Решение №004/01/16-285/2021 Р Е Ш Е Н И Е № 004/01/16-285/2021 от 1 декабря 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е № 004/01/16-285/2021

                                                                                                                      г. Горно-Алтайск

 

Резолютивная часть решения оглашена «17» ноября 2021г.

В полном объеме решение изготовлено «01» декабря 2021г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Председатель комиссии:

<…> – руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай;

Члены комиссии:

<…> – начальник отдела антимонопольного контроля и рекламы управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай;

<…> – заместитель начальника отдела антимонопольного контроля и рекламы управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай,

рассмотрев 17.11.2021 года дело №004/01/16-285/2021 от 13 августа 2021 по признакам нарушения по признакам нарушения Администрацией МО «Усть-Канский район», МБУ «Кан-Чарас», ООО «АлтайВектор» пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай поступили обращения Комитета по тарифам Республики Алтай
(вх. №3272 от 21.06.2021г.) и филиала «Горно-Алтайский» АО «Алтайэнергосбыт» о проверке законности передачи МБУ «Кан-Чарас» муниципального имущества (объектов тепло- и водоснабжения) по агентскому договору №1 от 07.06.2021г., заключенному с ООО «АлтайВектор».

25.11.2019г. между Администрацией МО «Усть-Канский район» и ООО «АлтайВектор» по результатам конкурса на основании распоряжения Администрации №858/1 от 30.08.2019г. заключено концессионное соглашение в отношении объектов водоснабжения, находящихся в собственности МО «Усть-Канский район».

28.09.2020г. между Администрацией МО «Усть-Канский район» и ООО «АлтайВектор» по результатам конкурса на основании распоряжения Администрации №626 от 14.09.2020г. заключено концессионное соглашение в отношении объектов теплоснабжения, находящихся в собственности МО «Усть-Канский район».

Позднее, 07.06.2021г. между ООО «АлтайВектор» (далее – Общество) и Муниципальным бюджетным учреждением «Кан-Чарас» (далее –МБУ «Кан Чарас», Учреждение) без проведения торгов заключен агентский договор №1, в соответствии с которым Учреждение (Агент) обязуется по поручению Общества (Принципал) от своего имени и за свой счет выполнять условия, прописанные в концессионных соглашениях от 25.11.2019г. и 28.09.2020г. в отношении объектов тепло-  водоснабжения, находящихся в собственности МО «Усть-Канский район».

В соответствии с пунктом 2.1 Агентского договора №1 от 07.06.2021г. объектом договора являются объекты водоснабжения и теплоснабжения на территории муниципального образования «Усть-Канский район», указанные в приложении 1 Соглашения от 25.11.2019г. и в приложении 1 Соглашения от 28.09.2020г., предназначенные для осуществления деятельности по тепло- и водоснабжению, которые подлежат реконструкции и модернизации. 

Согласно письменным пояснениям Администрации МО «Усть-Канский район» (далее – Администрация) (вх. №3489 от 30.06.2021г.) 27.05.2021г. от ООО «АлтайВектор» поступило письмо о согласовании передачи объектов концессионных соглашений МБУ «Кан-Чарас». Агентский договор №1 от 07.06.2021г. был заключен после письменного ответа Администрации №2017 от 27.05.2021г. о даче согласия на передачу объектов соглашения третьим лицам в соответствии с пунктом 6.3 Концессионных соглашений.

Пунктом 6.3 Концессионных соглашений от 25.11.2019г. и 28.09.2020г. установлено, что концессионер имеет право с письменного согласия концендета, передавать объект соглашения в пользование третьим лицам на срок, не превышающий срока действия соглашения, указанного в пункте 10.1 данного соглашения, при условии соблюдения обязательств концессионера, предусмотренных данным соглашением.

В письменных пояснениях ООО «АлтайВектор» (вх. №3528 от 02.07.2021г.) и МБУ «Кан-Чарас» (вх. №4031 от 28.07.2021г.) указаны аналогичные доводы.

Пунктом 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции (далее – Закон о защите конкуренции) запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к  ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

В силу пункта 11 части 1 статьи 4 Федерального закона от 21.07.2005г. №115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее – Закон о концессионных соглашениях) объектами концессионного соглашения являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем.

В соответствии с частью 1 статьи 13 Закона о концессионных соглашениях концессионные соглашения заключаются путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения.

Однако, в соответствии с пунктом 1 части 7 статьи 42 Закона о концессионных соглашениях, по концессионному соглашению, объектом которого являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, не допускается передача концессионером прав владения и (или) пользования объектами, передаваемыми концессионеру по концессионному соглашению, в том числе передача таких объектов в субаренду.

Таким образом, передача объектов тепло- и водоснабжения концессионных соглашений от 25.11.2019г. и 28.09.2020г. во владение и пользование минуя участие в публичных процедурах (конкурс) противоречит Закону о концессионных соглашениях и Закону о защите конкуренции.

В отличие от других гражданско-правовых обязательств предметом концессионного обязательства являются действия концессионера по созданию (строительству), реконструкции строго определенного недвижимого и (или) недвижимого и движимого имущества, а также осуществление деятельности с его использованием; инвестиционная деятельность; работы по созданию и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения; комплекс мероприятий по эксплуатации объекта концессионного соглашения; действия по передаче объекта концессионного соглашения.

Из вышеуказанного, следует, что в случае перемены лица по концессионному соглашению, заключенному в отношении объектов теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, муниципальное имущество должно быть возвращено органам местного самоуправления для проведения нового конкурса и определения нового концессионера.

В связи с этим, передача концедентом (ООО «АлтайВектор») с согласия Администрации МО «Усть-Канский район» прав владения и пользования объектами по концессионным соглашениям другому лицу (МБУ «Кан-Чарас») противоречит установленным требованиям законодательства и приводит к созданию необоснованного преимущества для МБУ «Кан-Чарас» перед другими участниками (в том числе потенциальными) рынка путем получения без торгов прав на имущество, переданное ООО «АлтайВектор» в соответствии с концессионными соглашениями.

В связи с изложенным, у ООО «АлтайВектор», МБУ «Кан-Чарас» и Администрации МО «Усть-Канский район» отсутствовали правовые основания для передачи прав владения и пользования в отношении объектов концессионного соглашения по агентскому договору №1 от 07.06.2021г.

Соответственно, действия ООО «АлтайВектор», Администрации МО «Усть-Канский район» и МБУ «Кан-Чарас» по заключению антиконкурентного соглашения о передаче в приоритетном порядке МБУ «Кан-Чарас» муниципального имущества системы тепло- и водоснабжения, реализованного путем заключения агентского договора №1 от 07.06.2021г., в отношении муниципальных объектов тепло- и водоснабжения, расположенных на территории муниципального образования «Усть-Канский район» в нарушение требований статьи 42 Федерального закона концессионных соглашениях, обеспечили приоритетный доступ МБУ «Кан-Чарас» на рынок услуг тепло- и водоснабжения муниципального образования «Усть-Канский район», что противоречит пункту 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции.

Приказом УФАС по РА от 13.08.2021г. №87 в отношении ООО «АлтайВектор», Администрации МО «Усть-Канский район» и МБУ «Кан-Чарас» возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».

УФАС по РА проведено исследование состояния конкуренции в Республике Алтай, по результатам которого установлено следующее:

Временной интервал исследования: период 07.06.2021г. (дата заключения агентского договора) по 13.08.2021г. (дата возбуждения дела №004/01/16-285/2021).

Продуктовые границы товарного рынка: теплоснабжение и водоснабжение.

Географические границы товарного рынка: Республика Алтай, Усть-Канский район, Республики Алтай.

На заседании Комиссии представители ООО «АлтайВектор» и МБУ «Кан-Чарас» пояснили, что в настоящий момент имущество, указанное в Концессионных соглашениях от 25.11.2019г.  28.09.2020г., находится во владении и пользовании МБУ «Кан-Чарас». Фактически услуги по тепло- и водоснабжению в Усть-Канском районе оказывает МБУ «Кан-Чарас».

23.09.2021г. Комиссия приняла решение об отложении рассмотрения дела №004/01/16-285/2021 на 02.11.2021г. в 14:00 часов в целях предоставления права лицам, участвующим в деле, направить в УФАС по РА пояснения, доказательства и привести доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела.

Согласно письмам Комитета по тарифам Республики Алтай №2134 от 22.10.2021г. (вх. №5686 от 22.10.2021г.) и филиала АО «Алтайэнергосбыт» «Горно-Алтайский» №АЭС/13/3043 от 26.10.2021г. (вх. №5747 от 26.10.2021г.) участники дела №004/01/16-285/2021 согласны с выводами Комиссии, изложенными в заключении об обстоятельствах дела, дополнительных пояснений и доводов не имеют.

На момент заседания Комиссии УФАС по РА возражений и дополнительных пояснений на указанное заключение от других участников дела не поступило.

28.10.2021г. в связи с тем, что Указом Президента Российской Федерации от 20.10.2021г. №595 с 30.10.2021г. по 07.11.2021г. были установлены нерабочие дни, заседание Комиссии УФАС по РА по рассмотрению дела №004/01/16-285/2021, назначенное на 02.11.2021г. в 14 часов 00 минут, перенесено и назначено на 17.11.2021г. в 15 часов 30 минут.

В соответствии с пунктом 17 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» под признакам ограничения конкуренции понимается сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Таким образом, передача муниципального имущества, а именно объектов тепло- и водоснабжения, без проведения конкурентных процедур, предусмотренных законом, привела к ограничению конкуренции, выразившемся в ограничении доступа на товарный рынок других хозяйствующих субъектов, потенциально претендующих на осуществление предпринимательской деятельности на соответствующих товарных рынках Усть-Канского района.

На основании вышеизложенного, Комиссия УФАС по РА приходит к выводу, что в действиях ООО «АлтайВектор», МБУ «Кан-Чарас» и Администрации МО «Усть-Канский район» усматривается нарушение пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в заключении антиконкурентного соглашения о передаче в приоритетном порядке МБУ «Кан-Чарас» муниципального имущества системы тепло- и водоснабжения, реализованного путем заключения агентского договора №1 от 07.06.2021г., в отношении муниципальных объектов тепло- и водоснабжения, расположенных на территории муниципального образования «Усть-Канский район» в нарушение требований статьи 42 Федерального закона концессионных соглашениях обеспечили приоритетный доступ МБУ «Кан-Чарас» на рынок услуг тепло- и водоснабжения муниципального образования «Усть-Канский район», чем созданы условия для устранения, ограничения, недопущения конкуренции.

В ходе рассмотрения дела №004/01/16-285/2021 ответчиками даны пояснения, согласно которым спорное имущество находится во владении и пользовании МБУ «Кан Чарас», агентский договор №1 от 07.06.2021г. не расторгнут. В связи с чем, Комиссия приходит к выводу о наличии оснований для выдачи ответчикам предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

Частью 4 статьи 14.32 Кодекса об административных правонарушениях запрещается заключение хозяйствующим субъектом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения либо участие в нем, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 - 3 настоящей статьи, и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от одной сотой до пяти сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо сумма расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) или административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), - от двух тысячных до двух сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не менее пятидесяти тысяч рублей.

Частью 7 статьи 14.32 Кодекса об административных правонарушениях запрещается заключение федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органом или организацией либо государственным внебюджетным фондом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения либо осуществление указанными органами или организациями недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации согласованных действий, и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу о необходимости передать материалы настоящего дела должностному лицу УФАС по РА для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства в отношении виновных лиц.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства,

РЕШИЛА:

  1. Признать Администрацию МО «Усть-Канский район», МБУ «Кан-Чарас», ООО «АлтайВектор» нарушившими пункт 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» по факту заключения антиконкурентного соглашения о передаче в приоритетном порядке МБУ «Кан-Чарас» муниципального имущества системы тепло- и водоснабжения, реализованного путем заключения агентского договора №1 от 07.06.2021г., в отношении муниципальных объектов тепло- и водоснабжения, расположенных на территории муниципального образования «Усть-Канский район» в нарушение требований статьи 42 Федерального закона концессионных соглашениях, что обеспечило приоритетный доступ МБУ «Кан-Чарас» на рынок услуг тепло- и водоснабжения муниципального образования «Усть-Канский район».
  2. Выдать МБУ «Кан-Чарас» и ООО «АлтайВектор» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
  3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу УФАС по РА для возбуждения административного производства, предусмотренного частями 4, 7 статьи 14.32 КоАП РФ.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны