Решение №004/06/64-109/2021 РЕШЕНИЕ по делу № 004/06/64-109/2021 о нарушении законодател... от 7 апреля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 004/06/64-109/2021

о нарушении законодательства о контрактной системе

 

«07» апреля 2021 года                                                                              г. Горно-Алтайск

                

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:

Председатель комиссии: <…>;

<…>, член Комиссии;

<…>, член Комиссии,

с участием в режиме видео-конференц-связи представителя заказчика сельской администрации Хабаровского сельского поселения Онгудайского района Республики Алтай <…>, рассмотрела жалобу ООО «Джули» на действия заказчика сельской администрации Хабаровского сельского поселения Онгудайского района Республики Алтай при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона № 0177300007821000002 «Капитальный ремонт здания сельского дома культуры по адресу: Республика Алтай, Онгудайский район, с. Хабаровка, ул. Центральная, д.32».

ООО «Джули» должным образом уведомлено о дате и времени рассмотрения жалобы, явку представителя на заседание Комиссии УФАС по РА не обеспечило.

УСТАНОВИЛА:

В Алтайское республиканское УФАС России 31.03.2021г. (вх. № 1672) поступила жалоба ООО «Джули» на действия заказчика сельской администрации Хабаровского сельского поселения Онгудайского района Республики Алтай при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона №0177300007821000002 «Капитальный ремонт здания сельского дома культуры по адресу: Республика Алтай, Онгудайский район, с. Хабаровка, ул. Центральная, д.32».

Заявитель считает, что извещение и аукционная документация не соответствуют требованиям законодательства о контрактной системе.

Не согласившись с доводами жалобы заказчиком сельской администрацией Хабаровского сельского поселения 07.04.2021г. представлены письменные возражения на жалобу (вх. № 1804).

Комиссия по контролю в сфере закупок Алтайского республиканского УФАС России, рассмотрев материалы дела, ознакомившись с доводами, изложенными в жалобе, заслушав представителя заказчика, установила следующее.

19.03.2021г. заказчиком сельской администрацией Хабаровского сельского поселения на официальном сайте ЕИС в сфере закупок (zakupki.gov.ru) размещены извещение о проведении электронного аукциона № 177300007821000002 и аукционная документация «Капитальный ремонт здания сельского дома культуры по адресу: Республика Алтай, Онгудайский район, с. Хабаровка, ул. Центральная,  д. 32». 22.03.2021г. и 24.03.2021г. заказчиком внесены изменения в извещение и в аукционную документацию.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона № 44–ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Частями 5, 6 статьи 31 Закона о контрактной системе предусмотрено, что информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 данной статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке. При этом, заказчик не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований данного Федерального закона.

В силу части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 данной статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.

Согласно п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, или копии этих документов, а также декларацию о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 данного Федерального закона (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).

В пункте 16 раздела 2 аукционной документации (Информационная карта) заказчиком в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, ст. 52,    ст. 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) установлены требования к участникам закупки, а именно:

- участник аукциона должен быть членом СРО в области капитального ремонта объектов капитального строительства;

- участник аукциона - член СРО должен иметь право выполнять работы в отношении объектов капитального строительства;

- СРО, в которой состоит участник, должна иметь компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств;

- совокупный размер обязательств участника аукциона по договорам, которые заключены с использованием конкурентных способов, не должен превышать уровень ответственности участника по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств.

Указанные требования не распространяются:

- на участников, которые предложат цену контракта 3 млн. руб. и менее. Такие участники не обязаны быть членами СРО в силу ч. 2.1 ст. 52 ГрК РФ;

- на унитарные предприятия, государственные и муниципальные учреждения, юридические лица с государственным участием в случаях, которые перечислены в    ч. 2.2 ст. 52 ГрК РФ.

В соответствии с частью 2 статьи 52 ГрК РФ работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено статьей 52 ГрК РФ.

Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, не являющиеся членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, могут выполнять работы по договорам строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, в случае, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает трех миллионов рублей (часть 2.1 статьи 52 ГК РФ).

Частью 1 статьи 55.8 ГрК РФ установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, по договору подряда на осуществление сноса, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, если иное не установлено ГрК РФ.

Согласно ч. 3 ст. 55.8 ГрК РФ член СРО имеет право выполнять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договорам строительного подряда, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, при соблюдении в совокупности следующих условий:

1) наличие у СРО, членом которой является такое лицо, компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств, сформированного в соответствии со  ст. 55.4 и ст. 55.16 ГрК РФ;

2) если совокупный размер обязательств по указанным в абзаце первом данной части договорам не превышает предельный размер обязательств, исходя из которого таким лицом был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в соответствии с ч. 13 ст. 55.16 ГрК РФ. Количество договоров строительного подряда, которые могут быть заключены членом СРО с использованием конкурентных способов заключения договоров, не ограничивается.

Согласно частям 1 и 2 ст. 55.16 ГрК РФ саморегулируемая организация в целях обеспечения имущественной ответственности членов саморегулируемой организации по обязательствам, возникшим вследствие причинения вреда личности или имуществу гражданина, имуществу юридического лица вследствие разрушения, повреждения здания, сооружения либо части здания или сооружения, формирует компенсационный фонд возмещения вреда, а также в целях обеспечения имущественной ответственности членов саморегулируемой организации по обязательствам, возникшим вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения ими обязательств по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договорам строительного подряда или договорам подряда на осуществление сноса, заключенным с использованием конкурентных способов заключения договоров, дополнительно формирует компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в случаях, предусмотренных ч. 2 и ч. 4 ст. 55.4 ГрК РФ.

Согласно ч. 3 ст. 55.16 ГрК РФ не допускается освобождение члена СРО от обязанности внесения взноса в компенсационный фонд возмещения вреда, в том числе за счет его требований к саморегулируемой организации, а также освобождение члена саморегулируемой организации, подавшего заявление о намерении принимать участие в заключении договоров подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договоров строительного подряда, договоров подряда на осуществление сноса с использованием конкурентных способов заключения договоров, от обязанности внесения взноса в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в случае, если саморегулируемой организацией принято решение о формировании такого компенсационного фонда.

Частью 12 статьи 55.16 ГрК РФ установлены минимальные размеры взноса в компенсационный фонд возмещения вреда на одного члена саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в зависимости от уровня ответственности члена саморегулируемой организации.

Таким образом, в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации, вне зависимости от указания вышеперечисленных условий в документации об электронном аукционе, лицом, которое планирует принимать участие в конкурентных процедурах в целях заключения договора строительного подряда, должен быть внесен взнос в компенсационный фонд возмещения вреда и в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств.

При этом, исходя из положения статей 52, 55.8 ГрК РФ лицо, которое планирует принимать участие в конкурентных процедурах в целях заключения договора строительного подряда, с ценой более трех миллионов рублей, должно быть членом СРО с наличием компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств, с соответствующим уровнем ответственности в нем, исходя из внесенных членом СРО взносов в такой фонд.

Кроме того, выписка из СРО, предоставляемая во второй части заявки на участие в электронном аукционе по форме, утвержденной приказом Ростехнадзора от 04.03.2019 № 86, отражает информацию о взносах в компенсационные фонды обеспечения договорных обязательств и возмещения вреда.

В связи с чем, доводы заявителя о том, что заказчиком не установлены требования к участникам закупки о наличии взносов в фонд возмещения вреда являются необоснованными.

В соответствии с частью 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная данным Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

Согласно пункту 3 части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования о наличии опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации.

В силу части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.

Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 и частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.

Приложением № 1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 № 99 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям» (далее - Постановление № 99) установлены дополнительные требования к участникам закупки.

Предметом закупки (извещение №0177300007821000002) является капитальный ремонт здания сельского дома культуры по адресу: Республика Алтай, Онгудайский район, с. Хабаровка, ул. Центральная, д. 32 (т.е. капитальный ремонт объекта капитального строительства). Начальная (максимальная) цена контракта составляет 10 351 719,05 рублей.

В связи с чем, Комиссия УФАС по РА приходит к выводу, что в рамках данной закупки заказчик в извещении и в аукционной документации обязан установить дополнительные требования к участникам аукциона, предусмотренные п. 2(4) приложения № 1 к Постановлению № 99, а именно выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта).

В подпункте 11 пункта 16 Информационной карты установлено требование к участникам закупки о предоставлении документов, подтверждающих опыт, в соответствии с пунктом 2(4) приложения № 1 к Постановлению № 99. Однако, в нарушение части 3 статьи 7, пункта 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе заказчиком в извещении не установлены дополнительные требования к участникам закупки и о предоставлении подтверждающих документов в соответствии с пунктом 2(4) приложения № 1 к Постановлению № 99.

Доводы заявителя в данной части являются обоснованными.

За данные нарушения законодательства о контрактной системе предусмотрена административная ответственность по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 данного закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.

В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства должна содержать проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, за исключением случая, если подготовка проектной документации в соответствии с указанным законодательством не требуется, а также случаев осуществления закупки в соответствии с ч.ч. 16 и 16.1 ст. 34 данного Федерального закона, при которых предметом контракта является, в том числе проектирование объекта капитального строительства. Включение проектной документации в документацию о закупке в соответствии с данным пунктом является надлежащим исполнением требований п.п. 1 - 3 данной части.

Согласно части 2 статьи 48 ГрК РФ проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.

В соответствии с ч. 12.2 ст. 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае проведения капитального ремонта объектов капитального строительства, финансируемого с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств лиц, указанных в части 1 статьи 8.3 данного Кодекса, осуществляется подготовка сметы на капитальный ремонт объектов капитального строительства на основании акта, утвержденного застройщиком или техническим заказчиком и содержащего перечень дефектов оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения с указанием качественных и количественных характеристик таких дефектов, и задания застройщика или технического заказчика на проектирование в зависимости от содержания работ, выполняемых при капитальном ремонте объектов капитального строительства. Застройщик по собственной инициативе вправе обеспечить подготовку иных разделов проектной документации, а также подготовку проектной документации при проведении капитального ремонта объектов капитального строительства в иных случаях, не указанных в данной части.

Таким образом, капитальный ремонт объекта капитального строительства, финансируемого с привлечением бюджетных средств, осуществляется на основании сметы на капитальный ремонт объектов капитального строительства, подготовка иных разделов проектной документации является правом застройщика.

Частью 7 статьи 110.2 Закона о контрактной системе определено, что методики составления сметы контракта, графика оплаты выполненных по контракту работ, графика выполнения строительно-монтажных работ утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Приказом Минстроя России от 23.12.2019 № 841/пр утвержден Порядок определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок в сфере градостроительной деятельности (за исключением территориального планирования) (далее - Порядок № 841/пр) и Методика составления сметы контракта, предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства (далее - Методика № 841/пр).

Пунктом 7 Порядка № 841/пр предусмотрено, что результат определения НМЦК оформляется заказчиком в виде протокола. Рекомендуемый образец такого протокола приведен в приложении № 1 к Порядку № 841/пр.

Согласно пунктам 29, 30 раздела VI Порядка № 841/пр НМЦК на выполнение подрядных работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также строительству некапитальных строений и сооружений осуществляется в виде проекта сметы контракта в пределах НМЦК на выполнение подрядных работ без использования предусмотренных проектной документацией в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации сметных нормативов, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов, и сметных цен строительных ресурсов. В проекте сметы контракта приводятся затраты на подрядные работы, входящие в объект закупки и предусмотренные проектной документацией, получившей положительное заключение экспертизы проектной документации, а также рабочей документацией (при наличии).

Комиссией УФАС по РА установлено, что заказчиком в ЕИС в сфере закупок размещены, в том числе документ «Протокол НМЦК»; ведомости объемов работ; акт технического осмотра объекта капитального строительства – здания сельского дома культуры по адресу: Республика Алтай, Онгудайский район, с. Хабаровка, ул. Центральная, д. 32; раздел 11 проектной документации «Смета на строительство объекта капитального строительства (Объект: «Капитальный ремонт здания сельского дома культуры по адресу: Республика Алтай, Онгудайский район,   с. Хабаровка, ул. Центральная, д. 32»); положительное заключение государственной экспертизы (№ 04-1-0094-19 от 07.06.2019г.) о проверке достоверности определения сметной стоимости объекта капитального строительства.

Согласно документу «Протокол НМЦК» (размещен в ЕИС отдельным файлом) заказчиком обоснование НМЦК осуществлено по форме, предусмотренной Порядком № 841/пр. К протоколу приложен расчет НМЦК, согласно которому заказчиком применены индексы инфляции.

Учитывая тот факт, что капитальный ремонт здания сельского дома культуры   с. Хабаровка осуществляется в соответствии со сметной документацией, в качестве проекта сметы контракта представлены размещенные в ЕИС сметы на выполнение работ.

Заявитель участие представителя на заседании Комиссии УФАС по РА не обеспечил, в составе жалобы не представил доказательств, подтверждающих обоснованность довода, что сметы, размещенные заказчиком в ЕИС в составе аукционной документации, не отвечают требованиям, предъявляемым к проекту сметы контракта.

Таким образом, доводы заявителя о не размещении заказчиком в составе аукционной документации проекта сметы контракта, являются необоснованными.

Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона №0177300007821000002 от 05.04.2021г. 7 (семь) заявок признаны соответствующими требованиям аукционной документации.

На заседании Комиссии УФАС по РА представитель заказчика пояснил, что участниками закупки в составе второй части заявки представлены документы, подтверждающие опыт выполнения работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства.

Заявителем в жалобе не представлено подтверждений невозможности подготовки заявки на участие в электронном аукционе, а также доказательств того, каким образом действия заказчика нарушают его права и законные интересы. Согласно сведениям из Единого реестра членов СРО (http://reestr.nostroy.ru/) у ООО «Джули» (ИНН 6671106133) отсутствует членство в какой-либо саморегулируемой организации. Данное обстоятельство исключает возможность участия общества в электронном аукционе №0177300007821000002.

В связи с чем, Комиссия УФАС по РА приняла решение предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе заказчику не выдавать.

На основании вышеизложенного, Комиссия УФАС по РА, руководствуясь                  ст. 106 Федерального закона № 44–ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «Джули» на действия заказчика сельской администрации Хабаровского сельского поселения Онгудайского района Республики Алтай при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона №0177300007821000002 «Капитальный ремонт здания сельского дома культуры по адресу: Республика Алтай, Онгудайский район, с. Хабаровка, ул. Центральная, д. 32» обоснованной в части не установления в извещении о проведении электронного аукциона дополнительных требований к участникам закупки по части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе.

2. Признать заказчика сельскую администрацию Хабаровского сельского поселения Онгудайского района Республики Алтай нарушившим часть 3 статьи 7, пункт 6 части 5 статьи 63 Федерального закона №44–ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

3. Передать материалы дела должностному лицу УФАС по РА для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица заказчика, виновного в нарушении законодательства о контрактной системе.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны