Решение б/н Решение по делу № 6 в отношении ИПБОЮЛ <...> от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

26.05.2014г.                                                                                   г. Горно-Алтайск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

14 мая 2014 года, рассмотрев дело № 6 от 17.04.2014г., возбужденное по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, по факту распространения наружной рекламы на ограждениях частных домовладений № 1, № 28 улицы Октябрьской г.Горно-Алтайска, а также на ограждении территории, прилегающей к административным зданиям № 20 и № 22, находящихся на этой же улице, с изображением медицинского работника в непристойном образе, с признаками нарушения пункта 4 части 5, части 6 статьи 5 Федерального закона  от  13.03.2006  № 38-ФЗ «О рекламе»,

в присутствии  лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе:

ИПБОЮЛ <...>,

УСТАНОВИЛА:

На ограждении территории, прилегающей к административным зданиям №20 и №22 улицы Октябрьской г.Горно-Алтайска, прикреплен баннер с текстом следующего содержания: «СТО Авто доктор, ремонт ДВС, КПП, геометрия, промывка топливной системы, ремонт ходовой части, компьютерная диагностика», а также аналогичный баннер с текстом следующего содержания: «Запчасти для иномарок, в наличии и под заказ» прикреплен на ограждениях частных домовладений № 1, № 28, находящихся на этой же улице (акт фиксации распространения  объекта наружной рекламы от 30.01.2014г. № 2).

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона «О рекламе» рекламой признается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно пункту 2 статьи 3 Закона «О рекламе»         объект рекламирования – товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.  

Размещенная на ограждениях частных домовладений № 1, № 28 улицы Октябрьской г.Горно-Алтайска, а также на ограждении территории, прилегающей к административным зданиям № 20 и № 22, находящимся на этой же улице, информация «СТО Авто доктор, ремонт ДВС, КПП, геометрия, промывка топливной системы, ремонт ходовой части, компьютерная диагностика», «Запчасти для иномарок, в наличии и под заказ» является рекламой, так как она публична,  адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объектам рекламирования: услугам по диагностике и ремонту автомобилей, реализации запчастей к автомобилям направлена на формирование и поддержание интереса к  данным объектам, и их  продвижение на рынке.

Наряду с информационным содержанием рекламы, на рекламном поле изображена девушка в образе медицинского работника. Формированию такого впечатления способствует специальная одежда (медицинский халат, медицинский колпак) и наличие у девушки стетофонендоскопа, являющегося прибором медицинского назначения. Вместе с тем, девушка изображена в облегающем медицинском халате и вырезом на халате таким образом, что ее грудь остается полуобнаженной, на талии девушки надет пояс красного цвета, на халате в области груди прикреплен бант красного цвета и на руках надеты длинные перчатки до локтей красного цвета.

В соответствии с пунктом 4 части 5 статьи 5 Закона «О рекламе» в рекламе не допускается использование образов медицинских и фармацевтических работников, за исключением такого использования в рекламе медицинских услуг, средств личной гигиены, в рекламе, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники, в рекламе, распространяемой в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, в рекламе, размещенной в печатных изданиях, предназначенных для медицинских и фармацевтических работников.

Информационное содержание рассматриваемой рекламы направлено на привлечение внимания потребителя к услугам СТО (ремонт автотранспортных средств, продажа автозапчастей).

Согласно Выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от 14.04.2014г. № 1547, ИПБОЮЛ <...> осуществляет деятельность по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств (код ОКВЭД 50.20).

Следовательно, ИПБОЮЛ <...> при рекламировании услуг СТО не вправе использовать образ медицинского работника, т.к. оказываемые им услуги не являются медицинскими.

В соответствии с частью 6 статьи 5 Закона «О рекламе» в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.

Комиссия при принятии решения руководствовалась письмом ФАС России от 29.04.2013г. № АД/17355/13 о порядке применения части 6 статьи 5 ФЗ «О рекламе», согласно которому к непристойным образам, сравнениям, выражениям могут быть отнесены слова и изображениям, которые нарушают общепринятые нормы и принципы поведения в обществе с точки зрения морали и нравственности. По мнению Комиссии, от внешнего вида медицинского работника зависит впечатление обо всей медицинской организации в целом. Медицинская этика, по мнению Комиссии, не позволяет медицинским работникам находиться в чрезмерно яркой и вызывающей одежде.

Непристойный образ медицинского работника складывается из восприятия потребителем общей картинки девушки (короткий, облегающий фигуру медицинский халат, красный бант на груди, красный пояс на талии, красные перчатки до локтя).

На основании вышеизложенного Комиссия пришла к выводу, что  распространение рекламы услуг, связанных с осуществлением технического осмотра транспортных средств: «СТО Авто доктор, ремонт ДВС, КПП, геометрия, промывка топливной системы, ремонт ходовой части, компьютерная диагностика» «Запчасти для иномарок, в наличии и под заказ», с использованием вышеперечисленного образа медицинского работника, противоречит требованиям пункта 4 части 5, части 6 статьи 5 Закона «О рекламе».  

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона «О рекламе» ненадлежащая реклама это реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

В соответствии с частью 4 статьи 38 Закона «О рекламе» нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями  законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Частью 6 статьи 38 Закона «О рекламе» ответственность за нарушение частей 5, 6 статьи 5 настоящего Федерального закона возложена на рекламодателя.

В соответствии со статьей 3 Закона «О рекламе»,  рекламодатель – это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламопроизводитель-  это лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму; рекламораспространитель – это лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

В целях установления субъектов правоотношения, связанного с производством, размещением и распространением рассматриваемой рекламы, в адрес администрации МО «Город Горно-Алтайск» был направлен запрос от 14.02.2014г. №294/05.

21.02.2014г. от МУ «Управление архитектуры и градостроительства администрации г.Горно-Алтайска» была получена информация (вх. № 379), согласно которой владельцем рассматриваемой  рекламной конструкций является ИПБОЮЛ <...>, которому разрешений на установку и эксплуатацию данных рекламных конструкций, не выдавалось.

Также при выявлении факта распространения наружной рекламы была зафиксирована вывеска, содержащая информацию о режиме работы СТО «Авто доктор» и наименование индивидуального предпринимателя: <...> Таким образом рекламодателем рассматриваемой рекламы является ИПБОЮЛ <...>.

14.05.2014г. в адрес УФАС по Республике Алтай поступили письменные пояснения ИПБОЮЛ <...> (вх. № 1229). Из существа пояснения следует, что данный баннер был разработан некой рекламной фирмой, находящейся по адресу г.Горно-Алтайск, ул. Барнаульская, д.8.

Каких-либо доказательств, подтверждающих факт изготовления рассматриваемого баннера (договоры, счет-фактуры, платежные поручения и иные документы) ИПБОЮЛ <...> не представлено. Данная реклама была демонтирована <...>, во исполнение  предписания МУ «Управление архитектуры и градостроительства администрации города».

В процессе рассмотрения дела № 6 ИПБОЮЛ <...> не согласился с доводами Комиссии, пояснив, что, по его мнению, девушка не является медицинским работником, т.к. крест на головном уборе девушки белого цвета на красном фоне, а у медицинских работников красного цвета на белом фоне. Также он считает, что в изображении девушки нет ничего непристойного и оскорбительного.

Указанные доводы ИПБОЮЛ <...> Комиссия признала необоснованными, так как медицинский работник ассоциируется с человеком в белом халате, так или иначе имеющим отношение к медицине. Использование образа такого человека может заключаться не только в непосредственном показе в кадре живого человека, но также и в демонстрации отдельных частей тела, силуэта, контура, которые не оставляют сомнения в профессиональной принадлежности подразумеваемого субъекта. Девушка, изображенная на баннере, держит в руках стетофонендоскоп, который согласно приказу Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации от 20.02.1996г. № 64 об утверждении перечня медицинских изделий является первоочередным медицинским изделием. То есть профессиональная принадлежность девушки не оставляет сомнения. По мнению Комиссии, медицинская этика требует от медработника приличия в одежде, которая не должна содержать яркие, раздражающие или отвлекающие больного элементы. По мнению Комиссии к данным отвлекающим ярким элементам можно отнести короткий, облегающий фигуру медицинский халат, полуобнаженная грудь, пояс, бант на груди и перчатки красного цвета до локтя.

Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы ИПБОЮЛ <...>, Комиссия пришла к выводу, что нарушения требований пункта 4 части 5, части 6 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» содержатся в действиях ИПБОЮЛ <...> – рекламодателя рассматриваемой рекламы.

Так как, по предписанию МУ «Управление архитектуры и градостроительства администрации города» ИПБОЮЛ <...> реклама была демонтирована, Комиссия пришла к выводу об отсутствии необходимости выдачи предписания рекламодателю, так как его самостоятельными действиями распространение ненадлежащей рекламы было прекращено.

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36  Федерального Закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе  Комиссия,

РЕШИЛА:

1. Признать ненадлежащей наружную рекламу: «СТО Авто доктор, ремонт ДВС, КПП, геометрия, промывка топливной системы, ремонт ходовой части, компьютерная диагностика», «Запчасти для иномарок, в наличии и под заказ», размещенную на ограждениях частных домовладений № 1, № 28 улицы Октябрьской г. Горно-Алтайска, а также на ограждении территории, прилегающей к административным зданиям № 20 и №22, находящихся на этой же улице, с изображением медицинского работника в непристойном образе, так как это противоречит требованиям пункта 4 части 5, части 6 статьи 5  Федерального закона от  13.03.2006  № 38-ФЗ «О рекламе»;

2. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу УФАС  по Республике Алтай для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении лица, допустившего нарушения рекламного законодательства.

Резолютивная часть решения оглашена 14 мая 2014 года, решение изготовлено в полном объеме 26 мая 2014 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Связанные организации

Связанные организации не указаны