Решение №004/01/16-449/2021 РЕШЕНИЕ № 004/01/16-449/2021 от 30 мая 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 004/01/16-449/2021

 

г. Горно-Алтайск

 

Резолютивная часть решения оглашена «17» мая 2022 года.

В полном объеме решение изготовлено «30» мая 2022 года.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства,

рассмотрев 17 мая 2022 года дело № 004/01/16-449/2022 по признакам нарушения Администрацией МО «Усть-Коксинский район» (ИНН 0406004214, ОГРН 1030400563380, Республика Алтай, Усть-Коксинский район, с. Усть-Кокса,                   ул. Харитошкина, д. 3) и МУП «Тепловодстрой Сервис» (ИНН 0406004870, ОГРН 1060404009600, Республика Алтай, Усть-Коксинский район, с. Усть-Кокса,                       ул. Нагорная, 23) пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В ходе проведения плановой выездной проверки Администрации МО «Усть-Коксинский район» инспекцией УФАС по РА был выявлен заключенный без проведения конкурентных процедур Муниципальный контракт № 1 на выполнение работ по строительству водопровода в микрорайоне «Башталинка» села Усть-Коксы от 25.11.2020г., заключенный между Администрацией МО «Усть-Коксинский район» и МУП «Тепловодстрой Сервис», с ценой контракта 38 400 808,09 руб., срок выполнения работ, с учетом дополнительного соглашения № 1 от 30.12.2021г. к указанному контракту установлен на 01.11.2022г.

Как указано в контракте, он заключен на основании пункта 8 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе).

На основании изложенного, издан приказ Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай № 126 от 13.12.2021г.                                    о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения Администрацией МО «Усть-Коксинский район» (ИНН 0406004214, ОГРН 1030400563380, Республика Алтай, Усть-Коксинский район, с. Усть-Кокса, ул. Харитошкина, д. 3) и МУП Тепловодстрой Сервис» (ИНН 0406004870, ОГРН 1060404009600, Республика Алтай, Усть-Коксинский район, с. Усть-Кокса, ул. Нагорная, 23) пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в заключении муниципального контракта № 1 на выполнение работ по строительству водопровода в микрорайоне «Башталинка» села Усть-Коксы от 25.11.2020г., без проведения конкурентных процедур, чем ограничен доступ другим хозяйствующим субъектам на рынок строительно-монтажных услуг.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком, в числе прочего, в случае осуществления закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую шестисот тысяч рублей. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать десять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем пятьдесят миллионов рублей. Указанные ограничения годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не применяются в отношении закупок, осуществляемых заказчиками для обеспечения муниципальных нужд сельских поселений. На заказчиков, осуществляющих деятельность на территории иностранного государства, при осуществлении закупок в соответствии с настоящим пунктом не распространяются ограничения в части установления цены контракта, не превышающей шестисот тысяч рублей. В отношении федерального органа исполнительной власти, осуществляющего закупки для обеспечения федеральных нужд государственных органов, образованных для обеспечения деятельности Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, расчет указанных ограничений годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, производится раздельно для такого федерального органа исполнительной власти и каждого такого государственного органа.

Согласно пункту 8 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком, в том числе, в случае оказания услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, обращению с твердыми коммунальными отходами, газоснабжению (за исключением услуг по реализации сжиженного газа), по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), по хранению и ввозу (вывозу) наркотических средств и психотропных веществ.

Однако, указанные основания в данном случае не применимы, т.к. сумма закупки превышает 600 000,00руб., а также фактически рынок строительно-монтажных услуг является конкурентным, в то время, как в пункте 8 статьи 93 данного закона указаны услуги субъектов естественных монополий, которые не подразумевают строительство новых сетей, а использование уже ранее построенных.

В соответствии с пунктом 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности, к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

Установленный указанной нормой Закона о защите конкуренции запрет преследует цель предотвращения негативного влияния органов власти на конкурентную среду с помощью административных, властных методов воздействия, в том числе путем соглашения с хозяйствующим субъектом.

На основании части 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции, соглашение - договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

К целям контрактной системы в соответствии со статьями 1, 6 и 8 Закона о контрактной системе отнесены повышение эффективности, результативность осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечение гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращение коррупции и других злоупотреблений, создание равных условий для участников.

В соответствии со статьей 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.

В части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе содержится явно выраженный законодательный запрет: запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

В связи с чем, указанные выше действия свидетельствуют о признаках заключения антиконкурентного соглашения между Администрацией МО «Усть-Коксинский район» и МУП «Тепловодстрой Сервис», выразившегося в заключении муниципального контракта № 1 на выполнение работ по строительству водопровода в микрорайоне «Башталинка» села Усть-Коксы от 25.11.2020г.  указанными лицами, намерено отказавшимися от проведения конкурентных процедур, чем доступ на рынок строительно-монтажных услуг другим хозяйствующим субъектам был ограничен, что содержит признаки нарушения пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с пунктом 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.11.2004 № 23 при исчислении размера дохода, полученного организованной группой лиц, следует исходить из общей суммы дохода, извлеченного всеми ее участниками.

Комиссией установлено, что полученный МУП «Тепловодстрой Сервис» от участия в антиконкурентном соглашении доход составил 38 400 808,09 руб.

В письменных пояснениях (вх. № 256 от 20.01.2022г.) Администрация МО «Усть-Коксинский район» согласилась с вменяемым нарушением, а также указала на то, что нарушение было допущено в связи с поздним поступлением денежных средств на реализацию мероприятий индивидуальной программы социально-экономического развития Республики Алтай (строительство водопровода микрорайона «Башталинка» с. Усть-Кокса Усть-Коксинского района Республики Алтай (в ноябре 2020 года). С учетом коротких сроков определения подрядчика в соответствии с законодательством, администрация обратилась в адрес МУП «Тепловодстрой Сервис» для выполнения вышеописанных работ.

Как следует из письменных пояснений МУП «Тепловодстрой Сервис», предприятие также согласно с вменяемым нарушением, дублируя позицию Администрации МО «Усть-Коксинский район».

В ходе рассмотрения настоящего дела Комиссией УФАС по РА установлено, что при исполнении муниципального контракта № 1 на выполнение работ по строительству водопровода в микрорайоне «Башталинка» села Усть-Коксы от 25.11.2020г., унитарным предприятием 12.11.2021г. был заключен договор субподряда №24/2021 на выполнение соответствующих работ с ООО «Новатэк» (в части строительства водопровода в микрорайоне «Башталинка»).

Как следует из письменных пояснений ООО «Новатэк» (вх. № 2036 от 22.04.2022г.), в ноябре 2021 года в адрес общества поступил звонок от директора МУП «Тепловодстрой Сервис» <…>, который предложил выполнить вышеуказанные работы, на что общество согласилось.

Как установлено комиссией, муниципальный контракт № 1 на выполнение работ по строительству водопровода в микрорайоне «Башталинка» села Усть-Коксы от 25.11.2020г. находится на стадии исполнения, работы в полном объеме не сданы.

УФАС по РА 16.07.2020г. проведено исследование состояния конкуренции в Республике Алтай, по результатам которого установлено следующее:

Временной интервал исследования: с 25.11.2020г. (дата заключения муниципального контракта № 1 на выполнение работ по строительству водопровода в микрорайоне «Башталинка» села Усть-Коксы) по 12.12.2021г. (дата возбуждения дела) включительно.

Продуктовые границы товарного рынка: строительно-монтажные работы.

Географические границы товарного рынка: Усть-Коксинский район Республики Алтай.

04.05.2022г. Комиссией УФАС по РА было вынесено заключение об обстоятельствах дела № 004/01/16-449/2021, в котором на основании вышеизложенного комиссия пришла к выводу о наличии в действиях Администрации МО «Усть-Коксинский район» и МУП «Тепловодстрой Сервис» признаков нарушения пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006г.                    № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В адрес УФАС по РА поступили письменные пояснения лиц, участвующих в деле, из которых следует, что Администрация МО «Усть-Коксинский район»,                МУП «Тепловодстрой Сервис» и ООО «НОВАТЭК» согласны с вменяемым нарушением, также общество просит не расторгать договор субподряда, заключенный между МУП «Тепловодстрой Сервис» и ООО «НОВАТЭК», т.к. обязательства последним исполнены более чем на 25%.

Кроме того, в ходе рассмотрения дела, представители ответчиков по настоящему делу неоднократно поясняли, что МУП «Тепловодстрой Сервис» изначально не могло самостоятельно выполнить в полном объеме все мероприятия по спорному муниципальному контракту, в связи с чем, была привлечена субподрядная организация (ООО «НОВАТЭК»).

Таким образом, заключение муниципального контракта № 1 на выполнение работ по строительству водопровода в микрорайоне «Башталинка» села Усть-Коксы от 25.11.2020г. без фактического проведения конкурентных процедур на работы по строительству водопровода в микрорайоне «Башталинка» села Усть-Коксы, привело к ограничению конкуренции, выразившемся в ограничении доступа на товарный рынок других хозяйствующих субъектов, потенциально претендующих на осуществление предпринимательской деятельности на соответствующем товарном рынке строительно-монтажных работ Усть-Коксинского района.

На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу, о наличии причинно-следственной связи между действиями ответчиков по делу (обозначение общей цели и последующий результат), что свидетельствует о нарушении пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции в действиях Администрации МО «Усть-Коксинский район» и МУП «Тепловодстрой Сервис», выразившегося в заключении 25.11.2022г. и реализации по настоящее время антиконкурентного соглашения путем подписания и исполнения муниципального контракта № 1 на выполнение работ по строительству водопровода в микрорайоне «Башталинка» села Усть-Коксы от 25.11.2020г. без фактического проведения конкурентных процедур на работы по строительству водопровода в микрорайоне «Башталинка» села Усть-Коксы.

В ходе рассмотрения дела, Комиссией УФАС по РА установлено, что муниципальный контракт № 1 на выполнение работ по строительству водопровода в микрорайоне «Башталинка» села Усть-Коксы от 25.11.2020г. исполнен уже на 50% (на сумму 19 204 000,00 руб.), кроме того, часть домовладений уже подключены к водопроводу и потребляют воду (87 дворов), не закончены 11 веток водопровода, работы планируется закончить до конца 2022 года, в связи с чем, Комиссия приходит к выводу о нецелесообразности выдачи предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

В соответствии с частью 4 статьи 14.32 КоАП РФ заключение хозяйствующим субъектом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения либо участие в нем, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 - 3 данной статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от одной сотой до пяти сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо сумма расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) или административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), - от двух тысячных до двух сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не менее пятидесяти тысяч рублей.

Согласно части 7 статьи 14.32 КоАП РФ заключение федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органом или организацией либо государственным внебюджетным фондом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения либо осуществление указанными органами или организациями недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации согласованных действий влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет.

В связи с чем, Комиссия полагает необходимым передать материалы настоящего дела уполномоченному должностному лицу УФАС по РА для возбуждения административного производства, предусмотренного частями 4, 7 статьи 14.32 КоАП РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 201 Уголовного кодекса Российской Федерации использование лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, своих полномочий вопреки законным интересам этой организации и в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц либо нанесения вреда другим лицам, если это деяние повлекло причинение существенного вреда правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства, - наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет.

Согласно части 1 статьи 285 УК РФ использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, - наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет.

С учетом изложенных в решении обстоятельств, в действиях должностных лиц Администрации МО «Усть-Коксинский район» и МУП «Тепловодстрой Сервис», в виду подведомственности унитарного предприятия органу местного самоуправления, усматриваются признаки нарушения статей 201, 285 Уголовного кодекса Российской Федерации, указанные действия повлекли существенные нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.

В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в негативном влиянии органов власти на конкурентную среду с помощью административных, властных методов воздействия, к невозможности для заказчика выявить лучшие условия контракта, в том числе, ценовые.

Действия, совершенные ответчиками по настоящему делу повлекли нарушение установленного государством порядка осуществления закупок, привели к созданию дискриминационных условий доступа к муниципальным закупкам, что посягает на охраняемые законом интересы общества и государства.

Таким образом, имеются основания для направления копии решения по делу № 004/01/16-449/2021 о нарушении антимонопольного законодательства в правоохранительные органы для проверки указанных сведений в порядке предусмотренном статьями 144 - 145 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 3 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать в действиях Администрации МО «Усть-Коксинский район»                   (ИНН 0406004214, ОГРН 1030400563380, Республика Алтай, Усть-Коксинский район, с. Усть-Кокса, ул. Харитошкина, д. 3) и МУП «Тепловодстрой Сервис»                                 (ИНН 0406004870, ОГРН 1060404009600, Республика Алтай, Усть-Коксинский район, с. Усть-Кокса, ул. Нагорная, 23) нарушение пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в заключении и реализации антиконкурентного соглашения путем подписания и исполнения муниципального контракта № 1 на выполнение работ по строительству водопровода в микрорайоне «Башталинка» села Усть-Коксы от 25.11.2020г. без фактического проведения конкурентных процедур.
  2. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу УФАС по РА для возбуждения административного производства, предусмотренного частями 4, 7 статьи 14.32 КоАП РФ в отношении виновных лиц.
  3. Направить в правоохранительные органы материалы дела, для принятия решения в порядке статей 144 - 145 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны