Решение №004/01/15-396/2020 Р Е Ш Е Н И Е № 004/01/15-396/2020 от 3 марта 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е № 004/01/15-396/2020

                                                                                                                      г. Горно-Алтайск

 

Резолютивная часть решения оглашена «25» февраля 2021г.

В полном объеме решение изготовлено «03» марта 2021г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее по тексту – Комиссия УФАС по РА) в составе:

Председателя комиссии:

<…>

Членов Комиссии:

<…>

рассмотрев дело №004/01/15-396/2020 по признакам нарушения Администрацией МО «Тондошенское сельское поселение» (ИНН 0407006951, ОГРН 1060407000169, адрес: 649150, Республика Алтай, Турочакский район, с. Тондошка, ул. Центральная, 11) пункта 7 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

26.09.2018г. УФАС по РА было принято решение от 26.09.2018г. о даче согласия Администрации МО «Тондошенское сельское поселение» на предоставление преференции, а именно на передачу в аренду ООО «Алтын» на срок 10 лет без проведения торгов муниципального земельного участка по адресу: Турочакский район, с. Верх-Бийск, ул. Боровая, 27, общей площадью 31 452 кв.м.. На основании данного решения и постановления МО «Тондошенское сельское поселение» №75 от 28.09.2018г. заключен договор аренды земельного участка №26/2018 от 28.09.2018г. между сельской администрацией Тондошенского сельского поселения и ООО «Алтын» сроком на 10 лет.

Вместе с тем, управлением установлено, что на основании распоряжения главы МО «Тондошенское сельское поселение» от 15.10.2018г. № 68 «О даче согласия на передачу прав и обязанностей по договору аренды земельного участка» между ООО «Алтын» и СППК «Алтын Бай» был заключен договор субаренды указанного выше земельного участка от 15.10.2018г.

Позднее, на основании постановления главы МО «Тондошенское сельское поселение» от 31.07.2020г. № 22 между администрацией и СППК «Алтын Бай» был заключен договор купли-продажи данного земельного участка № 2 от 31.07.2020г. в связи со строительством нежилого здания, принадлежащего на праве собственности СППК «Алтын Бай»

Частью 1 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, федеральному органу исполнительной власти, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органу или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственному внебюджетному фонду предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения (далее – предупреждение).

В соответствии с частью 2 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждение выдается лицам, указанным в части 1 данной статьи, в случае выявления признаков нарушения пунктов 3, 5, 6 и 8 части 1 статьи 10, статей 14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8 и 15 настоящего Федерального закона. Принятие антимонопольным органом решения о возбуждении дела о нарушении пунктов 3, 5, 6 и 8 части 1 статьи 10, статей 14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8 и 15 настоящего Федерального закона без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения не допускается.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 39.1 Закона о защите конкуренции 24.09.2020г. Управлением Администрации МО «Тондошенское сельское поселение» было выдано предупреждение №13/20 о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, выразившиеся в предоставлении муниципальной преференции в нарушение требований главы 5 Закона о защите конкуренции, что образует признаки нарушения п. 7 ч.1 ст. 15 Закона о защите конкуренции, так как указанными действиями Администрация необоснованно предоставила преимущество СППК «Алтын Бай», что привело к ограничению конкуренции и ущемлению интересов других хозяйствующих субъектов, путем принятия исчерпывающего ряда мер по возврату земельного участка, расположенного по адресу: Турочакский район, с. Верх-Бийск, ул. Боровая, 27, общей площадью 31 452 кв. м. в муниципальную собственность и владение ООО «Алтын».

Срок исполнения данного предупреждения установлен 60 календарных дней с момента получения. Согласно почтовому отслеживанию (почтовый идентификатор 80090352050347) предупреждение №13/20 получено сельской администрацией Тондошенского сельского поселения 30.09.2020г. Таким образом, конечным сроком исполнения предупреждения является 30.11.2020г.

05.11.2020г. в УФАС по РА поступил ответ сельской администрации Тондошенского сельского поселения (вх. №6039 от 05.11.2020г.), согласно которому, возврат земельного участка, расположенного по адресу: Республика Алтай, Турочакский район, с. Верх-Бийск, ул. Боровая, 27, в муниципальную собственность и владение ООО «Алтын» не может быть осуществлен в связи с тем, что Управлением Росреестра по Республике Алтай осуществлена государственная регистрация соглашения о расторжении договора аренды земельного участка №26/2018 от 28.09.2018г. между ООО «Алтын» и сельской администрацией Тондошенского сельского поселения. Кроме того, в отношении спорного земельного участка заключен договор купли-продажи от 31.07.2020г. на основании подпункта 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного Кодекса РФ. В настоящий момент земельный участок, расположенный по адресу: Республика Алтай, Турочакский район, с. Верх-Бийск, ул. Боровая, 27 является собственностью СППК «Алтын Бай».

Таким образом, администрация МО «Тондошенское сельское поселение» не исполнила предупреждение УФАС по РА №13/20 от 24.09.2020г., а именно, не приняла меры (отмена распоряжения №68 от 15.10.2018г., постановления №22 от 31.07.2020г., расторжение договоров субаренды земельного участка от 15.10.2018г. купли-продажи земельного участка от 31.07.2020г.) по возврату спорного земельного участка в муниципальную собственность Тондошенского сельского поселения и владение ООО «Алтын».

В соответствии с частью 8 статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

В этой связи, приказом УФАС по РА от 11.12.2020г. № 165 в отношении Администрации МО «Тондошенское сельское поселение» было возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства по пункту 7 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».

На заседании Комиссии глава сельской администрации МО «Тондошенское сельское поселение» <…> пояснила, что передача спорного земельного участка в аренду ООО «Алтын» произведена на основании согласия антимонопольного органа, с соблюдением установленных ограничений. После чего, указанный земельный участок был передан во владение СППК «Алтын Бай» на основании договора субаренды от 15.10.2018г.

31.07.2020г. на основании постановления Администрации МО «Тондошенское сельское поселение» №22 от 31.07.2020г. «О предоставлении на праве собственности земельного участка СППК «Алтын Бай» заключен договор купли-продажи №02.

Аналогичные пояснения предоставили ООО «Алтын» (вх. №276 от 20.01.2021г.) и СППК «Алтын Бай» (вх. №279 от 20.01.2021г.).

05.02.2021г. Комиссия приняла решение об отложении рассмотрения дела №004/01/15-396/2020 от 11.12.2020г. на 25.02.2021г. в 15:00 часов в целях предоставления права лицам, участвующим в деле, направить в УФАС по РА пояснения, доказательства и привести доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела.

На заседании Комиссии представитель Администрации МО «Тондошенское сельское поселение» факт нарушения антимонопольного законодательства признала.

Кроме того, из дополнительных письменных пояснений Администрации МО «Тондошенское сельское поселение» (вх. №909 от 17.02.2021г.) следует, что Администрация признает вину и поддерживает доводы, данные ранее.

Комиссия УФАС по РА, изучив материалы дела приходит к следующим выводам.

Пунктом 7 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) установлено, что федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности, запрещается предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение требований, установленных главой 5 данного Федерального закона.

В соответствии с пунктом 1 статьи 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона.

Вместе с тем, согласно пункту 9 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество, в том числе, в порядке, установленном главой 5 данного Федерального закона.

В соответствии с пунктом 13 части 1 статьи 19 Закона о защите конкуренции государственные или муниципальные преференции могут быть предоставлены на основании правовых актов федерального органа исполнительной власти, органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органа или организации исключительно в целях, в том числе, поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

В соответствии с договором аренды № 26/2018 от 28.09.2018г. земельного участка, заключенным на основании постановления главы МО «Тондошенское сельское поселение» от 28.09.2018г. № 75 и решения УФАС по РА о даче согласия на предоставление государственной преференции от 26.09.2018г. земельный участок по адресу: Турочакский район, с. Верх-Бийск, ул. Боровая, 27, общей площадью 31 452 кв.м. был передан в аренду ООО «Алтын» сроком на 10 лет.

Таким образом, решение о даче согласия на предоставление муниципальной преференции от 26.08.2018г. было дано для предоставления указанной преференции именно ООО «Алтын». Для иных лиц, в том числе СППК «Алтын Бай», согласие на предоставление преференции управлением не давалось.

УФАС по РА проведено исследование состояния конкуренции в Республике Алтай, по результатам которого установлено следующее:

Временной интервал исследования: с 15.10.2018 года (с момента издания распоряжения Администрации №68 и передачи земельного участка во владение СППК «Алтын Бай» по договору субаренды) по 11.12.2020 года включительно (момент возбуждения дела №004/01/15-396/2020).

Продуктовые границы товарного рынка: земельные участки, находящиеся на праве собственности МО «Тондошенское сельское поселение».

Географические границы товарного рынка: Тондошенское сельское поселение Турочакского района Республики Алтай.

Оценка изменения (возможного) состояния конкуренции: действия Администрации МО «Тондошенское сельское поселение» по согласованию передачи земельного участка от ООО «Алтын» во владение СППК «Алтын Бай» по договору субаренды, а затем в собственность СППК «Алтын Бай» без проведения торгов, ограничили право других хозяйствующих субъектов на приобретение права владения и (или) пользования указанным земельным участком, и тем самым была устранена конкуренция среди потенциальных участников торгов на предоставление указанного имущества.

В соответствии с пунктом 20 статьи 4 Закона о защите конкуренции под муниципальными преференциями понимается - предоставление органами местного самоуправления отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот.

Вместе с тем, возможность передать имущество в пользование третьим лицам противоречит существу предоставления муниципальной преференции, поскольку муниципальная преференция предоставляется отдельному (конкретному) хозяйствующему субъекту, обеспечивает именно этому хозяйствующему субъекту более выгодные условия деятельности по сравнению с другими хозяйствующими субъектами и не предполагает передачу представленных преимуществ иным лицам.

Антимонопольный орган выдает решение о даче согласия на предоставление муниципальной преференции в отношении конкретного хозяйствующего субъекта.

Таким образом, фактически деятельность с использованием указанного объекта осуществляет СППК «Алтын Бай», которому согласие на предоставление муниципальной преференции не давалось.

Передача имущества в пользование СППК «Алтын Бай» с согласия администрации МО «Тондошенское сельское поселение» изменила субъектный состав получателей преференции, поскольку в этом случае деятельность с использованием имущества (иных объектов гражданских прав), полученного в форме муниципальной преференции, осуществляет иной хозяйствующий субъект вместо ООО «Алтын».

Подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ установлено, что без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 данного Кодекса.

Так, в порядке подпункта 6 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ данный земельный участок был продан СППК «Алтын Бай».

Таким образом, фактически муниципальная преференция была предоставлена Администрацией МО «Тондошенское сельское поселение» СППК «Алтын Бай», который в последующем возвел на данном участке здание и выкупил спорный земельный участок.

Необоснованное предоставление преимуществ отдельному хозяйствующему субъекту - это отступление от общепринятых правил, действующих законов и иных правовых актов в пользу тех или иных субъектов, способные привести к ограничению конкуренции и ущемлению интересов других хозяйствующих субъектов.

Рассматриваемые действия Администрации МО «Тондошенское сельское поселение» привели к необоснованному предоставлению преимущества (муниципальной преференции) отдельному хозяйствующему субъекту (СППК «Алтын Бай»), следовательно, к ограничению конкуренции и ущемлению интересов других лиц.

На основании вышеизложенного, Комиссия УФАС по РА приходит к выводу, что в действиях Администрации МО «Тондошенское сельское поселение» усматривается нарушение пункта 7 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в предоставлении СППК «Алтын Бай» муниципальной преференции в нарушение требований главы 5 Закона о защите конкуренции.

При решении вопроса о необходимости выдачи предписания об устранении нарушения антимонопольного законодательства, Комиссия УФАС по РА исходит из того, что на момент рассмотрения дела, спорный земельный участок находится в собственности третьего лица, не являющегося получателем муниципальной преференции в соответствии с требованиями главы 5 Закона о защите конкуренции.

Частью 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях запрещаются действия (бездействие) должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных лиц органов или организаций, государственных внебюджетных фондов, а также организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а равно к ограничению свободного перемещения товаров (работ, услуг), свободы экономической деятельности, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 статьи 14.32 настоящего Кодекса, и влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу о необходимости передать материалы настоящего дела должностному лицу УФАС по РА для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства в отношении виновного лица.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства,

РЕШИЛА:

  1. Признать Администрацию МО «Тондошенское сельское поселение» (ИНН 0407006951, ОГРН 1060407000169, адрес: 649150, Республика Алтай, Турочакский район, с. Тондошка, ул. Центральная, 11) нарушившей пункт 7 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в связи с предоставлением СППК «Алтын Бай» муниципальной преференции в нарушение требований главы 5 Закона о защите конкуренции.
  2. Выдать предписание Администрации МО «Тондошенское сельское поселение» о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
  3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу УФАС по РА для возбуждения административного производства, предусмотренного частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ в отношении виновного лица Администрации МО «Тондошенское сельское поселение».

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны