Решение №004/06/54.3-190/2021 РЕШЕНИЕ по делу № 004/06/54.3-190/2021 о нарушении законодат... от 9 июня 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 004/06/54.3-190/2021

о нарушении законодательства о контрактной системе

 

«09» июня 2021 года                                                                                г. Горно-Алтайск

                

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:

с участием представителя заказчика МКУ «Городское хозяйство и лесничество» …. (доверенность от 04.06.2021) рассмотрела жалобу ООО «Джули» на действия заказчика МКУ «Городское хозяйство и лесничество» при осуществлении закупки путем проведения открытого конкурса в электронной форме №0377300028721000154 на реконструкцию элемента уличной-дорожной сети на отрезке автомобильной дороги по ул. Ленина от дома № 53 до дома № 57 в г. Горно-Алтайске.

ООО «Джули» должным образом уведомлено о дате и времени рассмотрения жалобы, явку представителя на заседание комиссии УФАС по РА не обеспечило.

УСТАНОВИЛА:

В Алтайское республиканское УФАС России 02.06.2021 (вх. № 2908) поступила жалоба ООО «Джули» на действия заказчика МКУ «Городское хозяйство и лесничество» при осуществлении закупки путем проведения открытого конкурса в электронной форме №0377300028721000154 «Реконструкция элемента уличной-дорожной сети на отрезке автомобильной дороги по ул. Ленина от дома № 53 до дома № 57 в г. Горно-Алтайске».

Заявитель в жалобе указывает, что заказчиком с нарушением требований законодательства о контрактной системе установлен нестоимостной критерий оценки заявок - наличие у участника закупки опыта по успешному выполнению работ по строительству и/или реконструкции объектов капитального строительства, подтвержденного исполненными контрактами:

- заключенными и исполненными за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в открытом конкурсе;

- без применения к такому участнику по данным контрактам неустоек (штрафов, пеней);

- стоимостью не менее 100% от начальной (максимальной) цены контракта;

- сокращен перечень видов контрактов, подлежащих оценке.

Не согласившись с доводами жалобы, заказчиком МКУ «Городское хозяйство и лесничество» (№3062 от 08.06.2021) и уполномоченным органом Администрацией   г. Горно-Алтайска (вх №2976 от 04.06.2021) представлены письменные возражения на жалобу.

Комиссия, рассмотрев материалы дела, заслушав представителя заказчика, установила следующее:

04.05.2021г. уполномоченным органом Администрацией города Горно-Алтайска на официальном сайте ЕИС в сфере закупок размещено извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме №0377300028721000154 «Реконструкция элемента уличной-дорожной сети на отрезке автомобильной дороги по ул. Ленина от дома № 53 до дома № 57 в г. Горно-Алтайске». Начальная (максимальная) цена контракта – 216 675 069,23 руб. Заказчиком является МКУ «Городское хозяйство и лесничество».

Пунктом 4 части 1 статьи 32 Федерального закона от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) установлено, что для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает критерий квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

Согласно п. 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом о контрактной системе.

В силу ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п. 10 Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013г. № 1085 (далее – Правила № 1085), в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.

Подпунктом «б» пункта 27 Правил № 1085 установлено, что показателем нестоимостного критерия оценки «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» может быть опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема.

В соответствии с п. 27(2) Правил № 1085 в случае осуществления закупки, по результатам которой заключается контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта), проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, а также контракт, предусмотренный частями 16 (если контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства), 16.1 статьи 34 и частью 56 статьи 112 Закона о контрактной системе, по нестоимостному критерию оценки «квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» в документации о закупке устанавливается один или несколько следующих показателей:

а) общая стоимость исполненных контрактов (договоров);

б) общее количество исполненных контрактов (договоров);

в) наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров).

Согласно п. 27(3) Правил № 1085 для оценки заявок (предложений) по показателям, предусмотренным пунктом 27(2) данных Правил, в документации о закупке устанавливается и учитывается при оценке один или несколько следующих видов контрактов (договоров):

а) контракты (договоры), предусматривающие выполнение работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, относящихся к виду объекта капитального строительства, выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу которого является объектом закупки. К таким видам объектов капитального строительства относятся:

объекты капитального строительства (за исключением линейных объектов);

линейные объекты капитального строительства;

особо опасные, технически сложные и уникальные объекты капитального строительства;

объекты культурного наследия;

б) контракты (договоры), соответствующие виду контракта, заключаемого по результатам закупки. К таким видам контрактов (договоров) относятся:

контракт, предусмотренный частью 16 статьи 34 Федерального закона (если контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт предусмотренного подпунктом «а» данного пункта объекта капитального строительства соответствующего вида);

контракт, предусмотренный частью 16.1 статьи 34 Федерального закона (в отношении предусмотренного подпунктом «а» данного пункта объекта капитального строительства соответствующего вида);

контракт, предусмотренный частью 56 статьи 112 Федерального закона (в отношении предусмотренного подпунктом «а» данного пункта объекта капитального строительства соответствующего вида);

контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу предусмотренного подпунктом «а» данного пункта объекта капитального строительства соответствующего вида;

контракт, предметом которого является проведение работ по сохранению объектов культурного наследия.

В п. 24 Информационной карты (раздел 1 документации на открытый конкурс в электронной форме №0377300028721000154) указано, что критерии оценки заявок, величины значимости данных критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок, указаны в приложении № 1 к разделу 1 «Информационная карта».

Согласно п. 2 регламента оценки заявок на участие в закупке (приложение № 1 к Информационной карте) заявки участников закупки оцениваются по нестоимостному критерию оценки «опыт участника по успешному выполнению работ по строительству и/или реконструкции объектов капитального строительства». Под успешным выполнением работ понимается исполнение участником закупки контрактов в соответствии с условиями, установленными в контрактах, без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней).

Опыт участника по успешному выполнению работ по строительству и/или реконструкции объектов капитального строительства должен соответствовать следующему описанию: наличие за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме заключенных и исполненных государственных и/или муниципальных контрактов (договоров) и/или договоров, заключенных в рамках Закона о контрактной системе, Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», а так же договоров, заключенных в соответствии с гражданским законодательством на выполнение работ по строительству и/или реконструкции линейного объекта. При этом, стоимость каждого контракта (договора) должна составлять не менее 100 % от начальной (максимальной) цены контракта.

Комиссия УФАС по РА по доводу жалобы о сокращении видов контрактов, подлежащих оценке, считает, что в конкурсной документации правомерно указан вид контракта (предусмотренный пп. а) п. 27(3) Правил № 1085) с указанием вида объекта капитального строительства: линейные объекты. Следовательно, в данной части довод жалобы является необоснованным.

На заседании Комиссии УФАС по РА представитель заказчика МКУ «Городское хозяйство и лесничество» пояснила, что условие о заключенных и исполненных за последние 3 года контрактах, без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней) установлено исходя из потребностей и понимания сопоставимости и актуальности опыта в выполнении конкретных работ. Требование о стоимости каждого контракта (договора) не менее 100 % от начальной (максимальной) цены контракта заказчиком установлено для определения сопоставимости опыта участника закупки. Вне зависимости от наличия (отсутствия) заключенных и исполненных за последние 3 года контрактов (договоров), соответствующих требованиям конкурсной документации, участник может подать заявку на участие в открытом конкурсе в электронной форме.

Комиссия УФАС по РА, рассмотрев п. 2 регламента оценки заявок на участие в закупке, установила, что заказчиком применен пп. б) п. 27(2) Правил № 1085, что подтверждается используемой конкурсной комиссией шкалой оценки:

- наличие 2 и более контрактов (договоров) по строительству и/или реконструкции линейного объекта со стоимостью таких контрактов не менее 100 % от НМЦК – 100 баллов;

- наличие 1 (включительно) контракта (договора) по строительству и/или реконструкции линейного объекта со стоимостью таких контрактов не менее 100 % от НМЦК – 50 баллов;

- отсутствие опыта или отсутствие подтверждающих копий документов – 0 баллов.

Показатели, предусмотренные подпунктами а), в) пункта 27(2) Правил №1085, заказчиком в конкурсной документации не установлены.

Комиссия УФАС по РА считает, что вышеназванные требования заказчика, установленные в п. 2 регламента оценки заявок на участие в закупке, являются незаконными, приводят к ограничению возможности участника закупки получить максимальное количество баллов, по следующим основаниям:

-   законодательство о контрактной системе, в том числе Правила № 1085 не содержат требований о предоставлении в качестве подтверждения наличия опыта работы, связанного с предметом контракта, контрактов (договоров), исполненных без применения к подрядчику штрафных санкций, а также контрактов (договоров), заключенных и исполненных в определенный заказчиком период времени (за последние 3 года или другой период);

- законодательство о контрактной системе, в том числе Правила № 1085 не позволяют заказчику устанавливать «смешанный» показатель нестоимостного критерия оценки заявок (по мнению Комиссии УФАС по РА, установленный заказчиком показатель «стоимость контракта не менее 100% от НМЦК» соответствует пп. в) п. 27(2) Правил №1085, а не пп. б - общее количество исполненных контрактов (договоров)). При этом, установленный заказчиком показатель «стоимость контракта не менее 100% от НМЦК» не имеет 100 - балльную шкалу оценки, предусмотренную п. 11 Правил №1085 (следовательно, одинаково оцениваются контракты со стоимостью 100% от НМЦК и контракты со стоимостью более 100% НМЦК).

Например, при наличии установленного показателя по пп. б) п. 27(2) Правил №1085 подлежит оценке количество договоров без ограничения их по цене, а по показателю, предусмотренному пп. в) п. 27(2) Правил №1085, оцениваются договоры исключительно по их цене. Следовательно, предоставленные в составе заявки договоры, подтверждающие наличие у участника закупки опыта работы, связанного с предметом контракта, будут оцениваться по каждому из данных показателей с учетом установленной заказчиком 100-балльной шкалы оценки (отдельно по цене, отдельно по количеству).

На заседании Комиссии УФАС по РА представитель заказчика не смогла пояснить какие нормы законодательства о контрактной системе позволяют заказчику при проведении открытого конкурса в электронной форме «ужесточать» требования к документам, подтверждающим наличие у участника закупки опыта выполнения работ, связанного с предметом контракта, установленного в качестве критерия оценки заявок (отсутствие штрафных санкций по контракту, период заключения и исполнения представленных контрактов и др.).

По мнению Комиссии УФАС по РА заказчик самостоятельно определяет количество применяемых при оценке показателей нестоимостного критерия «наличие у участника закупки опыта выполнения работ, связанного с предметом контракта», предусмотренных п. 27(2) Правил №1085.

Представитель заказчика не смогла пояснить Комиссии УФАС по РА причину неустановления в конкурсной документации иных показателей, предусмотренных       пп. а), в) п. 27(2) Правил №1085, при условии важности для заказчика стоимости исполненных участником закупки контрактов (договоров), а также обосновать необходимость установления периода заключенных и исполненных контрактов (чем опыт, полученный за последние 3 года, отличается от опыта, полученного, например, за последние 4 или 5 лет).

Следовательно, уполномоченным органом Администрацией г. Горно-Алтайска и заказчиком МКУ «Городское хозяйство и лесничество» нарушены требования п. 8   ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе, так как в конкурсной документации №0377300028721000154 установлены требования по нестоимостному критерию оценки заявок с нарушением Правил №1085.

За данные нарушения законодательства о контрактной системе предусмотрена административная ответственность по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.

Таким образом, доводы жалобы в данной части являются обоснованными.

Комиссия УФАС по РА приходит к выводу, что указанное выше нарушение не влияет на возможность подачи заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме №0377300028721000154. Заявителем в жалобе не представлено подтверждений невозможности подготовки заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме, а также доказательств того, каким образом действия заказчика нарушают его права и законные интересы. В связи с чем Комиссия УФАС по РА решила не выдавать заказчику, уполномоченному органу предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.

На основании вышеизложенного, Комиссия УФАС по РА, руководствуясь        ст. 106 Федерального закона № 44–ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «Джули» на действия заказчика МКУ «Городское хозяйство и лесничество» при осуществлении закупки путем проведения открытого конкурса в электронной форме №0377300028721000154 на реконструкцию элемента уличной-дорожной сети на отрезке автомобильной дороги по ул. Ленина от дома     № 53 до дома № 57 в г. Горно-Алтайске обоснованной в части установления в конкурсной документации требований к показателю нестоимостного критерия оценки заявок, несоответствующих Правилам оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28.11.2013г. № 1085.

2. Признать уполномоченный орган Администрацию г. Горно-Алтайска и заказчика МКУ «Городское хозяйство и лесничество» нарушившими п. 8 ч. 1 ст. 54.3 Федерального закона № 44–ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

3. Передать материалы дела должностному лицу УФАС по РА для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица, виновного в нарушении законодательства о контрактной системе (по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ).

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны