Решение б/н Решение по делу возбужденному в отношении действий государст... от 10 мая 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 66-К/16

о нарушении законодательства о контрактной системе

«05» мая 2016 года                                                                 г. Горно-Алтайск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе <…>,

в присутствии представителя заказчика ФГБОУ ВПО «Горно-Алтайский государственный университет» <…> по доверенности от 08.05.2015г., рассмотрела жалобу ООО «СТРОЙИНВЕСТ» на действия государственного заказчика Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Горно-Алтайский государственный университет» при проведении электронного аукциона «Выполнение работ по капитальному ремонту здания Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет» (№ 0377100000316000009).

Заявитель ООО «СТРОЙИНВЕСТ» надлежащим образом уведомленный о дате, времени и месте заседания комиссии присутствие представителя не обеспечил.

УСТАНОВИЛА:

В Алтайское республиканское УФАС России 26.04.2016г. вх. № 1218 поступила жалоба ООО «СТРОЙИНВЕСТ» (г. Уфа, ул. Летчиков, 6, оф. 14, 15) на действия заказчика Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Горно-Алтайский государственный университет» при проведении электронного аукциона «Выполнение работ по капитальному ремонту здания Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет» (№ 0377100000316000009).

Заявитель считает, что положения аукционной документации не соответствуют требованиям законодательства о контрактной системе.

Заказчиком ФГБОУ ВПО «Горно-Алтайский государственный университет»  не представлены письменные возражения на жалобу.

Комиссия по контролю в сфере закупок УФАС по РА, рассмотрев материалы дела, ознакомившись с доводами, изложенными в жалобе, заслушав объяснения представителя заказчика, проведя внеплановую проверку по п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона о контрактной системе полагает, что доводы жалобы являются обоснованными в части исходя из нижеизложенного:

06.04.2016г. государственным заказчиком ФГБОУ ВПО «Горно-Алтайский государственный университет»  на официальном сайте ЕИС размещено извещение о проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту здания Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет».

Согласно извещению  № 0377100000316000009 от 06.04.2016г:

- начальная (максимальная) цена контракта – 14 944 017 рублей;

- дата и время окончания срока  подачи заявок - 27.04.2016г. 09-00 часов;

- дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок – 04.05.2016г.;

- дата проведения электронного аукциона – 10.05.2016г.

При анализе аукционной документации и извещения Комиссией УФАС по РА установлено следующее:

1. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Федерального закона №44–ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.

В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системы в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Согласно Указу Президента Российской Федерации № 583 от 28.11.2015 «О мерах по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации и защите граждан Российской Федерации от преступных и иных противоправных действий и о применении специальных экономических мер в отношении Турецкой Республики» (далее – Указ Президента РФ № 583) в целях защиты национальной безопасности и национальных интересов Российской Федерации, защиты граждан Российской Федерации от преступных и иных противоправных действий и в соответствии с федеральными законами от 30.12.2006 № 281-ФЗ «О специальных экономических мерах» и от 28.12.2010 №390-ФЗ «О безопасности» введен запрет или ограничение для организаций, находящихся под юрисдикцией Турецкой Республики, а также для организаций, контролируемых гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, на выполнение (оказание) ими отдельных видов работ (услуг) на территории Российской Федерации по перечню, определяемому Правительством Российской Федерации.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 № 1457 «О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено» (далее – постановление Правительства РФ № 1457) с 01 января 2016г. на территории Российской Федерации организациям, находящимся под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациям, контролируемым гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено выполнять работы, оказывать услуги для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Комиссия УФАС по РА считает, что исполнение Указа Президента РФ №583 и постановления Правительства РФ № 1457 осуществляется как путем установления запрета и ограничения в отношении объекта закупки (выполнение работ, оказание услуг) по ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе, так и путем установления требований к участникам закупки о непринадлежности к организациям, находящимся под юрисдикцией Турецкой Республики, а также контролируемым гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики.

В аукционной документации и в извещении заказчиком вышеуказанные требования и запреты не установлены, чем нарушены ч. 3 ст. 14, п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, т.к. объектом закупки является выполнение работ.

Действующее законодательство Российской Федерации не содержит порядок подтверждения отсутствия контроля над организацией иностранных граждан Турецкой Республики и (или) организацией, находящихся под юрисдикцией Турецкой Республики, в том числе не содержит указания на вид подтверждающего документа.

Следовательно, дополнительного представления участником закупки в составе заявки прочих документов (достаточно выписки из единого государственного реестра юридических лиц или засвидетельствованная в нотариальном порядке копия такой выписки (для юридического лица), надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранного лица)), в том числе декларации о том, что он не является организацией, контролируемой гражданами   Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией   Турецкой Республики, не требуется.

Таким образом, довод жалобы  ООО «СТРОЙИНВЕСТ» является обоснованным.

2. Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов «или эквивалент», за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Комиссией УФАС по РА установлено, что в аукционной документации  не установлены требования к техническим, функциональным и качественным характеристикам используемого в ходе выполнения работ товара (отсутствует  файл «Требования к применяемым материалам»).

В составе аукционной документации заказчиком на официальном сайте РФ размещена ведомость объема работ, которая в отдельных пунктах (16, 129, 130, 133) содержит указание на товарный знак без указания слов «или эквивалент». Данный документ раскрывает информацию об объемах выполняемых работ и по мнению  Комиссией УФАС по РА не может расцениваться как требования к товару, используемому в ходе выполнения работ, установленных по ст. 33 Закона о контрактной системе.

Следовательно,  довод жалобы  об отсутствии слов «или эквивалент» в ведомости объема работ является необоснованным.

В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией УФАС по РА установлено следующее:

1. В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 64 Федерального закона №44-ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.

В ст. 4 раздела I аукционной документации (общая часть) заказчиком установлен порядок предоставления участникам закупки разъяснений положений аукционной документации,  однако информация о дате начала и окончания срока предоставления такого разъяснения отсутствует.

Таким образом, заказчиком нарушены требования  п. 11 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.

2. В соответствии с ч. 3 ст. 7 Федерального закона № 44-ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» информация, предусмотренная данным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 данного Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 данного Федерального закона

В соответствии с ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 статьи 64 данного закона информацией должна содержать требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.

Согласно ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования.

Дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 № 99 (далее - Постановление № 99). Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложением № 1 к Постановлению № 99.

Согласно пункту 2 приложения № 1 к Постановлению № 99 к участникам закупки на выполнение работ строительных, включенных в код 41.2 Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта превышает 10 млн. рублей устанавливается дополнительное требование о наличии опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе.

Согласно примечанию к п. 2 приложения № 1 к постановлению № 99 требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных:

работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;

работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).

Объектом закупки согласно аукционной документации является капитальный ремонт здания университета, следовательно, дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе должны быть установлены как в извещении, так и в аукционной документации.

При анализе документов, размещенных на   официальном сайте ЕИС, Комиссией УФАС по РА установлено, что  в извещении в разделе «Преимущества и требования к участникам» заказчиком установлено следующее:

1). Единые требования к участникам (в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона № 44-ФЗ) - Свидетельство о допуске к видам работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (Приказ Минрегионразвития № 624 от 30.12.2006 г. «Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства»): п. 33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитальному ремонту привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком): 33.3. Жилищно-гражданское строительство;

2). Требование об отсутствии в предусмотренном Федеральным законом №44-ФЗ реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица (в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Федерального закона № 44-ФЗ).

При анализе аукционной документации Комиссией УФАС по РА установлено, что документация не содержит дополнительные требования к участникам закупки и к составу заявки  в соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе.

Следовательно, заказчиком не исполнены требования ч. 2 ст. 31, п. 6 ч. 5 ст. 63,  ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе.

3. В нарушение ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе заказчиком установлена разночтивая информация в отношении срока выполнения 2 этапа работ. Так в извещении данный срок установлен – с 01 июля 2016 года по 20 декабря 2016 года, а в п. 10 Информационной карты и п.1.4 проекта контракта указанный срок заканчивается 30.09.2016г.

4. Заказчик в составе второй части заявки (п.п.3 п.11 Раздела 2 Информационной карты) установил требование о предоставлении декларации о соответствии  участника аукциона требованиям, установленным п.п. 7.1.2-7.1.5 и п.п. 7.1.7 статьи 7 раздела 1 «Общие условия проведения электронного аукциона» документации об электронном аукционе.

Комиссией УФАС по РА установлено, что в аукционной документации отсутствуют  п.п.  7.1.4, 7.1.5, 7.1.7. Следовательно, заказчиком в нарушение    ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе размещена недостоверная информация в отношении содержания второй части заявки, что может ввести в заблуждение участников аукциона и  приводит к невозможности формирования второй части заявки.

5. Заказчик в составе первой части заявки (п.11 Раздела 2 Информационной карты) установил требование о необходимости предоставления согласия на выполнение работ, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией. Такая  информация должна быть предоставлена в отношении товаров, предусмотренных в отдельно прикрепленном файле «Требования к применяемым материалам» и размещенном на официальном сайте www.zakupki.gov.ru.

Комиссией УФАС по РА установлено, в аукционной документации отсутствует  файл «Требования к применяемым материалам». Следовательно, заказчиком в нарушение    ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе размещена неполная информация в отношении  товара, которую должна содержать первая часть заявки, что может ввести в заблуждение участников аукциона и привести к невозможности формирования первой части заявки.

А также в нарушение п.1 и 2 ч.1, ч.2 ст. 33, п.1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе заказчиком не установлены требования к техническим, функциональным и качественным характеристикам используемого в ходе выполнения работ товара, что может привести к невозможности надлежащего исполнения государственного контракта.

6. В соответствии с ч. 5 ст. 65 Закона о контрактной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.

13.04.2016г. на вопрос участника закупки о том, что должна содержать первая часть заявки,  т.к. файл «Требования к применяемым материалам» на официальном сайте www.zakupki.gov.ru отсутствует, заказчик пояснил, что достаточно указать свое «Согласие» согласно ведомости объема работ и локально-сметному расчету. Следовательно, заказчик своим разъяснением изменил суть документации, а именно требования к  содержанию первой части заявки.

На основании изложенного, Комиссия УФАС по РА, руководствуясь ст. 106 Федерального закона № 44–ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «СТРОЙИНВЕСТ» на действия заказчика ФГБОУ ВПО «Горно-Алтайский государственный университет» при проведении электронного аукциона «Выполнение работ по капитальному ремонту здания Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет» (№ 0377100000316000009) обоснованной в части.

2. Признать государственного заказчика ФГБОУ ВПО «Горно-Алтайский государственный университет» нарушившим ч.3 ст. 7, ч.3 ст. 14, п.1 ч.1, ч. 2  ст. 31, п.1 и 2 ч.1, ч.2 ст. 33, п.6 ч.5 ст. 63, п.1 и 11 ч. 1, ч. 3 ст. 64,  ч. 5 ст. 65  Федерального закона №44-ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в части неустановления требований о запрете на выполнение работ организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, не установление в аукционной документации дополнительных требований к участнику закупки в соответствии с  ч.2 ст.31 Закона о контрактной системе, размещение на ОС РФ разъяснений положений документации, меняющих ее суть, размещение не полной и недостоверной информации в отношении отсылки на несуществующие пункты документации и срока выполнения 2 этапа работ, отсутствие требований к товарам, используемым при выполнении работ.

3. Выдать заказчику Федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего профессионального образования «Горно-Алтайский государственный университет»  предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе путем аннулирования (отмены) электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту здания Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет» (№ 0377100000316000009).

4. Передать материалы дела должностному лицу управления для возбуждения административного производства в отношении должностного лица заказчика, виновного в нарушении законодательства о контрактной системе.

 

 

Настоящее решение и предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны