Решение №004/06/31-105/2021 РЕШЕНИЕ по делу № 004/06/31-105/2021 о нарушении законодател... от 7 апреля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 004/06/31-105/2021

о нарушении законодательства о контрактной системе

 

«07» апреля 2021 года                                                                              г. Горно-Алтайск

                

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:

с участием по видео-конференц-связи директора МАУ ДО «Онгудайская детская школа искусств …., рассмотрела жалобу ООО «Джули» на действия заказчика МАУ ДО «Онгудайская детская школа искусств» при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона №1077600000621000004 «Капитальный ремонт здания МАУ ДО Онгудайская детская школа искусств по адресу: Республика Алтай, Онгудайский район, с.Онгудай, ул. Ленина, д. 12».

ООО «Джули» должным образом уведомлено о дате и времени рассмотрения жалобы, явку представителя на заседание комиссии УФАС по РА не обеспечило.

УСТАНОВИЛА:

В Алтайское республиканское УФАС России 31.03.2021г. (вх. № 1671) поступила жалоба ООО «Джули» на действия заказчика МАУ ДО «Онгудайская детская школа искусств» при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона №1077600000621000004 «Капитальный ремонт здания МАУ ДО Онгудайская детская школа искусств по адресу: Республика Алтай, Онгудайский район, с. Онгудай, ул. Ленина, д. 12».

Заявитель считает, что аукционная документация не соответствует требованиям законодательства о контрактной системе, а также разъяснения положений аукционной документации размещены в ЕИС в сфере закупок с нарушением Федерального закона от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе).

Не согласившись с доводами жалобы заказчиком МАУ ДО «Онгудайская детская школа искусств» 07.04.2021г. представлены письменные возражения на жалобу (вх. № 1803).

Комиссия, рассмотрев материалы дела, заслушав представителя заказчика, установила следующее:

19.03.2021г. заказчиком МАУДО «Онгудайская детская школа искусств» на официальном сайте ЕИС в сфере закупок (zakupki.gov.ru) размещено извещение о проведении электронного аукциона №1077600000621000004 «Капитальный ремонт здания МАУ ДО Онгудайская детская школа искусств по адресу: Республика Алтай, Онгудайский район, с. Онгудай, ул. Ленина, д. 12». Начальная (максимальная) цена контракта – 10 509 810,00 руб.

22.03.2021г. и 24.03.2021г. заказчиком внесены изменения в аукционную документацию.

Согласно протоколу проведения электронного аукциона от 01.04.2021г. №1077600000621000004-2 подано 7 заявок.

Заявитель в жалобе указывает, что в аукционной документации не установлены требования о наличии взносов в фонд возмещения вреда, внесенных в соответствии с ч. 12 ст. 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

В ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 данной статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Пунктом 17 Информационной карты (раздел 2 документации об электронном аукционе) установлено, что участник закупки должен соответствовать требованиям, установленным, в том числе п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе.

Согласно п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, или копии этих документов, а также декларацию о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 данного Федерального закона (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).

В п. 17 Информационной карты заказчик установил, что участник аукциона должен быть членом СРО в области капитального ремонта объектов капитального строительства, с совокупным размером обязательств по договорам, заключенным с использованием конкурентных способов, не превышающих уровень ответственности участника по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств.

Частью 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено ГрК РФ.

В соответствии с ч. 3 ст. 55.8 ГрК РФ член СРО имеет право выполнять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договорам строительного подряда, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, при соблюдении в совокупности следующих условий:

1) наличие у СРО, членом которой является такое лицо, компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств, сформированного в соответствии со ст.55.4 и ст. 55.16 ГрК РФ;

2) если совокупный размер обязательств по указанным в абзаце первом данной части договорам не превышает предельный размер обязательств, исходя из которого таким лицом был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в соответствии с ч. 13 ст. 55.16 ГрК РФ. Количество договоров строительного подряда, которые могут быть заключены членом СРО с использованием конкурентных способов заключения договоров, не ограничивается.

При этом, согласно ч. 1 и ч. 2 ст. 55.16 ГрК РФ саморегулируемая организация в целях обеспечения имущественной ответственности членов саморегулируемой организации по обязательствам, возникшим вследствие причинения вреда личности или имуществу гражданина, имуществу юридического лица вследствие разрушения, повреждения здания, сооружения либо части здания или сооружения, формирует компенсационный фонд возмещения вреда, а также в целях обеспечения имущественной ответственности членов саморегулируемой организации по обязательствам, возникшим вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения ими обязательств по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договорам строительного подряда или договорам подряда на осуществление сноса, заключенным с использованием конкурентных способов заключения договоров, дополнительно формирует компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в случаях, предусмотренных ч. 2 и ч. 4 ст. 55.4 ГрК РФ.

Согласно ч. 3 ст. 55.16 ГрК РФ не допускается освобождение члена СРО от обязанности внесения взноса в компенсационный фонд возмещения вреда, в том числе за счет его требований к саморегулируемой организации, а также освобождение члена саморегулируемой организации, подавшего заявление о намерении принимать участие в заключении договоров подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договоров строительного подряда, договоров подряда на осуществление сноса с использованием конкурентных способов заключения договоров, от обязанности внесения взноса в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в случае, если саморегулируемой организацией принято решение о формировании такого компенсационного фонда.

Частью 12 статьи 55.16 ГрК РФ установлены минимальные размеры взноса в компенсационный фонд возмещения вреда на одного члена саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в зависимости от уровня ответственности члена саморегулируемой организации.

Таким образом, в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации, вне зависимости от указания вышеперечисленных условий в документации об электронном аукционе, лицом, которое планирует принимать участие в конкурентных процедурах в целях заключения договора строительного подряда, должен быть внесен взнос в компенсационный фонд возмещения вреда и в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств.

Выписка из СРО, предоставляемая во второй части заявки на участие в электронном аукционе по форме, утвержденной приказом Ростехнадзора от 04.03.2019 № 86, отражает информацию о взносах в компенсационные фонды обеспечения договорных обязательств и возмещения вреда.

Заявителем в жалобе не представлено подтверждений невозможности подготовки заявки на участие в электронном аукционе, а также доказательств того, каким образом действия заказчика нарушают его права и законные интересы. Согласно сведениям из Единого реестра членов СРО (http://reestr.nostroy.ru/) у ООО «Джули» (ИНН 6671106133) отсутствует членство в какой-либо саморегулируемой организации. Данное обстоятельство исключает возможность участия общества в электронном аукционе №1077600000621000004, т.к. заказчик по данной закупке в п.17 Информационной карты установил требования, что участник закупки должен являться членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства.

Таким образом, довод жалобы является необоснованным.

Заявитель в жалобе указывает, что извещение о проведении электронного аукциона не соответствует аукционной документации.

В соответствии с ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная данным Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

Согласно п. 6 ч. 5 ст. 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в ст. 42 данного Федерального закона, указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с п. 1 ч. 1, ч.ч. 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 данного Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с ч.1.1 (при наличии такого требования) ст. 31 данного Федерального закона.

Во исполнение ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе, постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015г. № 99 установлены дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаи отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документы, подтверждающие соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям (далее - постановление № 99).

Заказчиком в п. 17 Информационной карты установлены дополнительные требования к участникам аукциона в соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе, постановлением № 99, о наличии за последние 5 лет до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта) либо одного контракта (договора), заключенного в соответствии с данным Федеральным законом, на выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта). При этом стоимость такого одного контракта (договора) должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка.

Заказчиком в извещении №1077600000621000004 в разделе «Требования к участникам» установлены единые требования в соответствии с ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе и требование по ч. 1.1 ст. 31 данного закона. Дополнительная информация к требованиям отсутствует.

Таким образом, Комиссия УФАС по РА приходит к выводу, что заказчиком МАУ ДО «Онгудайская детская школа искусств» нарушены требования ч. 3 ст. 7,    п. 6 ч. 5 ст. 63  Закона о контрактной системе, так как в извещении №1077600000621000004 не установлены дополнительные требования к участникам аукциона в соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе и документы, которые должны быть представлены участниками такого аукциона по п. 2(4) приложения № 1 к постановлению № 99.

За данные нарушения законодательства о контрактной системе предусмотрена административная ответственность по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.

Таким образом, довод жалобы является обоснованным.

Заявитель в жалобе указывает, что в аукционной документации отсутствует проект сметы контракты.

Согласно ч. 7 ст. 110.2 Закона о контрактной системе методики составления сметы контракта, графика оплаты выполненных по контракту работ, графика выполнения строительно-монтажных работ утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Приказом Минстроя России от 23.12.2019 № 841/пр утвержден Порядок определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок в сфере градостроительной деятельности (за исключением территориального планирования) (далее - Порядок № 841/пр).

Согласно пунктам 29, 30 раздела VI Порядка № 841/пр НМЦК на выполнение подрядных работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также строительству некапитальных строений и сооружений осуществляется в виде проекта сметы контракта в пределах НМЦК на выполнение подрядных работ без использования предусмотренных проектной документацией в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации сметных нормативов, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов, и сметных цен строительных ресурсов. В проекте сметы контракта приводятся затраты на подрядные работы, входящие в объект закупки и предусмотренные проектной документацией, получившей положительное заключение экспертизы проектной документации, а также рабочей документацией (при наличии).

В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства должна содержать проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, за исключением случая, если подготовка проектной документации в соответствии с указанным законодательством не требуется, а также случаев осуществления закупки в соответствии с ч.ч. 16 и 16.1 ст. 34 данного Федерального закона, при которых предметом контракта является, в том числе проектирование объекта капитального строительства. Включение проектной документации в документацию о закупке в соответствии с данным пунктом является надлежащим исполнением требований п.п. 1 - 3 данной части.

Частью 12.2 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что в случае проведения капитального ремонта объектов капитального строительства, финансируемого с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств лиц, указанных в ч. 1 ст. 8.3 данного Кодекса, осуществляется подготовка сметы на капитальный ремонт объектов капитального строительства на основании акта, утвержденного застройщиком или техническим заказчиком и содержащего перечень дефектов оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения с указанием качественных и количественных характеристик таких дефектов, и задания застройщика или технического заказчика на проектирование в зависимости от содержания работ, выполняемых при капитальном ремонте объектов капитального строительства. Застройщик по собственной инициативе вправе обеспечить подготовку иных разделов проектной документации, а также подготовку проектной документации при проведении капитального ремонта объектов капитального строительства в иных случаях, не указанных в данной части.

Таким образом, капитальный ремонт объекта капитального строительства, финансируемого с привлечением бюджетных средств, осуществляется на основании сметы на капитальный ремонт объектов капитального строительства, подготовка иных разделов проектной документации является правом застройщика.

Комиссией УФАС по РА установлено, что в ЕИС в сфере закупок http://zakupki.gov.ru в составе документации об электронном аукционе №1077600000621000004 заказчиком размещен раздел 11 проектной документации «Смета на строительство объектов капитального строительства», что соответствует требованиям п. 8 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.

Учитывая тот факт, что капитальный ремонт здания МАУ ДО «Онгудайская детская школа искусств» осуществляется в соответствии со сметной документацией, в качестве проекта сметы контракта представлены размещенные в ЕИС сметы на выполнение работ.

Таким образом, довод жалобы является необоснованным.

Заявитель в жалобе указывает, что в аукционной документации отсутствует перерасчет показателей сметной стоимости работ в текущем уровне цен, скорректированном на индекс, учитывающий инфляцию на период строительных работ.

В силу ч. 3 ст. 99 Закона о контрактной системе Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай не наделено полномочиями осуществления контроля за определением и обоснованием начальной (максимальной) цены контракта.

В соответствии с ч. 8 ст. 99 Закона о контрактной системе органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного частью 10 статьи 99 Закона о контрактной системе), в том числе в отношении определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги.

В силу п. 1 ч. 9 ст. 99 Закона о контрактной системе контроль в сфере закупок в соответствии с частью 8 данной статьи осуществляется в соответствии с порядком, предусмотренным бюджетным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, в целях установления законности составления и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в отношении расходов, связанных с осуществлением закупок, достоверности учета таких расходов и отчетности в соответствии с данным Федеральным законом, Бюджетным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, в отношении закупок для обеспечения федеральных нужд, а также закупок для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд, финансовое обеспечение которых частично или полностью осуществляется за счет субсидий, субвенций, иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, из федерального бюджета.

Согласно извещению №1077600000621000004 источником финансирования являются средства федерального бюджета, бюджета Республики Алтай, бюджета Онгудайского района.

Согласно Положению о Федеральном казначействе, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004г. № 703, Федеральное казначейство (Казначейство России) является федеральным органом исполнительной власти (федеральной службой), осуществляющим, в том числе функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере.

В связи с чем, данный довод жалобы Комиссия УФАС по РА оставляет без рассмотрения.

Заявитель в жалобе указывает, что разъяснения положений аукционной документации размещены в ЕИС в сфере закупок с нарушением Закона о контрактной системе.

Частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 данной статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

24.03.2021г. в ЕИС в сфере закупок заказчиком размещены разъяснения аукционной документации на запрос о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе, где указано, что «В связи с Вашим запросом о даче разъяснений по требованию законодательства об освобождении от предоставления обеспечения исполнения Контракта, предоставления обеспечения гарантийных обязательств внесли изменения в аукционную документацию».

Таким образом, довод жалобы является необоснованным.

Комиссия УФАС по РА приходит к выводу, что указанные выше нарушения не повлияли на возможность подачи заявок на участие в электронном аукционе №1077600000621000004, поскольку от участников поступило 7 заявок. Заявителем в жалобе не представлено подтверждений невозможности подготовки заявки на участие в электронном аукционе, а также доказательств того, каким образом действия заказчика нарушают его права и законные интересы, в связи с чем Комиссия УФАС по РА решила не выдавать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.

На основании вышеизложенного, Комиссия УФАС по РА, руководствуясь                  ст. 106 Федерального закона № 44–ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «Джули» на действия заказчика МАУ ДО «Онгудайская детская школа искусств» при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона №1077600000621000004 «Капитальный ремонт здания МАУ ДО Онгудайская детская школа искусств по адресу: Республика Алтай, Онгудайский район, с. Онгудай, ул. Ленина, д. 12» обоснованной в части: отсутствия в извещении о проведении электронного аукциона условий, предусмотренных аукционной документацией.

2. Оставить довод жалобы ООО «Джули» в части несоответствия определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта требованиям Порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок в сфере градостроительной деятельности (за исключением территориального планирования), утвержденного приказом Минстроя России от 23.12.2019г. № 841/пр, без рассмотрения.

3. В соответствии с п. 3 ч. 8 ст. 99 Федерального закона № 44-ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» передать жалобу ООО «Джули» в Управление Федерального казначейства по Республике Алтай в части проверки довода о несоответствии определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта требованиям Порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок в сфере градостроительной деятельности (за исключением территориального планирования), утвержденного приказом Минстроя России от 23.12.2019г. № 841/пр.

4. Признать заказчика МАУДО «Онгудайская детская школа искусств» нарушившим ч. 3 ст. 7, п. 6 ч. 5 ст. 63 Федерального закона №44–ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

5. Передать материалы дела должностному лицу УФАС по РА для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица заказчика, виновного в нарушении законодательства о контрактной системе (по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ).

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны