Решение №004/10/99-292/2023 РЕШЕНИЕ по внеплановой документарной проверке № 004/10/99-29... от 1 августа 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по внеплановой документарной проверке № 004/10/99-292/2023

 

  «01» августа 2023 года                            г. Горно-Алтайск                                                                           

 

Комиссия УФАС по Республике Алтай по проведению внеплановой документарной проверки (далее - Комиссия) в составе:

<….>,

в присутствии представителей заказчика МКУ «Городское хозяйство и лесничество» <….>, ООО «Дормостстрой» <….> рассмотрела материалы внеплановой документарной проверки заказчика МКУ «Городское хозяйство и лесничество» по соблюдению требований Федерального закона № 44–ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» при изменении существенных условий муниципального контракта № 125-05-22 от 23.05.2022 на выполнение работ по ремонту асфальтобетонного покрытия автомобильной дороги по ул. Социалистическая от моста через     р. Улалушка в районе дома № 22 до ул. Барнаульская в г. Горно-Алтайске (изменение сроков выполнения работ дополнительным соглашением № 9 от 30.06.2023).

УСТАНОВИЛА:

УФАС по РА приказом от 19.07.2023 № 100/23 назначена внеплановая документарная проверка заказчика МКУ «Городское хозяйство и лесничество» по соблюдению требований Федерального закона от 05.04.2013 № 44–ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) при изменении существенных условий муниципального контракта № 125-05-22 от 23.05.2022 на выполнение работ по ремонту асфальтобетонного покрытия автомобильной дороги по              ул. Социалистическая от моста через р. Улалушка в районе дома № 22 до    ул. Барнаульская в г. Горно-Алтайске (изменение сроков выполнения работ дополнительным соглашением № 9 от 30.06.2023)

Основанием для проведения проверки явилось поступившее в УФАС по РА обращение прокуратуры г. Горно-Алтайска от 14.07.2023 исх. № 7-22-2023/158-23-20840002 (вх. от 17.07.2023 № 2984-ЭП/23 и от 18.07.2023         № 3022/23).

Приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай № 100/23 от 19.07.2023 проведение комиссии назначено на 31.07.2023 в 11-00 часов.

Приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай № 111/23 от 31.07.2023 дата и время проведения проверки перенесено на 01.08.2023 в 16-00 часов.

 В ходе проверки у заказчика МКУ «Городское хозяйство и лесничество» запрошены:  письменные возражения по установленным признакам нарушения (с указанием оснований для увеличения сроков выполнения работ); решение о необходимости корректировки проектно-сметной документации; документы по корректировке проектно-сметной документации (договор с проектной организацией, документы, подтверждающие приемку выполненных работ, откорректированную проектно-сметную документацию и т.д.); положительное заключение государственной экспертизы на корректировку проектно-сметной документации; документы, подтверждающие невозможность исполнения контракта в срок (письма подрядчика с приложением подтверждающих документов, решения (распоряжения) органа местного самоуправления (заказчика) и т.д.); информация об обеспечении исполнения контракта на весь срок исполнения контракта с учетом изменения, с предоставлением подтверждающих документов (независимые гарантии, платежные поручения и т.д.).

Пояснения и запрашиваемые документы поступили в УФАС по Республике Алтай 01.08.2023 (вх. № 3270/23, № 3277-ЭП/23).

Комиссия, проведя внеплановую документарную проверку, заслушав доводы представителей заказчика МКУ «Городское хозяйство и лесничество», подрядчика ООО «Дормостстрой», установила следующее.

По результатам электронного аукциона №0377300028722000118 заказчиком МКУ «Городское хозяйство и лесничество» с ООО «Дормостстрой» 23.05.2022 заключен муниципальный контракт №125-05-22 на выполнение работ по ремонту асфальтобетонного покрытия автомобильной дороги по ул. Социалистическая от моста через р. Улалушка в районе дома № 22 до    ул. Барнаульская в г. Горно-Алтайске (далее по тексту - муниципальный контракт, контракт). Реестровый номер данного контракта 3041113037322000013. Ремонт автомобильных дорог осуществляется в рамках НП «Безопасные и качественные автомобильные дороги».

Исходя из пункта 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) существенными признаются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Государственный или муниципальный контракт должен содержать условия об объеме и о стоимости подлежащей выполнению работы, сроках ее начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон (п. 1 ст. 766 ГК РФ).

Согласно пунктам 3.1, 6.2, 6.3, 6.4 вышеуказанного муниципального контракта: цена контракта составляет 62400000,00 руб., сроки выполнения работ - с даты заключения контракта по 01.06.2023, срок исполнения контракта: с даты заключения контракта, по окончании исполнения сторонами своих обязательств, но не позднее 01.07.2023, срок действия контракта: с даты заключения контракта по 01.07.2023.

Таким образом, общий срок исполнения данного контракта подрядчиком составляет 374 календарных дня (с 23.05.2022 по 01.06.2023), срок действия контракта - 404 календарных дня (с 23.05.2022 по 01.07.2023).

Согласно п. 2 ст. 767 ГК РФ изменения условий государственного или муниципального контракта, не связанные с обстоятельствами, указанными в пункте 1 данной статьи, в одностороннем порядке или по соглашению сторон допускаются в случаях, предусмотренных законом.

В ч. 2 ст. 34 Закона о контрактной системе установлено, что при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных данным законом.

Разделом 13 муниципального контракта установлен порядок изменения существенных условий контракта.

Согласно сведениям реестра контрактов ЕИС в сфере закупок (реестровый номер 33041113037322000013) срок выполнения подрядчиком работ, установленный в п. 6.2 контракта, изменен сторонами, дополнительным соглашением №9 от 30.06.2023 (срок выполнения работ продлен до 20.07.2023). Также данным дополнительным соглашением внесены изменения в график исполнения контракта для подрядчика, согласно которым срок исполнения 4 этапа по 20.08.2023.

На вопрос Комиссии УФАС по РА до какого числа установлен срок выполнения работ представитель заказчика пояснил, что срок исполнения подрядчиком работ установлен до 20.07.2023, срок исполнения 4 этапа по 20.08.2023 установлен ошибочно. Представитель подрядчика на данный вопрос затруднился ответить, пояснил что работы по данному контракту выполнены в июле 2023 года.

Согласно сведениям из реестра контрактов ЕИС в сфере закупок последняя приемка выполненных работ произведена заказчиком 27.07.2023 (акт о приемки выполненных работ № 13 от 27.07.2023), на день заседания комиссии цена контракта 62265492,00 руб. (с учетом внесенных ранее изменений), стоимость исполненных подрядчиком обязательств 51707736,12 руб., фактически оплачено 49647624,07 руб. Таким образом довод представителя заказчика о том, что срок исполнения подрядчиком контракта установлен до 20.07.2023, а не 20.08.2023 не находит подтверждения.

На основании вышеизложенного Комиссия УФАС по РА приходит к выводу, что дополнительным соглашением № 9 от 30.06.2023 срок исполнения подрядчиком своих обязательств продлен до 20.08.2023.

Основанием для заключения дополнительного соглашения № 9 от 30.06.2023 указаны распоряжение Администрации города Горно-Алтайска от 30.06.2023 № 734-р «О принятии решения о праве изменения по соглашению сторон существенных условия, предусмотренных муниципальных контрактом № 125-05-22 от 23.05.2022 Ремонт асфальтобетонного покрытия автомобильной дороги по ул. Социалистическая от моста через р. Улалушка в районе дома № 22 до ул. Барнаульская в г. Горно-Алтайске», п. 1.2 ч. 1     ст. 95 Закона о контрактной системе, п. 13.5 контракта.

В связи с тем, что заказчиком распоряжение Администрации города Горно-Алтайска об изменении существенных условий муниципального контракта, запрашиваемого уведомлением от 19.07.2023 (исх. № АГ/2174/23) не предоставлено, у Комиссии УФАС по РА отсутствует возможность проверить соответствие заключенного дополнительного соглашения № 9 от 30.06.2023 распоряжению Администрации города Горно-Алтайска от 30.06.2023 № 734-р.

В соответствии с ч. 1 ст. 95 Закона о контрактной системе изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в определенных данным законом случаях.

Пунктом 1.2 части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в случае если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом (за исключением контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, геологическому изучению недр, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации) количество товара, объем работы или услуги не более чем на десять процентов или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на десять процентов. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на десять процентов цены контракта. При уменьшении предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги стороны контракта обязаны уменьшить цену контракта исходя из цены единицы товара, работы или услуги. Цена единицы дополнительно поставляемого товара или цена единицы товара при уменьшении предусмотренного контрактом количества поставляемого товара должна определяться как частное от деления первоначальной цены контракта на предусмотренное в контракте количество такого товара.

На вопрос Комиссии УФАС по РА о том где в п. 1.2 ч. 1 ст. 95 Закона о контрактной системе разрешено увеличивать срок исполнения контракта представитель заказчика пояснил, что данный пункт в дополнительном соглашении указан ошибочно, изменение существенных условий муниципального контракта осуществлено на основании п. 8 ч. 1 ст. 95 Закона о контрактной системе.

Согласно п. 8 ч. 1 ст. 95 Закона о контрактной системе изменение существенных условий контракта допускается если при исполнении заключенного на срок не менее одного года контракта, предусмотренного частью 16 (при условии, что контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства) и частью 16.1 статьи 34 данного закона, контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, цена которого составляет или превышает предельный размер (предельные размеры) цены, установленный Правительством Российской Федерации, возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения, в том числе необходимость внесения изменений в проектную документацию. Предусмотренное данным пунктом изменение осуществляется при наличии в письменной форме обоснования такого изменения на основании решения Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации при осуществлении закупки для федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд соответственно и при условии, что такое изменение не приведет к увеличению срока исполнения контракта и (или) цены контракта более чем на тридцать процентов. При этом в указанный срок не включается срок получения в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности положительного заключения экспертизы проектной документации в случае необходимости внесения в нее изменений.

В п. 1(1) постановления Правительства РФ от 19.12.2013 №1186 установлен предельный размер цены контракта, при которой или при превышении которой существенные условия заключенного на срок не менее 1 года контракта, предусмотренного частью 16 (при условии, что контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства) и частью 16.1 статьи 34 Закона о контрактной системе, контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, могут быть изменены в установленном порядке в случае возникновения при исполнении такого контракта независящих от сторон контракта обстоятельств, влекущих невозможность его исполнения, в том числе необходимость внесения изменений в проектную документацию для муниципальных нужд составляет 100 млн. рублей, за исключением контрактов, заключенных до 31 декабря 2022г., в отношении которых такой

Комиссией УФАС по РА установлено, что 29.04.2022 заказчиком в ЕИС в сфере закупок в составе извещения № 0377300028722000118  размещены, в том числе локальные сметные расчеты (сметы) № ЛСР-02-01-04 «Устройство водоотводных лотков», № ЛСР-02-01-02 «Наружное освещение», № ЛСР-02-01-01 «Ремонт асфальтобетонного покрытия автомобильной дороги»; сводный сметный расчет стоимости строительства № ССРСС-1 «Ремонт асфальтобетонного покрытия автомобильной дороги по                                   ул. Социалистическая от моста через р. Улалушка в районе дома № 22 до    ул. Барнаульская в г. Горно-Алтайске».

Согласно ч. 13 чт. 48 Градостроительного кодекса РФ состав и требования к содержанию разделов проектной документации, представляемой на экспертизу проектной документации и в органы государственного строительного надзора, устанавливаются Правительством Российской Федерации и дифференцируются применительно к различным видам объектов капитального строительства (в том числе к линейным объектам), а также в зависимости от назначения объектов капитального строительства, видов работ (строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства), их содержания, источников финансирования работ и выделения отдельных этапов строительства, реконструкции в соответствии с требованиями данной статьи.

В соответствии с п. 3(3) Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 № 87 (далее – Положение № 87), состав разделов проектной документации для реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства (включая линейные объекты) определяется заказчиком в соответствии с пунктами 3(1) и 3(2) данного Положения в зависимости от содержания работ, выполняемых при реконструкции, капитальном ремонте, а также с учетом требований пункта 3(4) данного Положения и указывается в задании на проектирование.

Согласно п. 3(2) Положения № 87 в состав проектной документации для строительства линейных объектов или на отдельные этапы строительства линейных объектов в обязательном порядке включаются следующие разделы:

а) раздел 1 «Пояснительная записка»;

б) раздел 2 «Проект полосы отвода» (разрабатывается в соответствии с проектом планировки территории, за исключением случаев, при которых для строительства линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории);

в) раздел 3 «Технологические и конструктивные решения линейного объекта. Искусственные сооружения»;

г) раздел 4 «Здания, строения и сооружения, входящие в инфраструктуру линейного объекта»;

д) раздел 5 «Проект организации строительства», содержащий в том числе проект организации работ по сносу объектов капитального строительства, их частей (при необходимости такого сноса объектов капитального строительства, их частей для строительства, реконструкции других объектов капитального строительства);

е) раздел 6 «Мероприятия по охране окружающей среды»;

ж) раздел 7 «Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности»;

з) раздел 8 «Требования к обеспечению безопасной эксплуатации линейного объекта»;

и) раздел 9 «Смета на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объекта капитального строительства» (разрабатывается в случаях, указанных в пункте 3(4) данного Положения);

к) раздел 10 «Иная документация в случаях, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации».

Заказчиком проектная документация, установленная п. 3(2) Положения № 87, в составе извещения № 0377300028722000118 не размещена, предметом муниципального контракта является ремонт автомобильной дороги, информация и документы, свидетельствующие об отнесении работ, образующих объект закупки, к работам по капитальному ремонту в ЕИС в сфере закупок отсутствуют, в УФАС по РА не предоставлены.

На основании вышеизложенного, Комиссия УФАС по РА приходит к выводу, что у заказчика отсутствовали правовые основания для заключения дополнительного соглашения № 9 от 30.06.2023 на основании п. 8 ч. 1 ст. 95 Закона о контрактной системе.

Согласно ч. 1.3 ст. 95 Закона о контрактной системе предусмотренные частью 1 данной статьи изменения осуществляются при условии предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с настоящим Федеральным законом обеспечения исполнения контракта, если такие изменения влекут возникновение новых обязательств поставщика (подрядчика, исполнителя), не обеспеченных ранее предоставленным обеспечением исполнения контракта, и если при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) требование обеспечения исполнения контракта установлено в соответствии со статьей 96 данного Федерального закона.

В пункте 9.1 муниципального контракта установлено требование об обеспечении подрядчиком исполнения контракта в размере 10% от НМЦК.

Пунктом 9.2 муниципального контракта установлено, что срок действия независимой гарантии должен превышать предусмотренный контрактом срок исполнения обязательств, которые должны быть обеспечены такой независимой гарантией, не менее чем на один месяц, в том числе в случае его изменения в соответствии со ст. 95 Закона о контрактной системе.

Согласно ч. 3 ст. 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта, гарантийные обязательства могут обеспечиваться предоставлением независимой гарантии, соответствующей требованиям статьи 45 данного закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств, срок действия независимой гарантии определяются в соответствии с требованиями данного Федерального закона участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. При этом срок действия независимой гарантии должен превышать предусмотренный контрактом срок исполнения обязательств, которые должны быть обеспечены такой независимой гарантией, не менее чем на один месяц, в том числе в случае его изменения в соответствии со статьей 95 данного закона.

Комиссией УФАС по РА установлено, что ООО «Дормостстрой» предоставило заказчику:

- независимую гарантию №817795-ЭБГ1/22, выданную 13.05.2022 АО «ГАЗПРОМБАНК». Согласно данной независимой гарантии, она вступает в силу с 13.05.2022 и действует по 01.08.2023 включительно. Следовательно, данная независимая гарантия не обеспечила новый срок исполнения подрядчиком обязательств по контракту (20.08.2023), установленный дополнительным соглашением №9 от 30.06.2023, т.к. не превышает его на 1 месяц;

- независимую гарантию №507601-23-EGB, выданную 01.08.2023 ПАО «МТС-Банк». Согласно данной независимой гарантии, она вступает в силу с 01.08.2023 и действует по 01.09.2023 включительно. Следовательно, данная независимая гарантия предоставлена после заключения дополнительного соглашения №9 от 30.06.2023.

На основании вышеизложенного Комиссия УФАС по РА приходит к выводу, что с 30.06.2023 по 01.08.2023, с учетом требования о предоставлении обеспечения исполнения контракта не менее, чем на один месяц, исполнение контракта не было обеспечено.

Таким образом, при подписании 30.06.2023 дополнительного соглашения № 9 к муниципальному контракту № 125-05-22 от 23.05.2022 заказчиком МКУ «Городское хозяйство и лесничество» нарушены требования ч. 2 ст. 34, ч. 1 ст. 95 Закона о контрактной системе, т.к. не соблюдаются установленные данными нормами требования (предмет контракта не относится к капитальному ремонту; отсутствие с 30.06.2023 по 01.08.2023 обеспечения исполнения контракта на продленный срок).

За данные нарушения законодательства о контрактной системе предусмотрена административная ответственность по ч. 4 ст. 7.32 КоАП РФ. 

На основании вышеизложенного, Комиссия УФАС по РА, руководствуясь ст. 99 Федерального закона № 44–ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020г. № 1576 «Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений», по результатам рассмотрения материалов внеплановой документарной проверки,

РЕШИЛА:

1. Признать заказчика МКУ «Городское хозяйство и лесничество» нарушившим ч. 2 ст. 34, ч. 1 ст. 95 Федерального закона № 44–ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» при изменении существенных условий муниципального контракта № 125-05-22 от 23.05.2022 на выполнение работ по ремонту асфальтобетонного покрытия автомобильной дороги по ул. Социалистическая от моста через р. Улалушка в районе дома № 22 до ул. Барнаульская в г. Горно-Алтайске (изменение сроков выполнения работ дополнительным соглашением № 9 от 30.06.2023).

2. Передать материалы проверки должностному лицу УФАС по РА для возбуждения административного производства по ч. 4 ст. 7.32 КоАП РФ.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны