Постановление №004/04/14.3-22/2023 ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 004/04/14.3-22/2023 о назначении администрат... от 6 февраля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 004/04/14.3-22/2023

о назначении административного наказания                                  

06.02.2023г.                                                                                                г. Горно-Алтайск

 

Я, руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай <…>, рассмотрев протокол от 24.01.2023г. и материалы дела №004/04/14.3-22/2023 об административном правонарушении, возбужденного в отношении юридического лица – ООО МКК «А» (ИНН <…> ОГРН <…> адрес: 630099, Новосибирская область, г. Новосибирск, ул. <…>) по части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

 

                                                   УСТАНОВИЛ:                                             

 

Дело рассматривается в УФАС по РА (Республика Алтай, г. Горно-Алтайск,    ул. Ленина, д. 226, стр. 2, 2 этаж) в отсутствие законного представителя и защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении ООО МКК «А».

Согласно части 2 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 данного Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

В УФАС по РА поступило ходатайство генерального директора ООО МКК «А» <…> (вх. № 414 от 03.02.2023г.) и его защитника по доверенности <…> от 11.05.2022г. <…> (ходатайство № 413 от 03.02.2023г.) о рассмотрении административного дела в отсутствие законного представителя общества и его защитника.

Руководствуясь статьей 25.1 КоАП РФ принято решение о рассмотрении дела в отсутствие законного представителя ООО МКК «А» и его защитника <…>.

В ходе рассмотрения дела установлено следующее.

В адрес управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай поступили материалы отделения – Национального Банка по Республике Алтай Сибирского главного управления (вх. № 4309 от 28.09.2022г.) о размещении в                  г. Горно-Алтайске (вблизи перекрестка автомобильных дорог по улицам Ленина и Ленкина (район жилого дома № 2 по ул. Ленкина), а также по ул. Г. Чорос-Гуркина (район жилого дома № 74 по ул. Г. Чорос-Гуркина)) рекламных щитов, содержащих информацию о займах ООО МКК «А», с признаками нарушений Федерального закона от 13.03.2006г. №38-ФЗ «О рекламе».

03.10.2022г. сотрудниками Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай проведен осмотр объектов наружной рекламы на рекламных конструкциях (рекламные щиты высотой 3 м и шириной 6 м), находящиеся по адресам г. Горно-Алтайск, ул. Ленкина, 2 и ул. Чорос-Гуркина, 74.

Установлено, что на рекламных конструкциях содержится следующая информация:

- рекламная конструкция представляет собой щит высотой 3 м и шириной 6 м, где на баннерной ткани зеленого цвета, белым шрифтом в левом верхнем углу напечатан логотип «Отличные наличные», электронный адрес сайта и номер телефона, по центру крупно 0%*, в правом верхнем углу надпись «займы без процентов», также указан адрес «пр. Коммунистический, 5/1» и направление стрелкой с указанием расстояния «150м» (г. Горно-Алтайск, ул. Ленкина, 2);

- рекламная конструкция представляет собой щит высотой 3 м и шириной 6 м, где на баннерной ткани зеленого цвета, белым шрифтом в левом верхнем углу напечатан логотип «Отличные наличные», электронный адрес сайта и номер телефона, по центру крупно 0%*, в правом верхнем углу надпись «займы без процентов», также указан адрес «пр. Коммунистический, 11, о. площадь им. Ленина (остановочный павильон)» и направление стрелкой с указанием расстояния «3 остановки 2 км» (г. Горно-Алтайск, ул. Чорос-Гуркина, 74).

В нижней части плакатов следует 9 строк нечитаемого текста белыми буквами на зеленом фоне мелким шрифтом, что занимает около 1/5 части всей рекламы указано:

*займы предоставляет ООО МКК «А» ИНН <…>. Регистрационный номер в реестре ЦБ РФ № <…>. Источники подробной информации об условиях предоставления займа и условиях акции: интернет-сайт otlnal.ru тел. 8-800-600-70-00.

Условия акции «легкий ноль» для займа «универсальный PDL» акция проводится путем предоставления скидки в виде снижения процентной ставки по договору займа на 100% до ставки в 0% при строгом соблюдении всех условий акции: на момент получения займа и изъявления желания участия в акции. Участник не должен иметь ни одного зарегистрированного/полученного займа; срок в течение которого не начисляются проценты, составляет не более 7 дней, при этом участник должен в полном объеме погасить заем в указанные в договоре займа сроки; участник может оформить заем на более длительный срок, но, чтобы принять участие в акции, ему необходимо полностью погасить заем не позднее чем на 7 (седьмой) день пользования; если участник не закрывает заем в полном объеме в срок 7 дней или продлевает срок действия договора займа, то этот участник автоматически теряет право на участии в акции, проценты по займу в таком случае начисляются в полном объеме согласно действующей ставке по договору займа, для данной категории участника, с первого дня пользования займом. Срок проведения акции с 31.12.2020 г. до 31.12.2021 г. вкл-но. Финансовые условия предоставления займа; сумма займа от 1 000 до 30 000 руб. На срок до 30 дней, процентная ставка по займу от 0,99% до 1% в день (полная стоимость займа от 361,35% до 365% годовых), или валюта займа; российский рубль. Способ получения займа наличный и безналичный. Условия предоставления займа: гражданин РФ, возраст от 18 лет, постоянная регистрация в РФ, постоянное место работы (либо пенсионер), документ удостоверяющий личность (паспорт)».

Комиссия УФАС по РА по итогам рассмотрения дела о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе № 004/05/28-330/2022 признала в действиях ООО МКК «А» нарушение пункта 2 части 3 и части 7 статьи 5, части 1, пункта 2 части 2, части 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», в связи с распространением ненадлежащей рекламы, т.к. информация, обязательная к указанию в рекламе финансовых услуг о полных условиях предоставления займа напечатана нечитаемым, мелким шрифтом и является трудновоспринимаемой, не поддающейся к прочтению.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006г. №38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама (пункт 2 статьи 3 Закона о рекламе).

Товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот (пункт 3 статьи 3 Закона о рекламе).

Реклама должна формировать или поддерживать интерес к объектам рекламирования. Чтобы информация могла считаться рекламой, она должна целенаправленно представить вниманию потребителей объект рекламы. Признаком рекламы является ее способность стимулировать интерес к объекту для продвижения его на рынке, формировании к нему положительного отношения и закреплении его образа в памяти потребителя. Под рекламой следует понимать сведения, распространяемые исключительно для формирования и поддержания интереса к юридическому или физическому лицу, его товарам, идеям и начинаниям. Реклама призвана способствовать реализации товаров, идей и начинаний. Реклама должна влиять на мотивацию потребителя при выборе товара и побуждать его совершить определенные действия в отношении объекта рекламирования, вступить в конкретные правоотношения купли-продажи по поводу рекламируемой продукции. Такая способность является отличительной чертой рекламы.

Так, потребителями информации:

- «ОТЛИЧНЫЕ НАЛИЧНЫЕ OTLNAL.RU 8 800 700 3635 150 м                         пр. Коммунистический, 5/1 0%* ЗАЙМЫ БЕЗ ПРОЦЕНТОВ»;

- «ОТЛИЧНЫЕ НАЛИЧНЫЕ OTLNAL.RU 8 800 700 3635 3 остановки 2 км пр. Коммунистический, 11, о. площадь им. Ленина (остановочный павильон) 0%* ЗАЙМЫ БЕЗ ПРОЦЕНТОВ», являются лица, на привлечение внимания которых к объекту рекламирования направлена реклама (пункт 8 статьи 3 Закона о рекламе).

Рассматриваемая информация:

- публично распространена в городе Горно-Алтайске;

- предназначена для неопределенного круга лиц;

- направлена на привлечение внимания и поддержание интереса к объекту рекламирования – займу, и его продвижению на рынке финансовых услуг.

В рамках рассмотрения дела № 004/05/28-330/2022 установлено, что рассматриваемая реклама является ненадлежащей, так как не соответствует требованиям пункта 2 части 3 и части 7 статьи 5, части 1, пункта 2 части 2, части 3 статьи 28 Закона о рекламе.

В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения: о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.

Информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.

Из пояснений ООО МКК «А» следует, что правила акции «Легкий ноль» продлеваются ежегодно, на основании данных правил Общество осуществляет выдачу займов на указанных условиях в настоящее время.

В рассматриваемой рекламе финансовых услуг содержатся не соответствующие действительности сведения об условиях оказания услуги – в тексте условий предоставления займа указан срок проведения акции – с 31.12.2020г. до 31.12.2021г. включительно, следовательно, потребители воспринимают данную акцию истекшей, неактуальной на сегодняшний день.

Согласно части 7 статьи 5 Закона о рекламе, не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

При этом в силу части 1 статьи 28 Закона о рекламе, реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).

Реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий (пункт 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе).

Если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», для заемщика и влияющие на нее (часть 3 статьи 28 Закона о рекламе).

Из информации, содержащейся в абзаце втором пункта 28 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 №58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» (далее – постановление №58) следует, что рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара. Однако при этом он должен соблюдать обязательные требования, предъявляемые Законом о рекламе к рекламе, в частности о включении в рекламу предупреждающих надписей, обязательных сведений или условий оказания услуг.

Согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце третьем пункта 28 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 №58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе», если информация изображена таким образом, что она не воспринимается или плохо воспринимается потребителем (шрифт (кегль), цветовая гамма и тому подобное), и это обстоятельство приводит к искажению ее смысла и вводит в заблуждение потребителей рекламы, то данная информация считается отсутствующей, а соответствующая реклама ненадлежащей в силу того, что она не содержит части существенной информации о рекламируемом товаре, условиях его приобретения или использования (часть 7 статьи 5 Закона о рекламе).

Исходя из понятия рекламы, она предназначается для распространения среди неопределенного круга лиц, в связи с чем вся информация, включая обязательные к указанию сведения, должна быть доступна для потребителей при ознакомлении с рекламой без специальных усилий и применения специальных средств.

В случае, когда условия, являющиеся существенной информацией для потребителей, отсутствие которой способно обмануть их ожидания, сформированные рекламой финансовой услуги, формально присутствовали в рекламе, однако форма представления сведений такова, что данная информация не может быть воспринята потребителями, следует признать, что данные сведения не были доведены для определенного круга лиц надлежащим образом, в связи с чем потребитель фактически не получил предусмотренную законом информацию и вводится в заблуждение относительно предлагаемой финансовой услуги.

Формальное присутствие в рекламе обозначенных условий, напечатанных мелким нечитаемым шрифтом, не позволяет потребителю воспринимать данные сведения и не может рассматриваться как их наличие, поскольку реклама данной финансовой услуги является наружной, направлена на импульсивное восприятие информации потребителями и содержит информацию, в которой выделено наиболее привлекательное условие «ЗАЙМЫ БЕЗ ПРОЦЕНТОВ 0%*».

Размещение привлекательной для потребителя информации крупным шрифтом, менее привлекательной информации – способом, затрудняющим ее восприятие, свидетельствует о недобросовестности рекламы. Несмотря на формальное наличие в рекламе информации об условиях финансовой услуги, лице, предоставляющем финансовые услуги, форма предоставления данных сведений такова, что они не воспринимаются потребителями и фактически в рекламе отсутствуют, так как размер шрифта мелкий, а фон, на котором размещен текст, пестрый, также исключена возможность максимального приближения к ней потребителя (рекламные конструкции размещены на высоте около 3,5 метров на тротуаре, рядом с проезжей частью).

Рассматриваемые рекламные баннеры имеют яркий, продуманный и качественно изготовленный графический дизайн. Текст, изображенный крупным шрифтом, направлен на создание у адресатов рекламы устойчивого представления о выгодности получения беспроцентного займа (в рекламе крупным шрифтом размещен текст: «ЗАЙМЫ БЕЗ ПРОЦЕНТОВ 0%*»).

Билборды (рекламные щиты) размещены на главных улицах г. Горно-Алтайска (пр. Коммунистический и ул. Чорос-Гуркина) с плотным трафиком движения. Реклама доступна для прочтения как пешеходам, так и проезжающим водителям. Вся привлекательная для потребителя информация: «ЗАЙМЫ БЕЗ ПРОЦЕНТОВ 0%*» отображается огромным шрифтом и занимает более 60 % площади баннера. Именно эти сведения «бросаются в глаза» потребителю и являются читаемыми с дальнего расстояния, тогда как сноску с поясняющими надписями, занимающими значительно меньшую площадь по сравнению с хорошо прочитываемым текстом и выполненными мелким шрифтом на зеленом фоне, не представляется возможным прочитать не только в процессе движения транспорта, но и при его остановке.

При этом, читаемым является исключительно текст, содержащий «заманчивые» для потребителя условия. В то же время текст, содержащий иную обязательную для ознакомления потребителя информацию, отображен мелким, нечитаемым шрифтом.

Звездочка рядом с текстом «ЗАЙМЫ БЕЗ ПРОЦЕНТОВ 0%*» также изображена трудноразличимо, мелким шрифтом, особенно трудновоспринимаемым на фоне крупных букв.

Следует отметить, что содержащаяся в наружной рекламе сноска с поясняющими надписями доступна к прочтению только при фотографировании с использованием увеличения фокусного расстояния объектива фотоаппарата и при рассмотрении полученного фотоизображения наружной рекламы на компьютере, в том числе посредством увеличения масштаба.

Между тем, информация, нанесенная мелким шрифтом, содержит важные сведения, существенные для потребителя, которые специально предусмотрены законом, чтобы заставить потребителя задуматься и оценить риски, связанные с получением финансовой услуги.

Так, в информации мелким шрифтом указывается, что для получения «ЗАЙМЫ БЕЗ ПРОЦЕНТОВ 0%*» необходимо выполнение множества условий; нужно ознакомиться с правилами проведения акции; займ необходимо погасить в полном объеме не позднее чем на 7 день пользования; акция имеет определенные сроки; указана полная стоимость займа, которая может составить до 365% годовых.

Все эти условия являются малопривлекательными для потребителя и включены в рекламу исключительно в силу императивного требования закона. Но в данном случае требование фактически не выполнено, а лишь создана формальная видимость исполнения закона (текст нанесен, но потребителю недоступен).

Не исключается использование в рекламе скрытых психологических приемов внушения, путем использования крупного шрифта, попав под воздействия которых, потребители указанной рекламы будут полагать, что получить займ без процентов можно без особых условий, не учитывая при этом, что финансовая услуга содержит в себе множество условий, кроме того, она всегда связана с финансовыми рисками.

Следовательно, информация обязательная к указанию в рекламе финансовых услуг о полных условиях предоставления займа напечатана нечитаемым, мелким шрифтом, текст внизу объявления является трудновоспринимаемым, не поддающимся к прочтению.

Ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 2 части 3, частью 7 статьи 5, частью 1, пунктом 2 части 2, частью 3 статьи 28 Закона о рекламе, несет рекламодатель (часть 6 статьи 38 Закона о рекламе).

Ответственность за нарушение части 1 статьи 28 Закона о рекламе несет как рекламодатель, так и рекламораспространитель (ч. 6, 7 ст. 38 Закона о рекламе).

Рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо (пункт 5 статьи 3 Закона о рекламе).

Рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств (пункт 7 статьи 3 Закона о рекламе).

Комиссией УФАС по РА установлено, что рекламодателем и рекламораспространиелем вышеуказанной рекламы является Общество с ограниченной ответственностью Микрокредитная компания «А» (решение от 13.12.2022г. по делу № 004/05/28-330/2022).

24.01.2023г. по данному факту ведущим специалистом-экспертом отдела антимонопольного контроля и рекламы <…> в отношении ООО МКК «А» был составлен протокол об административном правонарушении №004/04/14.3-22/2023 по ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ.

Согласно письменным пояснениям ООО МКК «А» (вх. № 226 от 23.01.2023г.), общество не согласно с указанными нарушения Закона о рекламе, все требования соблюдены и необходимые данные указаны в вышеуказанных рекламах.

Также 20.01.2023г. поступили пояснения защитника ООО МКК «А» <…>, в которых повторяется позиция Общества.

Вместе с тем, данные пояснения общества и защитника общества <…> не исключают наличие событие и состав вменяемого ООО МКК «А» административного правонарушения.

В соответствии с частью 4 статьи 38 Закона «О рекламе» нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, в соответствии с которой нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 5 данной статьи, частью 4 статьи 14.3.1, статьями 14.37, 14.38, 19.31 данного Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Согласно статье 2.10 КоАП РФ юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II данного Кодекса или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Таким образом, ООО МКК «А» совершило административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ.

Вина ООО МКК «А» состоит в нарушении пункта 2 части 3 и части 7 статьи 5, части 1, пункта 2 части 2, части 3 статьи 28 Закона о рекламе, выразившимся в распространении рекламы финансовых услуг на рекламных конструкциях, находящиеся по адресам г. Горно-Алтайск, ул. Ленкина, 2 и ул. Чорос-Гуркина, 74.

Состав административного правонарушения объективно подтверждается решением Комиссии УФАС по РА от 13.12.2022г. по делу № 004/05/28-330/2022, протоколом об административном правонарушении № 004/04/14.3-22/2023 от 24.01.2023г. и материалами дела об административном правонарушении №004/04/14.3-22/2023.

Срок давности привлечения ООО МКК «А» к административной ответственности, установленный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ за нарушение рекламного законодательства, на момент вынесения настоящего постановления не истек.

Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 02.06.2004г. № 10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» указано, что малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.

В данном случае (по вмененному составу правонарушения) существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в распространении ООО МКК «А» ненадлежащей рекламы, что посягает на установленный порядок в области распространения рекламы, в связи с чем, рассматриваемое правонарушение не может расцениваться как малозначительное.

В рассматриваемом случае состав административного правонарушения является формальным, следовательно, правонарушение является общественно-опасным с момента его совершения, независимо от наступления каких-либо последствий. При этом сама общественная опасность выражается в пренебрежительном отношении к исполнению публично-правовых обязанностей и соблюдению требований действующего рекламного законодательства.

В соответствии с частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II данного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 данного Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 данной статьи.

В соответствии с частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Вместе с тем, УФАС по РА установлено, что постановлением Курского УФАС России о назначении административного наказания по делу № 046/04/14.3-87/2022 об административном правонарушении от 28.03.2022г. (вступило в силу 03.11.2022г.) ООО МКК «А» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде предупреждения.

Таким образом, ООО МКК «А» считается подвергнутым административному наказанию за совершение однородного административного правонарушения.

Назначение ранее административного наказания Обществу препятствует, в силу части 2 статьи 3.4 КоАП РФ, замене административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение, поскольку административное правонарушение, совершенное обществом, не является впервые совершенным.

Следовательно, в данном случае отсутствуют основания для выдачи предупреждения.

Положения части 3.5 статьи 4.1 и части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ также не применимы к Обществу, поскольку в части 1 статьи 14.3 КоАП РФ не предусмотрено административное наказание в виде предупреждения.

Согласно статье 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Управлением установлено обстоятельство, смягчающее административную ответственность, предусмотренное п. 7 ч. 1 ст. 4.2 КоАП РФ, а именно добровольное исполнение предписания лицом, совершившим административное правонарушение (демонтаж носителей ненадлежащей рекламы в рамках исполнения предписания УФАС по РА № 3652/02 от 13.12.2022г.).

Также Управлением установлено обстоятельство, отягчающее административную ответственность, а именно повторное совершение однородного административного правонарушения части 1 статьи 14.3 КоАП РФ, то есть совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 данного Кодекса за совершение однородного административного правонарушения (п. 2 ч. 1 ст. 4.3 КоАП РФ).

Согласно п. 16 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» однородным считается правонарушение, имеющее единый родовой объект посягательства, независимо от того, установлена ли административная ответственность за совершенные правонарушения в одной или нескольких статьях КоАП РФ.

Согласно части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II данного Кодекса либо соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

Управление при решении вопроса о возможности снижения административного штрафа ниже низшего предела, предусмотренного санкцией части 1 статьи 14.3 КоАП РФ, с учетом общих критериев назначения административного наказания - дифференцированность, соразмерность, справедливость, характера совершенного административного правонарушения, степени вины юридического лица, в соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ полагает, что лицо ранее уже было привлечено к административной ответственности в виде административного штрафа, и данная мера положительно не отразилась на поведении ООО МКК «А», что уже характеризует лицо, привлеченное к административной ответственности, как недобросовестное.

Угроза общественным отношениям в данном случае заключается не в наступлении какого-либо материального ущерба или наличии иного вреда, а в пренебрежительном отношении со стороны Общества к требованиям закона, выразившемся в неиспользовании всех имеющихся возможностей для соблюдения действующего законодательства.

Следовательно, оснований для применения к Обществу положений части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ нет.

Согласно частям 1 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ.

За нарушение части 1 статьи 14.3 КоАП РФ минимальный штраф для юридических лиц составляет 100 000 рублей и максимальный штраф 500 000 рублей.

Таким образом, с учетом характера и последствий совершенного административного правонарушения, учитывая его общественную опасность, степень вины привлекаемого к административной ответственности юридического лица, его имущественное и финансовое положение, смягчающие и отягчающие обстоятельства, неоднократность совершенного административного правонарушения ООО МКК «А» административный штраф, подлежащий назначению, составляет 300 000 рублей, что отвечает принципам справедливости и соразмерности наказания содеянному.

Руководствуясь статьями 2.1, 3.4, 3.5, 4.1, 4.1.1, 14.3, 25.1, 25.4, 25.5, 29.9, 29.10, 29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

1. Признать ООО МКК «А» (ИНН <…> ОГРН <…> адрес: 630099, Новосибирская область, г. Новосибирск, ул. <…>) виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части распространении ненадлежащей рекламы, а именно:

- «ОТЛИЧНЫЕ НАЛИЧНЫЕ OTLNAL.RU 8 800 700 3635 150 м                                 пр. Коммунистический, 5/1 0%* ЗАЙМЫ БЕЗ ПРОЦЕНТОВ»;

- «ОТЛИЧНЫЕ НАЛИЧНЫЕ OTLNAL.RU 8 800 700 3635 3 остановки 2 км пр. Коммунистический, 11, о. площадь им. Ленина (остановочный павильон) 0%* ЗАЙМЫ БЕЗ ПРОЦЕНТОВ»,

в нижней части плакатов 9 строк нечитаемого текста белыми буквами на зеленом фоне мелким шрифтом:

*займы предоставляет ООО МКК «А» ИНН <…>. Регистрационный номер в реестре ЦБ РФ № <…>. Источники подробной информации об условиях предоставления займа и условиях акции: интернет-сайт otlnal.ru тел. 8-800-600-70-00.

Условия акции «легкий ноль» для займа «универсальный PDL» акция проводится путем предоставления скидки в виде снижения процентной ставки по договору займа на 100% до ставки в 0% при строгом соблюдении всех условий акции: на момент получения займа и изъявления желания участия в акции. Участник не должен иметь ни одного зарегистрированного/полученного займа; срок в течение которого не начисляются проценты, составляет не более 7 дней, при этом участник должен в полном объеме погасить заем в указанные в договоре займа сроки; участник может оформить заем на более длительный срок, но, чтобы принять участие в акции, ему необходимо полностью погасить заем не позднее чем на 7 (седьмой) день пользования; если участник не закрывает заем в полном объеме в срок 7 дней или продлевает срок действия договора займа, то этот участник автоматически теряет право на участии в акции, проценты по займу в таком случае начисляются в полном объеме согласно действующей ставке по договору займа, для данной категории участника, с первого дня пользования займом. Срок проведения акции с 31.12.2020 г. до 31.12.2021 г. вкл-но. Финансовые условия предоставления займа; сумма займа от 1 000 до 30 000 руб. На срок до 30 дней, процентная ставка по займу от 0,99% до 1% в день (полная стоимость займа от 361,35% до 365% годовых), или валюта займа; российский рубль. Способ получения займа наличный и безналичный. Условия предоставления займа: гражданин РФ, возраст от 18 лет, постоянная регистрация в РФ, постоянное место работы (либо пенсионер), документ удостоверяющий личность (паспорт)», т.к. информация, обязательная к указанию в рекламе финансовых услуг о полных условиях предоставления займа напечатана нечитаемым, мелким шрифтом и является трудновоспринимаемой, не поддающейся к прочтению, что противоречит пункту 2 части 3 и части 7 статьи 5, части 1, пункта 2 части 2, части 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

2. Назначить ООО МКК «А» наказание по части 1 статьи 14.3 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 300 000 (трехсот тысяч) рублей.

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП РФ сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.

Согласно Федерального закона от 05.12.2022 466-ФЗ «О федеральном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов», приказа ФАС России от 25.09.2020 № 903/20 «Об осуществлении Федеральной антимонопольной службой и территориальными органами ФАС России бюджетных полномочий главного администратора (администратора) доходов федерального бюджета» штраф должен быть перечислен по платежным реквизитам: ОКТМО 84701000, ИНН/КПП 0411073679/041101001 УФК по Республике Алтай (Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай), банк получателя: НБ Республика Алтай Банка России//УФК по Республике Алтай г. Горно-Алтайск, р/с 40102810045370000071, БИК 018405033, л/с 04771212170, Код платежа 161 1 16 01141 01 0003 140, вид платежа: Штрафы за нарушение законодательства о рекламе.

Копию документа, подтверждающего уплату административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет должностному лицу, вынесшему постановление, по адресу электронной почты to04@fas.gov.ru.

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

Согласно статье 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при невозможности взыскания штрафа, постановление о наложении административного штрафа направляется должностным лицом, вынесшим постановление, судебному приставу-исполнителю для обращения административного взыскания на имущество, принадлежащее лицу, привлекаемому к ответственности, в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

В соответствии с частью 1 статьи 30.1 и статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу либо в судебном порядке в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно статье 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

  

  

Руководитель управления                                                                           

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны