Решение №004/06/33-176/2023 РЕШЕНИЕ по делу №004/06/33-176/2023 о нарушении законодатель... от 19 мая 2023 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
РЕШЕНИЕ
по делу №004/06/33-176/2023
о нарушении законодательства о контрактной системе
«17» мая 2023 года г. Горно-Алтайск
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия УФАС по РА) в составе:
заместитель председателя комиссии: «…» – временно исполняющая обязанности руководителя управления;
Члены комиссии:
«…» – начальник отдела контроля закупок и торгов;
«…» – старший государственный инспектор отдела контроля закупок и торгов,
с участием по видео-конференц-связи представителей: ИП «…» (доверенность №02 от 15.05.2023), уполномоченного органа Министерства экономического развития Республики Алтай «…» (доверенность от 09.01.2023), в присутствии представителей БПОУ РА «Горно-Алтайский государственный политехнический колледж имени М.З. Гнездилова» «…» (доверенность от 16.05.2023), «…» (доверенность от 16.05.2023), рассмотрев жалобу ИП на действия заказчика БПОУ РА «Горно-Алтайский государственный политехнический колледж им. М.З. Гнездилова» при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона №0177200000923001769 «Шифр-84-2023-нр5177 Поставка очков виртуальной реальности»,
УСТАНОВИЛА:
В Алтайское республиканское УФАС России 10.05.2023 поступила жалоба ИП (вх. №1874-ЭП/23) на действия заказчика БПОУ РА «Горно-Алтайский государственный политехнический колледж им. М.З. Гнездилова» при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона №0177200000923001769 «Шифр-84-2023-нр5177 Поставка очков виртуальной реальности».
Заявитель в жалобе указывает, что описание объекта закупки составлено с нарушением Федерального закона № 44-ФЗ от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе). Техническим требованиям, установленным к объекту закупки, не соответствует ни одна модель очков виртуальной реальности, так как не существует очков виртуальной реальности, имеющих собственную оперативную и встроенную память и работающих посредством персонального компьютера.
Не согласившись с доводом жалобы, уполномоченным органом Министерством экономического развития Республики Алтай (вх. №1937-ЭП/23 от 12.05.2023), заказчиком БПОУ РА «Горно-Алтайский государственный политехнический колледж им. М.З. Гнездилова» (вх. №1975-ЭП/23 от 16.05.2023) в адрес УФАС по РА представлены письменные возражения.
Комиссия по контролю в сфере закупок, рассмотрев материалы дела, заслушав представителей сторон установила следующее.
27.04.2023 уполномоченным органом Министерством экономического развития Республики Алтай в ЕИС в сфере закупок размещено извещение о проведении электронного аукциона №0177200000923001769 «Шифр-84-2023-нр5177 Поставка очков виртуальной реальности». Начальная (максимальная) цена контракта 1602000,00 рублей. Заказчиком является БПОУ РА «Горно-Алтайский государственный политехнический колледж им. М.З. Гнездилова». 03.05.2023 были внесены изменения в извещение.
Согласно извещению №0177200000923001769 закупаемый заказчиком товар включен в КТРУ за № 26.20.16.190-00000002 «Очки виртуальной реальности».
В связи с тем, что код ОКПД2 26.20.16 включен в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2019г. №878 «О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. №925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» в извещении №0177200000923001769 установлены ограничения допуска.
На основании ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом, должно содержать, в том числе описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 данного Федерального закона; требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с данным Федеральным законом и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами «или эквивалент» либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В силу ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 данной статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
На заседании Комиссии УФАС по РА представителем заказчика даны пояснения о том, что под совокупность требований, установленных в описании объекта закупки, подпадают несколько моделей очков виртуальной реальности, например, «Sony» или «HP». Пояснил, что указанные характеристики были установлены согласно соответствующей позиции КТРУ.
Законодательство о контрактной системе допускает самостоятельное формирование заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и его потребностей. В частности, при описании объекта закупки заказчик вправе указывать качественные параметры к товарам, которые являются определяющими для него, но при этом не ограничивающие количество потенциальных участников закупок; он не лишен возможности более точно и четко указывать требования к закупаемому товару.
При проведении данной закупки заказчик ограничен пп. «а» п. 5 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 № 145 «Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
На заседании Комиссии УФАС по РА представителю заказчика было предложено найти в интернете и продемонстрировать сведения о модели очков виртуальной реальности, подходящих под описание объекта закупки.
Однако, представитель заказчика не смог подтвердить, что указанным техническим характеристикам соответствуют очки виртуальной реальности какого-либо производителя.
Комиссия УФАС по РА приходит к выводу, что описание объекта закупки (техническое задание) не учитывает возможность подачи заявки с предложением товара какого-либо производителя.
Кроме того, данный вывод подтверждается представленным заказчиком обоснованием НМЦК: в трех коммерческих предложениях указаны очки виртуальной реальности 99HARH010-00 HTC VIVE Focus Plus, которые в свою очередь по характеристикам не соответствуют описанию объекта закупки (например: угол обзора 110 (требуемый ≥120), отсутствует информация о совместимости).
Таким образом, Комиссия УФАС по РА приходит к выводу, что заказчиком при формировании описания объекта закупки (приложение к извещению №0177200000923001769) нарушены п. 1 ч. 1, ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Довод жалобы является обоснованным.
За данное нарушение предусмотрена административная ответственность по ч. 1.4 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
С учетом вышеуказанных обстоятельств, Комиссия УФАС по РА пришла к выводу о необходимости выдачи заказчику, уполномоченному органу предписания об устранении нарушения законодательства о контрактной системе путем отмены (аннулирования) электронного аукциона №0177200000923001769.
На основании вышеизложенного, Комиссия УФАС по РА, руководствуясь ст. 106 Федерального закона № 44-ФЗ от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП на действия заказчика БПОУ РА «Горно-Алтайский государственный политехнический колледж им. М.З. Гнездилова» при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона №0177200000923001769 «Шифр-84-2023-нр5177 Поставка очков виртуальной реальности» обоснованной.
2. Признать заказчика БПОУ РА «Горно-Алтайский государственный политехнический колледж имени М.З. Гнездилова» нарушившим п. 1 ч. 1, ч. 2 ст. 33 Федерального закона № 44-ФЗ от 05.04.2013 г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в связи с установлением в описании объекта закупки характеристик товара, не соответствующих очкам виртуальной реальности какого-либо производителя.
3. Выдать заказчику БПОУ РА «Горно-Алтайский государственный политехнический колледж имени М.З. Гнездилова», уполномоченному органу Министерству экономического развития Республики Алтай предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе путем отмены (аннулирования) электронного аукциона №0177200000923001769 «Шифр-84-2023-нр5177 Поставка очков виртуальной реальности».
4. Передать материалы дела должностному лицу УФАС по РА для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица заказчика, виновного в нарушении законодательства о контрактной системе (по ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ).
Настоящее решение и предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.