Постановление б/н Постановление по делу возбужденному в отношении ООО «Медикум... от 17 августа 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о прекращении производства по делу № 7/р

об административном правонарушении

15.07.2016г.                                                                                 г.  Горно-Алтайск,

                                                                                                          ул. Улагашева, 13

 

Я, заместитель руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай Гуткович А.Е., рассмотрев протокол от 07.07.2016г. и материалы дела об административном правонарушении №7/р от 21.06.2016г., возбужденного в отношении ООО «Медикум» (ОГРН: 1120411000181, ИНН: 0411158700, юридический адрес: Республика Алтай, Чемальский район, с.Чемал, улица Уожанская №58А),

 

УСТАНОВИЛ

 

Дело рассматривается в УФАС по РА (Республика Алтай, г.Горно-Алтайск, ул. Улагашева, 13) в присутствии Хабаровой Н.Н. исполнительного директора ООО «Медикум».

Событие административного правонарушения и его квалификация:  

На сайте эко-курорта «Марьин Остров» (http://marin-ostrov.ru) в разделах «Берегиня», «Сила рода», «Пантовые ванны», «Долголетие» размещена информация следующего содержания.

В разделе «Медицинский центр», подраздел «Центр восстановительной медицины «Долголетие» (http://marin-ostrov.ru/ozdorovlenie-organizma-ochishhenie/med-center/) (далее – раздел «Долголетие») опубликовано, в частности, информационное сообщение следующего содержания: «Сейчас мы с гордостью презентуем свою концепцию и программы оздоровления, основанную на главном достоянии Алтая — пантолечении, потому что уверены в их высокой эффективности и нашем уникальном комплексном интегративном подходе. Мы осознанно не говорим «лечение», а говорим об оздоровлении или восстановлении, потому что мы не устраняем симптомы, снимая болевые ощущения, мы устраняем первопричину заболеваний и восстанавливаем нормальное функционирование организма естественным путем. Все применяемые нами методики являются безмедикаментозными, мы не используем антибиотиков, уколов, капельниц, поэтому воздействие происходит мягко. Мы реализуем основной принцип восточной медицины, где оздоровление строится на устранении причин заболеваний, поиск которых начинается в «энергетическом теле». Почему центр восстановительной медицины «Долголетие» особенный? Мы создали уникальную концепцию оздоровления, которая основана на синтезе многовекового опыта восточной медицины, передовых достижений европейской медицины и неповторимых природных факторах Алтая. Мы всегда начинаем оздоровление с восстановления энергетики с помощью нашей эксклюзивной программы, запуская механизм самовосстановления — согласно восточной концепции. Мы не ориентируемся на симптомы, мы ищем первопричину заболеваний и устраняем её без медикаментозного вмешательства, поэтому мы говорим оздоровление, а не лечение. Мы применяем парамедицинские способы оздоровления доступные только на Алтае, такие как пантолечение, апитерапия, фитотерапия, грязелечение, гипокситерапия, иппотрепия. Мы направляем «целебные» природные факторы на оздоровление человека, используем только экологически чистое сырье и бережно относимся к удивительной экосистеме Горного Алтая. Мы верим в уникальность нашей концепции и готовы доказать каждому ее высокую эффективность».

В разделе «Медицинский центр», подраздел «Для мужчин: «Сила Рода» (http://marin-ostrov.ru/ozdorovlenie-organizma-ochishhenie/muzhskoe-zdorove/) (далее – раздел «Сила Рода») опубликовано, в частности, информационное сообщение следующего содержания: «Результат прохождения программы «Сила рода» Благодаря восстановлению энергетики происходит гармонизация физических, психоэмоциональных и энергоинформационных уровней, запускается механизм саморегуляции и эффект закрепляется надолго. У вас улучшится половая функция и повысится потенция; Вы восстановите функции мочеполовой системы и опорно-двигательного аппарата; Ваши боли исчезнут, вернется подвижность в суставах и позвоночнике; Усилится ваша умственная и физической работоспособность; Вы активизируете защитные функции иммунной системы и организма в целом; Нормализуется артериальное давление и сон; Вы стабилизируете душевное состояние и снимете последствия стресса; Улучшится общее самочувствие и внешний вид».

В разделе «Медицинский центр», подраздел «Для женщин: «Берегиня», (http://marin-ostrov.ru/ozdorovlenie-organizma-ochishhenie/jenskoe-zdorovie/) (далее – раздел «Берегиня») опубликовано, в частности, информационное сообщение следующего содержания: «Результат прохождения программы «Берегиня» Вы укрепите основу вашего здоровья - энергетику, ауры, каналы, чакры и запустите механизм самовосстановления; Вы восстановите репродуктивные функции организма; Избавитесь от инфекций, болезнетворных бактерий, микробов, грибков; Нормализуете работу всех органов и систем организма; Снимете последствия стресса и иных негативных воздействий; Организм очистится от токсинов и шлаков, паразитов; Вы укрепите иммунитет и восстановите защитные функции организма; У вас улучшится общее состояние и внешний вид».

В разделе «Медицинский центр», подраздел «Отличные пантовые ванны» (http://marin-ostrov.ru/pantovye-vanny-altaj/) (далее – раздел «Пантовые ванны») опубликовано, в частности, информационное сообщение следующего содержания: «Результаты процедур: Нормализируется сексуальная функция, улучшается потенция; Восстанавливаются функции опорно-двигательного аппарата; Повышается умственная и физическая работоспособность; Организм очищается от токсинов и шлаков; Активизируются защитные функции иммунной системы и организма в целом; Нормализуется сон; Активизируются биохимические процессы в организме, регенерация и восстановление, замедляется старение; Улучшается процесс кроветворения, активизируются обменные реакции; Улучшается общее самочувствие, внешний вид; В итоге происходит гармонизация физических, психоэмоциональных и энергоинформационных уровней, запускается механизм саморегуляции и эффект закрепляется надолго».

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006  №38-ФЗ «О рекламе» рекламой признается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно пункту 2 статьи 3 Закона «О рекламе» объект рекламирования – товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама. 

Информация на сайте http://marin-ostrov.ru в разделах «Долголетие», «Берегиня», «Сила рода», «Пантовые ванны» является рекламой, так как она публична, адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объектам рекламирования: услугам, оказываемым ООО «Медикум» (в том числе медицинским услугам, услугам нетрадиционной (народной) медицины, программам «Берегиня», «Сила рода» «Пантовые ванны»), направлена на формирование и поддержание интереса к объектам рекламирования, их продвижение на рынках медицинских услуг и услуг нетрадиционной (народной) медицины.

В разделах сайта «Долголетие», «Берегиня», «Сила рода», «Пантовые ванны» указываются преимущества оздоровления на эко-курорте «Марьин остров», показания к прохождению программ, перечни медицинских услуг, в том числе методы профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации.

1. В соответствии с частью 7 статьи 24 Закона «О рекламе» реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства).

На рассматриваемом сайте в разделах «Долголетие», «Берегиня», «Сила рода», «Пантовые ванны» указаны оказываемые на эко-курорте медицинские услуги, включенные в перечень медицинских услуг, определенных Номенклатурой медицинских услуг, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27.12.2011 №1664н.

Указанная информация о медицинских услугах сопровождается информацией о противопоказаниях.

Вместе с тем, в нарушение части 7 статьи 24 Закона «О рекламе» на страницах сайта, на которых размещается вышеназванная реклама, отсутствует предупреждение о необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.

2. В соответствии с частью 1 статьи 24 Закона «О рекламе» реклама лекарственных средств, медицинских изделий и медицинских услуг, методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, методов народной медицины, реклама лекарственных средств не должна:

- содержать утверждения или предположения о наличии у потребителей рекламы тех или иных заболеваний либо расстройств здоровья (п. 5);

- создавать впечатление ненужности обращения к врачу (п. 7).

В соответствии с частью 1 статьи 24 Закона «О рекламе» требования пунктов 2 - 5 части 1 данной статьи распространяются также на рекламу медицинских услуг, в том числе на рекламу методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации.

В соответствии с частью 3.1 статьи 24 Закона «О рекламе» требования пунктов 2 - 5 и 7 части 1 данной статьи распространяются также на рекламу методов народной медицины.

В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 5 Закона «О рекламе» в рекламе не допускаются указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий.

В соответствии с частью 1 статьи 50 Федерального закона  от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» народной медициной являются методы оздоровления, утвердившиеся в народном опыте, в основе которых лежит использование знаний, умений и практических навыков по оценке и восстановлению здоровья.

На основании анализа фраз «безмедикаментозное устранение», «природная программа восстановления энергетики» и др., в соответствии с правовым определением понятия «народная медицина» УФАС по РА пришло к выводу, что в программах «Берегиня» и «Сила рода», в том числе используются методы народной медицины.

На рассматриваемом сайте в разделах «Берегиня» и «Сила рода» указана, в том числе, следующая информация:

«Основы оздоровительной программы «Берегиня»/«Сила рода»:

1. Собственная концепция оздоровления, которая основана на поиске причин отклонений, изменений в работе систем организма и их безмедикаментозное устранение;

2. Эффективность оздоровления повышают:

- природная программа востановления энергетики

- ручная косметология

- отличные от других технологии пантолечения

- SPA центр «5 Стихий»

- питание на основе Алтайских продуктов;

3. Гарантированный высокий результат оздоровления и возможность убедиться в высокой эффективности программ на себе с помощью диагностики до и после».

На основании комплексного анализа указанной рекламы, создается впечатление о ненужности обращения к врачу, так как на сайте утверждается о гарантированном высоком результате оздоровления и высокой эффективности программ (в том числе с помощью методов народной медицины), что противоречит требованиям пункта 7 части 1 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

Кроме того, на сайте в разделах «Берегиня» и «Сила рода» указывается следующая информация:

«- вы укрепите основу вашего здоровья - энергетику, ауры, каналы, чакры и запустите механизм самовосстановления;

- вы восстановите репродуктивные функции организма;

- избавитесь от инфекций, болезнетворных бактерий, микробов, грибков;

- нормализуете работу всех органов и систем организма;

- снимете последствия стресса и иных негативных воздействий;

- организм очистится от токсинов и шлаков, паразитов;

- вы укрепите иммунитет и восстановите защитные функций организма;

- у вас улучшится общее состояние и внешний вид.

- у вас улучшится половая функция и повысится потенция;

- вы восстановите функции мочеполовой системы и опорно-двигательного аппарата;

- ваши боли исчезнут, вернётся подвижность в суставах и позвоночнике;

- усилится ваша умственная и физической работоспособность;

- вы активизируете защитные функции иммунной системы и организма в целом;

- нормализуется артериальное давление и сон;

- вы стабилизируете душевное состояние и снимете последствия стресса;

- улучшится общее самочувствие и внешний вид».

УФАС по РА пришло к выводу, что вышеуказанные формулировки содержат утверждение о наличии у потребителей рекламы тех или иных заболеваний либо расстройств здоровья, так как избавление потребителя от микробов, грибков, очищение организма от токсинов и шлаков, восстановление репродуктивных функций организмов и т.д. подразумевает под собой наличие грибков, отсутствие репродуктивной функции и др., что противоречит требованиям пункта 5 части 1 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе»

Кроме того, из анализа вышеуказанной информации об оздоровительных программах «Берегиня», «Сила рода», «Отличные пантовые ванны», а именно, использование формулировок: «вы укрепите иммунитет» «у вас улучшится общее состояние», «ваши боли исчезнут» следует, что в вышеуказанной рекламе указывается на лечебные свойства и результаты прохождения программ «Берегиня», «Сила рода», «Отличные пантовые ванны». А так как, по мнению УФАС по РА, в данных программах используются методы народной медицины, использование таких формулировок противоречит требованию пункта 6 части 5 статьи 5 Закона «О рекламе».

В соответствии с частью 6 статьи 38 Закона «О рекламе» рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных частями 2 - 8 статьи 5, статьями 6 - 9, частями 4 - 6 статьи 10, статьей 12, частью 3 статьи 19, частями 2 и 6 статьи 20, частями 1, 3, 5 статьи 21, статьями 24 и 25, частями 1 и 6 статьи 26, частями 1 и 5 статьи 27, статьями 28 - 30.1 данного Федерального закона.

В соответствии со статьей 3 Закона «О рекламе» рекламодатель – это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

В соответствии с пояснениями ООО «Отель-сервис» (вх. №817 от 18.03.2016г.) и ООО «Медикум» (вх. №1124 от 14.04.2016г.) медицинские услуги в центре «Долголетие», программы оздоровления «Берегиня», «Сила рода», «Пантовые ванны» на эко-курорте «Марьин-остров» оказываются ООО «Медикум».

Таким образом, рекламодателем данной рекламы является ООО «Медикум».

При таких обстоятельствах нарушение пункта 6 части 5 статьи 5, пунктов 5, 7 части 1, части 7 статьи 24 Закона «О рекламе» при размещении рекламы в разделах «Берегиня», «Сила рода», «Пантовые ванны», «Долголетие» сайта «Марьин-остров» допущено ООО «Медикум» (решение УФАС по РА № 6-Р/16 от 10.06.2016г.).

В соответствии с частью 4 статьи 38 Закона «О рекламе» нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, в соответствии с которой нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 5 данной статьи, частью 4 статьи 14.3.1, статьями 14.37, 14.38, 19.31 данного Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Факт совершения административного правонарушения ООО «Медикум» подтверждается протоколом по делу №7/р об административном правонарушении от 07.07.2016г., а также другими материалами дела.

Срок давности привлечения ООО «Медикум» к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП за нарушение рекламного законодательства, на момент вынесения настоящего постановления не истек.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, предусмотренных статьей 4.3 КоАП, не выявлено.

12.07.2016г. ООО «Медикум» представило пояснения (вх. №1978), согласно которым Общество соглашается с предъявленными обвинениями. Также ООО «Медикум» указывает, что добровольно до вынесения постановления устранило допущенные нарушения, что в силу пункта 7 части 1         статьи 4.2 КоАП РФ является смягчающим обстоятельством. Размер финансовой санкции по статье 14.3 КоАП РФ несоразмерен последствиям нарушений, допущенных Обществом. ООО «Медикум» просит освободить юридическое лицо от административной ответственности и на основании статьи 2.9 КоАП РФ ограничиться устным замечанием.

Согласно статье 2.9 КоАП при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 18 постановления от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснил, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

ООО «Медикум» были устранены допущенные нарушения, действия общества по своему характеру не имеют значительной степени общественной опасности, и не причинили существенного вреда охраняемым общественным отношениям в сфере распространения рекламы.

Кроме того, сумма штрафа, предусмотренная частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ (юридические лица - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей) несопоставима с совершенным ООО «Медикум» правонарушением. В связи с чем данное правонарушение может быть признано малозначительным.

Руководствуясь статьями 2.9, 2.10, 14.3, 23.48, 29.9, 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

1) Производство по делу об административном правонарушении № 7/р, возбужденному в отношении юридического лица ООО «Медикум» (ОГРН: 1120411000181, ИНН: 0411158700, юридический адрес: Республика Алтай, Чемальский район, с.Чемал, улица Уожанская №58А) прекратить в связи с малозначительностью административного правонарушения.

2) В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ объявить ООО «Медикум» за нарушение требований пункта 6 части 5 статьи 5, пунктов 5, 7 части 1, части 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006  №38-ФЗ «О рекламе» (ответственность по части 1 статьи 14.3 КоАП РФ) устное замечание.

В соответствии с пунктом 3 части 1 и частью 3 статьи 30.1, а также частью 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу, либо в Арбитражный суд Республики Алтай в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно статье 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

Связанные организации

Связанные организации не указаны