Решение №004/10/18.1-310/2020 Р Е Ш Е Н И Е № 004/10/18.1-310/2020 от 13 октября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е № 004/10/18.1-310/2020

                                                                                                              г. Горно-Алтайск

Резолютивная часть решения оглашена 08.10.2020г.

В полном объеме решение изготовлено 13.10.2020г.

                                                                                                                           

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее по тексту – Комиссия УФАС по РА) в составе:

в присутствии представителя заказчика АО «Горно-Алтайское жилищно-коммунальное хозяйство»; с участием по видео-конференц-связи ООО «ЦЕНТР ЭКСПЕРТИЗЫ И ОЦЕНКИ», рассмотрев 08.10.2020г. дело № 004/10/18.1-310/2020 по жалобе ООО «ЦЕНТР ЭКСПЕРТИЗЫ И ОЦЕНКИ» на действия заказчика АО «Горно-Алтайское жилищно-коммунальное хозяйство» при проведении запроса предложений №32009478102 на выполнение работ по техническому обследованию состояния строительных конструкций зданий и сооружений,

У С Т А Н О В И Л А:

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай 30.09.2020г. поступила жалоба (вх. №5285) от ООО «ЦЕНТР ЭКСПЕРТИЗЫ И ОЦЕНКИ» на действия заказчика АО «Горно-Алтайское жилищно-коммунальное хозяйство» при проведении запроса предложений №32009478102 на выполнение работ по техническому обследованию состояния строительных конструкций зданий и сооружений.

Заявитель в жалобе указывает, что заказчиком в техническом задании неправомерно установлено требование о предоставлении участниками запроса предложений свидетельства о допуске к работам, а не выписки из реестра членов СРО, а также не установлен вид работ по предмету закупки.

Уведомлениями от 01.10.2020г. (исх. №3242/04, №3243/04) рассмотрение жалобы назначено на 08.10.2020г. в 15-00 часов. Информация о рассмотрении жалобы и сама жалоба размещены на официальном сайте управления (www.altr.fas.gov.ru).

Заказчик АО «Горно-Алтайское жилищно-коммунальное хозяйство»  07.10.2020г. (вх. №5453) представил возражения на жалобу, согласно которым считает жалобу необоснованной, а также копии заявок участников запроса предложений.

Комиссия УФАС по РА на основании ч. 17 ст. 18.1 Федерального закона       от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», ознакомившись с документацией, заслушав представителей сторон, установила следующее:

09.09.2020г. АО «Горно-Алтайское жилищно-коммунальное хозяйство» на официальном сайте ЕИС в сфере закупок (zakupki.gov.ru) размещена закупочная документация о проведении запроса предложений № 32009478102  на выполнение работ по техническому обследованию состояния строительных конструкций зданий и сооружений. В данную документацию 10.09.2020г. внесены изменения.

Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 18 июля 2011 года   №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, данным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 данной  статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.                  

Частью 2 статьи 2 Закона о закупках установлено, что Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 данного Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

На основании п. 1 ч. 2 ст. 1 Закона о закупках данный Закон устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, в т.ч. в сфере теплоснабжения.

В силу ч. 6 ст. 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке.

Положение о закупках товаров, работ, услуг для нужд АО «Горно-Алтайское жилищно-коммунальное хозяйство» (далее – Положение) утверждено решением Совета директоров общества 04.03.2019г. и размещено в ЕИС в сфере закупок 05.03.2019г.  Данным Положением установлены, в том числе способы закупки и требования к документации о конкурентной закупке.

 Согласно ч. 10 ст. 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны, в том числе: требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке (п. 2); требования к участникам такой закупки (п. 9).

Согласно пп. 1 п. 1.9.1 Положения в документации о конкурентной закупке  устанавливаются обязательные требования к участникам закупки, в том числе участник закупки должен соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, которые являются предметом закупки.

Из пп. 10 п. 4.4.2 Положения следует, что заявка на участие в запросе предложений должна включать документы (их копии), подтверждающие соответствие участника запроса предложений требованиям законодательства Российской Федерации и документации о проведении запроса предложений к лицам, которые осуществляют поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг.

При анализе закупочной документации запроса предложений № 32009478102 на выполнение работ по техническому обследованию состояния строительных конструкций зданий и сооружений Комиссией УФАС по РА установлено следующее:

В Техническом задании закупочной документации заказчиком установлено особое условие выполнения работ (требования к исполнителю) – наличие свидетельства о допуске к работам: СРО (п. 12 работы по обследованию строительных конструкций зданий и сооружений).

Из Технического задания следует, что целью работы является определение соответствия строительных конструкций зданий и сооружений угольных котельных (дымовых труб) требованиям нормативно-правовых документов в РФ, в соответствии с требованиями Федерального закона от 31.12.2009г. №387-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», ГОСТ 31937-2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния».

Согласно ч. 1 ст. 55.8 Градостроительного кодекса РФ (далее - ГрК РФ) индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, по договору подряда на осуществление сноса, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, если иное не установлено данным Кодексом.

Таким образом, заказчик при осуществлении закупки работ, выполнение которых требует членства в СРО, устанавливает в документации о закупке соответствующие требования к участникам закупки, а также о представлении в составе заявки документа, подтверждающего членство в СРО.

В п. 2.2 Информационной карты (раздел II закупочной документации) заказчиком установлены требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки. Однако, в данном пункте отсутствует требование о предоставлении участником закупки в составе заявки документов, подтверждающих соответствие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

В п. 2.10 Информационной карты «Требования к участникам закупки» также отсутствует требование о членстве в СРО.

Таким образом, заказчиком при разработке данной закупочной документации  не применены требования пп. 1 п. 1.9.1, пп. 10 п. 4.4.2 Положения, в части установления в документации о закупке надлежащих требований к участникам закупки, и требований к содержанию заявки на участие в запросе предложений (отсутствует требование о представлении документа, подтверждающего членство в СРО, с указанием конкретного вида деятельности).     

На заседании Комиссии УФАС по РА представитель заказчика пояснил, что техническая часть закупочной документации содержит требование о наличии свидетельства о допуске к работам по обследованию строительных конструкций зданий и сооружений. Заказчик руководствовался приказом Минрегиона России от 30.12.2009г. № 624 «Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства». Заказчиком в Технической части установлен п. 12 Перечня, утвержденного приказом Минрегиона России от 30.12.2009г. № 624.

Согласно письму Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 17.08.2018г. № 35217-АГ/08 с 1 июля 2017 года приказ Минрегиона России от 30.12.2009г. № 624 «Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства» не применяется для целей саморегулирования.

В соответствии с частью 4 статьи 55.17 ГрК РФ предоставление сведений, содержащихся в реестре членов саморегулируемых организаций, осуществляется по запросам заинтересованных лиц в виде выписок из реестра в срок не более чем три рабочих дня со дня поступления указанного запроса. Срок действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации составляет один месяц с даты ее выдачи. Приказом Ростехнадзора от 04.03.2019г. № 86 утверждена форма выписки из реестра членов саморегулируемой организации, указанный приказ действует с 20.04.2019г.

На заседании Комиссии УФАС по РА представитель заказчика затруднился пояснить какие виды работ должна содержать выписка из реестра членов СРО по предмету закупки. Указал, что по его мнению, предмету закупки соответствует выполнение работ по инженерным изысканиям. При этом пояснить почему данное требование не установлено в закупочной документации не смог, указав, что подготовкой документации занимается другое лицо, а не он.

Комиссией УФАС по РА установлено, что в п. 12 Приказа №624 от 30.12.2009г. работы по обследованию строительных конструкций зданий и сооружений включены в работы по подготовке проектной документации. Раздел 1 Перечня, утвержденного данным приказом, не содержит такого вида работ по инженерным изысканиям.

Следовательно, указание в Технической части п. 12 Перечня видов работ является неправомерным, может ввести участников закупки в заблуждение.  

В п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются общими принципами, в. т.ч. равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Аналогичные принципы содержатся в пп. 2 п. 1.2.3 Положения.

Согласно п.п. 1.9.3, 1.9.4 раздела 1.9 «Требования к участникам закупки» Положения не допускается предъявлять к участникам закупки, товарам, работам, услугам, условиям исполнения договора требования, не предусмотренные документацией о закупке, а также оценивать и сопоставлять заявки на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, закупаемым товарам, работам, услугам, условиям исполнения договора, а также критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке применяются в равной степени в отношении всех участников закупки.

Согласно протоколу №2 вскрытия конвертов, рассмотрения, оценки и сопоставления заявок от 25.09.2020г. на участие в данной закупке поступило 6 заявок.   Заявки АО   НТЦ «ТехноЭксперт», ООО «Центр экспертизы и оценки»  признаны членами комиссии заказчика несоответствующими требованиям п. 2.10 п.п. 2 документации о закупке и требованиям действующего законодательства РФ, а именно при проверке информации в Едином реестре НОПРИЗ (Национальное объединение изыскателей и проектировщиков) об Исполнителе работ были получены сведения о том, что АО   НТЦ «ТехноЭксперт»,  ООО «Центр экспертизы и оценки» не имеют компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств.

На заседании Комиссии УФАС по РА представитель ООО «ЦЕНТР ЭКСПЕРТИЗЫ И ОЦЕНКИ» пояснила, что заявка общества была признана несоответствующей требования закупочной документации и требованиям действующего законодательства РФ, в связи с тем, что общество не имеет компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств, в то время как  в закупочной документаций №32009478102 не были установлены требования к участникам закупки о членстве в СРО и о предоставлении в составе заявки выписки из реестра членов саморегулируемых организаций.  Вместе с тем пояснила, что общество выписку из реестра членов саморегулируемой организации представило, однако, не могло предположить, что ее будут оценивать на предмет соответствия компенсационного фонда, требование о котором также отсутствует в закупочной документации.

Согласно п. 4.6.4 Положения заявки, допущенные к участию в запросе предложений, оцениваются и сопоставляются с целью выявить условия исполнения договора, наиболее удовлетворяющие потребностям заказчика, в соответствии с критериями и порядком, которые установлены документацией о проведении запроса предложений.

Таким образом, право рассматривать и оценивать заявки участников закупки по критериям и в порядке, которые не установлены в документации о проведении запроса предложений, не предусмотрено Положением.

Следовательно, заказчиком не соблюдены общие принципы и правила, установленные п. 2 ч. 1 ст. 3, ч. 1 ст. 2 Закона о закупках, а именно предъявляются требования к участникам закупки, не предусмотренные документацией о закупке, а также производится оценка и сопоставление заявок на участие в закупке в порядке, которые не указаны в документации о закупке.  

Комиссия УФАС по РА приходит к выводу, что в нарушение п.п. 2, 9 ч. 10    ст. 4 Закона о закупках заказчиком неправомерно установлено в Технической части закупочной документации требование о наличии у исполнителя свидетельства о допуске к работам, а не выписки из реестра членов СРО, а также неправомерно не установлены в документации о закупке требования к участнику закупки и к заявке о предоставлении выписки из реестра членов СРО с указанием конкретного вида работ по предмету закупки.

Данные действия заказчика ввели участников закупки в заблуждение, т.к. некоторые участники закупки предоставили выписки из реестра СРО на работы по подготовке проектной документации, а некоторые на инженерные изыскания.  

Следовательно, жалоба ООО «ЦЕНТР ЭКСПЕРТИЗЫ И ОЦЕНКИ» является обоснованной.

Данные нарушения указывают на признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В связи с тем, что данные нарушения повлияли на результаты рассмотрения заявок Комиссия УФАС по РА приняла решение о выдаче АО «Горно-Алтайское ЖКХ» предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка проведения конкурентной процедуры, путем отмены запроса предложений №32009478102.

На основании вышеизложенного, и руководствуясь статьями 18.1, 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай,

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «ЦЕНТР ЭКСПЕРТИЗЫ И ОЦЕНКИ» на действия заказчика АО «Горно-Алтайское жилищно-коммунальное хозяйство» при проведении запроса предложений №32009478102 на выполнение работ по техническому обследованию состояния строительных конструкций зданий и сооружений обоснованной.

2.  Признать заказчика АО «Горно-Алтайское ЖКХ» нарушившим ч. 1 ст. 2, п. 2 ч. 1 ст. 3,  п. 2, п. 9 ч. 10 ст. 4 Федерального закона от 18 июля 2011 года          № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» в части неправомерного установления в закупочной документации требования о наличии у исполнителя свидетельства о допуске к работам, а не выписки из реестра членов СРО, неустановления в документации о закупке  требований к участникам закупки и к заявке о предоставлении выписки из реестра членов СРО с указанием конкретного вида работ по предмету закупки.

3. Выдать АО «Горно-Алтайское ЖКХ» обязательное к исполнению предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка проведения конкурентных процедур, путем отмены запроса предложений  №32009478102.

4.  Передать материалы дела должностному лицу управления для решения вопроса о возбуждении административного производства по ч. 7 ст. 7.32.3 КоАП РФ в отношении виновного лица заказчика.

Решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в Арбитражный суд Республики Алтай в течение трех месяцев в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны