Решение б/н Заключение в отношении юридического лица от 11 ноября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ОБ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ ДЕЛА № 5-А/16

«10» ноября 2016 г.                                                                                   г. Горно-Алтайск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе: <…>,

рассмотрев 03.11.2016г. дело № 5-А/16 от 19.10.2016 года по признакам нарушения <юр. лицо> части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в присутствии представителей филиала <юр. лицо>  <…> (доверенность №00/319 от 05.09.2016г.), <…> (доверенность №00/451-04/23 от 14.07.2016г.),

руководствуясь статьей 48.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

У С Т А Н О В И Л А:

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай от прокуратуры Майминского района поступили материалы проверки (вх.№2976 от 10.10.2016г.) филиала <юр. лицо>  по несоблюдению требований федерального законодательства, в части порядка и процедуры технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям, а также предъявлению излишних требований при выдаче технических условий.

В соответствии со статьей 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденные постановлением Правительства РФ от 27.12.2004г. №861, определяют порядок и процедуру технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, а также требования к выдаче технических условий.

Согласно пункту 3 Правил №861 сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.

Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 Правил №861, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.

В силу пункта 6 Правил №861 технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные данными Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации. При необоснованном отказе или уклонении сетевой организации от заключения договора заинтересованное лицо вправе обратиться в суд с иском о понуждении к заключению договора и взыскании убытков, причиненных таким необоснованным отказом или уклонением.

1. В ходе рассмотрения материалов проверки Комиссией УФАС по РА были проанализированы следующие договоры об осуществлении технологического присоединения, заключенные Филиалом с индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами:

- договор об осуществлении технологического присоединения от 16.06.2015г. №20.0400.708.15, заключенный с <юр. лицо> (максимальная мощность энергопринимающих устройств 0,5 кВт);

- договор об осуществлении технологического присоединения от 16.06.2015г. №20.0400.709.15, заключенный с <юр. лицо> (максимальная мощность энергопринимающих устройств 0,5 кВт);

- договор об осуществлении технологического присоединения от 24.06.2015г. №20.0400.781.15, заключенный с ИП <…> (максимальная мощность энергопринимающих устройств 9,6 кВт);

- договор об осуществлении технологического присоединения от 22.09.2015г. №20.0400.1438.15, заключенный с <юр. лицо> (максимальная мощность энергопринимающих устройств 15 кВт);

- договор об осуществлении технологического присоединения от 25.09.2015г. №20.0400.1413.15, заключенный с <юр. лицо> (максимальная мощность энергопринимающих устройств 35 кВт);

- договор об осуществлении технологического присоединения от 01.10.2015г. №20.0400.1256.15, заключенный с ИП <…> (максимальная мощность энергопринимающих устройств 25 кВт);

- договор об осуществлении технологического присоединения от 19.01.2016г. №20.0400.40.16, заключенный с ИП <…> (максимальная мощность энергопринимающих устройств 30 кВт);

- договор об осуществлении технологического присоединения от 25.02.2016г. №20.0400.260.16, заключенный с ИП <…> (максимальная мощность энергопринимающих устройств 15 кВт);

- договор об осуществлении технологического присоединения от 18.02.2015г. №20.0400.112.15, заключенный с ИП Главой крестьянского (фермерского) хозяйства <…> (максимальная мощность энергопринимающих устройств 15 кВт);

- договор об осуществлении технологического присоединения от 24.04.2015г. №20.0400.294.15, заключенный с <юр. лицо> (максимальная мощность энергопринимающих устройств 45 кВт);

- договор об осуществлении технологического присоединения от 10.06.2015г. №20.0400.290.15, заключенный с ООО «Жемчужины Алтая» (максимальная мощность энергопринимающих устройств 100 кВт);

- договор об осуществлении технологического присоединения от 29.07.2015г. №20.0400.1025.15, заключенный с ИП <…> (максимальная мощность энергопринимающих устройств 15 кВт);

- договор об осуществлении технологического присоединения от 12.08.2015г. №20.0400.1122.15, заключенный с ИП <…> (максимальная мощность энергопринимающих устройств 15 кВт);

- договор об осуществлении технологического присоединения от 20.08.2015г. №20.0400.1033.15, заключенный с <юр. лицо> (максимальная мощность энергопринимающих устройств 80 кВт);

- договор об осуществлении технологического присоединения от 30.10.2015г. №20.0400.1651.15, заключенный с ИП <…> (максимальная мощность энергопринимающих устройств 15 кВт);

- договор об осуществлении технологического присоединения от 29.12.2015г. №20.0400.2010.15, заключенный с ИП Главой крестьянского (фермерского) хозяйства <…> (максимальная мощность энергопринимающих устройств 15 кВт).

ООО «Газпром межрегионгаз», ИП <…>, <юр. лицо>, <юр. лицо>, ИП <…>, ИП <…>, ИП <…>, ИП Главы крестьянских (фермерских) хозяйств <…>, <…>, <юр. лицо>, <юр. лицо>, ИП <…>, ИП <…>, ИП <…> зарегистрированы в качестве индивидуальных предпринимателей или юридических лиц, максимальная мощность подключаемых энергопринимающих устройств составляет до 150 кВт включительно, в связи с чем, они относятся к категории потребителей, указанных в пункте 12.1 Правил № 861 (юридические лица или индивидуальные предприниматели в целях технологического присоединения по одному источнику электроснабжения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 150 кВт включительно).

Согласно подпункту б) пункта 16 Правил №861, срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который исчисляется со дня заключения договора, не может превышать <…> 6 месяцев - для заявителей, указанных в пунктах 12.1, 14 и 34 данных Правил, если технологическое присоединение осуществляется к электрическим сетям, уровень напряжения которых составляет до 20 кВ включительно, и если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.

Указанный срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению является предельным сроком технологического присоединения и не исключает возможности технологического присоединения в более ранние сроки, оговоренные сторонами при заключении договора.

Филиал <юр. лицо>, выдав технические условия и заключив договор об осуществлении технологического присоединения с хозяйствующими субъектами, полностью взял на себя ответственность по осуществлению технологического присоединения в установленные сроки.

В связи с чем, конечным сроком выполнения филиалом <юр. лицо>  мероприятий, предусмотренных договорами и техническими условиями, являются: 18.08.2015г. (для ИП Главы крестьянского (фермерского) хозяйства <…>); 24.10.2015г. (для <юр. лицо>  по договору от 24.04.2015г.); 10.12.2015г. (для <юр. лицо>); 16.12.2015г. (для <юр. лицо>), 24.12.2015г. (для ИП <…>); 29.01.2016г. (для ИП <…>); 12.02.2016г. (для ИП <…>); 20.02.2016г. (для <юр. лицо>  по договору от 20.08.2015г.); 22.03.2016г. (для <юр. лицо>); 25.03.2016г. (для <юр. лицо>); 01.04.2016г. (для ИП <…>), 30.04.2016г. (для <…>); 29.06.2016г. (для Главы крестьянского (фермерского) хозяйства <…>); 19.07.2016г. (для ИП <…>); 25.08.2016г. (для ИП <…>).

В ходе анализа представленной Филиалом выписки из электронной базы исполненных договоров об осуществлении технологического присоединения (по индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам) по Майминскому РЭС за 2015г.-2016г. прокуратурой Майминского района установлено, что вышеуказанные договоры об осуществлении технологического присоединения на дату проведения проверки указаны в качестве «находящихся на исполнении», каких-либо документов, свидетельствующих о выполнении сетевой организацией своей части технических условий в период проведения проверки представлено не было.  

На заседании Комиссии УФАС по РА представитель филиала <юр. лицо>  <…> указала, что в силу пунктов 10 технических условий, выданных <юр. лицо>, ИП <…>, <юр. лицо>, <юр. лицо>, ИП <…>, ИП <…>, ИП <…>, сетевая организация проводит проверку выполнения технических условий, а также осуществляет фактические действия по присоединению энергопринимающих устройств заявителей к электрическим сетям. Технические условия, выданные данным хозяйствующим субъектам, не предусматривают строительства со стороны сетевой организации до границ участка заявителей объектов электросетевого хозяйства. В нарушение пунктов 8 заключенных договоров об осуществлении технологического присоединения данные хозяйствующие субъекты не направляли в адрес сетевой организации уведомления о выполнении ими своей части технических условий, что явилось основанием для не составления актов об осуществлении технологического присоединения, разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон. Со стороны сетевой организации мероприятия по технологическому присоединению до границ участков данных хозяйствующих субъектов выполнены.

Комиссия УФАС по РА, проанализировав условия договоров об осуществлении технологического присоединения, заключенных с ООО «Газпром межрегионгаз», ИП <…>, <юр. лицо>, <юр. лицо>, ИП <…>, ИП <…>, ИП <…>, приходит к выводу, что срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств вышеуказанных хозяйствующих субъектов со стороны сетевой организации не нарушен, что указывает на отсутствие нарушений подпункта б) пункта 16 Правил №861 (технологическое присоединение не осуществлено в связи с тем, что от заявителей не поступала информация о выполнении ими своей части технических условий).

Представитель филиала <юр. лицо>  <…> также указала, что по техническим условиям к договору об осуществлении технологического присоединения №20.0400.1022.15, заключенному с ИП <…>, сетевая организация осуществляет строительство линий до границ участка заявителя. В результате предпроектного обследования Филиалом было установлено, что расстояние от границ участка заявителя до сетей сетевой организации составляет менее 25 метров и строительство линии не требуется. Документы (акты) об осуществлении технологического присоединения находятся в стадии подписания.

Договор об осуществлении технологического присоединения от 10.06.2015г. №20.0400.290.15, заключенный с <юр. лицо>, находится в стадии расторжения (по заявлению <юр. лицо>).

Комиссия УФАС по РА считает, что вышеуказанные доводы представителя филиала <юр. лицо>  <…> являются необоснованными в связи с отсутствием подтверждающих документов, а именно: актов об осуществлении технологического присоединения, разграничении балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон, составленных с ИП <…>, заявления о расторжении договора, направленного ООО «Жемчужины Алтая» в адрес сетевой организации.

По договорам об осуществлении технологического присоединения, заключенных с главами крестьянских (фермерских) хозяйств <…>, <…>, <юр. лицо>, <юр. лицо>, ИП <…>, ИП <…>, ИП <…>, мероприятия по технологическому присоединению энергопринимающих устройств, указанные в технических условиях, со стороны сетевой организации не выполнены.

Комиссия УФАС по РА приходит к выводу, что сетевой организацией пропущен установленный подпунктом б) пункта 16 Правил №861 срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению энергопрнимающих устройств: глав крестьянских (фермерских) хозяйств <…>, <…>,  <юр. лицо>, <юр. лицо>, ИП <…>, ИП <…>, ИП <…> к электрическим сетям сетевой организации.

2. В силу подпункта а) пункта 16 Правил №861 к существенным условиям договора относится  перечень мероприятий по технологическому присоединению (определяется в технических условиях, являющихся неотъемлемой частью договора) и обязательства сторон по их выполнению.

По результатам анализа технических условий к договорам об осуществлении технологического присоединения Комиссией УФАС по РА установлено, что в пунктах 15.1 технических условий, составленных к договорам: от 18.02.2015г. №20.0400.112.15 (заключен с ИП Главой крестьянского (фермерского) хозяйства <…>); от 24.04.2015г. №20.0400.294.15 (заключен с <юр. лицо>); от 10.06.2015г. №20.0400.290.15 (заключен с <юр. лицо>), и в пунктах 11.5.3  технических условий, составленных к договорам: от 16.06.2015г. №20.0400.708.15 (заключен с <юр. лицо>); от 16.06.2015г. №20.0400.709.15 (заключен с <юр. лицо>); от 24.06.2015г. №20.0400.781.15 (заключен с ИП <…>), указаны организационные мероприятия в части заключения хозяйствующими субъектами договора на электроснабжение с энергосбытовой организацией.

Аналогичные требования предусмотрены в пунктах 11.5 технических условий, составленных к договорам: от 22.09.2015г. №20.0400.1438.15 (заключен с <юр. лицо>); от 25.09.2015г. №20.0400.1413.15 (заключен с <юр. лицо>); от 01.10.2015г. №20.0400.1256.15 (заключен с ИП <…>), от 19.01.2016г. №20.0400.40.16 (заключен с ИП <…>); от 25.02.2016г. №20.0400.260.16 (заключен с ИП <…>); от 29.07.2015г. №20.0400.1025.15 (заключен с ИП <…>); от 12.08.2015г. №20.0400.1122.15 (заключен с ИП <…>); от 20.08.2015г. №20.0400.1033.15 (заключен с <юр. лицо>); от 30.10.2015г. №20.0400.1651.15 (заключен с ИП <…>); от 29.12.2015г. №20.0400.2010.15 (заключен с ИП Главой крестьянского (фермерского) хозяйства <…>).

Пункт 25(1) Правил №861 предусматривает сведения, которые должны быть  указаны в технических условиях для заявителей, предусмотренных пунктами 12.1 и 14 Правил №861.

Пункт 25(1) Правил №861 не предусматривает включение в технические условия требований по заключению потребителем договора энергоснабжения с гарантирующим поставщиком (энергосбытовой организацией).

В силу абзаца 6 пункта 34, пункта 36 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012г. №442, заявитель для заключения договора энергоснабжения должен представить гарантирующему поставщику акты, подтверждающие технологическое присоединение в установленном порядке к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации, а не обращаться к гарантирующему поставщику в процессе технологического присоединения.

Комиссия УФАС по РА считает, что требование сетевой организации о заключении вышеуказанными хозяйствующими субъектами договора энергоснабжения с энергосбытовой организацией является необоснованным и противоречит пункту 25(1) Правил №861.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

Передача электрической энергии неразрывно связана с технологическим присоединением к электрическим сетям, услуги по осуществлению мероприятий по технологическому присоединению к электрической сети оказываются непосредственно с целью последующей передачи электроэнергии для потребителей. В связи с чем технологическое присоединение является обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электроэнергии.

На основании части 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»  <юр. лицо> занимает доминирующее положение на товарном рынке услуг по передаче электрической энергии на территории Республики Алтай в границах балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации, к сетям которой присоединены потребители, за исключением зон деятельности других сетевых организаций, и на его деятельность распространяются запреты, установленные частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещает действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

На основании вышеизложенного, в бездействии филиала <юр. лицо>, выразившимся в несоблюдении установленных подпунктом б) пункта 16 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004г. № 861, сроков осуществления мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств: ИП Главы крестьянского (фермерского) хозяйства  <…>, <юр. лицо>, ИП <…>, ИП <…>,  <юр. лицо>, ИП <…>, ИП Главы крестьянского (фермерского) хозяйства <…> к электрическим сетям сетевой организации, а также в действиях по необоснованному включению в технические условия требований о заключении <юр. лицо>, ИП <…>, <юр. лицо>, <юр. лицо>, ИП <…>, ИП <…>, ИП <…>, ИП Главой крестьянского (фермерского) хозяйства <…>, <юр. лицо>, ИП <…>, ИП <…>, <юр. лицо>, ИП <…>, ИП Главой крестьянского (фермерского) хозяйства <…> договоров энергоснабжения с энергосбытовой организацией, что противоречит требованиям пункта 25(1) Правил №861, усматриваются нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, так как данные бездействия и действия ущемляют интересы вышеуказанных хозяйствующих субъектов в сфере предпринимательской деятельности.

Связанные организации

Связанные организации не указаны