Постановление б/н Постановление в отношении филиала ПАО «МРСК Сибири»-«Горно-А... от 2 мая 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о прекращении производства по делу № 5/а

об административном правонарушении

28.04.2017 г.                                                     г. Горно-Алтайск, ул. Ленина, 226, стр. 2

Я, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай <...>, рассмотрев протокол об административном правонарушении от 14.04.2017г. № 5/а и материалы дела об административном правонарушении, возбужденного в отношении юридического лица, Публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» (ИНН 2460069527, ОГРН 1052460054327, г.Красноярск, ул. Бограда, 144А) в лице филиала «Горно-Алтайские электрические сети» (Республика Алтай, Майминский район, с.Майма, ул. Энергетиков, 15),

УСТАНОВИЛ:

Дело рассматривается в УФАС по РА (Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, ул. Ленина, 226, стр. 2, 2 этаж) в присутствии представителя филиала ПАО «МРСК Сибири»-«Горно-Алтайские электрические сети» <...> (доверенность от 02.03.2017г. №00/66-04/3).

В ходе рассмотрения дела установлено следующее.

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай поступило заявление (вх.№419 от 14.02.2017г.) <...> на действия филиала ПАО «МРСК Сибири»-«Горно-Алтайские электрические сети» по неправомерному отказу в заключении договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям сетевой организации.

В соответствии со статьей 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденные постановлением Правительства РФ от 27.12.2004г. №861, определяют порядок и процедуру технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, а также требования к выдаче технических условий.

Согласно пункту 3 Правил №861 сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.

Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 Правил №861, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.

<...> является физическим лицом и согласно Правилам №861 относится к заявителям, указанным в пункте 14 (технологическое присоединение энергопринимающих устройств физических лиц, максимальной мощностью до 15 кВт включительно).

В связи с чем, филиал ПАО «МРСК Сибири»-«Горно-Алтайские электрические сети» не вправе отказывать <...> в заключении договора об осуществлении технологического присоединения.

Согласно пункту 8(3) Правил №861 заявители, указанные в пунктах 12(1), 13 и 14 данных Правил, в случае осуществления технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно вправе направлять заявку и прилагаемые документы посредством официального сайта сетевой организации или иного официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", определяемого Правительством Российской Федерации.

Пункт 14 Правил №861 предусматривает сведения в заявке, направляемые заявителем - физическим лицом в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно, которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику.

Пункт 10 Правил №861 определяет перечень документов, прилагаемых к заявке.

29.12.2016г. <...> направила заявку №229 в сетевую организацию через официальный сайт ПАО «МРСК Сибири» (www.mrsk-sib.ru) с указанием сведений, предусмотренных пунктом 14 Правил №861, и приложением документов, предусмотренных пунктом 10 Правил №861, за исключением плана расположения энергопринимающих устройств.

Заявка была направлена через представителя заявителя <...> (нотариальная доверенность от 09.02.2017г. №23АА6819825).

В силу пункта 15 Правил №861 при отсутствии сведений и документов, указанных в пунктах 9, 10 и 12 - 14 данных Правил, сетевая организация уведомляет об этом заявителя в течение 6 рабочих дней с даты получения заявки. После получения недостающих сведений от заявителя сетевая организация рассматривает заявку и направляет заявителю для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в сроки, предусмотренные настоящим пунктом для соответствующей категории заявителя, исчисляемые со дня представления заявителем недостающих сведений.

10.01.2017г. сотрудник сетевой организации уведомил представителя заявителя <...> по телефону о недостающих документах и отказала <...> в принятии заявки, что противоречит требованиям пунктов 3, 15 Правил №861 (отказ и отклонение заявки не предусмотрены Правилами №861, а также сетевая организация не предоставила <...> разумный срок для устранения выявленных в заявке недостатков).

Таким образом, действия филиала ПАО «МРСК Сибири»-«Горно-Алтайские электрические сети» нарушают пункты 3, 15 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004г. №861, в части необоснованного отказа в принятии заявки для заключения договора об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств <...> к электрическим сетям сетевой организации.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

Передача электрической энергии неразрывно связана с технологическим присоединением к электрическим сетям, услуги по осуществлению мероприятий по технологическому присоединению к электрической сети оказываются непосредственно с целью последующей передачи электроэнергии для потребителей. В связи с чем технологическое присоединение является обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электроэнергии.

Филиал ПАО «МРСК Сибири»-«Горно-Алтайские электрические сети» является субъектом естественной монополии на товарном рынке услуг по передаче электрической энергии на территории Республики Алтай в границах балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации, к сетям которой присоединены потребители, за исключением зон деятельности других сетевых организаций.

Несоблюдение установленных пунктов 3, 15 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004г. № 861, в части необоснованного отказа в принятии заявки для заключения договора об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств <...> к электрическим сетям сетевой организации, образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ - нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Филиалом ПАО «МРСК Сибири»-«Горно-Алтайские электрические сети» в адрес УФАС по РА представлены пояснения (вх.№1010 от 04.04.2017г.) по данному административному делу.

Согласно пояснению (вх.№1010 от 04.04.2017г.) 29.12.2016г. на сайт ПАО «МРСК Сибири» (www.mrsk-sib.ru) от заявителя <...> поступила заявка №229 на технологическое присоединение к электрическим сетям жилого дома, расположенного по адресу: Республика Алтай, Усть-Коксинский район, с.Тюнгур, ул. Нагорная, 10.

10.01.2017г. сотрудник филиала ПАО «МРСК Сибири»-«Горно-Алтайские электрические сети» <...> рассмотрела заявку №229. При рассмотрении заявки было установлено, что заявка подана представителем по доверенности <...>, но доверенность не приложена, к заявке были прикреплены сканированные копии свидетельства на жилой дом, расположенный по адресу: с.Тюнгур, ул.Нагорная, 10, и план расположения земельного участка.

В соответствии с подпунктом а) пункта 25(1) Правил №861 в технических условиях должна быть указана точка присоединения, которая не может располагаться далее 25 метров от границы участка, на котором располагаются (будут располагаться) присоединяемые объекты заявителя.

В связи с тем, что на плане земельного участка, приложенном к заявке №229, не были обозначены границы жилого дома, исполнить требования пункта 25(1) Правил №861 по определению точки присоединения не представлялось возможным.

В соответствии с пунктом 15 Правил №861 поступившая заявка <...> была рассмотрена в пределах установленного срока. На 4 рабочий день <...> позвонила по указанному в заявке номеру для сообщения о несоответствии приложенных к заявке документов. По набранному номеру ей ответил представитель <...> и выслушав информацию о недостающих документах заявил, что требуемая информация является незаконной и он отказывается её предоставлять. Сотрудник сетевой организации пояснила, что в случае не поступления недостающих документов будет вынуждена отклонить заявку №229.

10.01.2017г. представителем заявителя был направлен план расположения земельного участка с нанесением на нем места расположения жилого дома. Однако, данный документ был направлен на персональный электронный адрес сотрудника Филиала <...>, а не приложен в качестве приложения к заявке №229, направленной через официальный сайт. Кроме того, доверенность на представителя не была представлена.

По состоянию на 29.03.2017г. к заявке №229 заявителем не представлены обязательные документы, предусмотренные пунктом 10 Правил №861.

Сетевая организация указывает, что Правилами №861 не предусмотрены действия сетевой организацией в случае не предоставления недостающих документов заявителями.

В случае получения недостающих действий от заявителя, сетевая организация осуществит рассмотрение заявки №229 и направит заявителю для подписания заполненный и подписанный в 2-х экземплярах проект договора и технические условия.

Согласно пояснениям представителя филиала ПАО «МРСК Сибири»-«Горно-Алтайские электрические сети» <...>, представленным в УФАС по РА при составлении протокола об административном правонарушении №5/а от 14.04.2017г., в соответствии с пунктом 8(3) Правил №861 при электронной подаче заявки лицо должно быть идентифицировано в личном кабинете, данная заявка подана от Лупашку П.Т., при этом доверенность в составе заявке не представлена. По мнению представителя сетевой организации, отсутствует состав и событие правонарушения, дело подлежит прекращению.

Доводы филиала ПАО «МРСК Сибири»-«Горно-Алтайские электрические сети», должностное лицо УФАС по РА считает необоснованными по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 8 Правил №861 для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию. Сведения, которые должны быть указаны в заявке, а также перечень необходимых документов указаны в пунктах 9, 10, 12 - 14 Правил № 861.

Согласно пункту 15 Правил №861 при отсутствии сведений и документов, указанных в пунктах 9, 10 и 12 - 14 Правил, сетевая организация уведомляет об этом заявителя в течение 6 рабочих дней с даты получения заявки и направляет ему для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 30 дней с даты получения недостающих сведений.

Сетевая организация посредством телефонной связи уведомила представителя заявителя о недостающих документах в течение 6 рабочих дней (10.01.2017г.) и отказала заявителю в принятии заявки (10.01.2017г. в 09:17ч.). Исходя из пояснения сетевой организации и существа заявления следует, что 10.01.2017г. сетевая организация указала заявителю только на отсутствие плана расположения энергопринимающих устройств, об отсутствии доверенности заявителю не было сообщено.

Представитель заявителя <...> - <...>, получив 10.01.2017г. посредством телефонной связи уведомление от сетевой организации о недостающих документах к заявке, направил в 09:30ч. 10.01.2017г. со своей электронной почты (<...>@mail.ru) план расположения энергопринимающих устройств на электронную почту сотрудника сетевой организации (<...>@ba.mrsks.ru), что свидетельствует о получении сетевой организацией недостающих документов. При этом служебный адрес электронной почты сотрудника сетевой организации <...> (<...>@ba.mrsks.ru) заявитель мог получить только от сотрудника сетевой организации, что подтверждается текстом заявления и приложенной копией отправки на служебную электронную почту <...> плана расположения энергопринимающих устройств.

В силу пункта 8(3) Правил №861 подача заявок и документов в электронной форме осуществляется заявителем с использованием идентификатора и пароля, выданных посредством сайта сетевой организации в порядке, установленном сетевой организацией. Информация о порядке выдачи и использования идентификатора и пароля размещается на сайте сетевой организации.

Указание сотрудником сетевой организации о предоставлении недостающих документов через служебную электронную почту противоречит требованиям пункта 8(3) Правил №861, так как заявителю необходимо было указать о подаче недостающих документов через сайт сетевой организации с использованием идентификатора и пароля. Исходя из сути заявления, заявителю было предложено направить недостающие документы только посредством направления на служебную электронную почту сотрудника сетевой организации.

Правилами №861 не предусмотрен конкретный срок, в течение которого заявитель обязан предоставить недостающие к заявке документы, а также нормы об уведомлении заявителя посредством телефонной связи, так как данный способ не позволяет зафиксировать содержание состоявшегося разговора. Доказательств, подтверждающих направление письменного уведомления заявителя о недостающих в заявке документов, сетевой организацией в адрес УФАС по РА не представлено. Сетевая организация также не представила в УФАС по РА доказательств о направлении уведомления на адрес электронной почты, указанный в заявке <...>

Кроме того, исходя из материалов дела не установлено отношение Лупашку П.Т.  к подаче заявки на технологическое присоединение энергопринимающих устройств <...> к электрическим сетям сетевой организации.

В соответствии с абзацем 15 пункта 15 Правил №861 в случае ненаправления заявителем подписанного проекта договора либо мотивированного отказа от его подписания, но не ранее чем через 60 дней со дня получения заявителем подписанного сетевой организацией проекта договора и технических условий, поданная этим заявителем заявка аннулируется.

В связи с чем, в случае непредставления недостающих документов по аналогии с вышеуказанной нормой заявка может быть аннулирована по истечении 60 дней со дня направления запроса сетевой организации о предоставлении документов.

Пункт 15 Правил №861 не предусматривает отказ или отклонение заявки потребителя в связи с отсутствием частичного перечня документов, предусмотренных пунктом 10 Правил №861. По смыслу пункта 15 Правил №861 сетевая организация, получив недостающие документы от заявителя должна рассмотреть ранее поданную заявку с приложенными документами и направить  заявителю для подписания проект договора об осуществлении технологического присоединения в течение 15 дней со дня представления заявителем недостающих документов. Также пункт 15 Правил №861 не содержит требований о подаче заявки в новом (повторном) порядке в случае представления недостающих сведений или документов.

Отказав заявителю в принятии заявки, сетевая организация не предоставила заявителю какой-либо срок для направления в сетевую организацию недостающих документов. Заявитель изначально был ограничен по времени (срокам) и не имел возможности приложить недостающие документы к заявке.

В связи с чем, действия сетевой организации по отказу в принятии заявки являются необоснованными, и противоречат пунктам 3, 15 Правил №861.

Отказ коммерческой организации от заключения договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие услуги не допускается (пункт 3 статьи 426 ГК РФ).

Выполнение обязанности сетевой организацией по направлению проекта договора на технологическое присоединение с техническими условиями ограничено 15-дневным сроком с момента регистрации заявки.

Между тем при соблюдении филиалом ПАО «МРСК Сибири»-«Горно-Алтайские электрические сети» требований, установленных пунктом 15 Правил №861, сетевая организация могла направить проект договора заявителю с 10.01.2017г., что в свою очередь, позволило бы заключить договор об осуществлении технологического присоединения в ранние сроки.

Следовательно, отказ в заключении договора об осуществлении  технологического присоединения влечет за собой невозможность для технологического присоединения к сетям сетевой организации, следовательно, нарушает права и охраняемые законом интересы заявителя.

Вина филиала ПАО «МРСК Сибири»-«Горно-Алтайские электрические сети» состоит в нарушении пунктов 3, 15 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004г. №861, в части необоснованного отказа в принятии заявки для заключения договора об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств <...> к электрическим сетям сетевой организации.

По результатам проведенного административного расследования 14.04.2017г. составлен протокол об административном правонарушении № 5/а в отношении юридического лица ПАО «МРСК Сибири» в лице филиала «Горно-Алтайские электрические сети».

Факт совершения административного правонарушения юридическим лицом ПАО «МРСК Сибири» в лице филиала «Горно-Алтайские электрические сети» подтверждается протоколом №5/а от 14.04.2017г. и другими материалами дела.

Обстоятельств, смягчающих или отягчающих административную ответственность, предусмотренных статьями 4.2,  4.3 КоАП РФ, не выявлено.

Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В соответствии с пунктом 18 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004г. № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

В силу пункта 8(3) Правил №861 заявитель несет ответственность за достоверность и полноту прилагаемых в электронном виде к заявке документов в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В виду того, что изначально заявитель в нарушение пункта 8(3) Правил №861 представила в сетевую организацию заявку с неполным пакетом документов,  а сетевая организация уведомила заявителя о недостающих документах к заявке в установленные пунктом 15 Правил №861 сроки, готова повторно принять заявку через сайт сетевой организации, учитывая однократность данного правонарушения со стороны сетевой организации, считаю, что действия филиала ПАО «МРСК Сибири»-«Горно-Алтайские электрические сети» по своему характеру не имеют значительной степени общественной опасности, и не причинили существенного вреда охраняемым общественным отношениям в сфере технологического присоединения к электрическим сетям сетевой организации.

Руководствуясь статьями 2.9, 2.10, 9.21, 23.48, 29.9, 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛ:

1) Производство по делу об административном правонарушении № 5/а, возбужденному в отношении юридического лица, филиала ПАО «МРСК Сибири» -«Горно-Алтайские электрические сети» прекратить в связи с малозначительностью административного правонарушения.

2) В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ объявить филиалу ПАО «МРСК Сибири»-«Горно-Алтайские электрические сети» за нарушение требований пунктов 3, 15 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004г. № 861, и части 1 статьи 9.21 КоАП РФ устное замечание.

В соответствии с пунктом 3 части 1 и частью 3 статьи 30.1, а также частью 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу, либо в Арбитражный суд Республики Алтай в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно статье 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

Связанные организации

Связанные организации не указаны