Постановление №004/04/14.3-6/2022 ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 004/04/14.3-6/2022 о назначении администрати... от 16 февраля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 004/04/14.3-6/2022

о назначении административного наказания

16.02.2022г.

 

 

 г. Горно-Алтайск

 ул. Ленина 226, стр.2

Я, руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай <…>, рассмотрев постановление и.о. прокурора г. Горно-Алтайска о возбуждении дела об административном правонарушении от 21.12.2021г. (вх. №7049 от 30.12.2021г.) и материалы дела об административном правонарушении, возбужденного в отношении ИП <…>, по нарушению Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» при размещении рекламы с содержанием слов «ломбард», «залог» по адресам: Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, ул. Заринская, д. 39, ул. Чорос-Гуркина, д. 32, ул. Социалистическая, д. 22 без внесения сведений о хозяйствующем субъекте в государственный реестр ломбардов, следующего содержания: «КомиссионТорг ЛОМБАРД БЕРЕМ ВСЕ! Работаем круглосуточно !!! БЕЗ ВЫХОДНЫХ ПОКУПАЕМ ДОРОГО Продажа Обмен Залог По любым вопросам звоните: 8-909-509-96-09»,

 

 

УСТАНОВИЛ:

 

Дело рассматривается в УФАС по РА (Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, ул. Ленина, 226, стр. 2, 2 этаж) с участием посредством видео-конференц-связи помощника прокурора города Горно-Алтайска <…>.

В отсутствие индивидуального предпринимателя <…>.

Сведения о надлежащем извещении имеются в материалах дела.

В ходе рассмотрения дела установлено следующее.

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай поступило постановление и.о. прокурора г. Горно-Алтайска о возбуждении дела об административном правонарушении от 21.12.2021г. (вх. №7049 от 30.12.2021г.) и материалы дела об административном правонарушении, возбужденного в отношении ИП <…>, 17.05.1990 г.р., уроженца г. Ленинск-Кузнецкий Кемеровской области, паспорт серии 3214 №482443, выдан 04.12.2014г. Отделом УФМС России по Кемеровской области в гор. Ленинске-Кузнецком, зарегистрированного по адресу: г. Ленинск-Кузнецкий, ул. Вокзальная, д. 26А, кв. 7, по нарушению п. 2 ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) при размещении рекламы с содержанием слов «ломбард», «залог» без внесения сведений о хозяйствующем субъекте в государственный реестр ломбардов, следующего содержания: «КомиссионТорг ЛОМБАРД БЕРЕМ ВСЕ! Работаем круглосуточно !!! БЕЗ ВЫХОДНЫХ ПОКУПАЕМ ДОРОГО Продажа Обмен Залог По любым вопросам звоните: 8-909-509-96-09».

Согласно ч. 1 ст. 23.48 КоАП РФ федеральный антимонопольный орган, его территориальные органы рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.3 данного Кодекса.  

Прокуратурой г. Горно-Алтайска в связи с поступившим обращением Сибирского банка России от 15.10.2021 №т6-30/34349 проведена проверка в отношении индивидуального предпринимателя <…>, в ходе которой в его деятельности выявлены нарушения требований Федерального закона «О рекламе».

В ходе проверки было установлено, что с наружной стороны зданий по адресам: ул. Заринская, д. 39, ул. Чорос-Гуркина, д. 32, ул. Социалистическая,      д. 22, г. Горно-Алтайска размещены крупные рекламные вывески с содержанием слов «ломбард», «залог».

Согласно выписке из ЕГРИП <…> (ИНН 421207262590) 16.02.2016г. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя. Основной вид деятельности – торговля розничная бывшими в употреблении товарами в магазинах.

На основании размещенной на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» www.cbr.ru, установлено, что ИП <…> отсутствует в государственном реестре микрофинансовых организаций, а также в государственном реестре ломбардов. 

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 19.07.2007 № 196-ФЗ «О ломбардах» (далее – Закон о ломбардах) ломбардом является юридическое лицо, зарегистрированное в форме хозяйственного общества, сведения о котором внесены в государственный реестр ломбардов в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом и нормативным актом Банка России, и основными видами деятельности которого являются предоставление краткосрочных займов гражданам (физическим лицам) под залог принадлежащих им движимых вещей (движимого имущества), предназначенных для личного потребления, и хранение вещей.

Регулирование деятельности ломбардов по предоставлению краткосрочных займов, согласно ч. 2 ст. 2.3 Закона о ломбардах, осуществляет Банк России.

На основании ст. 2.6 Закона о ломбардах юридическое лицо приобретает статус ломбарда со дня внесения сведений о нем в государственный реестр ломбардов. Банк России принимает решение о внесении сведений о юридическом лице в государственный реестр ломбардов.

Ни одно юридическое лицо в РФ, за исключением юридических лиц, сведения о которых внесены в государственный реестр ломбардов, и юридических лиц, намеревающихся приобрести статус ломбарда, не может использовать в своем полном наименовании и сокращенном наименовании слово «ломбард» или слова и словосочетания, производные от слова «ломбард».

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) рекламой признается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Объектом рекламирования является товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

В свою очередь товаром признается продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Согласно п. 3 письма ФАС России от 27.12.2017 № АК/92163/17 «О разграничении понятий вывеска и реклама» не является рекламой размещение наименования организации в месте ее нахождения, а также иной информации для потребителей непосредственно в месте реализации товара, оказания услуг, поскольку размещение такой информации в указанном месте не преследует целей, связанных с рекламой.

Согласно части 1 статьи 9 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей» изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске. С учетом положений пункта 1 статьи 9 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» указание на здании в месте нахождения организации ее наименования, в том числе выполненного с использованием товарного знака или его части, адреса и режима работы организации относится к обязательным требованиям, предъявляемым к вывеске Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей», следовательно, такая информация не может рассматриваться в качестве рекламы, независимо от манеры ее исполнения, в том числе в случае размещения такой информации на конструкциях, представляющих собой электронное табло с «бегущей строкой» или подсветкой.

Вывески ИП <…>, расположенные по адресам: ул. Заринская,       д. 39, ул. Чорос-Гуркина, д. 32, ул. Социалистическая, д. 22 г. Горно-Алтайска, не отвечают требованиям части 1 статьи 9 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», а именно не указано место нахождения организации, информация о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа.  

Кроме того, информация, размещенная по адресу: г. Горно-Алтайск, ул. Заринская, д. 39, ул. Чорос-Гуркина, д. 32, ул. Социалистическая, д. 22, содержат все определяющие правовые признаки рекламы, позволяющие квалифицировать их именно в этом качестве и отличить от информации не рекламного характера: предназначена для неопределенного круга лиц; формирует и поддерживает интерес к объектам рекламирования и способствует их продвижению на рынке аналогичных услуг (по своему характеру разовым предложением не является), следовательно, является рекламой.

В рекламе содержатся слова «ломбард», «залог» что дает основание потребителям предполагать, что хозяйствующий субъект, разместивший указанную рекламу, осуществляет именно данную деятельность (ломбарда).

Таким образом, информация на входной двери организации по адресам: г. Горно-Алтайск, ул. Заринская, д. 39, ул. Чорос-Гуркина, д. 32, ул. Социалистическая, д. 22 признается рекламой.

Частью 1 статьи 5 Закона о рекламе предусмотрено, что реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.

Потребитель при выборе товара (услуги) посредством восприятия рекламы делает свой выбор исходя из самой запоминающейся, самой понятной и самой в его понимании необходимой информации. В большинстве случаев используемые в рекламной информации фразы трактуются рядовым потребителем рекламы буквально. Потребитель, не имеет обязанности проведения анализа рекламы, проверки достоверности и достаточности заявленных в ней сведений.

В соответствии с пунктом 29 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами ФЗ «О рекламе» необходимо исходить из того, что информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.

Кроме того, неправомерное размещение слов «ломбард», «залог» предоставляет указанному комиссионному магазину дополнительные преимущества на рынке розничной торговли товарами, бывшими в употреблении, поскольку привлекает внимание не только участников указанного рынка, но и еще потребителей, заинтересованных в услугах ломбарда, которые при посещении магазина могут стать дополнительными покупателями товаров, выставленных на комиссию.

Присутствующее в рекламе комиссионного магазина слова «ломбард», «залог» не соответствуют действительной природе услуг, предоставляемых ИП <…>, поскольку данная организация в силу закона не может заниматься профессиональной деятельностью по предоставлению потребительских займов, в связи с чем, реклама нарушает пункт 2 части 3 статьи 5 Закона о рекламе.

В соответствии с п. 4 ст. 3 Закона о рекламе, реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.

В соответствии с частью 6 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований пункта 2 части 3 статьи 5 Закона о рекламе несет рекламодатель.

В соответствии с п. п. 5, 7 ст. 3 Закона о рекламе рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламораспространителем - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Таким образом, в данном случае, рекламодателем и рекламораспространителем рассматриваемой рекламы следует признать ИП <…> как лицо, осуществляющее деятельность комиссионных магазинов, расположенных по адресам: г. Горно-Алтайск, ул. Заринская, д. 39,     ул. Чорос-Гуркина, д. 32, ул. Социалистическая, д. 22, в интересах которого распространялась указанная реклама.

Дата совершения административного правонарушения – 29.10.2021г. (момент выявления Прокуратурой г. Горно-Алтайска административного правонарушения).

Место совершения административного правонарушения – Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, ул. Заринская, д. 39; ул. Чорос-Гуркина, д. 32;                                        ул. Социалистическая, д. 22.

Факт совершения административного правонарушения ИП <…> подтверждается постановлением и.о. прокурора г. Горно-Алтайска о возбуждении дела об административном правонарушении, а также другими материалами дела об административном правонарушении.  

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно части 2 статьи 2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

Вина ИП <…> состоит в нарушении п. 2 ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» при размещении рекламы с содержанием слов «ломбард», «залог» без внесения сведений о хозяйствующем субъекте в государственный реестр ломбардов, следующего содержания: «КомиссионТорг ЛОМБАРД БЕРЕМ ВСЕ! Работаем круглосуточно !!! БЕЗ ВЫХОДНЫХ ПОКУПАЕМ ДОРОГО Продажа Обмен Залог По любым вопросам звоните: 8-909-509-96-09».

Срок давности привлечения ИП <…> к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ за нарушение законодательства о рекламе, на момент вынесения настоящего постановления не истек.

В соответствии с частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ, административное наказание является установленной государственной мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

В силу ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с данным Кодексом.

Частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность в виде административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч рублей до пятисот тысяч рублей.

Согласно п. 22 постановления Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 №2 «О некоторых вопросах, связанных с ведением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» при решении вопроса о том, на основании каких норм КоАП несут ответственность индивидуальные предприниматели, совершившие правонарушения в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, судам необходимо руководствоваться примечанием к статье 2.4 Кодекса, согласно которому лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.

ИП <…> осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, таким образом, несет административную ответственность как должностное лицо.

При рассмотрении данного дела руководителем Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай были учтены характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность.

Обстоятельства, смягчающие административную ответственность, предусмотренные частью 1 статьи 4.2 КоАП РФ, в ходе рассмотрения дела не установлены.

В ходе рассмотрения дела, помощник прокурора города Горно-Алтайска <…> поддержала выводы, изложенные в постановлении прокурора города Горно-Алтайска от 21.12.2021г. о возбуждении дела об административном правонарушении и указала на то, что 10.11.2021г. прокуратурой города Горно-Алтайска в отношении ИП <…> вынесено представление об устранении нарушений требований Федерального закона от 13.03.2006г. № 38-ФЗ «О рекламе», Федерального закона от 19.07.2007г. № 196-ФЗ «О ломбардах», Федерального закона от 21.12.2013г. № 353-ФЗ «О потребительском займе» и Трудового кодекса Российской Федерации. Указанное представление требовало устранить выявленные нарушения законодательства Российской Федерации, в том числе описанные в настоящем постановлении. Как следует из письма ИП <…> от 03.02.2022г., указанное представление своевременно рассмотрено, нарушения устранены.

В подтверждение данных обстоятельств помощник прокурора города Горно-Алтайска <…> представила дополнительные документы (копии представления и ответа ИП <…>).

В соответствии с частью 2 статьи 4.2 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими обстоятельства, не указанные в данном Кодексе или в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

Таким образом, полагаю возможным признать данное обстоятельство смягчающим административную ответственность.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 4.3 КоАП РФ повторное совершение однородного административного правонарушения, то есть совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 данного Кодекса за совершение однородного административного правонарушения. 

В соответствии с ч. 1 ст. 4.6 КоАП РФ лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления, за исключением случая, предусмотренного частью 2 данной статьи.

ИП <…> постановлением Кемеровского УФАС России по делу об административном правонарушении №042/04/14.3-1751/2021 от 17.12.2021г. признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде предупреждения. Данное постановление вступило в силу 10.01.2022г.

Таким образом, обстоятельств, отягчающих административную ответственность, предусмотренных частью 1 статьи 4.3 КоАП РФ в ходе рассмотрения дела не выявлено.

Основания для применения статьи 2.9 КоАП РФ и освобождения                            от административной ответственности в связи с малозначительностью допущенного правонарушения не усматриваются.

В соответствии с частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Вместе с тем, учитывая неоднократность совершения ИП <…> административного правонарушения, основания для замены административного штрафа на предупреждение отсутствуют.

В данном случае (по вмененному составу правонарушения) существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в неисполнении                     ИП <…> своих публично - правовых обязанностей, что посягает на установленный законодательством РФ порядок в области регулирования рекламы.

ИП <…> (ИНН 421207262590) 10.11.2020г. включен в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства в категории микропредприятие.

Вместе с тем, в данном случае нормы статьи 4.1.1 КоАП РФ не применимы ввиду того, что ИП <…> ранее подвергался административной ответственности по ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ. 

Среднее значение между максимальным и минимальным штрафом, предусмотренным частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ составляет 12 000,00 руб. ((20 000,00-4 000,00)/2+4 000,00).

С учетом наличия смягчающего административную ответственность обстоятельства, полагаю возможным снизить административный штраф на 1 000,00руб.

Учитывая характер совершенного административного правонарушения, обстоятельств, смягчающих административную ответственность, руководствуясь статьями 3.2, 3.4, 4.1.1, 4.2, 4.3, 14.3, 23.48, 29.9, 29.10 КоАП РФ,

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

Признать индивидуального предпринимателя <…> (<…>) виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 статьи 14.3 КоАП РФ, а именно нарушение пункта 2 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе», выразившееся в размещении на фасаде здания, расположенного по адресу: г. Горно-Алтайск, ул. Заринская, д. 39; ул. Чорос-Гуркина, д. 32; ул. Социалистическая, д. 22 недостоверной рекламы, которая содержит не соответствующие действительности сведения о характеристиках товара и назначить ему наказание в виде в виде административного штрафа в размере 11 000.00 рублей.  

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП РФ сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.

Согласно Федеральному закону от 06.12.2021г. № 390-ФЗ «О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов», приказа ФАС России от 25.09.2020 № 903/20 «Об осуществлении Федеральной антимонопольной службой и территориальными органами ФАС России бюджетных полномочий главного администратора (администратора) доходов федерального бюджета» штраф должен быть перечислен по платежным реквизитам: ОКТМО 84701000, ИНН/КПП 0411073679/041101001 УФК по Республике Алтай (Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай), банк получателя: НБ Республика Алтай Банка России//УФК по Республике Алтай г. Горно-Алтайск, р/с 40102810045370000071, БИК 018405033, л/с 04771212170, банковский счет 40102810045370000071, казначейский счет 03100643000000017700, код платежа 161 1 16 01141 01 0003 140, вид платежа: штрафы за нарушение законодательства о рекламе.

Копию документа, подтверждающего уплату административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет должностному лицу, вынесшему постановление, по адресу электронной почты to04@fas.gov.ru.

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

Согласно статье 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при невозможности взыскания штрафа, постановление о наложении административного штрафа направляется должностным лицом, вынесшим постановление, судебному приставу-исполнителю для обращения административного взыскания на имущество, принадлежащее лицу, привлекаемому к ответственности, в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

В соответствии с частью 1 статьи 30.1 и статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу либо в судебном порядке в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно статье 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

Связанные организации

Связанные организации не указаны