Решение б/н Решение и предписание по делу в отношении Министерства сельс... от 20 марта 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е № 5-А/15

                                                                                                     г. Горно-Алтайск

Резолютивная часть решения оглашена 11.03.2015 г.

В полном объеме решение изготовлено 20.03.2015 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее по тексту – Комиссия УФАС по РА) в составе <…>,

рассмотрев 11.03.2015г. дело № 5-А/15 от 04.02.2015г., возбужденное по признакам нарушения Министерством сельского хозяйства Республики Алтай (Республика Алтай,  г. Горно-Алтайск, ул. Северная, 12) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», в присутствии <…> отдела  организационно-правовой, кадровой работы и взаимодействия с муниципальными органами власти Министерства сельского хозяйства Республики Алтай <…> по доверенности от 11 марта 2015г.,

У С Т А Н О В И Л А:

В адрес управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай поступило заявление <…> (вх. № 3527 от 08.12.2014г.) на действия Министерства сельского хозяйства Республики Алтай при проведении в ноябре-декабре 2014г. конкурсного отбора крестьянских (фермерских) хозяйств по программе «Поддержка начинающих фермеров Республики Алтай». В заявлении указано, что организатор конкурсного отбора нарушил порядок приема и регистрации заявлений (прием заявлений позже срока, установленного для подачи заявлений, прием заявлений не уполномоченными на прием и регистрацию заявлений лицами), исключен принцип состязательности (экспертная группа определяет список начинающих фермеров, которые 100% становятся грантополучателями), нарушен порядок и предел  оказания консультационной помощи соискателям (информация о прохождении документов соискателей переделывалась и подписывалась).

По результатам анализа представленных Минсельхозом РА материалов, Управлением на основании части 13 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006  № 135-ФЗ «О защите конкуренции»  принято решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении Министерства сельского хозяйства Республики Алтай по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», в связи с установлением критериев оценки в конкурсном отборе крестьянских (фермерских) хозяйств – участников ведомственной целевой программы «Поддержка начинающих фермеров Республики Алтай», которые носят необъективный (субъективный) характер (приказ № 25 от 04.02.2015г.).

Рассмотрение дела № 5-А/15 от 04.02.2015г. о нарушении антимонопольного законодательства было назначено на 11.03.2015г.

Комиссия УФАС по РА в ходе рассмотрения данного дела о нарушении антимонопольного законодательства установила следующее:

Конкурсный отбор начинающих фермеров для предоставления  грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и (или) единовременной помощи на бытовое обустройство проведен Министерством сельского хозяйства Республики Алтай  на основании:

- постановления Правительства Российской Федерации № 166 от 28 февраля 2012 года «Об утверждении правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам  субъектов Российской Федерации на поддержку начинающих фермеров»;

- постановления Правительства Республики Алтай от 3 июля 2012 года №172 «Об утверждении Порядка предоставления средств из республиканского бюджета Республики Алтай, источником финансового обеспечения которых являются средства республиканского бюджета Республики Алтай и субсидии федерального бюджета на поддержку начинающих фермеров Республики Алтай на 2012-2014 годы»;

- приказа Минсельхоза РФ от 22 марта 2012г. № 197 «О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2012 г. №166»;

- приказа Минсельхоза Республики Алтай от 8 октября 2014г. № 181 «О реализации постановления Правительства Республики Алтай от 3 июля 2012 года   № 172 «Об утверждении Порядка предоставления средств из республиканского бюджета Республики Алтай, источником финансового обеспечения которых являются средства республиканского бюджета Республики Алтай и субсидии федерального бюджета на поддержку начинающих фермеров Республики Алтай на 2012-2014 годы» (далее Порядок проведения конкурсного отбора).

При изучении Перечня критериев оценки заявителя и предоставленной им заявки (Список № 1) и Сводного экспертного заключения (Форма5), которые являются приложениями к порядку проведения конкурсного отбора, установлено, что итоговый рейтинг (рассчитывается как сумма баллов по каждому оцениваемому фактору) составляет 102 балла,  при этом  в сводном экспертном заключении итоговая рейтинговая оценка заявки определяется от максимально возможного рейтинга (100 баллов), соответственно должна использоваться 100-бальная шкала оценивания и баллы по оцениваемым факторам распределены неверно.

Следовательно, числовые показатели итогового рейтинга искажены, так как процент итогового рейтинга должен быть рассчитан от максимального рейтинга 102 балла.

Ведомость экспертной оценки заявителя и заявки «Сводного экспертного заключения» (Форма 5) содержит только оцениваемые факторы. Критерии оценки с определенным рангом (оценка критерия) по каждому оцениваемому фактору не обозначены.

Это допускает возможность искажения экспертной группой числовых показателей итоговой рейтинговой оценки и выставление необъективного балла по каждому оцениваемому фактору, что нарушает  п. 1.5 Положения о конкурсной комиссии по отбору крестьянских (фермерских) хозяйств – участников ведомственной целевой программы «Поддержка начинающих фермеров Республики Алтай», в котором отмечено, что основным принципом деятельности Комиссии является создание равных условий для К(Ф)Х, предоставивших заявки, а также единство требований, предъявляемым к ним, всесторонности и полноты исследований, объективности оценок.

На заседании Комиссии УФАС по РА представитель Минсельхоза РА <…> согласилась, что при составлении Формы № 5 Приказа «Свободное экспертное заключение»  действительно допущена ошибка, поскольку максимально возможная сумма баллов в действительности составляет не 100 баллов, а 102 балла. Произведен перерасчет итоговой рейтинговой оценки представленных заявок по направлению «Начинающий фермер» в 2014 году, который подтверждает, что выявленная ошибка в сумме баллов существенно не изменила позиции участников конкурсного отбора и является незначительной, а заключение экспертной комиссии носит рекомендательный характер.

В критериях оценки оцениваемых факторов Минсельхозом РА также допускается возможность создания неравных условий в части:

- оцениваемый фактор 1.3 Среднее или высшее профессиональное образование по сельскохозяйственной специальности

1.  для участников с момента окончания учебного заведения до даты подачи заявления прошло менее 3 лет -  определена оценка критерия в 2 балла;

2. для участника с момента окончания учебного заведения до даты подачи заявления прошло более 3 лет и опыт работы по полученной специальности есть, определена оценка критерия 3 балла.

При этом в первом критерии исключается возможность наличия опыта работы. Т.е. участники, у которых с момента окончания учебного заведения до даты подачи заявления прошло более трех лет и имеющие опыт работы находятся в преимущественном положении, так  как в первом критерии опыт работы не учитывается, а определяющим является время после окончания учебного заведения. Данный критерий нарушает п. 2.4 Условий подачи гражданами Российской Федерации заявок в конкурсную комиссию субъекта  Российской Федерации для признания их участниками региональной программы начинающих фермеров (Приложение № 2 к приказу Минсельхоза России от 22 марта 2012 г. № 197), т.к. в данном требовании установлено, что заявитель имеет среднее специальное или высшее сельскохозяйственное  образование, или получил дополнительное профессиональное образование по сельскохозяйственной специальности, или имеет трудовой стаж в сельском хозяйстве не менее трех лет, или осуществляет ведение или совместное ведение личного подсобного хозяйства в течение не менее трех лет, т.е. заявитель может соответствовать одному из перечисленных равнозначных условий.

Представитель Минсельхоза РА <…> согласилась с доводами комиссии, т.к. опыт ведения личного подсобного хозяйства и стаж работы по сельскохозяйственным специальностям оцениваются отдельно в соответствии с оцениваемыми факторами 1.1 и 1.2.

- оцениваемый фактор 2.1 Оформление бизнес-плана (структура, грамотность)

1. разделы бизнес – плана не зависят друг от друга и (или) противоречат друг другу. Отсутствует хотя бы один из обязательных разделов – определена оценка 0 баллов;

2. бизнес план структурирован, присутствуют все необходимые разделы, разделы не противоречат друг другу – определена оценка 5 баллов.

В критерии установлено наличие или отсутствия противоречия разделов бизнес – плана  друг другу, однако в п. 7 Приложения № 4 к Перечню документов, подтверждающих соответствие заявителя, требованиям, предъявляемым к участникам конкурсного отбора, обозначено, какие обязательные разделы должен включать бизнес – план. Следовательно, противоречие разделов друг другу либо изначально установлены разработчиками конкурсной документации, либо не корректно сформулирован критерий оценки. Данные критерии оценки могут иметь неоднозначное прочтение членами экспертной группы и субъективный подход в оценивании конкурсантов.

Представитель Минсельхоза пояснила, что заявки не отклонялись на этапе оценки бизнес плана, а данный  критерий установлен с целью определения степени реализуемости бизнес - плана.

- оцениваемый фактор 2.2 Технологическая реализуемость бизнес - идеи

1. осуществление заявляемых видов деятельности на данной территории технически и технологически труднореализуемо – определена оценка 0 баллов;

2. осуществление заявляемых видов деятельности на данной территории отвечает сложившимся природно-климатическим и инфраструктурным условиям – определена оценка 3 балла;

3. осуществление заявляемых видов деятельности на данной территории отвечает сложившимся природно-климатическим и инфраструктурным условиям, заявитель бизнес-плана предусматривает использование прогрессивных и ресурсосберегающих технологий, ноу-хау – определена оценка 5 баллов.

В данном случае в первом критерии оценки  конкретные требования к техническим и технологическим условиям реализуемости не установлены, поэтому понятие труднореализуемости носит субъективный характер.

- оцениваемый фактор 7.1 Отраслевая принадлежность заявленных в  бизнес-плане видов деятельности

1. мясное и молочное животноводство – определена оценка 3 балла;

2. пантовое оленеводство, производство шерсти и пуха – определена оценка 2 балла;

3. другие виды, смешанные формы – определена оценка 1 балла.

В рамках государственной программы Республики Алтай «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия», утвержденной постановлением Правительства Республики Алтай от 28.09.2012г. № 242, подпрограммы "Поддержка малых форм хозяйствования" не обозначены приоритетные направления поддержки начинающих фермеров, это является основанием считать, что все направления деятельности в рамках данной программы являются равноценными.

<…> представитель Минсельхоза РА согласилась с доводами комиссии, однако пояснила, что направление по отраслевой принадлежности – мясное и молочное животноводство в соответствии с условиями нашего региона, является приоритетным, кроме того в соответствии с подпрограммой «Развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации продукции животноводства», «Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020» данное направление также является приоритетным.

Поскольку в конкурсной документации не установлено, что конкурс проводится по  конкретной отраслевой принадлежности видов деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств, из установленных конкурсной комиссией  критериев очевидно, что в преимущественном положении находится – мясное и молочное животноводство, т.к. имеет в данном оцениваемом факторе наивысший балл.

Следовательно, Минсельхозом РА при разработке конкурсной документации  по отбору крестьянских (фермерских) хозяйств – участников ведомственной целевой программы «Поддержка начинающих фермеров Республики Алтай» допущена возможность при оценке конкурсной документации экспертной группой создания неравных условий для участников конкурса.

При рассмотрении материалов заявления главы КФХ <…> вх. № 3527 от 08.12.2014г. на действия Министерства сельского хозяйства Республики Алтай при проведении в ноябре-декабре 2014г. конкурсного отбора крестьянских (фермерских) хозяйств по программе «Поддержка начинающих фермеров Республики Алтай» в части  нарушения порядка приема и регистрации заявлений (прием заявлений позже срока, установленного для подачи заявлений, прием заявлений не уполномоченными на прием и регистрацию заявлений лицами), исключен принцип состязательности (экспертная группа определяет список начинающих фермеров, которые 100% становятся грантополучателями), УФАС по РА выявлены технические ошибки при регистрации конкурсных документов. Данные  ошибки, являются несущественными и не влияющими на итоги конкурса, однако представляют искаженную информацию в протоколах экспертной комиссии и в протоколах конкурсной комиссии.

Управлением, при проведении проверки по заявлению главы КФХ  <…> установлено, что Минсельхозом РА при разработке конкурсной документации  по отбору крестьянских (фермерских) хозяйств – участников ведомственной целевой программы «Поддержка начинающих фермеров Республики Алтай» допущена возможность создания неравных условий для участников конкурса, что привело или могло привести  к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещает федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Действия  Минсельхоза РА, выразившиеся в создании неравных условий для участников конкурса при разработке конкурсной документации  по отбору крестьянских (фермерских) хозяйств – участников ведомственной целевой программы «Поддержка начинающих фермеров Республики Алтай» в части установления Перечня критериев оценки заявителей и представляемых ими заявок, а также оценок критериев, приводят к  нарушению ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» поскольку установленные критерии оценки заявителей носят необъективный (субъективный) характер, приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

На основании вышеизложенного, и руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006    № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства,

РЕШИЛА:

1. Признать Министерство сельского хозяйства Республики Алтай нарушившим часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в связи с установлением в Порядке проведения конкурсного отбора (приложение № 3), утвержденном приказом Минсельхоза Республики Алтай от 08 октября 2014 года № 181, критериев оценки в конкурсном отборе крестьянских (фермерских) хозяйств – участников ведомственной целевой программы «Поддержка начинающих фермеров Республики Алтай», которые носят необъективный (субъективный) характер, приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

2. Выдать Министерству сельского хозяйства Республики Алтай предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, а именно разработать проект Порядка проведения конкурсного отбора участников ведомственной целевой программы «Поддержка начинающих фермеров Республики Алтай», путем установления объективных критериев оценки участников ведомственной целевой программы «Поддержка начинающих фермеров Республики Алтай» и согласовать с УФАС по РА до 30 апреля 2015 года.

3. Передать материалы дела специалисту УФАС по РА для возбуждения административного производства в отношении лиц, виновных в нарушении антимонопольного законодательства.

Председатель Комиссии           <…>                                              

Члены Комиссии                      <…>                                              

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 5-А\15

20 марта 2015 года                                                                               г. Горно-Алтайск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе <…>,

руководствуясь частью 1 статьи 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 11.03.2015г. по делу № 5-А/15 от 04.02.2015г. о нарушении Министерством сельского хозяйства Республики Алтай  части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

Министерству сельского хозяйства Республики Алтай прекратить нарушения антимонопольного законодательства (части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»), путем совершения действий, направленных на обеспечение конкуренции, а именно разработать проект Порядка проведения конкурсного отбора участников ведомственной целевой программы «Поддержка начинающих фермеров Республики Алтай», путем установления объективных критериев оценки участников ведомственной целевой программы «Поддержка начинающих фермеров Республики Алтай» и согласовать с УФАС по РА.

О выполнении настоящего Предписания сообщить до 30 апреля 2015 года, представив в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай подтверждающие документы.

 

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа ч. 2.6 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны