Решение б/н Решение и предписание по жалобе ИП на действия заказчика КУ ... от 5 мая 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 68-К/17

о нарушении законодательства о контрактной системе

«28» апреля 2017 года                                                  г. Горно-Алтайск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в присутствии представителей: заказчика КУ РА «Управление капитального строительства Республики Алтай» <…>, <…> по доверенностям от 25.04.2017г., уполномоченного органа – Министерства экономического развития и туризма Республики Алтай <…> по доверенности от 04.05.2016г., рассмотрела жалобу индивидуального предпринимателя <…> на действия заказчика КУ РА «Управление капитального строительства Республики Алтай» при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона №0177200000917000450 на строительство объекта «Блочно-модульная котельная в ТК «Киви-Лодж».

Заявитель ИП <…> надлежащим образом уведомленный о дате, времени и месте рассмотрения жалобы, присутствие представителя не обеспечил. О причинах неявки не сообщил, ходатайств о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя не поступало. 28.04.2017г. является пятым регламентным сроком рассмотрения жалобы. При таких обстоятельствах Комиссия УФАС по РА полагает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие представителя заявителя.

УСТАНОВИЛА:

В Алтайское республиканское УФАС России 21.04.2017г. (вх. № 1295) поступила жалоба ИП <…> (Алтайский край, Первомайский р-он, с. Фирсово, ул. 2-ая Полевая, 17) на действия заказчика КУ РА «Управление капитального строительства Республики Алтай» при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона № 0177200000917000450 на строительство объекта «Блочно-модульная котельная в ТК «Киви-Лодж».

Заявитель считает, что аукционная документация не соответствует требованиям законодательства о контрактной системе.

КУ РА «Управление капитального строительства Республики Алтай» и Министерством экономического развития и туризма Республики Алтай 26.04.2017г. и 27.04.2017г. представлены возражения на жалобу, согласно которым заказчик и уполномоченный орган считают доводы жалобы необоснованными.

Комиссия по контролю в сфере закупок Алтайского республиканского УФАС России, рассмотрев материалы дела, ознакомившись с доводами, изложенными в жалобе, заслушав представителей заказчика и уполномоченного органа, проведя внеплановую проверку в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, полагает, что доводы жалобы являются обоснованными в части по следующим основаниям:

24.03.2017 уполномоченным органом Министерством экономического развития и туризма Республики Алтай на официальном сайте ЕИС (zakupki.gov.ru) размещено извещение о проведении электронного аукциона «Строительство объекта «Блочно-модульная котельная в ТК «Киви-Лодж»».

Согласно извещению № 0177200000917000450 в ред. 4 от 05.04.2017г.:

- начальная (максимальная) цена контракта: 5 094 279 рублей;

- дата и время окончания срока подачи заявок: 21.04.2017г. в 18:00 часов;

- дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок: 27.04.2017г.;

- дата проведения аукциона: 02.05.2017г.

Заказчиком является КУ РА «Управление капитального строительства Республики Алтай».

В соответствии с п. 1, 2 ч. 1 ст. 64 Федерального закона № 44–ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 данного Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта; требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 данного Федерального закона и инструкцию по ее заполнению.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.

При этом согласно части 2 данной статьи документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

В пункте 4.7 раздела I аукционной документации (Информационная карта) заказчиком указано, что функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки, показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям, максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться содержатся в разделе II Техническая часть документации.

В технической части (приложение 1 к Техническому заданию) заказчиком установлены требования к товарам и материалам, используемым при проведении работ, в том числе:

- по товару «Бетон тяжелый тип» заказчиком установлено, в том числе требование к содержанию зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы в крупном заполнителе (значение не должно превышать 35 % массы). Соответствие товара ГОСТ 26633-2015, ГОСТ 25192-2012.

Согласно п. 3.2 ГОСТ 26633-2015 «Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия» бетон тяжелый – это бетон плотной структуры средней плотностью более 2000 до 2500 кг/м3 включительно на цементном вяжущем и плотных крупном и мелком заполнителях. Содержание зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой форм в крупном заполнителе не должно превышать 35% массы (п. 4.7.12). При этом среднюю плотность бетона определяют по ГОСТ 12730.1, ГОСТ 17623 в ходе испытаний (п. 6.5).

- по товару «Песок для строительных работ» заказчиком установлено, в том числе требование к содержанию в песке пылевидных и глинистых частиц (значение не должно превышать 3% по массе), содержанию в песке глины в комках (значение не должно превышать 0,5% по массе), значения которых в соответствии с ГОСТ 8736-2014 «Песок для строительных работ. Технические условия» (п. 6.1) определяются в ходе испытаний, исследований по ГОСТ 8735.

- по товару «Раствор строительный» заказчиком установлено, в том числе требование к значению показателя наибольшей крупности зерен заполнителей (должно составлять не более 2,5 мм). В качестве заполнителя должен быть применен песок для строительных работ. Соответствовать ГОСТ 28013-98.

Согласно п. 6.2 ГОСТ 28013-98 «Растворы строительные. Общие технические условия» и ГОСТ 8735-88 «Песок для строительных работ. Методы испытаний» зерновой состав песка определяют путем его рассева на стандартном наборе сит, т.е. в результате испытаний.

В соответствии с требованиями аукционной документации в первой части заявки участник закупки должен предоставить, в том числе конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе (п. 5 Информационной карты).

Учитывая, что законодательство о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар, в момент подачи заявки, требования заказчика к показателям товаров, значения которых становятся известными в ходе испытаний, исследований, могут ограничивать возможность участников закупки предоставить надлежащее предложение в составе первых частей заявок.

На заседании Комиссии УФАС по РА представители заказчика пояснили, что заказчиком в инструкции по заполнению заявок на участие в электронном аукционе определено, что не подлежат уточнению параметры товара, по своей сути имеющие интервальное значение. Следовательно, не требуется предоставление конкретных значений показателей товаров «Бетон тяжелый тип», «Песок для строительных работ», «Раствор строительный», которые в соответствии с ГОСТ имеют интервальное значение.

Комиссией УФАС по РА при анализе инструкции по заполнению заявок на участие в электронном аукционе, содержащейся в технической части аукционной документации установлено, что заказчиком, в том числе определено следующее:

- в случае указания интервалов значений показателей, сопровождающихся предлогами: «от» и/или «до», означает диапазон допустимых параметров (значений), из которого необходимо выбрать конкретный показатель в пределах этого диапазона;

- параметры, указанные с применением предлогов (слов) «не более» означают «занижение» значений показателей по сравнению с заданными. Участнику закупки необходимо выбрать конкретный показатель (значение) в заданном пределе (диапазоне);

- параметры, указанные с применением предлогов (слов): «более» означающих «превышение» показателей по сравнению с заданными. Участнику закупки необходимо выбрать конкретный показатель (значение) в заданном пределе (диапазоне);

- параметры, указанные с использованием словосочетания «не должен превышать» тождественен словосочетанию «не должен быть более»;

- параметры, указанные с использованием словосочетания «должен превышать» тождественен словосочетанию «должен быть более».

Заказчиком требования к вышеназванным значениям товаров установлены с использованием данных предлогов (слов), словосочетаний. В связи с чем, доводы заказчика о том, что не требуется предоставление конкретных значений показателей товаров «Бетон тяжелый тип», «Песок для строительных работ», «Раствор строительный», которые в соответствии с ГОСТ имеют интервальное значение, Комиссия УФАС по РА считает, необоснованными, т.к. инструкция по заполнению заявок предусматривает предоставление участниками конкретных значений показателей товаров, и в ГОСТ данные показатели не имеют интервальных значений (от и до).

ГОСТы, требования о соответствии к которым заказчиком также установлены, предусматривают и иные показатели товаров «Бетон тяжелый тип», «Песок для строительных работ», «Раствор строительный» (например класс и группа песка), позволяющие предоставление конкретных значений в соответствии с ГОСТ.

Следовательно, у заказчика имеются другие способы, обеспечивающие более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.

Таким образом, действия заказчика, установившего излишние требования к показателям товаров, используемых при выполнении работ, значения которых становятся известными в ходе испытаний, исследований, не соответствуют положениям п. 1 ч. 1 ст. 33, п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.

Доводы заявителя в данной части являются обоснованными.

- по товару «Кирпич» заказчиком установлено, в том числе требование к показателю марки морозостойкости (от F 25), марке по прочности (от М 100) и соответствие товара ГОСТ 530-2012.

Согласно п. 4.1.3 ГОСТ 530-2012 «Кирпич и камень керамические. Общие технические условия» по прочности кирпич подразделяют на марки: М 100, М 125, М 150, М 175, М 200, М 250, М 300. Пунктом 4.1.4 предусмотрены марки по морозостойкости: F25, F35, F50, F75, F100, F200, F300. Таким образом, данный ГОСТ предусматривает конкретные марки кирпича.

Таким образом, заказчик, установив требования к значениям показателей марки по морозостойкости и по прочности кирпича в диапазоне, нарушил требования п. 1 ч. 1 ст. 33, п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, т.к. ГОСТ 530-2012 не предусматривает диапазонные значения данных показателей.

Доводы заявителя в данной части являются обоснованными.

Доводы заявителя о том, что требования заказчика к значению показателя прозрачности после отстаивания в течение 24 часов при температуре (20±2) оС товара «Олифа» (должна быть полная), продекларировать соответствие которому невозможно без проведения испытаний, Комиссия УФАС по РА считает необоснованными, т.к. требования заказчика не предусматривают предоставление конкретного значения показателя. Данный показатель подлежит декларированию в заявке, а не уточнению конкретного показателя.

При анализе первых частей заявок Комиссией УФАС по РА установлено, что все участники закупки (6 заявок) в отношении показателей товаров, значения которых в соответствии с ГОСТ не имеют точного значения, представили конкретные значения данных показателей, явившиеся, в том числе основанием для отклонения заявок (протокол рассмотрения первых частей заявок от 27.04.2017г.).

В связи с тем, что допущенные заказчиком нарушения, не позволяют сформировать первую часть заявки Комиссия УФАС по РА, руководствуясь ст. 106 Федерального закона № 44–ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ИП <…> на действия заказчика КУ РА «Управление капитального строительства Республики Алтай» при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона №0177200000917000450 на строительство объекта «Блочно-модульная котельная в ТК «Киви-Лодж» обоснованной в части установления необъективных требований к товарам «Бетон тяжелый», «Песок для строительных работ», «Кирпич» и «Раствор строительный».

2. Признать заказчика КУ РА «Управление капитального строительства Республики Алтай» нарушившим п. 1 ч. 1 ст. 33, п. 1 ч. 1 ст. 64 Федерального закона №44-ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

3. Выдать заказчику КУ РА «Управление капитального строительства Республики Алтай» предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе, путем отмены электронного аукциона №0177200000917000450 на строительство объекта «Блочно-модульная котельная в ТК «Киви-Лодж», приведение аукционной документации в соответствие требованиям законодательства о контрактной системе и повторного осуществления закупки, в случае необходимости.

4. Передать материалы дела должностному лицу управления для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица заказчика, виновного в нарушении законодательства о контрактной системе.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

ПРЕДПИСАНИЕ

об устранении нарушений

законодательства о контрактной системе

«28» апреля 2017 года                                                     г. Горно-Алтайск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай по контролю в сфере закупок на основании решения № 68-К/17 от 28.04.2017г., принятого Комиссией по итогам рассмотрения жалобы ИП <…> на действия заказчика КУ РА «Управление капитального строительства Республики Алтай» при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона №0177200000917000450 на строительство объекта «Блочно-модульная котельная в ТК «Киви-Лодж», руководствуясь частью 23 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона № 44-ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» предписывает:

1. Заказчику КУ РА «Управление капитального строительства Республики Алтай» устранить нарушения п. 1 ч. 1 ст. 33, п. 1 ч. 1 ст. 64 Федерального закона № 44-ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» путем:

1.1 отмены электронного аукциона №0177200000917000450 на строительство объекта «Блочно-модульная котельная в ТК «Киви-Лодж»;

1.2 размещения информации об отмене электронного аукциона на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (zakupki.gov.ru);

1.3. в случае необходимости повторного осуществления закупки внести соответствующие изменения в план закупок и план-график закупок учреждения, привести аукционную документацию в соответствие с требованиями законодательства о контрактной системе.

2. Представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай доказательство об исполнении настоящего Предписания:

- по п. 1.1 и 1.2 Предписания не позднее 19.05.2017г.

- по п. 1.3 в течение 5 дней с момента размещения на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (zakupki.gov.ru) извещения об осуществлении закупки.

В случае неисполнения настоящего предписания, управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай на основании части 25 статьи 99 Федерального закона № 44-ФЗ, вправе применить меры ответственности в соответствии с законодательством РФ, а также обратиться в Арбитражный суд с требованием о понуждении совершить действия, соответствующие законодательству Российской Федерации.

Связанные организации

Связанные организации не указаны