Решение №51 РЕШЕНИЕ по внеплановой камеральной проверке № 51 от 18 августа 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по внеплановой камеральной проверке № 51

 

«18» августа 2020г.                                                                           г. Горно-Алтайск

 

Комиссия УФАС по РА по проведению внеплановой камеральной проверки (далее - Комиссия) в составе:

с участием посредством видео-конференц-связи представителя заказчика МБОУ «Черно-Ануйская СОШ имени Героя Советского Союза К.А. Туганбаева» …. по доверенности от 17.08.2020г. провела внеплановую камеральную проверку заказчика МБОУ «Черно-Ануйская СОШ имени Героя Советского Союза К.А. Туганбаева» по вопросу соблюдения требований Федерального закона № 44–ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» при проведении электронного аукциона №0377300029220000001 «Работы строительные по возведению нежилых зданий и сооружений (работы по строительству новых объектов, возведению пристроек, реконструкции и ремонту зданий)»,

УСТАНОВИЛА:

В связи с поступившим поручением ФАС России №МЕ/49839-ПР/19 от 13.06.2019г. о необходимости усиления контроля за соблюдением законодательства о контрактной системе при осуществлении закупок в рамках реализации национальных проектов (п. 3 Протокола заседания Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 08.05.2019г.), УФАС по РА 10.08.2020г. приказом № 98 назначена внеплановая камеральная проверка заказчика МБОУ «Черно-Ануйская СОШ имени Героя Советского Союза К.А. Туганбаева» по соблюдению требований Федерального закона № 44–ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»     (далее - Закон о контрактной системе) при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона № 0377300029220000001 «Работы строительные по возведению нежилых зданий и сооружений (работы по строительству новых объектов, возведению пристроек, реконструкции и ремонту зданий)» (закупка в рамках национального проекта «Образование»).

В ходе проверки у заказчика МБОУ «Черно-Ануйская СОШ имени Героя Советского Союза К.А. Туганбаева» запрошены вторые части заявок участников электронного аукциона №0377300029220000001.

Запрашиваемые документы поступили в УФАС по РА 17.08.2020г.    (вх. № 4383).

Комиссия, проведя внеплановую камеральную проверку, заслушав доводы представителя заказчика, установила следующее:

04.08.2020г. МБОУ «Черно-Ануйская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза К.А. Туганбаева» на официальном сайте ЕИС в сфере закупок (zakupki.gov.ru) размещено извещение № 0377300029220000001 «Работы строительные по возведению нежилых зданий и сооружений (работы по строительству новых объектов, возведению пристроек, реконструкции и ремонту зданий)». Согласно предмету извещения № 0377300029220000001 необходимо выполнить работы по капитальному ремонту помещения (спортивного зала) в здании школы по адресу: Республика Алтай, Усть-Канский район, с. Черный Ануй, ул. Туганбаева, 10.

В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию о размере обеспечения исполнения контракта, сроке и порядке предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.

В ч. 3 ст. 96 Закона о контрактной системе установлено, что исполнение контракта, гарантийные обязательства могут обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств, срок действия банковской гарантии определяются в соответствии с требованиями данного Федерального закона участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. При этом срок действия банковской гарантии должен превышать предусмотренный контрактом срок исполнения обязательств, которые должны быть обеспечены такой банковской гарантией, не менее чем на один месяц, в том числе в случае его изменения в соответствии со статьей 95 Закона о контрактной системе.

В извещении № 0377300029220000001 в разделе «Обеспечение исполнения контракта» установлено следующее: требуется обеспечение исполнения контракта; размер обеспечения исполнения контракта - 5.00%; исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику.

В п. 10 Информационной карты (раздел I аукционной документации) заказчиком указаны размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта: исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику; способ обеспечения исполнения контракта определяются участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать предусмотренный контрактом срок исполнения обязательств, которые должны быть обеспечены такой банковской гарантией, не менее чем на один месяц, в том числе в случае его изменения в соответствии со статьей 95 Закона о контрактной системе.

Аналогичные условия содержатся в разделе 10 «Обеспечение исполнения обязательств по контракту» проекта контракта (раздел III аукционной документации).

В извещении №0377300029220000001 установлено ограничение – закупка осуществляется у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.

Частью 8.1 статьи 96 Закона о контрактной системе установлено, что участник закупки, с которым заключается контракт по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 данного Федерального закона, освобождается от предоставления обеспечения исполнения контракта, в том числе с учетом положений статьи 37 данного Федерального закона, в случае предоставления таким участником закупки информации, содержащейся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающей исполнение таким участником (без учета правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов, исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). Такая информация представляется участником закупки до заключения контракта в случаях, установленных данным Федеральным законом для предоставления обеспечения исполнения контракта. При этом сумма цен таких контрактов должна составлять не менее начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.

Следовательно, предоставление данных контрактов является условием, при котором победитель закупки освобождается от предоставления обеспечения исполнения контракта, указанного в ч. 3 ст. 96 Закона о контрактной системе.

При этом, аукционная документация или проект контракта не содержат условий, при которых участник закупки (субъект малого предпринимательства или социально ориентированная некоммерческая организация) в соответствии с ч. 8.1                    ст. 96 Закона о контрактной системе освобождается от предоставления обеспечения исполнения контракта. Данные действия заказчика нарушают п. 8 ч. 1 ст. 64, ч. 8.1 ст. 96 Закона о контрактной системе. За данные нарушения предусмотрена ответственность по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.

В соответствии с ч. 4 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

Согласно ч. 5, 8 ст. 34 Закона о контрактной системе (в редакции, действующей до 01.07.2019г.) в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.  Штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Федеральным законом от 01.05.2019 № 71-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» с 01.07.2019г. в ч. 5, 8     ст. 34 Закона о контрактной системе внесены изменения, а именно слова «в виде фиксированной суммы, определенной» исключены.

Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019г. № 1011 внесены изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 30.08.2017г. № 1042 «Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. № 570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. № 1063» (далее – Правила № 1042), в том числе, в части исключения слов «в виде фиксированной суммы, определенной», замены слов «начисленной неустойки (штрафов, пени)» словами «начисленных штрафов».

Данные изменения в постановление Правительства РФ от 30.08.2017г. № 1042 вступили в силу с 14.08.2019г.

В нарушение ч.ч. 5, 8 ст. 34 Закона о контрактной системе, п.п. 3, 5, 6, 9 Правил  № 1042, заказчиком в п.п. 9.3 - 9.7 проекта контракта установлена ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение заказчиком, подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, где содержится указание слов «в виде фиксированной суммы».

В нарушение п.п. 11, 12 Правил № 1042 п.п. 9.10, 9.11 проекта контракта, предусматривающие требования к общей сумме начисленной неустойки за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) / заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, вместо слов «начисленных штрафов» содержат слова «начисленной неустойки (штрафов, пени)».

В нарушение п. 4 Правил № 1042 заказчиком в проекте контракта не установлена ответственность поставщика (подрядчика, исполнителя) за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом.

В п. 3 Правил № 1042 установлены размеры штрафа за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом.

Заказчиком в нарушение п. 3 Правил № 1042 в п. 9.4 проекта контракта данный штраф установлен ненадлежащим образом, в размере 5 процентов цены контракта, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей; 10 процентов цены контракта, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 10.5. – 10.7. данного контракта).

В п. 5 Правил № 1042 установлено, что за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным с победителем закупки (или с иным участником закупки в случаях, установленных Федеральным законом), предложившим наиболее высокую цену за право заключения контракта, размер штрафа рассчитывается в порядке, установленном данными Правилами, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, и устанавливается в следующем порядке:

а) в случае, если цена контракта не превышает начальную (максимальную) цену контракта:

10 процентов начальной (максимальной) цены контракта, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;

5 процентов начальной (максимальной) цены контракта, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);

1 процент начальной (максимальной) цены контракта, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);

б) в случае, если цена контракта превышает начальную (максимальную) цену контракта:

10 процентов цены контракта, если цена контракта не превышает    3 млн. рублей;

5 процентов цены контракта, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);

1 процент цены контракта, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно).

Заказчиком в нарушение п. 5 Правил № 1042 в п. 9.5 проекта контракта данный штраф установлен ненадлежащим образом, в размере 10 процентов начальной (максимальной) цены контракта, 5 процентов начальной (максимальной) цены контракта, т.е. только по пп. б п. 5 данных Правил.

Таким образом, действия заказчика в части ненадлежащего установления в проекте контракта ответственности сторон нарушают ч.ч. 5, 8 ст. 34 Закона о контрактной системе, пункты 3, 4, 5, 6, 9, 11, 12 Правил №1042 и содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона №0377300029220000001 от 17.08.2020г. победителем аукциона признано ООО «МОНОЛИТ» (предложена цена контракта 941629,80 руб.).

В связи с тем, что допущенные нарушения не повлияли на возможность подачи заявок на участие в аукционе, Комиссия УФАС по РА решила выдать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе путем: включения в раздел 10 «Обеспечение исполнения обязательств по контракту» проекта контракта условий, при которых участник закупки (субъект малого предпринимательства или социально ориентированная некоммерческая организация) в соответствии с ч. 8.1 ст. 96 Закона о контрактной системе освобождается от предоставления обеспечения исполнения контракта; приведения пунктов 9.3 – 9.7, 9.10, 9.11 проекта контракта в соответствие с Правилами № 1042 на этапе заключения контракта с победителем аукциона.

На основании вышеизложенного, Комиссия УФАС по РА, руководствуясь                 статьей 99 Федерального закона № 44–ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», по результатам рассмотрения материалов внеплановой камеральной проверки,

РЕШИЛА:

  1. Признать заказчика МБОУ «Черно-Ануйская СОШ имени Героя Советского Союза К.А. Туганбаева» нарушившим ч.ч. 5, 8 ст. 34, п. 8 ч. 1 ст. 64, ч. 8.1 ст. 96 Федерального закона № 44–ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», п.п. 3, 4, 5, 6, 9, 11, 12 Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. № 570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. № 1063, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 № 1042, в части: неуказания в аукционной документации условий, при которых участник закупки (субъект малого предпринимательства или социально ориентированная некоммерческая организация) в соответствии с ч. 8.1 ст. 96 Закона о контрактной системе освобождается от предоставления обеспечения исполнения контракта; ненадлежащего установления в п.п. 9.3 – 9.7, 9.10, 9.11 проекта контракта ответственности сторон.

2. Выдать заказчику МБОУ «Черно-Ануйская СОШ имени Героя Советского Союза К.А. Туганбаева» предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе, путем: включения в раздел 10 «Обеспечение исполнения обязательств по контракту» проекта контракта условий, при которых участник закупки в соответствии с ч. 8.1 ст. 96 Закона о контрактной системе освобождается от предоставления обеспечения исполнения контракта; приведения пунктов 9.3 – 9.7, 9.10, 9.11 проекта контракта в соответствие с Правилами № 1042 на стадии заключения его с победителем электронного аукциона.

3. Передать материалы проверки должностному лицу УФАС по РА для возбуждения административного производства по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ в отношении должностного лица заказчика, допустившего данные нарушения.

         

        Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны