Постановление №004/04/7.32-333/2023 ПОСТАНОВЛЕНИЕ о назначении административного наказания по де... от 18 августа 2023 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
о назначении административного наказания
по делу № 004/04/7.32-333/2023 об административном правонарушении
18.08.2023 г. Горно-Алтайск
ул. Ленина, 226, строение 2
Я, руководитель управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай «…», рассмотрев протокол об административном правонарушении №004/04/7.32-333/2023 от 14.08.2023 и материалы дела об административном правонарушении, возбужденного в отношении должностного лица заказчика, министра природных ресурсов и экологии Республики Алтай «…»,
УСТАНОВИЛ:
Дело рассматривается с участием по видео-конференц-связи «…», защитника «…» (по доверенности от 14.08.2023) в Управлении ФАС по Республике Алтай (г. Горно-Алтайск, ул. Ленина, 226, стр. 2).
По итогам внеплановой документарной проверки Комиссией УФАС по Республике Алтай в действиях заказчика, Министерства природных ресурсов и экологии Республики Алтай установлено нарушение ч. 1 ст. 34 Федерального закона № 44–ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) при заключении государственного контракта №ЕИ/194 от 24.06.2023 на расчистку озера Манжерокского в Республике Алтай (II этап) (решение Комиссии УФАС по РА по внеплановой документарной проверке №004/10/99-285/2023 от 25.07.2023).
Нарушения законодательства о контрактной системе выразилось в следующем:
Постановлением Правительства Республики Алтай от 01.04.2022 № 114 «Об установлении случаев осуществления закупок товаров, работ, услуг для государственных нужд Республики Алтай и (или) муниципальных нужд в Республике Алтай у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в целях обеспечения государственных нужд Республики Алтай и муниципальных нужд в Республике Алтай и порядка их осуществления» (далее – Постановление № 114) установлено, что по 31 декабря 2023 г. включительно в дополнение к случаям, предусмотренным ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе, заказчик вправе осуществить закупку товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Республики Алтай, муниципальных нужд в Республике Алтай у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), определенного соответственно правовым актом Правительства Республики Алтай, муниципальным правовым актом органа местного самоуправления в Республике Алтай, изданным в соответствии с решением Оперативного штаба по обеспечению устойчивого функционирования экономики и социальной сферы Республики Алтай, в том числе, при осуществлении закупки работ для завершения строительства, реализуемого в рамках национальных проектов, утвержден Порядок осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Республики Алтай, муниципальных нужд в Республике Алтай у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), определенного соответственно правовым актом правительства Республики Алтай, муниципальным правовым актом органа местного самоуправления в Республике Алтай, изданным в соответствии с решением оперативного штаба по обеспечению устойчивого функционирования экономики и социальной сферы Республики Алтай (далее – Порядок № 114).
Пунктом 3 Порядка № 114 установлено, что в целях осуществления закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Республики Алтай у единственного поставщика заказчик направляет главному распорядителю средств республиканского бюджета Республики Алтай обращение, содержащее следующую информацию (документы):
а) наименование заказчика;
б) предмет контракта и описание объекта закупки, включающее в себя функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости);
в) экономическое и (или) технологическое обоснование нецелесообразности осуществления закупки с использованием конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
г) подготовленное в соответствии со статьей 22 Закона о контрактной системе и подписанное заказчиком обоснование цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем);
д) информация о единственном поставщике (подрядчике, исполнителе), включая его наименование, идентификационный номер налогоплательщика и обоснование выбора такого поставщика (подрядчика, исполнителя);
е) предполагаемый срок осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), предельный срок исполнения контракта;
ж) результаты проведенной заказчиком проверки соответствия единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) требованиям статьи 31 Закона о контрактной системе;
з) информация об исполнении единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) своих обязательств по контракту лично или с привлечением к его исполнению субподрядчиков, соисполнителей и обоснование необходимости их привлечения, а также требование к объему исполнения этим поставщиком (подрядчиком, исполнителем) своих обязательств по такому контракту лично, установленному в виде процента от цены заключаемого с ним контракта, в случае привлечения к его исполнению субподрядчиков, соисполнителей;
и) информация об установлении этапов контракта (при наличии);
к) информация о предполагаемом размере аванса (в случае, если контрактом предусмотрено авансирование), о размере аванса в отношении каждого этапа исполнения контракта (если контрактом предусмотрены этапы исполнения контракта);
л) информация о предполагаемом установлении требования к обеспечению исполнения контракта или обоснование нецелесообразности установления такого требования, информация об установлении требования к обеспечению гарантийных обязательств или обоснование нецелесообразности установления таких требований;
м) информация о казначейском сопровождении расчетов по контракту (расчетов по контракту в части выплаты аванса);
н) информация об источниках финансирования закупки.
09.06.2023 Министерством природных ресурсов и экологии Республики Алтай в адрес Правительства Республики Алтай направлено обращение с приложением пакета документов, указанных в Постановлении № 114.
24.06.2023 Министерством природных ресурсов и экологии Республики Алтай с ООО «СБД» заключен государственный контракт №ЕИ/194 на расчистку озера Манжерокского в Республике Алтай (II этап) на сумму 375292422,29 руб.
В п. 3 распоряжения Правительства Республики Алтай от 21.06.2023 № 345-р «Об осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) для обеспечения государственных нужд Республики Алтай» указано, что Министерству природных ресурсов и экологии Республики Алтай заключить государственный контракт до 30 июня 2023г. с предельным сроком исполнения 21 декабря 2023г., на который заключается государственный контракт в соответствии с пунктом 2 данного распоряжения.
Комиссией УФАС по РА установлено, что в п. 6.4 государственного контракта №ЕИ/194 от 24.06.2023 срок исполнения контракта: с 26 июня 2023 года по 31 декабря 2023 года.
Согласно ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе установлено, что контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены.
Таким образом, заказчиком в нарушение ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе государственный контракт №ЕИ/194 от 24.06.2023 на расчистку озера Манжерокского в Республике Алтай (II этап) заключен не на условиях, согласованных Оперативным штабом, а именно: увеличен срок исполнения контракта.
За данные нарушения законодательства о контрактной системе предусмотрена ответственность по части 1 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – заключение контракта по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) с нарушением объявленных условий определения поставщика (подрядчика, исполнителя) или условий исполнения контракта, предложенных лицом, с которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок заключается контракт, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 1 процента начальной (максимальной) цены контракта, но не менее пяти тысяч рублей и не более тридцати тысяч рублей, на юридических лиц в размере 1 процента начальной (максимальной) цены контракта, но не менее пятидесяти тысяч рублей и не более трехсот тысяч рублей.
На основании статьи 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях.
Государственный контракт №ЕИ/194 от 24.06.2023 на расчистку озера Манжерокского в Республике Алтай (II этап), от имени Министерства природных ресурсов и экологии Республики Алтай подписан «…».
Указом Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай №44-у от 10.02.2023 «…» назначен на должность министра природных ресурсов и экологии Республики Алтай.
В соответствии с положениями ст. 2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть. Вместе с тем, в соответствии с положениями КоАП РФ, неосторожность также является формой вины. Вина, как элемент состава административного правонарушения, характеризуется тем, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, могло предотвратить нарушение законодательства о контрактной системе (не подписывать государственный контракт не на условиях, согласованных Оперативным штабом), однако, по неаргументированным причинам не обеспечило исполнение требований Закона о контрактной системе, допустив их нарушение.
Таким образом, в действиях должностного лица заказчика, министра природных ресурсов и экологии Республики Алтай «…» содержится состав нарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.32 КоАП РФ.
10.08.2023 в УФАС по РА поступили письменные пояснения «…» (вх. №3402-ЭП/23), согласно которым на этапе подготовки документов для заключения указанного государственного контракта курирующим данный проект являлась заместитель министра природных ресурсов и экологии Республики Алтай «…». Указанным должностным лицом техническое задание со сроком исполнения работ 31.12.2023 было передано отделу, ответственному за проведение процедуры закупок. В техническом задании была допущена ошибка, которая впоследствии осталась при заключении государственного контракта. К обязанностям указанного лица, курирующего вопросы охраны окружающей среды относятся, в том числе вопросы по осуществлению координации и контроля сферы отдельных переданных полномочий РФ в области водных отношений, экологической экспертизы, а также по полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в сферах регулирования отношений, связанных с охраной безопасности окружающей среды, особо охраняемых природных территорий. Должностным лицом, ответственным за нарушение в части указания срока исполнения контракта являлась заместитель министра «…».
При рассмотрении дела «…» ранее данные письменные пояснения поддержал, при этом, факт совершения заказчиком нарушения Закона о контрактной системе признал.
Должностное лицо УФАС по РА считает данный довод необоснованным, в связи с тем, что согласно пп. «а» п. 22 Постановления Правительства Республики Алтай «Об утверждении Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Республики Алтай и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Республики Алтай» министр распределяет обязанности по решению оперативных, организационных, организационно-штатных, кадровых, финансовых, производственно-хозяйственных и иных вопросов, относящихся к компетенции Министерства. Кроме того, согласно пп. «г» п. 8, п. 16 трудового договора №85 от 10.02.2023, министр обязан соблюдать при исполнении должностных обязанностей требования федерального законодательства и законодательства Республики Алтай, положения о министерстве, трудового договора; министр несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных федеральным законодательством, законодательством Республики Алтай и трудовым договором.
«…», поручив «…» подготовку документов для заключения указанного государственного контракта, не проконтролировал надлежащее исполнение заместителем своего поручения в том числе на предмет проверки полученного результата на соответствие действующему законодательству. Кроме того, контракт, содержащий увеличенный срок исполнения, подписан от имени Министерства природных ресурсов и экологии Республики Алтай «…».
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ за нарушение законодательства о контрактной системе, на момент вынесения настоящего постановления не истек.
Решая вопрос о виде и размере административного наказания учитывается характер совершенного административного правонарушения.
Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, предусмотренных ст. 4.2, ст. 4.3 КоАП РФ, не выявлено.
В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В пункте 21 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 24.03.2005г. № 5 «О некоторых вопросах, возникших у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» указано, что малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Действия, совершенные должностным лицом заказчика, министром природных ресурсов и экологии Республики Алтай «…», повлекли нарушение установленного государством порядка заключения контрактов (нарушены требования, предусмотренные ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе при заключении государственного контракта №ЕИ/194 от 24.06.2023). При этом существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении лица к исполнению требований законодательства о контрактной системе, предъявляемых к процедуре заключения контрактов. В связи с чем, данное правонарушение не может расцениваться как малозначительное.
Согласно ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II данного кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 данного кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 данной статьи.
В связи с тем, что в УФАС по РА отсутствует информация, подтверждающая факт совершения ранее министром природных ресурсов и экологии Республики Алтай «…» административного правонарушения в сфере закупок, с учетом наличия обстоятельств, предусмотренных ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ, административное наказание, предусмотренное ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ, подлежит замене на предупреждение.
Руководствуясь статьями 2.4; 4.1.1; 7.32; 23.66; 29.9; 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
ПОСТАНОВИЛ:
Признать должностное лицо заказчика, министра природных ресурсов и экологии Республики Алтай «…» виновным в совершении административного правонарушения (подписание государственного контракта №ЕИ/194 от 24.06.2023 с нарушением условий согласованных Оперативным штабом по обеспечению устойчивого функционирования экономики и социальной сферы Республики Алтай, а именно увеличение срока исполнения контракта), ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 7.32 КоАП РФ, и назначить ему с учетом положений ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ административное наказание в виде предупреждения.
В соответствии с ч. 1 ст. 30.1 и ст. 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу либо в судебном порядке (Горно-Алтайский городской суд) в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.
Согласно статье 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.