Решение №67 РЕШЕНИЕ по внеплановой документарной проверке № 67 от 23 ноября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по внеплановой документарной проверке № 67

 

  «23» ноября 2022 года                                        г. Горно-Алтайск                                                                           

 

Комиссия УФАС по Республике Алтай по проведению внеплановой документарной проверки (далее – Комиссия УФАС по РА) в составе:

….,

в присутствии представителей заказчика КУ РА «Управление по обеспечению деятельности Государственного Собрания – Эл Курултай Республики Алтай» ….. (по доверенностям от 23.11.2022г.), генерального директора ООО «МАЙМА-АВТО» ….., с участием по видео-конференц-связи представителя Министерства экономического развития Республики Алтай ….. (по доверенности от 10.01.2022), старшего помощника прокурора Республики Алтай …. (служебное удостоверение ТО №…), рассмотрев материалы внеплановой документарной проверки заказчика КУ РА «Управление по обеспечению деятельности Государственного Собрания – Эл Курултай Республики Алтай» по соблюдению требований Федерального закона №44–ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона №0177200000922003960 на поставку легкового автомобиля,

УСТАНОВИЛА:

УФАС по Республике Алтай приказом № 141 от 15.11.2022г. назначена внеплановая документарная проверка заказчика КУ РА «Управление по обеспечению деятельности Государственного Собрания – Эл Курултай Республики Алтай» по соблюдению требований Федерального закона №44–ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона №0177200000922003960 на поставку легкового автомобиля.

Основанием для проведения проверки явились поступившие обращения КУ РА «Управление по обеспечению деятельности Государственного Собрания – Эл Курултай Республики Алтай» (вх. №4973 от 11.11.2022г.), Прокуратуры Республики Алтай (вх. №4974 от 11.11.2022г.), указывающие на признаки нарушения заказчиком законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок (пп. а п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе).

В ходе проверки у заказчика КУ РА «Управление по обеспечению деятельности Государственного Собрания – Эл Курултай Республики Алтай» запрошена заявка учреждения, направленная в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, на основании которой выдано разрешение от 21.10.2022г. №106918/20; у Министерства экономического развития Республики Алтай запрошены заявка заказчика на проведение электронного аукциона на поставку автомобиля легкового (со всеми изменениями, дополнениями); информация о том были ли выявлены уполномоченным органом в заявке заказчика признаки нарушения законодательства о контрактной системе; заявка единственного участника электронного аукциона №0177200000922003960.

 Запрошенные документы поступили в УФАС по Республике Алтай 16.11.2022г. (вх. №5035 и №5039).

Комиссия, проведя внеплановую документарную проверку, заслушав представителей сторон, установила следующее.

26.10.2022г. уполномоченным органом Министерством экономического развития Республики Алтай в ЕИС в сфере закупок размещено извещение о проведении электронного аукциона №0177200000922003960 на поставку легкового автомобиля. Начальная (максимальная) цена контракта 4800000,00 рублей. Заказчиком является КУ РА «Управление по обеспечению деятельности Государственного Собрания – Эл Курултай Республики Алтай».

В соответствии с ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе Правительством Российской Федерации принято постановление от 30.04.2020 №616 «Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства» (далее - Постановление № 616).

Согласно п. 15 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 данного Федерального закона.

Пунктом 1 Постановления №616 установлен запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд по перечню согласно приложению (далее – перечень Постановления №616).

В соответствии с  подпунктом "а" пункта 3 Постановления №616 указанные в пунктах 1 и 2 данного постановления запреты не применяются в случае отсутствия на территории Российской Федерации производства промышленного товара, которое подтверждается в отношении промышленных товаров, предусмотренных перечнем, - наличием разрешения на закупку происходящего из иностранного государства промышленного товара, выдаваемого с использованием государственной информационной системы промышленности в порядке, установленном Министерством промышленности и торговли Российской Федерации либо наличием разрешения на закупку происходящего из иностранного государства промышленного товара, сведения о поставке которого отнесены к государственной тайне, выдаваемого в порядке, установленном Министерством промышленности и торговли Российской Федерации.

Порядок выдачи разрешения на закупку происходящего из иностранного государства промышленного товара утвержден приказом Минпромторга России от 29.05.2020 №1755 (далее - Приказ Минпромторга России №1755).

Согласно подпункту "в" пункта 5 Приказа Минпромторга России №1755 в заявке указываются сведения о технических характеристиках закупаемого товара, касающиеся функционального назначения или перечня выполняемых функций, области применения, качественных характеристик оборудования (длительность гарантийного срока, надежность, энергоемкость, экологичность, физические, химические, механические, органолептические свойства, не относящиеся исключительно к внешнему виду товара и существенным образом влияющие на функциональное назначение, область применения или качественные характеристики), а также стоимостных характеристиках закупаемого товара, в том числе одной единицы товара и совокупности таких товаров, для определения отличий параметров заявленного товара от параметров производимого в Российской Федерации товара.

Комиссией УФАС по РА установлено следующее:

- согласно извещению №0177200000922003960 объектом закупки является «Автомобиль легковой», соответствующий коду ОКПД2 29.10.2, включенному в перечень Постановления №616;

- в извещении №0177200000922003960 и в прилагаемых к нему документах заказчиком не установлен запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд в рамках Постановления №616;

- заказчиком с целью осуществления закупки промышленного товара, происходящего из иностранного государства, направлена заявка в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации от 07.09.2022 №616А/25880/2022, на которую получено разрешение Минпромторга России от 21.10.2022 №106918/20.

Согласно пункту 18 Приказа Минпромторга России №1755 копия заявки, на основании которой выдано разрешение на закупку происходящего из иностранного государства промышленного товара, является неотъемлемой частью выданного разрешения.

Пунктом 11 постановления №616 установлено, что при размещении информации о проведении процедуры закупки, указываются характеристики промышленного товара, идентичные характеристикам, представленным заказчиком в Минпромторг России для получения разрешения, предусмотренного подпунктом "а" пункта 3 постановления № 616.

Согласно совместному письму Министерства промышленности и торговли РФ и Федеральной антимонопольной службы от 12.08.2022 № УА-77839/12, №ПИ/76184/22 «По вопросу применения постановления Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020г. №616 «Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства» в части описания объекта закупки при наличии разрешения на закупку происходящего из иностранного государства промышленного товара, выданного Минпромторгом России» установление заказчиком дополнительных характеристик товара, касающихся функционального назначения или перечня выполняемых функций, области применения, качественных характеристик оборудования и не содержащихся в разрешении, не допускается.

Комиссией УФАС по РА установлено, что КУ РА «Управление по обеспечению деятельности Государственного Собрания – Эл Курултай Республики Алтай» через государственную информационную систему промышленности (gisp.gov.ru) 07.09.2022г. подана заявка №616А/25880/2022 в Минпромторг России на закупку автомобиля легкового Toyota Camry, производителя ООО «ТОЙОТА МОТОР», со следующими техническими характеристиками: категория или подкатегория транспортного средства (в соответствии с ТР ТС) – М1; тип привода, колесная формула – моноприводный; тип кузова – седан; тип двигателя – бензиновый; мощность двигателя – 200; тип коробки передач – автомат; грузоподъемность (если применимо) – не заполнено; пассажировместимость (если применимо) – 5; дополнительные требования – не заполнено.

В раздел «Комплект документов» вышеуказанной заявки заказчиком прикреплен файл «ТЗ авто 2022.docx».

Комиссией УФАС по РА установлено, что в документе (файл «ТЗ авто 2022.docx») указаны характеристики, сведения о которых отсутствуют в форме заявки, заполненной заказчиком на ГИСП. Содержание документа (файл «ТЗ авто 2022.docx») идентично файлу «Описание объекта закупки» (приложение к извещению №0177200000922003960) и содержит такие характеристики как: Двухзонный климат-контроль; Датчики парковки передние; Датчики парковки задние; Боковые зеркала заднего вида с электроприводом складывания; Антипробуксовочная система; Антиблокировочная система; Усилитель рулевого управления; Система помощи при спуске и подъеме; Система курсовой устойчивости; Система контроля и информирования об усталости водителя (SWS); Система оповещения о смене полосы движения (LDA); Система удержания по центру полосы движения (LTA); Система предупреждения об угрозе фронтального столкновения с функцией автоматического торможения и распознаванием пешеходов и велосипедистов (PCS); Регулировка рулевой колонки по углу наклона; Регулировка рулевой колонки по вылету; Интеллектуальный круиз-контроль с функцией поддержания безопасной дистанции до впереди идущего автомобиля (iDRCC); Размер колесных дисков: 18 (дюйм); Обивка сидений кожей; Премиальная аудиосистема JBL с 9 динамиками; 9" дисплей мультимедийной системы; Электро-хромированное зеркало заднего вида; Рулевое колесо с кожаной обивкой; Датчик дождя; Камера заднего вида с динамической разметкой; Электропривод регулировки водительского сидения в 8–10 направлениях; Сидения водителя с электрорегулировкой поясничной опоры; Электрорегулировка пассажирского сидения в 4-х направлениях; Сидения 2-го ряда складывающиеся пропорцией 60:40; 7" цветной многофункциональный дисплей на панели приборов; Подогрев передних сидений; Подогрев боковых зеркал заднего вида; Полностью светодиодные задние фонари; Интеллектуальная система Smart Enty; Обогрев рулевого колеса; Подогрев задних сидений; Электрообогрев лобового стекла; Навигационная система; Зимний комплект шин; Сетка-защита для радиатора; Тонировка задних боковых стекол; Защита колесных арок; Автосигнализация.  Тормозные механизмы задние: дисковые; Тормозные механизмы передние: дисковые, вентилируемые; Экологический класс: 5.

Заказчиком в Описании объекта закупки (приложение к извещению №0177200000922003960) указана мощность двигателя 150-200 (л.с), однако, в заявке №616А/25880/2022, направленной в Минпромторг РФ, указана мощность двигателя 200.

Таким образом, учитывая, что заказчиком в описании объекта закупки установлены характеристики легкового автомобиля, отличные от характеристик, указанных в заявке №616А/25880/2022, на основании которой Минпромторгом России выдано разрешение на закупку происходящего из иностранного государства промышленного товара, Комиссия УФАС по РА приходит к выводу, что заказчиком в извещении №0177200000922003960 неправомерно не установлен запрет на допуск товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, предусмотренный Постановлением №616.

Вышеуказанные действия заказчика нарушают п. 15 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Согласно пп. а п. 2 ч. 2 ст. 52 Закона о контрактной системе в случае, предусмотренном п. 1 ч. 1 данной статьи электронный конкурс, электронный аукцион проводятся в порядке, установленном данным Федеральным законом, с учетом следующих особенностей: не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленных в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с п. 1 данной части, и принимают решение о соответствии заявки на участие в закупке требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным частями 5 и 12 статьи 48 (в случае проведения электронного конкурса), пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 (в случае проведения электронного аукциона) данного Федерального закона, а также подписывают усиленными электронными подписями сформированный заказчиком с использованием электронной площадки протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 03.11.2022г. на участие в электронном аукционе №0177200000922003960 поступила одна заявка (ООО «МАЙМА-АВТО»), которая признана соответствующей требованиям извещения. Электронный аукцион признан несостоявшимся на основании п. 1 ч. 1 ст. 52 Закона о контрактной системе.

Комиссией УФАС по РА установлено, что в первой части заявки (номер заявки 112865725) ООО «МАЙМА-АВТО» предложило поставить автомобиль легковой изготовителя ООО «ТОЙОТА МОТОР» (страна производства Россия), в том числе со следующей дополнительной характеристикой «Электропривод регулировки водительского сидения в 8-10 направлениях».  Данная характеристика установлена заказчиком в описании объекта закупки (приложение к извещению №0177200000922003960).

В инструкции по заполнению заявки (приложение к извещению №0177200000922003960) заказчиком установлено следующее: «Описание поставляемого товара, должно быть выполнено как описание индивидуально определенной вещи, в строгом соответствии с реальными функциональными характеристиками товара. Заказчик установил характеристики в рамках своих потребностей. «… -  …»  - означает что, участнику следует предоставить в заявке конкретный показатель из указанного диапазона, включая крайние границы диапазона».

Показатель «Электропривод регулировки водительского сидения» имеет конкретное числовое значение (например, в 8 или 10 направлениях). Следовательно, участником закупки ООО «МАЙМА-АВТО» в составе первой части заявки указана характеристика товара в диапазонном значении, что не соответствует требованиям инструкции по заполнению заявки.   

Согласно п. 1 ч. 12 ст. 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях непредставления (за исключением случаев, предусмотренных данным Федеральным законом) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с данным Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 данного Федерального закона), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки.

Таким образом, аукционной комиссией нарушены требования п. 1 ч. 12 ст. 48, пп. а п. 2 ч. 2 ст. 52 Закона о контрактной системе, в части необоснованного признания заявки №112865725 соответствующей требованиям извещения №0177200000922003960.

За данное нарушение законодательства о контрактной системе предусмотрена административная ответственность по ч. 2 ст. 7.30 КоАП РФ.

Комиссией УФАС по РА установлено, что заключенный 18.11.2022г. заказчиком с ООО «МАЙМА-АВТО» по итогам электронного аукциона №0177200000922003960 контракт № Ф.2022.3960 на поставку легкового автомобиля, сторонами расторгнут 18.11.2022г. Информация о расторжении контракта размещена в реестре контрактов ЕИС в сфере закупок (реестровый номер контракта  2041117168322000026).

Следовательно, на дату заседания Комиссии УФАС по РА заказчиком приняты меры по устранению допущенных нарушений законодательства о контрактной системе. 

На основании вышеизложенного, Комиссия УФАС по РА, руководствуясь ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020г. №1576 «Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ», региональных гарантийных организаций и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений», по результатам рассмотрения материалов внеплановой документарной проверки,

РЕШИЛА:

1. Признать заказчика КУ РА «Управление по обеспечению деятельности Государственного Собрания – Эл Курултай Республики Алтай» нарушившим п. 15 ч. 1 ст. 42 Федерального закона от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», т.к. в извещении №0177200000922003960 не установлен запрет на допуск товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, предусмотренный Постановлением №616, при условии включения в описание объекта закупки характеристик легкового автомобиля, отличных от характеристик, указанных в заявке №616А/25880/2022, на основании которой Минпромторгом России выдано разрешение от 21.10.2022 №106918/20 на закупку происходящего из иностранного государства промышленного товара.

2. Признать аукционную комиссию уполномоченного органа Министерства экономического развития Республики Алтай нарушившей п. 1 ч. 12 ст. 48, пп. а п. 2 ч. 2 ст. 52 Федерального закона от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в связи с необоснованным признанием заявки №112865725 соответствующей требованиям извещения №0177200000922003960.

 3. Передать материалы проверки должностному лицу управления для возбуждения административных производств в отношении должностных лиц, виновных в нарушении законодательства о контрактной системе.

 

 Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Республики Алтай в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны