Постановление б/н Постановление о прекращении производства по делу в отношении... от 25 мая 2015 г.
Текст документа
Сохранить как PDFПОСТАНОВЛЕНИЕ
о прекращении производства по делу № 5/а
об административном правонарушении
15.05.2015г. г. Горно-Алтайск, ул. Улагашева, 13
Я, временно исполняющая обязанности руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай <…>, рассмотрев протокол об административном правонарушении от 30.04.2015г. и материалы дела № 5/а об административном правонарушении, возбужденного в отношении должностного лица, <…> сельского хозяйства Республики Алтай <…>,
УСТАНОВИЛ:
Дело рассматривается в Управлении Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай (г. Горно-Алтайск, ул. Улагашева, 13) в присутствии <…>, защитника <…> по доверенности от 06.04.2015г.
При рассмотрении материалов административного дела № 5/а от 01.04.2015г. должностным лицом УФАС по РА установлено следующее:
В соответствии с приказом Минсельхоза Республики Алтай от 8 октября 2014г. № 181 «О реализации постановления Правительства Республики Алтай от 3 июля 2012 года № 172 «Об утверждении Порядка предоставления средств из республиканского бюджета Республики Алтай, источником финансового обеспечения которых являются средства республиканского бюджета Республики Алтай и субсидии федерального бюджета на поддержку начинающих фермеров Республики Алтай на 2012-2014 годы» (далее Порядок проведения конкурсного отбора) Минсельхозом РА проведен конкурсный отбор крестьянских (фермерских) хозяйств по программе «Поддержка начинающих фермеров Республики Алтай».
При изучении Перечня критериев оценки заявителя и предоставленной им заявки (Список № 1) и Сводного экспертного заключения (Форма 5), которые являются приложениями к Порядку проведения конкурсного отбора, установлено, что итоговый рейтинг (рассчитывается как сумма баллов по каждому оцениваемому фактору) составляет 102 балла, при этом в сводном экспертном заключении итоговая рейтинговая оценка заявки определяется от максимально возможного рейтинга (100 баллов), соответственно должна использоваться 100-бальная шкала оценивания и баллы по оцениваемым факторам распределены неверно.
Следовательно, числовые показатели итогового рейтинга искажены, так как процент итогового рейтинга должен быть рассчитан от максимального рейтинга 102 балла.
Ведомость экспертной оценки заявителя и заявки «Сводного экспертного заключения» (Форма 5) содержит только оцениваемые факторы. Критерии оценки с определенным рангом (оценка критерия) по каждому оцениваемому фактору не обозначены.
Это допускает возможность искажения экспертной группой числовых показателей итоговой рейтинговой оценки и выставление необъективного балла по каждому оцениваемому фактору, что нарушает п. 1.5 Положения о конкурсной комиссии по отбору крестьянских (фермерских) хозяйств.
В критериях оценки оцениваемых факторов Минсельхозом РА допускается возможность создания неравных условий в части:
- оцениваемый фактор 1.3 Среднее или высшее профессиональное образование по сельскохозяйственной специальности
1. для участников с момента окончания учебного заведения до даты подачи заявления прошло менее 3 лет - определена оценка критерия в 2 балла;
2. для участника с момента окончания учебного заведения до даты подачи заявления прошло более 3 лет и опыт работы по полученной специальности есть, определена оценка критерия 3 балла.
При этом в первом критерии исключается возможность наличия опыта работы. Данный критерий нарушает п. 2.4 Условий подачи гражданами Российской Федерации заявок в конкурсную комиссию субъекта Российской Федерации для признания их участниками региональной программы начинающих фермеров (Приложение № 2 к приказу Минсельхоза России от 22 марта 2012 г. № 197), т.к в данном требовании установлено, что заявитель имеет среднее специальное или высшее сельскохозяйственное образование, или получил дополнительное профессиональное образование по сельскохозяйственной специальности, или имеет трудовой стаж в сельском хозяйстве не менее трех лет, или осуществляет ведение или совместное ведение личного подсобного хозяйства в течение не менее трех лет, т.е. заявитель может соответствовать одному из перечисленных равнозначных условий.
- оцениваемый фактор 2.1 Оформление бизнес-плана (структура, грамотность)
1. разделы бизнес – плана не зависят друг от друга и (или) противоречат друг другу. Отсутствует хотя бы один из обязательных разделов – определена оценка 0 баллов;
2. бизнес план структурирован, присутствуют все необходимые разделы, разделы не противоречат друг другу – определена оценка 5 баллов.
В критерии установлено наличие или отсутствия противоречия разделов бизнес – плана друг другу, однако в п.7 Приложения № 4 к Перечню документов, подтверждающих соответствие заявителя, требованиям, предъявляемым к участникам конкурсного отбора, обозначено, какие обязательные разделы должен включать бизнес – план. Следовательно, противоречие разделов друг другу либо изначально установлены разработчиками конкурсной документации, либо не корректно сформулирован критерий оценки. Данные критерии оценки могут иметь неоднозначное прочтение членами экспертной группы и субъективный подход в оценивании конкурсантов.
- оцениваемый фактор 2.2 Технологическая реализуемость бизнес - идеи
1. осуществление заявляемых видов деятельности на данной территории технически и технологически труднореализуемо – определена оценка 0 баллов;
2. осуществление заявляемых видов деятельности на данной территории отвечает сложившимся природно-климатическим и инфраструктурным условиям – определена оценка 3 балла;
3. осуществление заявляемых видов деятельности на данной территории отвечает сложившимся природно-климатическим и инфраструктурным условиям, заявитель бизнес-плана предусматривает использование прогрессивных и ресурсосберегающих технологий, ноу-хау – определена оценка 5 баллов.
В данном случае в первом критерии оценки конкретные требования к техническим и технологическим условиям реализуемости не установлены, поэтому понятие труднореализуемости носит субъективный характер.
- оцениваемый фактор 7.1 Отраслевая принадлежность заявленных в бизнес-плане видов деятельности
1. мясное и молочное животноводство – определена оценка 3 балла;
2. пантовое оленеводство, производство шерсти и пуха – определена оценка 2 балла;
3. другие виды, смешанные формы – определена оценка 1 балла.
В рамках государственной программы Республики Алтай «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия», утвержденной постановлением Правительства Республики Алтай от 28.09.2012г. № 242, подпрограммы "Поддержка малых форм хозяйствования" не обозначены приоритетные направления поддержки начинающих фермеров, это является основанием считать, что все направления деятельности в рамках данной программы являются равноценными.
В конкурсной документации не установлено, что конкурс проводится по конкретной отраслевой принадлежности видов деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств, из установленных конкурсной комиссией критериев очевидно, что в преимущественном положении находится – мясное и молочное животноводство, т.к. имеет в данном оцениваемом факторе наивысший балл.
Решением комиссии УФАС по РА от 20.03.2015г № 5-А/15, действия Минсельхоза РА, выразившиеся в создании неравных условий для участников конкурса при разработке конкурсной документации по отбору крестьянских (фермерских) хозяйств – участников ведомственной целевой программы «Поддержка начинающих фермеров Республики Алтай» в части установления Перечня критериев оценки заявителей и представляемых ими заявок, а также оценок критериев, признаны нарушением ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
За нарушение антимонопольного законодательства органами власти (нарушение ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции») предусмотрена административная ответственность по части 1 статьи 14.9 КоАП РФ - действия (бездействие) должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных лиц органов или организаций, государственных внебюджетных фондов, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а равно к ограничению свободного перемещения товаров (работ, услуг), свободы экономической деятельности, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 14.32 настоящего Кодекса, влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.
Указом Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай № 240-у от 07.10.2013г. <…> сельского хозяйства Республики Алтай <…>.
Приказ Минсельхоза Республики Алтай от 8 октября 2014г. № 181 «О реализации постановления Правительства Республики Алтай от 3 июля 2012 года № 172 «Об утверждении Порядка предоставления средств из республиканского бюджета Республики Алтай, источником финансового обеспечения которых являются средства республиканского бюджета Республики Алтай и субсидии федерального бюджета на поддержку начинающих фермеров Республики Алтай на 2012-2014 годы» подписан <…>.
Таким образом, действия <…> сельского хозяйства Республики Алтай <…> привели к нарушению ч.1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» и образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 14.9 КоАП РФ.
Состав административного правонарушения объективно подтверждается материалами дела, которыми установлено, что совершено административное правонарушение.
Лицо, совершившее административное правонарушение – должностное лицо, <…> сельского хозяйства Республики Алтай <…>.
Событие административного правонарушения: действия должностного лица органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а именно установление в Порядке проведения конкурсного отбора (приложение № 3), утвержденном приказом Минсельхоза Республики Алтай от 08 октября 2014 года № 181, критериев оценки в конкурсном отборе крестьянских (фермерских) хозяйств – участников ведомственной целевой программы «Поддержка начинающих фермеров Республики Алтай», которые носят необъективный (субъективный) характер.
Место совершения правонарушения: Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, ул. Северная, 12 (адрес Минсельхоза РА).
Время совершения правонарушения: 08.10.2014г. (дата издания приказа № 181).
Срок привлечения к административной ответственности, установленный ст.4.5 КоАП РФ, не истек.
Статья Кодекса РФ об административных правонарушениях – часть 1 статьи 14.9 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
В рамках исполнения предписания УФАС по РА № 5-А/15 от 20.03.2015г., Минсельхозом Республики Алтай представлен для рассмотрения и согласования проект порядока проведения конкурсного отбора участников ведомственной целевой программы «Поддержка начинающих фермеров Республики Алтай» в 2015 году (вх. № 784 от 26.03.2015г.), что является смягчающим вину обстоятельством.
03.04.2015г. министром сельского хозяйства Республики Алтай представлены пояснения (вх. № 898), согласно которым нарушения при установлении критериев оценки в конкурсном отборе крестьянских (фермерских) хозяйств устранены в полном объеме. Министерство сельского хозяйства Республики Алтай просит принять во внимание, что права заявителя <…> не ущемлены.
В соответствии с требованиями ст. 4.3 КоАП РФ обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не установлено.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В пункте 21 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 24.03.2005г. № 5 «О некоторых вопросах, возникших у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» указано, что малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Нарушение, допущенное <…>, по своему характеру не имеет значительной степени общественной опасности (финансовые средства распределены обоснованно), приняты меры по прекращению допущенных нарушений, в связи с чем считаю, что данное правонарушение может быть признано малозначительным.
Руководствуясь статьями 2.4, 2.9, 14.9; 23.48; 29.9; 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
ПОСТАНОВИЛ:
1. Производство по делу об административном правонарушении № 5/а, возбужденному в отношении должностного лица, <…> сельского хозяйства Республики Алтай <…> по части 1 статьи 14.9 КоАП РФ прекратить в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения.
2. В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ объявить <…> за нарушение части 1 статьи 14.9 КоАП РФ устное замечание.
В соответствии с пунктом 3 части 1 и частью 3 статьи 30.1 КоАП РФ, а также частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу либо в Шебалинский районный суд, т.е. суд по месту рассмотрения административного дела в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.
Согласно статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.