в компенсационный фонд возмещения вреда, в том числе за счет его требований к саморегулируемой организации, а также освобождение члена саморегулируемой организации, подавшего заявление о намерении принимать участие в заключении договоров подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договоров строительного подряда, договоров подряда на осуществление сноса с использованием конкурентных способов заключения договоров, от обязанности внесения взноса в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в случае, если саморегулируемой организацией принято решение о формировании такого компенсационного фонда.

Частью 12 статьи 55.16 ГрК РФ установлены минимальные размеры взноса в компенсационный фонд возмещения вреда на одного члена саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в зависимости от уровня ответственности члена саморегулируемой организации.

Таким образом, в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации, вне зависимости от указания вышеперечисленных условий в документации об электронном аукционе, лицом, которое планирует принимать участие в конкурентных процедурах, должен быть внесен взнос в компенсационный фонд возмещения вреда и в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, соотносящиеся с уровнем ответственности.

Выписка из единого реестра СРО отражает информацию о взносах в компенсационные фонды обеспечения договорных обязательств и возмещения вреда.

Таким образом, довод жалобы является необоснованным.

ООО ТД «Д-Марк» в жалобе указывает, что заказчиком установлены излишние требования в п. 7.2 Технического задания, а именно «наличие собственного или арендованного автомобильного транспорта», «наличие лаборатории, оснащенной всеми необходимыми средствами измерения, испытательным и вспомогательным оборудованием для проведения испытаний, расположенной не более 30 км от объекта строительства».

На заседании Комиссии УФАС по РА представителями заказчика и уполномоченного органа были даны пояснения о том, что указанные требования связаны с особенностями производимых на объекте работами: использование инертных материалов и строительных материалов, сохраняющих свои свойства в течение ограниченного временного промежутка. Так, в рамках строительно-монтажных работ предполагается выполнение работ по непрерывному бетонированию в большом объеме, в связи с чем необходимо быстрое реагирование по данным технологическим процессам. Требование о наличии транспортного средства и расстоянии до лаборатории обусловлено недопустимостью прерывания процесса бетонирования в целях проведения испытаний в отношении применяемого материала и нарушения таким образом технологии производства работ.

Пунктом 5.1 межгосударственного стандарта ГОСТ 32731-2014 «Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению строительного контроля» установлены основные требования к организации, осуществляющей строительный контроль на объекте, в том числе:

-наличие собственной лаборатории, компетентной в проведении испытаний в заявленной области деятельности. Компетентность испытательной лаборатории может быть оценена заказчиком или сторонними организациями по поручению заказчика;

- выполнение необходимых контрольных измерений и лабораторных испытаний в объемах, не менее предусмотренных техническим заданием к договору (контракту), с оценкой соответствия результатов требованиям утвержденной рабочей документации;

- выполнение силами собственной лаборатории не менее 70% всех необходимых лабораторных испытаний. Допускается привлечение субподрядной испытательной лаборатории по договору с организацией, не имеющей материально-технических отношений с подрядчиками и поставщиками материалов и конструкций на данном объекте. Объем субподрядных работ не может превышать 30% всех необходимых лабораторных испытаний.

Таким образом, межгосударственным стандартом ГОСТ 32731-2014 предусмотрено наличие лабораторий для проведения необходимых испытаний, однако, не установлена дальность нахождения такой лаборатории от контролируемого объекта.

Кроме того, указанный ГОСТ 32731-2014 не устанавливает обязательное наличие автомобильного транспорта у организации, осуществляющей строительный контроль на объекте.

Как отмечено представителями уполномоченного органа и заказчика, наличие или отсутствие автомобильного транспорта и лаборатории не влияло на отбор участников торгов. Однако подавая заявку на участие в рассматриваемом открытом конкурсе в электронном виде, участники автоматически соглашались с данными требованиями.

Согласно п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом, должно содержать, в том числе следующий электронный документ: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 данного Федерального закона.

В соответствии с ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная данным Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

Часть 3 статьи 33 вышеназванного Закона не допускает включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.

Пунктом 2 порядка проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, утвержденного постановлением Правительства РФ от 21.06.2010 № 468, установлено, что предметом строительного контроля является проверка выполнения работ при строительстве объектов капитального строительства на соответствие требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка, требованиям технических регламентов в целях обеспечения безопасности зданий и сооружений.

В связи с чем, Комиссия УФАС по РА приходит к выводу, что требование о наличии собственного или арендованного автомобильного транспорта и лаборатории, расположенной на расстоянии не более 30 км от объекта строительства, противоречит положению ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе, так как реализация мероприятий по строительному контролю, являющихся предметом контракта, равно как и выбор средств для достижения конечного результата, является прерогативой организации, осуществляющей строительный контроль.

За данное нарушение предусмотрена административная ответственность по ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Таким образом, довод жалобы является обоснованным.

Согласно протоколу от 17.10.2022 подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) №0177200000922003438 все заявки соответствуют установленным требованиям, установленным в извещении о проведении данного открытого конкурса в электронной форме (10 заявок, включая заявку ООО ТД «Д-Марк»).

В связи с тем, что допущенное заказчиком нарушение законодательства о контрактной системе не привело к ограничению количества участников торгов, Комиссия УФАС по РА решила не выдавать заказчику предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе.

На основании вышеизложенного, Комиссия УФАС по РА, руководствуясь статьей 106 Федерального закона № 44-ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО ТД «Д-Марк» на действия заказчика КУ РА РУАД «Горно-Алтайавтодор» при осуществлении закупки путем проведения открытого конкурса в электронной форме №0177200000922003438 «Строительный контроль по объекту «Строительство мостового перехода через реку Катунь у села Платово на автомобильной дороге Подъезд к с. Платово. Первый этап»» обоснованной в части установления излишних требований в п. 7.2 Технического задания, а именно установлении требования о наличии собственного или арендованного автомобильного транспорта и лаборатории, расположенной не более 30 км от объекта строительства.

2. Признать заказчика КУ РА РУАД «Горно-Алтайавтодор» нарушившим   ч. 3 ст. 33 Федерального закона № 44-ФЗ от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

3. Не выдавать заказчику, уполномоченному органу предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе путем отмены открытого конкурса в электронной форме №0177200000922003438.

4. Передать материалы дела должностному лицу УФАС по РА для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица заказчика, виновного в нарушении законодательства о контрактной системе (по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ).

 

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны