Решение б/н решение и предписание по делу, возбужденному в отношении ООО... от 16 июня 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

10.06.2016 г.                                                                               г. Горно-Алтайск

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе <…>,

02 июня 2016 года, рассмотрев дело № 6-Р/16 от 26.04.2016г. по факту распространения рекламы с признаками нарушения пункта 6 части 5 статьи 5, пунктов 5, 7 части 1, части 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006    №38-ФЗ «О рекламе», в отсутствии:

лица, в действиях которого усматриваются признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе – ООО «Медикум» (ОГРН: 1120411000181, ИНН: 0411158700, юридический адрес: Республика Алтай, Чемальский район, с. Чемал, улица Уожанская №58А) (уведомлено надлежащим образом),

УСТАНОВИЛА:

УФАС по РА в рамках рассмотрения заявления физического лица (вх.№183 от 26.01.2016г.) на действия ООО «Отель-сервис» (гостиничные услуги) произвело осмотр сайта эко-курорта «Марьин Остров» http://marin-ostrov.ru, в ходе которого установило следующее (акт осмотра от 26.04.2016г.):

На сайте эко-курорта «Марьин остров» http://marin-ostrov.ru в разделе «Медицинский центр», подраздел «Центр восстановительной медицины «Долголетие», принт-скрины (http://marin-ostrov.ru/ozdorovlenie-organizma-ochishhenie/med-center/) (далее – раздел «Долголетие») опубликовано, в частности, информационное сообщение следующего содержания: «Сейчас мы с гордостью презентуем свою концепцию и программы оздоровления, основанную на главном достоянии Алтая — пантолечении, потому что уверены в их высокой эффективности и нашем уникальном комплексном интегративном подходе. Мы осознанно не говорим «лечение», а говорим об оздоровлении или восстановлении, потому что мы не устраняем симптомы, снимая болевые ощущения, мы устраняем первопричину заболеваний и восстанавливаем нормальное функционирование организма естественным путем. Все применяемые нами методики являются безмедикаментозными, мы не используем антибиотиков, уколов, капельниц, поэтому воздействие происходит мягко. Мы реализуем основной принцип восточной медицины, где оздоровление строится на устранении причин заболеваний, поиск которых начинается в «энергетическом теле». Почему центр восстановительной медицины «Долголетие» особенный? Мы создали уникальную концепцию оздоровления, которая основана на синтезе многовекового опыта восточной медицины, передовых достижений европейской медицины и неповторимых природных факторах Алтая. Мы всегда начинаем оздоровление с восстановления энергетики с помощью нашей эксклюзивной программы, запуская механизм самовосстановления — согласно восточной концепции. Мы не ориентируемся на симптомы, мы ищем первопричину заболеваний и устраняем её без медикаментозного вмешательства, поэтому мы говорим оздоровление, а не лечение. Мы применяем парамедицинские способы оздоровления доступные только на Алтае, такие как пантолечение, апитерапия, фитотерапия, грязелечение, гипокситерапия, иппотрепия. Мы направляем «целебные» природные факторы на оздоровление человека, используем только экологически чистое сырье и бережно относимся к удивительной экосистеме Горного Алтая. Мы верим в уникальность нашей концепции и готовы доказать каждому ее высокую эффективность».

В разделе «Медицинский центр», подраздел «Для мужчин: «Сила Рода» (принт-скрины http://marin-ostrov.ru/ozdorovlenie-organizma-ochishhenie/ muzhskoe-zdorove/) (далее – раздел «Сила Рода») опубликовано, в частности, информационное сообщение следующего содержания: «Результат прохождения программы «Сила рода» Благодаря восстановлению энергетики происходит гармонизация физических, психоэмоциональных и энергоинформационных уровней, запускается механизм саморегуляции и эффект закрепляется надолго. У вас улучшится половая функция и повысится потенция; Вы восстановите функции мочеполовой системы и опорно-двигательного аппарата; Ваши боли исчезнут, вернется подвижность в суставах и позвоночнике; Усилится ваша умственная и физической работоспособность; Вы активизируете защитные функции иммунной системы и организма в целом; Нормализуется артериальное давление и сон; Вы стабилизируете душевное состояние и снимете последствия стресса; Улучшится общее самочувствие и внешний вид».

В разделе «Медицинский центр», подраздел «Для женщин: «Берегиня», (принт-скрины http://marin-ostrov.ru/ozdorovlenie-organizma-ochishhenie/jenskoe-zdorovie/) (далее – раздел «Берегиня») опубликовано, в частности, информационное сообщение следующего содержания: «Результат прохождения программы «Берегиня» Вы укрепите основу вашего здоровья - энергетику, ауры, каналы, чакры и запустите механизм самовосстановления; Вы восстановите репродуктивные функции организма; Избавитесь от инфекций, болезнетворных бактерий, микробов, грибков; Нормализуете работу всех органов и систем организма; Снимете последствия стресса и иных негативных воздействий; Организм очистится от токсинов и шлаков, паразитов; Вы укрепите иммунитет и восстановите защитные функции организма; У вас улучшится общее состояние и внешний вид».

В разделе «Медицинский центр», подраздел «Отличные пантовые ванны» (принт-скрины http://marin-ostrov.ru/pantovye-vanny-altaj/) (далее – раздел «Пантовые ванны») опубликовано, в частности, информационное сообщение следующего содержания: «Результаты процедур: Нормализируется сексуальная функция, улучшается потенция; Восстанавливаются функции опорно-двигательного аппарата; Повышается умственная и физическая работоспособность; Организм очищается от токсинов и шлаков; Активизируются защитные функции иммунной системы и организма в целом; Нормализуется сон; Активизируются биохимические процессы в организме, регенерация и восстановление, замедляется старение; Улучшается процесс кроветворения, активизируются обменные реакции; Улучшается общее самочувствие, внешний вид; В итоге происходит гармонизация физических, психоэмоциональных и энергоинформационных уровней, запускается механизм саморегуляции и эффект закрепляется надолго».

В разделе «Медицинский центр», подраздел «Природная программа восстановления энергетики» (принт-скрины http://marin-ostrov.ru/vosstanovlenie-duha-i-tela/) (далее – раздел «Программа восстановления энергетики») опубликовано информационное сообщение следующего содержания: «Результаты программы: Снимается физическая, психоэмоциональная и энергетическая нагрузка; Происходит восстановление энергетических каналов, чакр, ауры; Запускается природный механизм самовосстановления и самоочищения; Улучшается общее самочувствие и внешний вид; Повышается иммунитет, а значит снижается частота обострений заболеваний; Снимаются последствия стресса; Нормализуется работа всех органов и систем организма (эндокринной, нервной, пищеварительной, сердечно-сосудистой); Активируются внутренние резервы организма».

В разделах сайта «Долголетие», «Берегиня», «Сила рода», «Пантовые ванны» указываются преимущества оздоровления на эко-курорте «Марьин остров», показания к прохождению программ, перечни медицинских услуг, в том числе методы профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации.

В ходе осмотра сайта УФАС по РА были выявлены признаки нарушения пункта 6 части 5 статьи 5, пунктов 5, 7 части 1, части 7 статьи 24 Закона  «О рекламе» и в соответствии с частями 1, 2 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе», определением Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай от 26.04.2016г. возбуждено дело № 6-Р/16 в отношении ООО «Медикум» по указанным признакам нарушения рекламного законодательства и назначено к рассмотрению на 25.05.2016г.

Копия определения от 26.04.2016г. о возбуждении дела № 6-Р/16 с информацией о времени и месте рассмотрения данного дела была направлена в адрес ООО «Медикум».

25.05.2016г.  на основании устного ходатайства представителя ООО «Медикум» по доверенности Кузнецова М.В. определением дело № 6-Р/16 было отложено и назначено к рассмотрению на 02.06.2016г. Данное определение было направлено в адрес ООО «Медикум» с уведомлением о вручении.

02.06.2016г. на рассмотрение дела № 6-Р/16 от 26.04.2016г. представитель ООО «Медикум» не явился. О времени и месте рассмотрения настоящего дела представитель был уведомлен в ходе заседания Комиссии УФАС по РА 25.05.2016г. (аудиозапись Комиссии), а также копия определения об отложении рассмотрения данного дела была направлена на электронный адрес представителя ООО «Медикум» (skobinaOV@rosen.ttb.ru).

Согласно части 9 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» рассмотрение антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 30 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства о рекламе, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.08.2006г. №508, рассмотрение дела в отсутствие сторон возможно лишь в случаях, если имеются данные об их своевременном извещении о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило мотивированное ходатайство об отложении рассмотрения дела или указанное ходатайство не удовлетворено антимонопольным органом. В связи с вышеизложенным, Комиссия, руководствуясь п.30 вышеуказанных Правил, приняла решение о рассмотрении дела в отсутствии представителя ООО «Медикум».

В ходе рассмотрения дела Комиссия установила следующее:

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006  №38-ФЗ «О рекламе» рекламой признается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно пункту 2 статьи 3 Закона «О рекламе» объект рекламирования – товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама. 

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 2 Закона «О рекламе» данный закон не распространяется на информацию, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя которой является обязательным в соответствии с федеральным законом.

В соответствии с частью 2 статьи 10 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать, в том числе:

- сведения об основных потребительских свойствах товаров (работ, услуг), в отношении продуктов питания сведения о составе (в том числе наименование использованных в процессе изготовления продуктов питания пищевых добавок, биологически активных добавок, информация о наличии в продуктах питания компонентов, полученных с применением генно-инженерно-модифицированных организмов, в случае, если содержание указанных организмов в таком компоненте составляет более девяти десятых процента), пищевой ценности, назначении, об условиях применения и хранения продуктов питания, о способах изготовления готовых блюд, весе (объеме), дате и месте изготовления и упаковки (расфасовки) продуктов питания, а также сведения о противопоказаниях для их применения при отдельных заболеваниях.

- цену в рублях и условия приобретения товаров (работ, услуг), в том числе при оплате товаров (работ, услуг) через определенное время после их передачи (выполнения, оказания) потребителю, полную сумму, подлежащую выплате потребителем, и график погашения этой суммы.

По мнению Комиссии УФАС по РА в вышеуказанной информации на сайте «Марьин Остров» отсутствует обязательная (в силу статьи 10 Закона «О защите прав потребителей») для раскрытия информация, следовательно, она не подпадает под понятие информации в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 2 Закона «О рекламе».

Информация на сайте http://marin-ostrov.ru в разделах «Долголетие», «Берегиня», «Сила рода», «Пантовые ванны», «Программа восстановления энергетики» является рекламой, так как она публична, адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объектам рекламирования: услугам, оказываемым ООО «Медикум» (в том числе медицинским услугам, услугам нетрадиционной (народной) медицины, программам «Берегиня», «Сила рода» «Пантовые ванны»), направлена на формирование и поддержание интереса к объектам рекламирования, их продвижение на рынках медицинских услуг и услуг нетрадиционной (народной) медицины.

Требования, предъявляемые к рекламе лекарственных средств, медицинских изделий и медицинских услуг, методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, методов народной медицины  установлены статьей 24 Закона «О рекламе».

1. В соответствии с частью 7 статьи 24 Закона «О рекламе» реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства).

На рассматриваемом сайте в разделах «Долголетие», «Берегиня», «Сила рода», «Пантовые ванны» указаны оказываемые на эко-курорте медицинские услуги, включенные в перечень медицинских услуг, определенных Номенклатурой медицинских услуг, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27.12.2011 №1664н.

При этом, указанная информация о медицинских услугах сопровождается информацией о противопоказаниях.

Вместе с тем, на страницах сайта отсутствует предупреждение о необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.

В ходе заседания Комиссии 25.05.2016г. представитель общества Кузнецов М.В. возражал против указанных признаков нарушения, поясняя, что на сайте есть информация о наличии противопоказаний, также, по мнению общества, все программы оздоровления составляются высококвалифицированными специалистами, то есть смысл рекламы ООО «Медикум» заключается в обращении к специалистам общества. На сайте эко-курорта указана информация о том, что программа оздоровления для всех индивидуальна и составляется с учетом пожеланий гостя на первой консультации врача по результатам различных видов функциональной диагностики.

Следовательно, по мнению общества, признаки нарушения части 7 статьи 24 Закона «О рекламе» в рекламе ООО «Медикум» отсутствуют.

Комиссия УФАС по РА не может согласиться с указанными доводами, на основании следующего:

Информация о составлении программы при помощи специалистов Общества размещена только в подразделе «Долголетие» и отсутствует в разделах «Берегиня», «Сила рода» и «Пантовые ванны». Кроме того, в данной информации указано, что программа оздоровления составляется на первой консультации врача по результатам различных видов функциональной диагностики. Однако, данная формулировка не предусматривает предупреждения о наличии противопоказаний к проведению функциональной диагностики и необходимости консультации специалиста.

Кроме того, часть 7 статьи 24 Закона «О рекламе» предусматривает конкретные формулировки предупреждения, а также необходимые минимальные требования к занимаемому рекламному пространству таким предупреждением (5 процентов от всего рекламного пространства).

Таким образом, по мнению Комиссии УФАС по РА вышеназванные требования части 7 статьи 24 Закона «О рекламе» ООО «Медикум» не соблюдаются.

2. В соответствии с частью 1 статьи 24 Закона «О рекламе» реклама лекарственных средств, медицинских изделий и медицинских услуг, методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, методов народной медицины, реклама лекарственных средств не должна:

- содержать утверждения или предположения о наличии у потребителей рекламы тех или иных заболеваний либо расстройств здоровья (п. 5);

- создавать впечатление ненужности обращения к врачу (п. 7).

В соответствии с частью 1 статьи 24 Закона «О рекламе» требования пунктов 2 - 5 части 1 данной статьи распространяются также на рекламу медицинских услуг, в том числе на рекламу методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации.

В соответствии с частью 3.1 статьи 24 Закона «О рекламе» требования пунктов 2 - 5 и 7 части 1 данной статьи распространяются также на рекламу методов народной медицины.

В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 5 Закона «О рекламе» в рекламе не допускаются указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий.

В соответствии с частью 1 статьи 50 Федерального закона  от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» народной медициной являются методы оздоровления, утвердившиеся в народном опыте, в основе которых лежит использование знаний, умений и практических навыков по оценке и восстановлению здоровья.

На основании анализа фраз «безмедикаментозное устранение», «природная программа восстановления энергетики» и др., в соответствии с правовым определением понятия «народная медицина», в определении о возбуждении дела от 26.04.2016г. УФАС по РА указало, что в программах «Берегиня» и «Сила рода», в том числе используются методы народной медицины.

25.05.2016г. ООО «Медикум» были представлены пояснения (вх. №1513), согласно которым общество возражает против доводов УФАС по РА и указывает, что услуги оказываются квалифицированными врачами, ООО «Медикум» получена лицензия на оказание медицинских услуг. На основании изложенного, в ходе своей деятельности ООО «Медикум» не использует методы народной медицины. Следовательно, признаки нарушения рекламного законодательства, относящиеся к народной медицине, к ООО «Медикум» неприменимы.

02.06.2016г. ООО «Медикум» были представлены дополнительные пояснения (вх.№ 1605), согласно которым, по мнению общества, пантовые ванны являются разновидностью гидротерапии, фиточаи – методом фитотерапии, также в спорной рекламе отсутствует указание на использование фиточаев, фитосборов и травяных чаев. Кроме этого общество поясняет, что понятие «безмедикаментозное лечение» не предполагает использование методов народной медицины, а предполагает использование методов физиотерапии.

Комиссия УФАС по РА соглашается с доводами ООО «Медикум» о том, что понятие «безмедикаментозное лечение» не может свидетельствовать о применении методов народной медицины, однако, не может согласиться с остальными доводами общества на основании следующего:

На сайте эко-курорта «Марьин остров» http://marin-ostrov.ru в разделе «Долголетие» размещена информация следующего содержания: «Мы применяем парамедицинские способы оздоровления доступные только на Алтае, такие как пантолечение, апитерапия, фитотерапия, грязелечение, гипокситерапия, иппотрепия». Словосочетание «парамедицинские способы оздоровления», по мнению Комиссии УФАС по РА, подразумевает использование методов нетрадиционной (народной) медицины.

Из буквального содержания вышеприведенной информации следует, что ООО «Медикум» относит пантолечение, апитерапию, гипокситерапию, иппотрепию к парамедицинским способам оздоровления, то есть к методам нетрадиционной медицины.

В соответствии с Номенклатурой медицинских услуг, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 27.12.2011 № 1664н, не являются медицинскими услугами апитерапия, иппотрепия, пантолечение и гипокситерапия.

Как указывает ООО «Медикум» гидротерапия - лечебное применение пресной воды. В гидротерапии применяются различные составы, в зависимости от состава, температуры и гидростатического давления воды выделяют различные виды ванн.

Однако, в основе «пантового лечения» лежит использование животных экстрактов, а именно, «пантов», следовательно, Комиссия УФАС по РА считает, что «пантовое лечение» не может относиться к методам гидротерапии.

Кроме того в разделе «Долголетие» указана следующая информация:

- «Программа «Берегиня» представляет собой синтез старинных традиций оздоровления».

- «Мы создали уникальную концепцию оздоровления, которая основана на синтезе многовекового опыта восточной медицины, передовых достижений европейской медицины и неповторимых природных факторах Алтая».

Использование словосочетаний «старинных традиций оздоровления», «восточной медицины», по мнению Комиссии УФАС по РА, подтверждает использование методов нетрадиционной, альтернативной медицины. В российском законодательстве такая медицина закреплена как «народная».

В соответствии с «Малой группой 223»  Общероссийского классификатора занятий, утвержденного приказом Росстандарта от 12.12.2014 № 2020-ст, обязанности высоквалифицированных целителей и практиков альтернативной и народной медицины включают, в том числе: назначение и приготовление средств народной медицины, таких как травяные, растительные, минеральные и животные экстракты с целью усиления способностей организма к восстановлению.

Кроме того, довод ООО «Медикум» о том, что информация о применении фиточаев, травяных чаев указана лишь в перечне процедур, приложенных к пояснениям общества от 25.05.2016г., и что она отсутствует на сайте, Комиссия УФАС по РА считает необоснованным, так как в разделе «Долголетие» размещена следующая информация: «Мы предлагаем нашим гостям фитотерапию, в том числе сеансы фитопаротерапии (фитобочка), терапию с втиранием фитомасел, обертывания с применением настоев трав, обертывания с применением водорослей, антицеллюлитное фитообертывание и, конечно же, травяной чай с медом».

На основании вышеизложенного Комиссия УФАС по РА пришла к выводу об использовании ООО «Медикум» в своей деятельности методов народной медицины. Следовательно, на рекламу услуг ООО «Медикум» распространяются, в том числе требования пункта 6 части 5 статьи 5, пункта 7 части 1 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

На рассматриваемом сайте в разделах «Берегиня» и «Сила рода» указана, в том числе, следующая информация:

«Основы оздоровительной программы «Берегиня»/«Сила рода»:

1. Собственная концепция оздоровления, которая основана на поиске причин отклонений, изменений в работе систем организма и их безмедикаментозное устранение;

2. Эффективность оздоровления повышают:

- природная программа востановления энергетики

- ручная косметология

- отличные от других технологии пантолечения

- SPA центр «5 Стихий»

- питание на основе Алтайских продуктов;

3. Гарантированный высокий результат оздоровления и возможность убедиться в высокой эффективности программ на себе с помощью диагностики до и после».

На основании комплексного анализа указанной рекламы, создается впечатление о ненужности обращения к врачу, так как на сайте утверждается о гарантированном высоком результате оздоровления и высокой эффективности программ (в том числе с помощью методов народной медицины), что противоречит требованиям пункта 7 части 1 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

Кроме того, на сайте в разделах «Берегиня» и «Сила рода» указывается следующая информация:

«- вы укрепите основу вашего здоровья - энергетику, ауры, каналы, чакры и запустите механизм самовосстановления;

- вы восстановите репродуктивные функции организма;

- избавитесь от инфекций, болезнетворных бактерий, микробов, грибков;

- нормализуете работу всех органов и систем организма;

- снимете последствия стресса и иных негативных воздействий;

- организм очистится от токсинов и шлаков, паразитов;

- вы укрепите иммунитет и восстановите защитные функций организма;

- у вас улучшится общее состояние и внешний вид.

- у вас улучшится половая функция и повысится потенция;

- вы восстановите функции мочеполовой системы и опорно-двигательного аппарата;

- ваши боли исчезнут, вернётся подвижность в суставах и позвоночнике;

- усилится ваша умственная и физической работоспособность;

- вы активизируете защитные функции иммунной системы и организма в целом;

- нормализуется артериальное давление и сон;

- вы стабилизируете душевное состояние и снимете последствия стресса;

- улучшится общее самочувствие и внешний вид».

Комиссия УФАС по РА приходит к выводу, что вышеуказанные формулировки содержат утверждение о наличии у потребителей рекламы тех или иных заболеваний либо расстройств здоровья, так как избавление потребителя от микробов, грибков, очищение организма от токсинов и шлаков, восстановление репродуктивных функций организмов и т.д. подразумевает под собой наличие грибков, отсутствие репродуктивной функции и др.

Кроме того, из анализа вышеуказанной информации об оздоровительных программах «Берегиня», «Сила рода», «Отличные пантовые ванны», а именно, использование формулировок: «вы укрепите иммунитет» «у вас улучшится общее состояние», «ваши боли исчезнут» следует, что в вышеуказанной рекламе указывается на лечебные свойства и результаты прохождения программ «Берегиня», «Сила рода», «Отличные пантовые ванны». А так как, по мнению Комиссии УФАС по РА, в данных программах используются методы народной медицины, использование таких формулировок противоречит требованию пункта 6 части 5 статьи 5 Закона «О рекламе».

В части наличия в рекламе услуг ООО «Медикум» признаков нарушения п.5 ч.1 ст.24 Закона «О рекламе» представитель общества на заседании Комиссии 25.05.2016г. пояснил, что, размещая информацию, содержащую (по мнению УФАС по РА)  предположение о наличии у потребителей заболеваний, общество имело цель соблюсти нормы Закона «О защите прав потребителей». А именно, требования части 1 статьи 10, согласно которой изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. Общество считает, что данные формулировки наиболее полно раскрывают суть оказываемых услуг, таким образом, у ООО «Медикум» не имелось возможности для соблюдения требований п.5 ч.1 ст.24 Закона «О рекламе.

Комиссия УФАС по РА считает, что для соблюдения норм Закона «О защите прав потребителей» достаточно размещенной информации в абзацах «Показания к применению» и «Возможности нашего оборудования для вашего оздоровления». Комиссия УФАС по РА пришла к выводу, что реклама, содержащая утверждение о наличии у потребителей заболеваний, не может считаться информацией, обязательной для размещения в силу требований Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей».

При таких обстоятельствах Комиссия УФАС по РА приходит к выводу, что рассматриваемая реклама, размещенная на сайте «Марьин остров» в разделах «Берегиня», «Сила рода», «Пантовые ванны», «Долголетие», нарушает требования пункта 6 части 5 статьи 5, пунктов 5, 7 части 1, части 7 статьи 24 Закона «О рекламе».

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона «О рекламе» ненадлежащая реклама это реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации. Таким образом, Комиссия УФАС по РА считает вышеуказанную рекламу ненадлежащей.

3. Комиссия УФАС по РА согласна с доводами представителя ООО «Медикум» о том, что в разделе «Программа восстановления энергетики» отсутствует информация о медицинских услугах, услугах оказания народной медицины (в силу статьи 50 Закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»), таким образом, в данном разделе отсутствуют признаки нарушения пункта 6 части 5 статьи 5, пунктов 5, 7 части 1, части 7 статьи 24 Закона «О рекламе».

4. В соответствии с частью 6 Закона «О рекламе» рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных частями 2 - 8 статьи 5, статьями 6 - 9, частями 4 - 6 статьи 10, статьей 12, частью 3 статьи 19, частями 2 и 6 статьи 20, частями 1, 3, 5 статьи 21, статьями 24 и 25, частями 1 и 6 статьи 26, частями 1 и 5 статьи 27, статьями 28 - 30.1 данного Федерального закона.

В соответствии со статьей 3 Закона «О рекламе» рекламодатель – это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

В соответствии с пояснениями ООО «Отель-сервис» (вх. №817 от 18.03.2016г.) и ООО «Медикум» (вх. №1124 от 14.04.2016г.) медицинские услуги в центре «Долголетие», программы оздоровления «Берегиня», «Сила рода», «Пантовые ванны» на эко-курорте «Марьин-остров» оказываются ООО «Медикум».

Таким образом, рекламодателем данной рекламы является ООО «Медикум».

При таких обстоятельствах нарушение пункта 6 части 5 статьи 5, пунктов 5, 7 части 1, части 7 статьи 24 Закона «О рекламе» при размещении рекламы в разделах «Берегиня», «Сила рода», «Пантовые ванны», «Долголетие» сайта «Марьин-остров» допущено ООО «Медикум».

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе Комиссия,

РЕШИЛА:

1. Признать ненадлежащей рассматриваемую рекламу, размещенную на сайте «Марьин остров» (http://marin-ostrov.ru) в разделах «Берегиня», «Сила рода», «Пантовые ванны», «Долголетие» (рекламодатель ООО «Медикум») с нарушением требований пункта 6 части 5 статьи 5, пунктов 5, 7 части 1, части 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе»;

2. Выдать ООО «Медикум» предписание о прекращении нарушения рекламного законодательства, а именно – исключить нарушение требований пункта 6 части 5 статьи 5, пунктов 5, 7 части 1, части 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» при размещении указанной рекламы.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу УФАС по Республике Алтай для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении лица, виновного в нарушении рекламного законодательства.

Решение антимонопольного органа может быть обжаловано в арбитражный суд Республики Алтай в течение трех месяцев, в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

ПРЕДПИСАНИЕ

о прекращении нарушения законодательства

Российской Федерации о рекламе по делу № 6-Р/16 от 26.04.2016г.

10.06.2016 г.                                                                                     г. Горно-Алтайск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе  в составе <…>,

на основании своего решения от 10.06.2016г. по делу № 6-Р/16 от 26.04.2016г. о признании ненадлежащей рекламы ООО «Медикум», размещенной на сайте «Марьин Остров» (http://marin-ostrov.ru), в связи с ее противоречием требованиям пункта 6 части 5 статьи 5, пунктов 5, 7 части 1, части 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе, и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 31, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органам дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. ООО «Медикум» (ОГРН: 1120411000181, ИНН: 0411158700, юридический адрес: Республика Алтай, Чемальский район, с. Чемал, улица Уожанская №58А) в тридцатидневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение пункта 6 части 5 статьи 5, пунктов 5, 7 части 1, части 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», а именно:

определить информационное содержание рекламы, размещенной в разделах сайта «Долголетие», «Берегиня», «Сила рода», «Пантовые ванны», таким образом, чтобы исключить нарушение требований пункта 6 части 5 статьи 5, пунктов 5, 7 части 1, части 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

2. ООО «Медикум» представить в срок до 29.07.2016г. в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай доказательства об исполнении пункта 1 настоящего предписания.

 

В соответствии с частью 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, невыполнение в установленный срок законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе или законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа об отмене либо изменении противоречащего законодательству Российской Федерации о рекламе акта федерального органа исполнительной власти, акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или акта органа местного самоуправления влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Предписание антимонопольного органа может быть обжаловано в арбитражный суд, в течение трех месяцев, в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Связанные организации

Связанные организации не указаны