Решение №79 РЕШЕНИЕ по внеплановой камеральной проверке № 79 от 25 ноября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по внеплановой камеральной проверке № 79

 

«25» ноября 2020г.                                                                                  г. Горно-Алтайск

 

Комиссия УФАС по РА по проведению внеплановой камеральной проверки (далее - Комиссия) в составе:

c участием в режиме видео-конференц-связи представителя заказчика администрации Турочакского сельского поселения главы сельского поселения, проведя внеплановую камеральную (документарную) проверку администрации Турочакского сельского поселения по вопросу соблюдения требований Федерального закона № 44–ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» при проведении электронного аукциона №0177300006120000001 на благоустройство территории общего пользования   с. Турочак, ул. Советская, 75А в рамках государственной программы Республики Алтай «Формирование современной городской среды», 

УСТАНОВИЛА:

В связи с поступившим поручением ФАС России №МЕ/49839-ПР/19 от 13.06.2019г. о необходимости усиления контроля за соблюдением законодательства о контрактной системе при осуществлении закупок в рамках реализации национальных проектов (п. 3 Протокола заседания Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 08.05.2019г.) Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай приказом №152 от 17.11.2020г. назначена внеплановая камеральная проверка заказчика администрации Турочакского сельского поселения по соблюдению требований Федерального закона № 44–ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона № 0177300006120000001 на благоустройство территории общего пользования с. Турочак, ул. Советская, 75А в рамках государственной программы Республики Алтай «Формирование современной городской среды» (Федеральный проект «Формирование комфортной городской среды»).

Основанием для проведения проверки явилось обнаружение контрольным органом в сфере закупок признаков нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, а именно ч.ч. 5, 8 ст. 34, п. 2 ч. 1 ст. 64, п. 2 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе.

В ходе проверки администрация Турочакского сельского поселения 20.11.2020г. (вх. №6492) представила письменные возражения по установленным признакам нарушения.

Комиссия, проведя внеплановую камеральную (документарную) проверку, установила следующее:

28.10.2020г. заказчиком администрацией Турочакского сельского поселения размещено извещение о проведении электронного аукциона №0177300006120000001 на благоустройство территории общего пользования   с. Турочак, ул. Советская, 75А в рамках государственной программы Республики Алтай «Формирование современной городской среды». 

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 данного Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

В соответствии с ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного частью 3.1 данной статьи, должна содержать:

1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);

2) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:

а) наименование страны происхождения товара;

б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная данным подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.

Из п. 4 Информационной карты (раздел I аукционной документации) следует, что первая часть заявки должна содержать только согласие участника электронного аукциона на выполнение работы на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе, и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки).

В составе аукционной документации на благоустройство территории общего пользования с. Турочак, ул. Советская 75А заказчиком размещены локальные сметы, сводный сметный расчет стоимости работ, ведомость объемов работ (приложение №1 к контракту), эскизный проект. В приложении №1 к муниципальному контракту (раздел II аукционной документации) заказчиком установлены виды и объемы работ (ведомость объемов работ), включающие в себя установку элементов благоустройства территории. В рамках закупки на площадке подлежит установить диван парковый на каркасе, скамью парковую, качели односекционные на опорах и др.

Согласно письменным пояснениям заказчика от 20.11.2020г. (вх. №6492) предметом закупки являются работы по благоустройству территории общего пользования. Объем работ определен в ведомости объемов работ. После выполнения работ на объекте заказчиком будет принят к бухгалтерскому учету единый объект (включая установленные и смонтированные на площадке элементы благоустройства территории). Данному объекту основных средств будет присвоен один инвентарный номер.

При анализе проекта муниципального контракта Комиссией УФАС по РА установлено, что согласно разделу 8 контракта заказчик осуществляет приемку выполненных работ по контракту на основании акта выполненных работ (по форме КС–2) и справки стоимости выполненных работ и затрат (по форме КС–3). В проекте муниципального контракта не предусмотрена процедура передачи подрядчиком и приемки заказчиком товара (элементов благоустройства территории).

В письме ФАС России от 25.06.2020г. №ИА/53616/20 указано, что заказчик при проведении закупки работ, услуг не вправе требовать предоставления в составе заявки конкретных показателей товара, соответствующих значениям, установленным в документации о закупке, указание на товарный знак (при наличии), если:

1) товар не передается заказчику по товарной накладной или акту передачи;

2) товар не принимается к бухгалтерскому учету заказчика в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»;

3) товаром являются строительные и расходные материалы, моющие средства и т.п., используемые при выполнении работ, оказании услуг, без которых невозможно выполнить (оказать) такую работу (услугу).

Комиссией УФАС по РА установлено, что товар, указанный в ведомости объемов работ (приложение №1 к муниципальному контракту), не передается заказчику по товарной накладной или акту передачи, товар не принимается заказчиком к бухгалтерскому учету, товар в ходе выполнения работ по благоустройству территории общего пользования будет смонтирован (установлен) на площадке.

Таким образом, Комиссия УФАС по РА пришла к выводу, что заказчиком в аукционной документации правомерно установлены требования к первой части заявки.

В силу ч. 4 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

Частью 5 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно ч. 8 ст. 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления штрафов.

В соответствии с п. 2 Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017г. № 570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013г. №1063, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 № 1042 (далее – Правила № 1042), размер штрафа устанавливается контрактом в соответствии с пунктами 3 - 9 данных Правил, за исключением случая, предусмотренного пунктом 13 данных Правил, в том числе рассчитывается как процент цены контракта, или в случае, если контрактом предусмотрены этапы исполнения контракта, как процент этапа исполнения контракта (далее - цена контракта (этапа)).

Согласно п. 9 Правил № 1042 за каждый факт неисполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в следующем порядке:

а) 1000 рублей, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей (включительно);

б) 5000 рублей, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);

в) 10000 рублей, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);

г) 100000 рублей, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.

Заказчиком в п. 9.4 проекта муниципального контракта установлено, что «за каждый факт неисполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в следующем порядке: а) 1000 рублей, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей (включительно)».

Согласно п. 6 Правил № 1042 за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, которое не имеет стоимостного выражения, размер штрафа устанавливается (при наличии в контракте таких обязательств) в следующем порядке:

а) 1000 рублей, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;

б) 5000 рублей, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);

в) 10000 рублей, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);

г) 100000 рублей, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.

Заказчиком в п. 9.10 проекта муниципального контракта установлено, что «за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, которое не имеет стоимостного выражения, размер штрафа устанавливается в следующем порядке: а) 1000 рублей, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей».

Учитывая, что контракт заключается по цене, не превышающей начальную (максимальную) цену контракта, заказчику необходимо установить в проекте контракта под отлагательным условием все возможные значения размеров штрафа, предусмотренные Правилами № 1042 для каждого порогового значения цены контракта, за исключением пороговых значений, превышающих начальную (максимальную) цену контракта (письмо Министерства финансов РФ от 09.11.2017 № 24-03-07/73931).

В п. 9.4, п. 9.10 проекта муниципального контракта заказчиком установлен только один вариант ответственности поставщика, заказчика за неисполнение или ненадлежащее исполнение ими обязательств, предусмотренных контрактом: в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей. При этом, начальная (максимальная) цена контракта составляет 4861040,00 рублей, т.е. превышает 3 млн. рублей.

Таким образом, действия заказчика нарушают ч.ч. 5, 8 ст. 34 Закона о контрактной системе, п.п. 6, 9 Правил №1042, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В силу ч.ч. 1, 2 ст. 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт. При заключении и  исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных ст. 34 и ст. 95 данного закона.

При этом ст. 34, ст. 95 Закона о контрактной системе не предусматривают возможность внесения изменений в установленные контрактом размеры штрафа при его заключении.

 Согласно письменным пояснениям администрации Турочакского сельского поселения от 20.11.2020г. (вх. №6492) при направлении проекта контракта для подписания подрядчику, размер штрафов заказчиком был исправен с учетом цены контракта. 

При анализе информации, размещенной в ЕИС в сфере закупок, Комиссией УФАС по РА установлено, что 20.11.2020г. заказчиком с ООО «Эконика» заключен муниципальный контракт, в п.п. 9.4 и 9.10 которого размеры штрафов установлены в следующем порядке: 5000 рублей, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно), что составляет в фиксированной сумме – 5 000 рублей.

  Таким образом, действия заказчика нарушают ч. 1 ст. 34, ч. 1 ст. 95 Закона о контрактной системе, т.к. изменены условия контракта на этапе его заключения с победителем аукциона (установлены размеры штрафов с ценой контракта выше 3 млн. рублей).

В связи с тем, что данные действия заказчика направлены на приведение положений муниципального контракта в соответствие с требованиями п.п. 6, 9 Правил №1042 (нарушения устранены заказчиком на этапе заключения контракта) Комиссией УФАС по РА принято решение не передавать материалы проверки в целях возбуждения административного производства по ч. 1 ст. 7.32 КоАП РФ в отношении должностного лица заказчика, допустившего данные нарушения.

На основании вышеизложенного, Комиссия УФАС по РА, руководствуясь                 ст. 99 Федерального закона № 44–ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020г. №1576 «Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений», по результатам рассмотрения материалов внеплановой камеральной проверки,

 

РЕШИЛА:

1. Признать заказчика сельскую администрацию Турочакского сельского поселения нарушившим ч.ч. 1, 5, 8 ст. 34, ч. 1 ст. 95 Федерального закона № 44–ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», п.п. 6, 9 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017г. № 1042 «Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15.05.2017г. № 570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25.11.2013г. № 1063», в части неустановления в проекте муниципального контракта на благоустройство территории общего пользования  с. Турочак, ул. Советская, 75А в рамках государственной программы Республики Алтай «Формирование современной городской среды» (электронный аукцион № 0177300006120000001)  надлежащего порядка определения штрафов (в проекте муниципального контракта размеры штрафов  с ценой контракта выше 3 млн. рублей не установлены), а также изменения п.п. 9.4,  9.10 контракта на этапе его заключения с победителем аукциона (установлены размеры штрафов с ценой контракта выше 3 млн. рублей, не предусмотренные проектом контракта).

2. Передать материалы проверки должностному лицу УФАС по РА для возбуждения административного производства по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ в отношении должностного лица заказчика, допустившего данные нарушения.

          

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны