Решение б/н Решение по жалобе физического лица от 26 декабря 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е № 6-А/16

г. Горно-Алтайск

Резолютивная часть решения оглашена «16» декабря 2016 г.

В полном объеме решение изготовлено «26» декабря 2016 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

<…>,

рассмотрев 16.12.2016г. дело № 6-А/16 от 19.10.2016 года по признакам нарушения ИП <1> (ИНН 040600213623, ОГРНИП 304040425105062, адрес: Республика Алтай, Усть-Коксинский район, с.Усть-Кокса, ул. Солнечная, 52), ИП <2> (ИНН 040600708351, ОГРНИП 305040418005008, адрес: Республика Алтай, Усть-Коксинский район, с.Усть-Кокса, ул. Нагорная, 73), ИП <3> (ИНН 040600054596, ОГРНИП 307040403200019, адрес: Республика Алтай, Усть-Коксинский район, с.Усть-Кокса, ул. Нагорная, 73) пункта 1 части 1 статьи 11.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» в отсутствии ИП <1>, ИП <2>, ИП <3> (уведомлены надлежащим образом),

У С Т А Н О В И Л А:

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай поступило заявление <...> (вх.№2050 от 19.07.2016г.) по вопросу повышения розничных цен на бензин марки АИ-92 с 37 руб. за 1л. до 38 руб. за 1л. в период с июня по июль 2016г., реализуемый АЗС в с.Усть-Кокса МО «Усть-Коксинский район» Республики Алтай.

В ходе анализа материалов, поступивших в рамках рассматриваемого заявления, УФАС по РА было установлено, что при осуществлении розничной реализации нефтепродуктов в с.Усть-Кокса МО «Усть-Коксинский район» Республики Алтай, в частности, автобензина марки АИ-92 ИП <1>, ИП <2>, ИП <3> в период с 15.01.2016г. по 29.06.2016г. одновременно на определенную дату устанавливали одинаковый уровень цен, что указывает на возможное совершение согласованных действий хозяйствующими субъектами, запрещенных статьей 11.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай по итогам рассмотрения заявления <...> пришло к выводу, что в действиях ИП <1>, ИП <2> ИП <3> усматриваются признаки нарушения пункта 1 части 1 статьи 11.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в осуществлении согласованных действий по установлению и поддержанию одинаковых цен на автобензин марки АИ-92 в период с 15.01.2016г. по 29.06.2016г. на территории с.Усть-Кокса МО «Усть-Коксинский район» Республики Алтай.

В соответствии с частью 12 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай от 19.10.2016г. № 73 возбуждено дело № 6-А/16 и создана Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства. Рассмотрение дела назначено на 17.11.2016г.

17.11.2016г. на заседании Комиссии УФАС по РА ИП <1>, ИП <2>, представитель по доверенности <...> указали, что их действия по изменению цен вызваны действиями оптовых продавцов нефтепродуктов, которые регулярно повышают цену продажи ГСМ, чем вынуждают индивидуальных предпринимателей регулярно корректировать розничную цену на АЗС в сторону увеличения. Учитывая, что индивидуальные предприниматели осуществляют деятельность на одном рынке услуг, то соответствующее изменение розничных цен происходит не по сговору, а по объективным обстоятельствам, о чем свидетельствуют данные торговых специализированных бирж, на которых можно проследить динамику изменения оптовых продаж нефтепродуктов по восточно-сибирскому региону, в частности по поставщикам, у которых они приобретают нефтепродукты (приложен график изменения оптовых цен на НПЗ по автобензину марки АИ-92  с января по июль 2016г., товарно-транспортные накладные, договоры поставки нефтепродуктов). Основной причиной повышения розничной цены на автобензин марки АИ-92 в рассматриваемый период являлся рост оптовых цен, что имело место для всех хозяйствующих субъектов и не могло не отразиться на уровне розничных цен. 

17.11.2016г. Комиссия УФАС по РА на основании пункта 3 части 1.1 статьи 47, частей 1, 3 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции отложила рассмотрение дела №6-А/16 от 19.10.2016г. в связи с принятием заключения об обстоятельствах дела до 16.12.2016г.

14.12.2016г. в адрес Управления от ИП <1>, ИП <2>, ИП <3> поступили возражения на заключение об обстоятельствах дела №6-А/16 от 19.10.2016г. Согласно возражениям (вх.№№3731, 3731/1, 3731/2) проявление согласованных действий в действиях группы лиц: ИП <1>, ИП <2>, ИП <3>, состоящих в близком родстве, способных, посредством отношений близкого родства влиять на действия друг-друга, при условии, что такие лица не являются хозяйствующими субъектами, выручка которых превышает 400 млн. рублей с позиции норм Закона о защите конкуренции, не считается неправомерным. В связи с чем, ИП<1>, ИП <2>, ИП <3> считают, что в их действиях отсутствует нарушение пункта 1 части 1 статьи 11.1 Закона о защите конкуренции.

ИП <1>, ИП <2>, ИП <3> надлежащим образом уведомлены о дате и времени заседания Комиссии (уведомление получено по электронной почте 25.11.2016г.), однако на заседание не явились и явку представителей не обеспечили.

На основании части 2 статьи 45 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссией УФАС по РА принято решение о рассмотрении дела по существу в отсутствии ИП <1>, ИП <2>, ИП <3>

Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, заслушав пояснения ответчиков и рассмотрев материалы дела, пришла к выводу:

1. В соответствии с Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС от 28.04.2010 №220 «Об утверждении порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке», Управлением проведен анализ состояния конкурентной среды на товарном рынке розничной реализации автомобильных бензинов и дизельного топлива на автозаправочных станциях на территории с.Усть-Кокса МО «Усть-Коксинский район» Республики Алтай. В ходе анализа товарного рынка реализации автомобильных бензинов и дизельного топлива на автозаправочных станциях в географических границах с.Усть-Кокса МО «Усть-Коксинский район» Республики Алтай установлено, что участниками рынка являются три хозяйствующих субъекта, входящих в одну группу лиц: ИП <1>, ИП <2>, ИП <3>

ИП <1>, ИП <2>, ИП <3> состоят в группе лиц по основаниям, предусмотренным пунктом 7 части 1 статьи 9 Закона о защите конкуренции, а именно группой лиц признается физическое лицо, его супруг, родители (в том числе усыновители), дети (в том числе усыновленные), полнородные и неполнородные братья и сестры.

Рассматриваемый товарный рынок нефтепродуктов характеризуется относительно высокой степенью концентрации, что повышает возможность неоформленного сговора в результате скоординированной ценовой политики, поскольку, упрощен обмен подробной информацией о клиентах, поставщиках, о текущих и будущих ценах, что приводит к снижению уровня конкуренции.

Потребители вынуждены приобретать товар на данном рынке в пределах с.Усть-Кокса МО «Усть-Коксинский район» Республики Алтай только у хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на данном рынке. В сложившейся ситуации потребители (в т.ч. сельхозпроизводители, другие юридические и физические лица) не могут значительно уменьшить количество покупаемого продукта. Рост розничных цен на нефтепродукты,  в конечном счете, может привести  к установлению высоких цен на социально-значимые товары, что в условиях сложившейся экономической ситуации будет способствовать усилению социальной напряженности, а также иметь ряд других негативных последствий.  Бензин и дизельное топливо не имеют взаимозаменяемой продукции.

Частью 6 статьи 11.1 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что положения данной статьи не распространяются на согласованные действия хозяйствующих субъектов, входящих в одну группу лиц, если одним из таких хозяйствующих субъектов в отношении другого хозяйствующего субъекта установлен контроль или если такие хозяйствующие субъекты находятся под контролем одного лица.

Согласно части 8 статьи 11 Закона о защите конкуренции под контролем в данной статье, в статьях 11.1 и 32 данного Федерального закона понимается возможность физического или юридического лица прямо или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) определять решения, принимаемые другим юридическим лицом, посредством одного или нескольких следующих действий:

1) распоряжение более чем пятьюдесятью процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный (складочный) капитал юридического лица;

2) осуществление функций исполнительного органа юридического лица.

Проанализировав записи из ЕГРИП, распоряжения об установлении цен, платежные документы, пояснения индивидуальных предпринимателей, Комиссией УФАС по РА установлено, что каждый из предпринимателей не осуществляет исполнительные функции у другого индивидуального предпринимателя.

Комиссия УФАС по РА считает, что на ИП <1>, ИП <2>, ИП <3> распространяются запреты, установленные пунктом 1 части 1 статьи 11.1 Закона о защите конкуренции, так как они  не находятся под контролем одного лица или друг друга, являются конкурентами на рынке.

2. В целях установления в действиях ИП <1>, ИП <2>, ИП <3> признаков нарушения пункта 1 части 1 статьи 11.1 Закона о защите конкуренции Управлением у индивидуальных предпринимателей были запрошены товарные накладные, счета-фактуры, распоряжения об установлении розничных цен на автобензин марки АИ-92 за период с 01.01.2016г. по 01.07.2016г. (запросы от 21.07.2016г. №№1736/10-1738/10).

Анализ динамики роста оптовых и розничных цен на автобензин марки АИ-92 по данным, представленным хозяйствующими субъектами (письма вх.№№2510, 2511, 2516 от 26.08.2016г.), отражен в таблице ниже.

Хозяйствующий субъект

оптовая цена закупки

за 1л. руб.

%

прироста

розничная цена продажи

за 1л. руб.

 

15.01.16

19.01.16

 

15.01.16

19.01.16

ИП <1>

27,50

27,52

0,07

35,50

35,50

ИП <2>

27,50

27,51

0,03

35,50

35,50

ИП <3>

27,50

27,54

0,14

35,50

35,50

 

21.04.16

12.05.16

 

21.04.16

12.05.16

ИП <1>

29,85

29,22

-2,11

36,50

36,50

ИП <2>

29,71

29,22

-1,64

36,50

36,50

ИП <3>

29,85

29,26

-2

36,5

36,50

 

08.06.16

22.06.16

 

08.06.16

22.06.16

ИП <1>

29,25

0

0

36,50

36,50

ИП <2>

29,25

30,25

3,41

36,50

37,00

ИП <3>

0

0

0

36,50

36,50

 

23.06.16

29.06.16

 

23.06.16

29.06.16

ИП <1>

30,00

30,40

1,33

37,00

37,50

ИП <2>

30,25

30,40

0,5

37,00

37,50

ИП <3>

28,80

30,27

5,1

37,00

37,50

На автобензин марки АИ-92 в период с 15.01.2016г. по 19.01.2016г. розничная цена у ИП <1>, ИП <2>, ИП <3> установлена на уровне 35,50 руб/л, при этом темп прироста розничной цены  не наблюдался. В тоже время темп прироста оптовых цен на АИ-92 за этот период составил 0,07% (ИП <1>), 0,03% (ИП <2>), 1,14% (ИП <3>);

На автобензин марки АИ-92 в период с 21.04.2016г. по 12.05.2016г.  розничная цена у ИП <1>, ИП <2>, ИП <3> установлена на уровне 36,50 руб/л, при этом темп прироста/снижения розничной цены  не наблюдался. В тоже время наблюдается темп снижения  оптовых цен на АИ-92 за этот период -2,11% (ИП <1>), -1,64% (ИП <2>), -2% (ИП <3>);

На автобензин марки АИ-92 в период с 08.06.2016г. по 22.06.2016г.  розничная цена у ИП <1>, ИП <3> установлена на уровне 36,50 руб/л, темп прироста розничной цены  наблюдался только у ИП <2> на 1,37% (37 руб/л). В тоже время темп прироста оптовых цен на АИ-92 за этот период составил 0% (ИП <1>), 3,41% (ИП <2>), 0% (ИП<3>). ИП <1> и ИП <3> на следующий день после установления цены ИП <2> в размере 37 руб/л увеличивают цену на 50 коп, установив ее также 37 руб.;

На автобензин марки АИ-92 в период с 23.06.2016г. по 29.06.2016г.  розничная цена у ИП <1>, ИП <2>, ИП <3> установлена на уровне от 37 руб/л до 37,50 руб/л, при этом темп прироста розничной цены у всех индивидуальных предпринимателей составил 1,35%. В тоже время темп прироста оптовых цен на АИ-92 за этот период составил 1,33%  (ИП <1>), 0,50% (ИП <2>), 5,10% (ИП <3>).

О повышении цен на автобензин марки АИ-92 до одинакового уровня единообразно и синхронно свидетельствуют распоряжения об установлении розничных цен ИП <1>, ИП <2>, ИП <3>, изданные в одни и те же дни, в период с 15.01.2016г. по 29.06.2016г.:

15.01.2016г. розничная цена на автобензин марки АИ-92 у ИП <1>, ИП <2>, ИП <3> установлена в размере 35,50 руб.;

04.03.2016 розничная цена на автобензин марки АИ-92 у ИП <1>, ИП <2>, ИП <3> установлена в размере 36 руб.;

31.03.2016г. розничная цена на автобензин марки АИ-92 у ИП <1>, ИП <2>, ИП <3> установлена в размере 36,50 руб.;

22.06.2016г. и 23.06.2016г. розничная цена на автобензин марки АИ-92 у ИП <2> и ИП <1>, ИП <3> установлена в размере 37 руб.;

29.06.2016г. розничная цена на автобензин марки АИ-92 у ИП <1>, ИП <2>, ИП <3> установлена в размере 37,50 руб.

Комиссия УФАС по РА приходит к выводу, что ИП <1>, ИП <2>, ИП <3> путем одновременного совершения действий и повторения действий одних за другим установили и поддерживали одинаковые розничные цены на автобензин марки АИ-92 на товарном рынке розничной реализации автомобильного топлива в с.Усть-Кокса МО «Усть-Коксинский район» Республики Алтай в период с 15.01.2016г. по 29.06.2016г.

3. Согласно пункту 1 части 1 статьи 11.1 Закона о защите конкуренции запрещаются согласованные действия хозяйствующих субъектов-конкурентов, если такие согласованные действия приводят к установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат) и (или) наценок.

В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона о защите конкуренции согласованными действиями хозяйствующих субъектов являются действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке при отсутствии соглашения, удовлетворяющие совокупности следующих условий:

1) результат таких действий соответствует интересам каждого из указанных хозяйствующих субъектов;

2) действия заранее известны каждому из участвующих в них хозяйствующих субъектов в связи с публичным заявлением одного из них о совершении таких действий;

3) действия каждого из указанных хозяйствующих субъектов вызваны действиями иных хозяйствующих субъектов, участвующих в согласованных действиях, и не являются следствием обстоятельств, в равной мере влияющих на все хозяйствующие субъекты на соответствующем товарном рынке. Такими обстоятельствами, в частности, могут быть изменение регулируемых тарифов, изменение цен на сырье, используемое для производства товара, изменение цен на товар на мировых товарных рынках, существенное изменение спроса на товар в течение не менее чем один год или в течение срока существования соответствующего товарного рынка, если этот срок составляет менее чем один год.

В пункте 2 постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008г. № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» разъяснено, что при анализе вопроса о том, являются ли действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке согласованными, следует учитывать: согласованность действий может быть установлена и при отсутствии документального подтверждения наличия договоренности об их совершении.

Вывод о наличии одного из условий, подлежащих установлению для признания действий согласованными, а именно: о совершении таких действий было заранее известно каждому из хозяйствующих субъектов, - может быть сделан исходя из фактических обстоятельств их совершения. Например, о согласованности действий, в числе прочих обстоятельств, может свидетельствовать тот факт, что они совершены различными участниками рынка относительно единообразно и синхронно при отсутствии на то объективных причин.

Исходя из пояснений ИП <1>, ИП <2>, ИП <3> (вх.№№ 3731, 3731/1, 3731/2 от 14.12.2016г.) следует, что рост розничных цен на автобензин марки АИ-92 в период с января по июль 2016г. произошел в результате роста закупочных цен оптовых продавцов. Индивидуальными предпринимателями приложены калькуляции затрат на 1 л. автобензина марки АИ-92, реализуемого через АЗС, договоры поставки, платежные документы, товарно-транспортные накладные за период: с 01.01.2016г. по 29.06.2016г.

Комиссия УФАС по РА, проведя анализ калькуляции затрат на 1 л. автобензина марки АИ-92, реализуемого через АЗС ИП <1>, ИП <2>, ИП <3> установила, что темп роста розничных цен ниже темпа роста оптовых цен.

Анализ цены закупа на автобензин марки АИ-92 за 1 л. (руб.)

Хозяйствующий субъект

15.01.

2016

 19.01.

2016

 21.04.

2016

12.05.

2016

08.06.

2016

22.06.

2016

 23.06.

2016

 29.06.

2016

ИП <1>

27,50

27,52

29,85

29,22

29,25

0

30,00

30,40

ИП <2>

27,50

27,51

29,71

29,22

29,25

30,25

30,25

30,40

ИП <3>

27,50

27,54

29,85

29,26

0

0

28,80

30,27

 

Комиссия УФАС по РА считает, что рост розничных цен на автобензин марки АИ-92 продиктован объективными экономическими факторами (рост оптовых цен).

Действия участников рынка заранее известны каждому из хозяйствующих субъектов (так как хозяйствующие субъекты являются родственниками друг другу (брат, сестра, супруг)).

Комиссия УФАС по РА проведя анализ договоров поставки, товарно -транспортных накладных, платежных документов установила, что каждый хозяйствующий субъект осуществлял оптовую закупку топлива у одних и тех же поставщиков, закупочные цены на топливо поднимались поставщиками последовательно и незначительно различались, розничные цены повышались пропорционально повышению оптовых цен на нефтепродукты, что свидетельствует о том, что действия по установлению одинаковых розничных цен являлись следствием обстоятельств в равной мере влияющих на данные хозяйствующие субъекты на товарном рынке.

Комиссия УФАС по РА приходит к выводу об отсутствии совокупности условий, предусмотренных частью 1 статьи 8 Закона о защите конкуренции в действиях ИП <1>, ИП <2>, ИП <3>

Таким образом, отсутствуют необходимые условия для признания действий ИП <1>, ИП <2>, ИП <3> согласованными, приводящими к нарушению пункта 1 части 1 статьи 11.1 Закона о защите конкуренции.

В силу части 1 статьи 13 Закона о защите конкуренции соглашения и согласованные действия, предусмотренные  статьей 11.1  данного Федерального закона могут быть признаны допустимыми, если такими согласованными действиями не создается возможность для отдельных лиц устранить конкуренцию на соответствующем товарном рынке, не налагаются на их участников или третьих лиц ограничения, не соответствующие достижению целей таких согласованных действий.

Комиссия УФАС по РА считает, что действия ИП <1>, ИП <2>, ИП <3> по установлению и поддержанию одинаковых цен на автобензин марки АИ-92 в период: с 15.01.2016г. по 29.06.2016г. не создали возможности устранить конкуренцию на товарном рынке розничной реализации автомобильных бензинов на автозаправочных станциях с.Усть-Кокса МО «Усть-Коксинский район» Республики Алтай для отдельных лиц (иные лица на товарном рынке отсутствуют), не являются барьером для входа на рынок другим хозяйствующим субъектам, не направлены на ограничение конкуренции и нарушения прав иных хозяйствующих субъектов на товарном рынке реализации автомобильных бензинов на автозаправочных станциях в географических границах с.Усть-Кокса МО «Усть-Коксинский район» Республики Алтай.

В силу части 7 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции в случае, если представленные лицами, участвующими в деле, пояснения, доказательства и доводы в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, свидетельствуют об отсутствии в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии) нарушения антимонопольного законодательства, комиссия на основании пункта 1 части 1 статьи 48 данного Федерального закона прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 3 статьи 41, пунктом 1 части 1 статьи 48, статьей 49 Федерального  закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства,

РЕШИЛА:

Прекратить рассмотрение дела № 6-А/16 о нарушении антимонопольного законодательства от 19.10.2016г. в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях ИП <1>, ИП <3>, ИП <2>

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны