Решение №04-260/21 РЕШЕНИЕ по делу № РНП 04-260/21 об отказе включения сведений... от 10 марта 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № РНП 04-260/21 об отказе включения сведений

в реестр недобросовестных поставщиков

 

10.03.2021г.                                                                                               г. Горно-Алтайск

 

Комиссия Алтайского республиканского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия) в составе:

председатель Комиссии <…>;

члены Комиссии:

<…>,

<…>;

с участием посредством видео-конференц-связи представителей заявителя КУ РА «Республиканское управление автомобильных дорог общего пользования «Горно-Алтайавтодор» <…> по доверенности от 25.03.2020г., <…> по доверенности от 20.11.2020г., <…> по доверенности от 20.01.2021г., а также представителей ООО «ИНРУСМОСТ» <…> и <…> по доверенности от 09.02.2021г., рассмотрев обращение Казенного учреждения Республики Алтай «Республиканское управление автомобильных дорог общего пользования «Горно-Алтайавтодор» о включении сведений об ООО «ИНРУСМОСТ» (ИНН 7730260090) в Реестр недобросовестных поставщиков,

УСТАНОВИЛА:

Казенное учреждение Республики Алтай «Республиканское управление автомобильных дорог общего пользования «Горно-Алтайавтодор» 02.03.2021г.  (вх. № 1161) представило в УФАС по РА сведения в отношении ООО «ИНРУСМОСТ» (ИНН 7730260090, г. Москва, ул. Можайский вал, д. 8 эт. 8 пом. 9 оф. 812) для включения в Реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа заказчика от исполнения государственного контракта №РПД-2020/3979 от 21.12.2020г. на разработку проектной документации на капитальный ремонт мостового перехода через р. Эдербес на км 27+672 автомобильной дороги «Тулой-Бийка», в связи с нарушением обществом существенных условий данного государственного контракта (сроков выполнения работ).

В целях проверки фактов, указанных в рассматриваемом обращении заказчика, УФАС по РА в адрес ООО «ИНРУСМОСТ» направлен запрос (исх. 610/08 от 04.03.2021г.) о представлении письменных пояснений на обращение заказчика о включении сведений об обществе в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) с приложением подтверждающих документов.

Комиссией УФАС по РА по факту одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, на основании ч. 7 ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), п. 11 постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013г. № 1062 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)» проведена проверка фактов, содержащихся в документах и информации, представленных заказчиком, в ходе которой установлено.

21.12.2020г. по результатам электронного аукциона № 0177200000920003979 заказчиком КУ РА РУАД «Горно-Алтайавтодор» и ООО «ИНРУСМОСТ» заключен государственный контракт № РПД-2020/3979 на разработку проектной документации на капитальный ремонт мостового перехода через р. Эдербес на км 27+672 автомобильной дороги «Тулой-Бийка» (далее - государственный контракт, контракт).

Согласно п.п. 1.1, 1.2, 1.3 контракта подрядчик принимает обязательства на выполнение работ в соответствии с приложением № 1 к контракту. Существенными условиями контракта являются: предмет и цена контракта, сроки выполнения работ, объем работ, качество выполняемых работ.

Пунктами 5.1.4, 5.1.5 контракта предусмотрено, что подрядчик обязан согласовать проектные решения с заказчиком, передать готовую проектную документацию в объеме, предусмотренном заданием.

Согласно п. 6.1 контракта сроки выполнения работ: 1 этап - с даты заключения контракта по 18.01.2021г., 2 этап - с даты заключения контракта по 01.03.2021г.

Приложением № 1 к контракту определено задание «Разработка проектной документации на капитальный ремонт мостового перехода через р. Эдербес на км 27+672 автомобильной дороги «Тулой-Бийка».

Приложением № 2 к контракту утвержден график выполнения работ, согласно которому:

- с даты заключения контракта по 18.01.2021 подрядчик должен провести инженерные изыскания;

- с даты заключения контракта по 01.03.2021г. осуществить СИД (сбор исходных данных) и разработать проектную документацию, прохождение экспертизы проектной документации, в части проверки достоверности определения сметной стоимости.

Согласно ч. 8 ст. 95 Закона о контрактной системе допускается расторжение контракта по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

В соответствии с ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

Согласно п. 4.2.5 контракта заказчик вправе отказаться в любое время до сдачи работ от исполнения контракта и потребовать возмещения ущерба, если подрядчик не приступает своевременно к исполнению контракта или выполняет работы настолько медленно, что окончание их к сроку, указанному в контракте, становится явно невозможным (п. 2 ст. 715 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно п. 4.2.6 контракта заказчик вправе принять решение о расторжении контракта по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств и условиями контракта, в связи с существенными нарушениями условий контракта (нарушение существенных условий).

Согласно п. 12.2 контракта заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, в том числе и:

- в связи с существенными нарушениями условий контракта (нарушение существенных условий), предусмотренных контрактом, в том числе нарушение подрядчиком срока выполнения работ; выполнения подрядчиком работ ненадлежащего качества;

- если подрядчик не приступает своевременно к исполнению контракта или выполняет работы настолько медленно, что окончание их к сроку, указанному в контракте, становится явно невозможным (согласно п. 2 ст. 715 Гражданского кодекса Российской Федерации);

- в случае не предоставления обязанной стороной предусмотренного контрактом исполнения обязательства либо при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что такое исполнение не будет произведено в установленный срок, сторона, на которой лежит встречное исполнение, вправе приостановить исполнение своего обязательства или отказаться от исполнения этого обязательства и потребовать возмещения убытков (согласно п. 2 ст. 328 ГК РФ);

- если отступления в работе от условий контракта или иные недостатки результата работы в установленный заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми (согласно п. 3 ст. 723 Гражданского кодекса Российской Федерации);

- в иных случаях, предусмотренных контрактом, другими законами или Гражданским кодексом РФ.

На заседании Комиссии УФАС по РА представители заказчика пояснили, что подрядчиком работы не выполнены в полном объеме. Представленные 18.01.2021г. (исх. №16-01/21 от 15.01.2021г.), 15.02.2021г. (исх. № 12-02-21 от 12.02.2021г.) на проверку результаты первого этапа работ (проведение инженерных изысканий) заказчиком не приняты, т.к. результаты работ не соответствовали условиям контракта (заданию), в связи с чем заказчиком в адрес ООО «ИНРУСМОСТ» направлены мотивированные отказы (от 22.01.2021г. исх. №180, от 20.02.2021г. исх. №486). 29.01.2021г. по устной просьбе подрядчика в его адрес направлены (исх. № 258) дополнительные, уточненные замечания по несоответствию результатов инженерных изысканий (топографо-геодезических, инженерно-гидрологических, инженерно-геологических, инженерно-экологических) действующим нормативным документам. Подрядчику неоднократно напоминалось о необходимости соблюдения сроков выполнения работ (исх. № 4 от 11.01.2021г., № 29 от 13.01.2021г., 15.01.2021г. №82). В связи с нарушением подрядчиком сроков выполнения работ по 1 этапу, свидетельствующих, что окончание всех работ к сроку, указанному в контракте (01.03.2021г.), становится явно невозможным, заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта № РПД-2020/3979 от 21.12.2020г.

Согласно материалам дела КУ РА РУАД «Горно-Алтайавтодор», руководствуясь п. 2 ст. 715 ГК РФ, ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, п. 4.2.5, п. 4.2.6, п. 12.2 государственного контракта, 09.02.2021г. приняло решение № 334 об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта № РПД-2020/3979 от 21.12.2020г. в связи с тем, что по состоянию на 09.02.2021 ООО «ИНРУСМОСТ» не выполнен первый этап работ по контракту, допущено нарушение существенных условий контракта, а именно п. 6.1 контракта - срок выполнения 1 этапа работ нарушен на 22 календарных дня.

В соответствии с ч. 12 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований данной части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.

10.02.2021г. заказчиком данное решение направлено по юридическому адресу подрядчика заказным письмом с уведомлением (№80080257889654), размещено в ЕИС в сфере закупок в разделе «Дополнительная информация о закупках, контрактах» (номер дополнительной информации 0377200001721000006). 11.02.2021г. данное решение вручено представителю общества под роспись. Факт получения 11.02.2021г. решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта ООО «ИНРУСМОСТ» не оспаривает.

Таким образом, заказчиком исполнено требование ч. 12 ст. 95 Закона о контрактной системе, в части уведомления подрядчика об одностороннем отказе от исполнения контракта и размещения решения в ЕИС.

С учетом требований ст. 193 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчиком датой надлежащего уведомления общества о расторжении контракта определено 25.02.2021г. (истечение 10 дней с даты надлежащего уведомления).

10.03.2021г. от ООО «ИНРУСМОСТ» в УФАС по РА поступили письменные пояснения и документы (вх. № 1275), согласно которым общество после подписания контракта приступило к выполнению работ. На объект были командированы специалисты для проведения визуального осмотра, фото и видео-фиксации элементов и конструкций, сбора исходных материалов, выполнения работ по инженерным изысканиям, предусмотренных контрактом. Работы по обследованию конструкций и выявлению на территории объекта проектирования объектов культурно-исторического наследия были выполнены до конца 2020 года (в материалы дела представлен отчет АРО ВОО «Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры»). Параллельно с обследованием были выполнены работы по георадарному обследованию грунтов, это могло решить вопрос с ограничением проезда тяжелой буровой установки по аварийному мосту. При проезде техники по данному мосту установлено весовое ограничение 8 тонн, в то время как вес автомобиля КАМАЗ с навесным оборудованием свыше 20-ти тонн, что могло повлечь за собой разрушение конструкций моста. Общество обратилось к заказчику с просьбой согласовать данный вид исследований, но данный вид работ не был согласован. Низкие температуры воздуха, местами до - 40 градусов по Цельсию, высокий снежный покров, а также высокая заболеваемость в связи с распространением COVID-19 препятствовали проведению работ. Об этом были неоднократно направлены письма заказчику, но в очередной раз был получен негативный ответ, со ссылкой на то, что на дорожную деятельность данные ограничения не распространяются. Действия заказчика в данном случае нарушают требования СП по изысканиям, поскольку изыскания можно проводить только при благоприятных условиях, а некоторые, такие как инженерно-гидрометеорологические, инженерно-экологические и другие, исключительно в теплое время. Несмотря на испытываемые сложности, специалистам ООО «ИНРУСМОСТ» удалось провести изыскания в объеме, необходимом для продолжения работ по проектированию. 18.01.2021 года, согласно графику выполнения работ, ООО «ИНРУСМОСТ» передало отчеты по инженерным изысканиям нарочно в канцелярию заказчика, а также 15.02.2021 (подтверждено материалами дела). По результатам изысканий ООО «ИНРУСМОСТ» предложило применение при проектировании моста конструкции на основе гофрированных металлических конструкций, которые по стоимости в три раза меньше нежели аналогичные по характеристикам из железобетона или металла. Были проведены расчеты и представлены заказчику сравнительные стоимостные характеристики. Данное предложение было направлено заказчику 11.01.2021 года № 01-01/21, однако, заказчиком в согласовании отказано (исх. № 82 от 15.01.2021г.). В дальнейшем, при детальном осмотре существующих конструкций моста, было выявлено его аварийное состояние. Следовательно, использование конструкций или частей существующего моста не представляется возможным. Замена материалов, конструкций, размеров и габаритов моста в данном случае будет выходить за рамки, регламентирующие капитальный ремонт мостовых конструкций, даже с учетом изменений в регламенты, вступившие в действие в конце 2020 года. Согласно условиям контракта необходимо подтверждение достоверности определения сметной стоимости путем прохождения государственной экспертизы, чего сделать невозможно ввиду несоответствия технического задания (на капитальный ремонт), полученного от заказчика. По факту ООО «ИНРУСМОСТ» должно выполнить проектирование нового объекта или его реконструкцию. Выполнение работ в данном случае приведет к невозможности пройти государственную экспертизу ввиду расхождения данных. О данном факте ООО «ИНРУСМОСТ» уведомило заказчика по электронной почте письмом от 26.02.2021. Общество предлагало заказчику организовать совместное совещание в формате видеоконференции. Ответ на данное предложение от заказчика не поступал. Общество неоднократно связывалось с заказчиком для согласования видов работ, способствующих исполнению обязательств по контракту, посредством направления писем в адрес заказчика, а также посредством сотовой связи, однако, содействия в урегулировании спорных вопросов заказчиком не оказывалось. По результатам полученного 20.02.2021г. мотивированного отказа от приемки выполненных работ обществом принято решение о проведении экспертизы Технического задания, посредством обращения в независимую экспертную организацию (результаты в УФАС по РА не представлены).

На заседании Комиссии УФАС по РА представители ООО «ИНРУСМОСТ» пояснили, что в совокупности работы по инженерным изысканиям подготавливались три раза, разными субподрядчиками (представлен договор № 15079 от 29.01.2021г.). Обществом работы, в связи с аварийностью моста, не приостанавливались, пояснили, что готовы продолжить совместно с заказчиком работу над объектом. В адрес заказчика 29.01.2021г., 02.02.2021г. (исх. № 01-29-21, № 02-02-21) на согласование направлен график устранения замечаний.

Согласно договору на выполнение инженерных изысканий № 15079 от 29.01.2021г. ООО «ИНРУСМОСТ» привлекло ООО «Алтай ТИСИз» с целью выполнения инженерных изысканий для разработки проектной документации, в том числе для объекта «Капитальный ремонт мостового перехода через р. Эдербес на км 27+672 автомобильной дороги «Тулой-Бийка» в срок 30 календарных дней с момента поступления предоплаты на счет ООО «Алтай ТИСИз». 01.02.2021г. ООО «ИНРУСМОСТ» осуществило предоплату по данному договору в размере 540 000,00 руб. (платежное поручение № 6), 08.02.2021 частичную оплату в размере 500 000,00 руб.

На заседании Комиссии УФАС по РА представители заказчика пояснили, что третий результат инженерных изысканий в адрес заказчика не поступал, по результатам проверки работ по инженерным изысканиям, предоставленных обществом, установлены грубые нарушения, т.к. данные не подкреплены соответствующими исследованиями. На возможность проведения инженерно-геологических исследований методом георадарных и геофизических исследований обществу сообщено (исх. № 82 от 15.01.2021г.), что данные исследования могут быть проведены только в дополнение к бурению скважин в соответствии с требованиями СП 11-105-97. 05.02.2021г. (исх. № 312) на предоставленные подрядчиком на согласование стоимости трех вариантов реализации проектных решений для капитального ремонта мостового перехода (гофроарка, гофротруба, желозобетонный мост) и применение гофрированных металлических конструкций обществу было сообщено, что согласование невозможно без наличия материалов инженерно-геодезических, инженерно-геологических, инженерно-гидрометеорологических, инженерно-экологических изысканий. Назначение конструкций водопропускных сооружений возможно только при наличии данных о физико-механических свойствах грунтов оснований сооружений, значений максимальных расходов дождевых и талых вод, информации о наличии образования наледных явлений в местах устройства искусственных сооружений. Для согласования материалов и конструкций сооружений необходимо предоставить чертежи вариантов сооружения с приведением таблицы технико-экономических показателей. Необходимость проведения капитального ремонта мостового перехода устанавливалась заказчиком самостоятельно по результатам осмотров, обследований.

Представленными заказчиком и обществом документами подтверждены факты, на которые ссылаются стороны.

Относительно правовых оснований для одностороннего расторжения заказчиком контракта № РПД-2020/3979 от 21.12.2020г. Комиссия УФАС по РА отмечает следующее.

Согласно п. 1 ст. 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных данным Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.

Нормами ст. 768 ГК РФ установлено, что к отношениям по государственным или муниципальным контрактам на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд в части, не урегулированной данным кодексом, применяется закон о подрядах для государственных или муниципальных нужд.

В соответствии с п. 1 ст. 702, п. 1 ст. 708 ГК РФ существенными условиями договора подряда являются предмет (содержание, виды и объем подлежащих выполнению работ), а также начальный и конечный срок их выполнения.

В силу п. 2 ст. 715 ГК РФ если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков. Если во время выполнения работы станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, заказчик вправе назначить подрядчику разумный срок для устранения недостатков и при неисполнении подрядчиком в назначенный срок этого требования отказаться от договора подряда либо поручить исправление работ другому лицу за счет подрядчика, а также потребовать возмещения убытков.

Статья 717 ГК РФ предусматривает право заказчика на отказ от исполнения договора в любое время, если иное не установлено договором.

В связи с тем, что ООО «ИНРУСМОСТ» к 18.01.2021г., т.е. в установленный контрактом и заказчиком срок, не выполнены работы по проведению 1 этапа (инженерные изыскания), что приводит к невозможности разработки проектной документации, отсутствуют документы, подтверждающие факт невозможности проведения капитального ремонта мостового перехода через р. Эдербес на км 27+672 автомобильной дороги «Тулой-Бийка», Комиссия УФАС по РА приходит к выводу о наличии у заказчика оснований для одностороннего отказа от исполнения  государственного контракта № РПД-2020/3979 от 21.12.2020г.

В соответствии с ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.

Согласно определению Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 12.03.2020 № 308-ЭС19-23241 по делу №А32-47028/2018 одним из оснований включения сведений о поставщиках (подрядчиках, исполнителях) в реестр является существенное нарушение ими условий контрактов, приведшее к расторжению контракта на основании решения суда или вследствие одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта. При решении вопроса о включении сведений о поставщике в реестр антимонопольный орган проверяет, имел ли место факт неисполнения (ненадлежащего исполнения) своих обязательств поставщиком и является ли это нарушение существенным. Отказ заказчика от исполнения контракта имеет значение не как такового основания для включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков, а выступает поводом для передачи сведений о допущенных нарушениях уполномоченному органу, для проведения проверки этих сведений в соответствии с частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе.

Согласно пунктам 1, 2 статьи 401 ГК РФ, лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.

Комиссия УФАС по РА считает, что сведения об ООО «ИНРУСМОСТ» не подлежат включению в реестр, поскольку после срока выполнения работ по 1 этапу (18.01.2021г.), принятия заказчиком решения о расторжении контракта (09.02.2021г.) и после вступления в силу такого решения в действиях общества содержалось явно выраженное намерение исполнить контракт (подтверждается вышеуказанными действиями).

Комиссия, руководствуясь статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013  №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 № 1062 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)»,

РЕШИЛА:

Сведения, представленные Казенным учреждением Республики Алтай «Республиканское управление автомобильных дорог общего пользования «Горно-Алтайавтодор» в отношении ООО «ИНРУСМОСТ» (ИНН 7730260090, г. Москва,     ул. Можайский вал, д. 8 эт. 8 пом. 9 оф. 812) по факту расторжения заказчиком государственного контракта №РПД-2020/3979 от 21.12.2020г. на разработку проектной документации на капитальный ремонт мостового перехода через р. Эдербес на км 27+672 автомобильной дороги «Тулой-Бийка», в Реестр недобросовестных поставщиков не включать.

Решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в арбитражный суд в течение трех месяцев в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Связанные организации

Связанные организации не указаны