Решение №04-13/22 РЕШЕНИЕ по делу № РНП 04-13/22 об отказе включения сведений ... от 4 апреля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № РНП 04-13/22 об отказе включения сведений

в реестр недобросовестных поставщиков

 

04.04.2022                                                                                                       г. Горно-Алтайск

 

Комиссия Алтайского республиканского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия) в составе:

председатель комиссии: <….> – руководитель управления;

Члены комиссии:

<….> – заместитель руководителя управления;

<….> ­­– заместитель начальника отдела контроля закупок и торгов;

в присутствии ИП <….>, представителей КУ РА «Управление имуществом казны Республики Алтай» <….>, <….>, рассмотрев обращение КУ РА «Управление имуществом казны Республики Алтай» о включении в Реестр недобросовестных поставщиков сведений об ИП <….>,

УСТАНОВИЛА:

В Алтайское республиканское УФАС России 29.03.2022 (вх. №1616) в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» поступило обращение КУ РА «Управление имуществом казны Республики Алтай» о включении сведений в отношении ИП <….> в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа заказчика от исполнения государственного контракта №4809/2021 от 26.12.2021 на поставку жилого помещения для государственных нужд в рамках реализации основного мероприятия «Формирование специализированного жилищного фонда для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» подпрограммы «Охрана семьи и детей» государственной программы «Обеспечение социальной защищенности и занятости населения» (с. Улаган, Улаганского района, Республики Алтай).

  Комиссией УФАС по Республике Алтай по факту одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, на основании ч. 7 ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), п. 13 постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 №1078 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее – Правила №1078) проведена проверка содержащихся в указанном обращении фактов, в ходе которой установлено:

02.12.2021 уполномоченным органом Министерством экономического развития Республики Алтай на официальном сайте ЕИС в сфере закупок (zakupki.gov.ru) размещено извещение 0177200000921004809 о проведении электронного аукциона на поставку жилого помещения для государственных нужд в рамках реализации основного мероприятия «Формирование специализированного жилищного фонда для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» подпрограммы «Охрана семьи и детей» государственной программы «Обеспечение социальной защищенности и занятости населения» (с. Улаган, Улаганского района, Республики Алтай). Начальная (максимальная) цена контракта 1505328,00 руб., заказчиком является КУ РА «Управление имуществом казны Республики Алтай».

На основании протокола подведения итогов аукциона в электронной форме №0177200000921004809 от 14.12.2021 заказчиком с единственным участником закупки ИП <….>, действующим в интересах  <….>, на основании доверенности 04 АА № 0291409, удостоверенной нотариусом нотариального округа «город Горно-Алтайск» Республики Алтай 18 ноября 2021 года <….>, 26.12.2021 заключен государственный контракт №4809/2021 (реестровый номер 2040000542021000060).

В соответствии с пунктами 1.1, 7.4 государственного контракта поставщик обязуется в предусмотренный контрактом срок передать жилое помещение - 1 штука, с кадастровым номером <….>, общей площадью 46,1 кв.м, расположенное по адресу: Российская Федерация, Республика Алтай, Улаганский муниципальный район, Улаганское сельское поселение, с. Улаган, ул. <….>, принадлежащее поставщику на основании государственной регистрации права собственности <….> от 25 октября 2021г. (далее – жилое помещение), в собственность Республики Алтай, а заказчик обязуется принять жилое помещение в рамках реализации основного мероприятия «Формирование специализированного жилищного фонда для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» подпрограммы «Охрана семей и детей» государственной программы «Обеспечение социальной защищенности и занятости населения» и оплатить обусловленную контрактом цену. Срок исполнения (срок действия) контракта: с даты его заключения до исполнения обязательств по контракту, но не позднее 31 декабря 2021 года.

Заказчиком с привлечением ООО «Центр экспертизы и оценки» проведена экспертиза предложенного к поставке жилого помещения на предмет его соответствия условиям контракта и требованиям действующего законодательства.

Согласно техническому заключению по обследованию ООО «Центр экспертизы и оценки» шифр: № 30/12/2021 от 27.12.2021, 17.12.2021 (т.е. до заключения контракта) проведен осмотр жилого помещения по адресу: Улаганский район, с. Улаган,  ул. <….>. По результатам проведенной экспертизы установлено, что дом на момент производства экспертизы является непригодным для проживания человека.

В связи с тем, что жилое помещение не отвечает требованиям, предусмотренным п. 3.1.2 государственного контракта, заказчиком 03.03.2022 принято решение № 376 об одностороннем отказе от исполнения данного контракта.

  В соответствии с ч.ч. 9, 11 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом. Если заказчиком проведена экспертиза поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги с привлечением экспертов, экспертных организаций, решение об одностороннем отказе от исполнения контракта может быть принято заказчиком только при условии, что по результатам экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги в заключении эксперта, экспертной организации будут подтверждены нарушения условий контракта, послужившие основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.

Пунктом 6.1 государственного контракта предусмотрено, что расторжение данного контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством, частями 8 – 25 статьи 95 Закона о контрактной системе.

В решении № 376 от 03.03.2022 об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта правовым основанием указаны п.п. 1, 2 ст. 523 ГК РФ,  ч.ч. 9, 11 ст. 95 Закона о контрактной системе.

В связи с тем, что обязательства по контракту не исполнены (согласно результатам экспертизы жилой дом по адресу: Республика Алтай, Улаганский район, с. Улаган,        ул. <….>, является непригодным для проживания человека), Комиссия УФАС по РА приходит к выводу о наличии у заказчика основания для одностороннего отказа от исполнения контракта.

Принимая во внимание, что данное решение принято заказчиком 03.03.2022 Комиссией УФАС по РА при осуществлении проверки применяется Закон о контрактной системе, в редакции №81 от 30.12.2021, действующей с 01.01.2022.

Пунктом 3 части 6 статьи 8 Федерального закона от 02.07.2021 №360-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, что с 01.01.2022 по 01.07.2022 в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения открытого аукциона в электронной форме, заказчик:

а) направляет такое решение поставщику (подрядчику, исполнителю) в порядке, установленном частью 12.2 статьи 95 Закона о контрактной системе (в редакции данного Федерального закона);

б) не позднее дня направления решения (в соответствии с подпунктом «а» данного пункта) размещает такое решение в единой информационной системе в сфере закупок по правилам, действовавшим до дня вступления в силу данного Федерального закона;

в) в случае неполучения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, направленного в соответствии с подпунктом «а» данного пункта, либо информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, датой надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта считается день по истечении пятнадцати дней, считая с даты размещения в единой информационной системе в сфере закупок решения в соответствии с подпунктом «б» данного пункта.

Частью 12.2 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что датой надлежащего уведомления считается:

1) дата, указанная лицом, имеющим право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), в расписке о получении решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (в случае передачи такого решения лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку);

2) дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, предусмотренного данной частью, либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, информации о возврате такого письма по истечении срока хранения (в случае направления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказным письмом).

Решение № 376 от 03.03.2022 об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта направлено КУ РА «Управление имуществом казны Республики Алтай» в адрес <….>  (собственника квартиры) 04.03.2022 по почте (отправление с почтовым идентификатором 64900068607716), а также размещено 04.03.2022 в разделе «Дополнительная информация о контрактах» ЕИС в сфере закупок (номер записи 0377500000122000009).

КУ РА «Управление имуществом казны Республики Алтай» в УФАС по Республике Алтай не представлены документы, подтверждающие направление в адрес ИП <….> решения № 376 от 03.03.2022 (квитанция Почты России, расписка в получении).

Следовательно, заказчиком не соблюдены требования пп. а) п. 3 ч. 6 ст. 8 Федерального закона от 02.07.2021 №360-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». 

Согласно ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная данным Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

Комиссия УФАС по РА, ознакомившись с информацией, размещенной в разделе «Дополнительная информация о контрактах» ЕИС в сфере закупок (номер записи  0377500000122000009), установила, что заказчиком 04.03.2022 размещен файл «Решения о расторжении 2022 год.pdf», согласно которому помимо решения №376 от 03.03.2022 в данный файл включены восемь решений (№369, №368, №370, №375, №373, №371, №374, №372 от 03.03.2022) заказчика об одностороннем отказе от исполнения государственных контрактов.

Представитель КУ РА «Управление имуществом казны Республики Алтай» на заседании Комиссии УФАС по РА затруднился пояснить каким образом вышеуказанные восемь решений об одностороннем отказе от исполнения заказчиком государственных контрактов относятся к государственному контракту №4809/2021 от 26.12.2021 (реестровый номер 2040000542021000060).

Следовательно, заказчиком КУ РА «Управление имуществом казны Республики Алтай» нарушены требования ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе, т.к. в разделе «Дополнительная информация о контрактах» ЕИС в сфере закупок (номер записи 0377500000122000009) размещена информация, не относящаяся к государственному контракту №4809/2021 от 26.12.2021 (реестровый номер 2040000542021000060).

В решении №376 от 03.03.2022 об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта заказчиком указано, что при невозможности получения подтверждения о вручении поставщику указанного решения датой уведомления будет считаться 31-й день с даты размещения указанного решения в ЕИС.

На вопрос Комиссии УФАС по РА представитель КУ РА «Управление имуществом казны Республики Алтай» пояснил, что при исчислении даты надлежащего уведомления поставщика о принятом решении заказчик руководствовался пп. в) п. 3 ч. 6 ст. 8 Федерального закона от 02.07.2021 №360-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а не условием, указанным в решении №376 от 03.03.2022.

Следовательно, заказчиком КУ РА «Управление имуществом казны Республики Алтай» нарушены требования ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе, т.к. в решении №376 от 03.03.2022 об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта указана недостоверная информация о порядке исчисления даты надлежащего уведомления поставщика о принятом решении. 

Представитель заказчика на заседании Комиссии УФАС по РА пояснил, что датой надлежащего уведомления о принятом решении №376 от 03.03.2022 об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта является 18.03.2022, т.е. пятнадцатый день со дня размещения данного решения в ЕИС в сфере закупок (заказчиком расчет периода произведен с 04.03.2022, т.е. включая день размещения информации в ЕИС).

Комиссия УФАС по РА считает данный довод представителя заказчика необоснованным по следующим основаниям.

Согласно ст. 191 Гражданского кодекса РФ течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.

Решение №376 от 03.03.2022 об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта размещено заказчиком в разделе «Дополнительная информация о контрактах» ЕИС в сфере закупок 04.03.2022 в 17:55 (МСК+4).

Согласно отчету, сформированному УФАС по РА 04.04.2022 на сайте Почты России, почтовое отправление №64900068607716 <….> получено 21.03.2022 (09.03.2022 была неудачная попытка вручения корреспонденции), т.е. на 17 календарный день после отправки.

Следовательно, с учетом требований ст. 191 ГК РФ датой надлежащего уведомления поставщика о принятом решении №376 от 03.03.2022 об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта является 20.03.2022, т.е. календарный день по истечении полных 15 дней со дня размещения заказчиком данного решения в ЕИС в сфере закупок.

Частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней, с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Письмом ФАС России от 14.03.2018 №РП/16764/18 «О рассмотрении обращения» разъяснено, что первым днем начала исчисления срока, установленного частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе, будет день, следующий за днем надлежащего уведомления поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта. Следовательно, на одиннадцатый день с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта контракт считается расторгнутым.

С учетом указанных выше обстоятельств решение №376 от 03.03.2022 об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта вступило в силу, контракт считается расторгнутым с 31.03.2022, а не с 29.03.2022, как указано заказчиком в разделе «Исполнение (расторжение) контракта» реестра контрактов ЕИС в сфере закупок (реестровый номер контракта 2040000542021000060).

Размещение в разделе «Исполнение (расторжение) контракта» реестра контрактов ЕИС в сфере закупок недостоверной информации о дате расторжения государственного контракта №4809/2021 от 26.12.2021 является нарушением ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе.

Согласно ч. 4 ст. 104 Закона о контрактной системе заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 данного закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков не позднее чем через три рабочих дня с даты признания в соответствии с данным законом участника закупки уклонившимся от заключения контракта, расторжения контракта по основаниям, указанным в части 2 данной статьи.

Обращение исх.№10 от 29.03.2022 о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ИП <….> направлено КУ РА «Управление имуществом казны Республики Алтай» в УФАС по РА 29.03.2022 (вх. №1616), т.е. ранее сроков, предусмотренных ч. 13 ст. 95, ч. 4 ст. 104 Закона о контрактной системе (в период, когда решение заказчика не вступило в силу и государственный контракт №4809/2021 от 26.12.2021 считается действующим).

Данные действия заказчика указывают на нарушения ч. 13 ст. 95, ч. 4 ст. 104 Закона о контрактной системе.

За указанные выше нарушения законодательства о контрактной системе предусмотрена административная ответственность по ч. 6 ст. 7.32 КоАП РФ.

Согласно пунктам 1, 2 статьи 401 ГК РФ, лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.

01.04.2022 ИП <….> представлены в УФАС по РА письменные пояснения (вх. №1700), согласно которым ему решение №376 от 03.03.2022 не поступало. Каких-либо извещений, писем, претензий, а также заключение ООО «Центр экспертизы и оценки» № 30/12/2021 от 27.12.2021 от заказчика ни ему, ни собственнику жилья <….> не поступало. Согласно условиям договора по представлению интересов № 5 от 06.12.2021 и доверенности серии 04 АА № 0291409 в его обязанности входило участие в аукционе (подача заявки, заключение государственного контракта). Обязательства считаются им исполненными с момента размещения заказчиком в ЕИС в сфере закупок информации о заключении государственного контракта. Таким образом, он не мог исправить недостатки, установленные в ходе экспертизы, так как не является собственником жилья и его полномочия, после заключения с заказчиком государственного контракта №4809/2021 от 26.12.2021, ограничены вышеназванным договором.

Представители КУ РА «Управление имуществом казны Республики Алтай» на заседании Комиссии УФАС по РА не смогли пояснить почему решение №376 от 03.03.2022 вынесено в отношении ИП <….>, заказным письмом данное решение направлено в адрес <….>, обращение о включении в РНП содержит сведения в отношении ИП <….>.

Также не представлены доказательства, что в адрес ИП <….> и <….> заказчиком направлены результаты экспертизы с целью устранения выявленных замечаний.

04.04.2022 КУ РА «Управление имуществом казны Республики Алтай» представлен акт обследования объекта от 16.02.2022 № 1 (вх. № 1737), согласно которому комиссией заказчика в присутствии собственника жилого помещения <….> проведено обследование помещения, расположенного по адресу: Республика Алтай, Улаганский район, с. Улаган, ул. <….>. Согласно данному акту нарушения, установленные в результате экспертизы, не устранены.

Акт обследования объекта от 16.02.2022 № 1 собственником жилого помещения <….> не подписан, отметка об отказе от подписи отсутствует.

В соответствии с ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.

Согласно пп. а) п. 15 Правил № 1078 орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом «а» пункта 13 данных Правил выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе.

В связи с тем, что решение КУ РА «Управление имуществом казны Республики Алтай» №376 от 03.03.2022 об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта по состоянию на 29.03.2022 (дата обращения заказчика в антимонопольный орган) не вступило в силу, у Комиссии УФАС по РА при рассмотрении данного обращения (исх. №10 от 29.03.2022) отсутствуют основания для включения сведений в отношении ИП <….> в реестр недобросовестных поставщиков.

  На основании вышеизложенного Комиссия, руководствуясь п. 5 ч. 15 ст. 99,  ст. 104 Закона о контрактной системе и Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1078,

РЕШИЛА:

1. Сведения, представленные КУ РА «Управление имуществом казны Республики Алтай» в отношении ИП <….>, в реестр недобросовестных поставщиков не включать.

2. Признать заказчика КУ РА «Управление имуществом казны Республики Алтай» нарушившим ч. 3 ст. 7, ч. 13 ст. 95, ч. 4 ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013  №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в связи с несоблюдением порядка расторжения контракта (в том числе размещение в ЕИС в сфере закупок недостоверной информации) и срока направления в УФАС по РА обращения о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков.

3. Передать материалы дела должностному лицу управления для возбуждения административного производства в отношении должностного лица заказчика, допустившего указанные выше нарушения законодательства о контрактной системе.

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

т

Связанные организации

Связанные организации не указаны