Решение №04-238/20 РЕШЕНИЕ по делу № РНП 04-238/20 об отказе включения сведений... от 16 декабря 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № РНП 04-238/20 об отказе включения сведений

в реестр недобросовестных поставщиков

 

16.12.2020г. 

                 г. Горно-Алтайск

 

Комиссия Алтайского республиканского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия) в составе:

Председатель комиссии – <…>, руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай,

Члены комиссии:

<…> – начальник отдела контроля закупок и торгов Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай;

<…> – заместитель начальника отдела контроля закупок и торгов Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай,

с участием посредством видео-конференц-связи представителей заявителя Администрации МО «Чемальский район» <…>, <…> по доверенностям от 15.12.2020г. и ООО «Горно-Алтайскпроект» директора <…>, <…> по доверенности № 01 от 20.03.2020г., рассмотрев обращение Администрации МО «Чемальский район» о включении в Реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО «Горно-Алтайскпроект»,

УСТАНОВИЛА:

Администрация МО «Чемальский район» 09.12.2020г. (вх. 6928) в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» представила в УФАС по РА сведения в отношении ООО «Горно-Алтайскпроект» (ИНН 0411123915, Республика Алтай, г. Гоно-Алтайск, пр-т Коммунистический, 47), его учредителей для включения в Реестр недобросовестных поставщиков по факту расторжения заказчиком муниципального контракта №54 от 03.02.2020г. на разработку проектно-сметной и рабочей документации «Строительство СОШ на 360 мест по ул. Новая, с. Элекмонар, Чемальского района, Республики Алтай» в связи с неисполнением обществом условий данного контракта.

В целях проверки фактов, указанных в рассматриваемом обращении заказчика, УФАС по РА в адрес ООО «Горно-Алтайскпроект» направлен запрос (исх. 5018/07 от 10.12.2020г.) о предоставлении письменных пояснений на обращение заказчика о включении сведений об обществе в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) с приложением подтверждающих документов.

Комиссией УФАС по РА по факту одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, на основании ч. 7 ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), п. 11 постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013г. № 1062 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)» (далее - Правила ведения реестра) проведена проверка фактов, содержащихся в документах и информации, представленных заказчиком, в ходе которой установлено.

03.02.2020г. Администрацией МО «Чемальский район» по результатам открытого конкурса в электронной форме №0377300006519000054 с ООО «Горно-Алтайскпроект» (далее – Общество, Подрядчик, Проектировщик) заключен муниципальный контракт №54 на разработку проектно-сметной и рабочей документации «Строительство СОШ на 360 мест по ул. Новая,               с. Элекмонар, Чемальского района, Республики Алтай» в соответствии с заданием на проектирование (приложение №1 к данному Контракту) (далее – Муниципальный контракт, Контракт).

В соответствии с пунктами 1.3, 1.4, 4.1.1, 4.1.2, 4.2.1 муниципального контракта проектировщик передает заказчику предусмотренные заданием результаты выполненных работ для их дальнейшего использования заказчиком. Результатом работ является проектная и рабочая документация Разработка объекта «Строительство средней общеобразовательной школы на 360 мест по ул. Новая, с. Элекмонар, Чемальский район, Республика Алтай» (далее – Документация). Заказчик обязуется создать проектировщику необходимые условия для выполнения работ, вытекающих из данного контракта, принять и оплатить их в порядке, предусмотренном контрактом. В обязанности проектировщика входит своевременно и должным образом выполнять принятые на себя обязательства, предоставлять заказчику результаты работ в сроки, предусмотренные контрактом. Администрация МО «Чемальский район» обязалось в целях выполнения работ оказывать содействие специалистам проектировщика, обеспечить необходимый доступ в зону проектируемого объекта, предоставлять исходные данные и технические условия.

Сроки выполнения работ: со дня заключения контракта по 30.05.2020г. Срок действия контракта – со дня заключения контракта по 31.12.2020г. (п. 5.1, 5.2 муниципального контракта).

В соответствии с п. 1.12 Задания на проектирование (приложение № 1 к муниципальному контракту) Технические условия на инженерное обеспечение объекта будут получены государственным заказчиком после выполнения проектной организацией расчета требуемых нагрузок. Заказчик предоставляет до начала проектирования правоустанавливающие документы на земельный участок, а также градостроительный план земельного участка.

В разделах 2, 3 Задания на проектирование заказчиком определены основные требования к проектным решениям и дополнительные требования (в том числе генплан и цветовое решение фасадов согласовать с заказчиком).

Согласно ч. 8 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) допускается расторжение контракта по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

В соответствии с ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

Пунктом 13.2 муниципального контракта предусмотрено, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее – ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, в том числе и:

- в связи с существенными нарушениями условий контракта (нарушение существенных условий), предусмотренных контрактом, в том числе нарушение проектировщиком срока выполнения работ более чем на 20 календарных дней, выполнения работ ненадлежащего качества, которые не могут быть устранены в приемлемый для заказчика срок;

- если проектировщик не приступает своевременно к исполнению контракта или выполняет работы настолько медленно, что окончание их к сроку, указанному в контракте, становится явно невозможным (согласно ч. 2    ст. 715 Гражданского кодекса Российской Федерации);

- в связи с существенными нарушениями условий контракта (нарушение существенных условий, п. 1.3 контракта).

В соответствии с ч. 12 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований данной части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.

Согласно ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Заказчиком Администрацией МО «Чемальский район» 17.11.2020г. принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с тем, что ООО «Горно-Алтайскпроект» не приступает своевременно к исполнению контракта (ч. 2 ст. 715 ГК РФ) и нарушило сроки выполнения работ более чем на 20 календарных дней.

17.11.2020г. заказчиком данное решение направлено в адрес общества по электронной почте shamihin.a@mail.ru; 18.11.2020г. заказным письмом с уведомлением о вручении (№ 80083154679427) и 17.11.2020г. размещено в ЕИС в сфере закупок в разделе «Дополнительная информация о закупках, контрактах» №0377300006520000001. Факт получения 23.11.2020г. данного решения ООО «Горно-Алтайскпроект» не оспаривает.

Таким образом, заказчиком исполнено требование ч. 12 ст. 95 Закона о контрактной системе, в части уведомления подрядчика об одностороннем отказе от исполнения контракта и размещения решения в ЕИС.

На заседании Комиссии УФАС по РА представители заказчика пояснили, что заказчиком датой надлежащего уведомления общества о принятом решении о расторжении контракта определено 23.11.2020г. (в адрес Администрации МО «Чемальский район» поступило исковое заявление общества о признании решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта № 54 от 03.02.2020г. недействительным (вх. № 4919 от 23.11.2020г.)).

14.12.2020г., 16.12.2020г. от ООО «Горно-Алтайскпроект» в УФАС по РА поступили письменные возражения и документы (вх. 7026, 7161, 7166), согласно которым общество решение заказчика считает незаконным, т.к. заказчиком со своей стороны не исполнены обязательства, а именно: не предоставлены правоустанавливающие документы на земельный участок и предоставлены позже срока градостроительный план земельного участка, технические условия на подключение к сетям инженерно-технического обеспечения проектируемого объекта; заказчик не оказал проектировщику должного содействия в выполнении работ; заказчиком нарушена процедура расторжения контракта, т.к. контракт, по основаниям, указанным в решении заказчика от 17.11.2020г., может быть расторгнут только в судебном порядке. Принятое заказчиком решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в одностороннем порядке оспаривается обществом в судебном порядке (дело № А02-1680/2020). В связи с чем, ООО «Горно-Алтайскпроект» просит Комиссию УФАС по РА приостановить рассмотрение дела о включении сведений об обществе в реестр недобросовестных поставщиков, до вступления в силу решения суда.

На заседании Комиссии УФАС по РА директор ООО «Горно-Алтайскпроект» пояснил, что 04.03.2020г. направил в адрес заказчика нагрузки по сетям теплоснабжения, 18.03.2020г. по остальным инженерно-техническим сетям (подтверждающих документов Комиссии УФАС по РА не представлено). Обществом 21.04.2020г. (исх. №104), повторно 12.05.2020г. (исх. №122) у заказчика запрошены правоустанавливающие документы на земельный участок, градостроительный план земельного участка и технические условия. За пределами срока выполнения работ от заказчика поступили:

- 24.07.2020г. градостроительный план земельного участка;

- 12.08.2020г. технические условия на водоснабжение;

- 25.08.2020г. технические условия на телефонизацию;

- 25.09.2020г. технические условия на электроснабжение, не утвержденные ресурсоснабжающей организацией;

- 08.10.2020г. выписка из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 06.10.2020г. (далее – выписка из ЕГРН).

Кроме того, пояснил, что обществом выполнены работы, для которых не требовались исходные данные от заказчика (конфигурация объекта проектирования (план школы)), которые 20-21 мая 2020 года согласованы с заказчиком. 14.12.2020г. заказчику по накладной № 38 представлена разработанная документация с указанием процентов готовности разделов документации. На дату заседания Комиссии УФАС по РА заказчиком не представлены:

- технические условия на теплоснабжение, канализование, на вывоз и утилизацию «строительного мусора», ТКО;

- размер бюджетных ассигнований на строительство объекта (размер выделенных ассигнований для обоснования экономической эффективности инвестиции);

- информация о предельной стоимости объекта проектирования.

14.12.2020г. от Администрации МО «Чемальский район» в УФАС по РА поступили пояснения и документы (вх. 7055), свидетельствующие, по мнению заказчика, о недобросовестном исполнении ООО «Горно-Алтайскпроект» обязательств по контракту, а именно: информация об электронной переписке МБУ «Департамент строительства, дорожного хозяйства, транспорта и жилищно-коммунальной политики» и ООО «Горно-Алтайскпроект»; требование заказчика от 19.10.2020г. (исх. 2979) о выполнении работ в срок до 30.12.2020г.

На заседании Комиссии УФАС по РА представители заказчика пояснили, что в соответствии с условиями контракта до 30.05.2020г. проектировщику необходимо выполнить только работы, т.е. подготовить документацию. Из представленных обществом в мае 2020 года результатов работ заказчиком согласован план школы, по принятым конструктивным решениям здания школы заказчиком выданы замечания (не представлены Комиссии УФАС по РА). Пояснений по предоставлению до начала проектирования ООО «Горно-Алтайскпроект» правоустанавливающих документов на земельный участок, а также градостроительного плана земельного участка, представителями по существу не представлено. Пояснили, что правоустанавливающий документ на земельный участок необходим для прохождения государственной экспертизы, следовательно, не предоставление данного документа не влияет на подготовку обществом проектной и рабочей документации. В связи с тем, что заказчиком исходные данные представлены позже сроков выполнения работ, обществу предоставлен разумный срок для выполнения работ, однако, проектировщиком в адрес заказчика Администрации МО «Чемальский район» информации о ходе выполнения работ не предоставлялось.

Согласно представленной заказчиком информации об электронной переписке ООО «Горно-Алтайскпроект» с МБУ «Департамент строительства, дорожного хозяйства, транспорта и жилищно-коммунальной политики» проектировщиком 18.06.2020г. (позже соков выполнения работ) представлены нагрузки по водоснабжению (напор воды – 24 метра), расчетная мощность по электроснабжению – 450 кВт, и информация о необходимости интернета и 6 телефонных пар. Подтверждены факты предоставления заказчиком технических условий, градостроительного плана земельного участка, выписки из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости позже срока выполнения работ (после 30.05.2020г.).

Согласно выписке из ЕГРН от 06.10.2020г. земельный участок с кадастровым номером 04:05:050102:1923 образован путем перераспределения 5 (пяти) земельных участков, кадастровый номер присвоен 05.06.2020г.

Относительно правовых оснований для одностороннего расторжения заказчиком контракта № 54 от 03.02.2020г. Комиссия УФАС по РА отмечает следующее.

Согласно п. 1 ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных данным Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.

В соответствии со ст. 758 ГК РФ по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ подрядчик (проектировщик, изыскатель) обязуется по заданию заказчика разработать техническую документацию и (или) выполнить изыскательские работы, а заказчик обязуется принять и оплатить их результат.

Согласно п. 1 ст. 763 ГК РФ подрядные строительные работы (статья 740), проектные и изыскательские работы (статья 758), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.

Исходя из ст. 766 ГК РФ государственный или муниципальный контракт должен содержать условия об объеме и о стоимости подлежащей выполнению работы, сроках ее начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон.

Нормами ст. 768 ГК РФ установлено, что к отношениям по государственным или муниципальным контрактам на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд в части, не урегулированной данным кодексом, применяется закон о подрядах для государственных или муниципальных нужд.

В соответствии с п. 1 ст. 702, п. 1 ст. 708 ГК РФ существенными условиями договора подряда являются предмет (содержание, виды и объем подлежащих выполнению работ), а также начальный и конечный срок их выполнения.

В силу пп. 2 ст. 715 ГК РФ если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков. Если во время выполнения работы станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, заказчик вправе назначить подрядчику разумный срок для устранения недостатков и при неисполнении подрядчиком в назначенный срок этого требования отказаться от договора подряда либо поручить исправление работ другому лицу за счет подрядчика, а также потребовать возмещения убытков.

Статья 717 Гражданского кодекса РФ предусматривает право заказчика на отказ от исполнения договора в любое время, если иное не установлено договором.

В связи с тем, что ООО «Горно-Алтайскпроект» в отношении проектируемого объекта сведения о нагрузке по водоснабжению, по электроснабжению, телефонизации, для последующего получения заказчиком технических условий предоставлены позже срока выполнения работ (18.06.2020г.), а также отсутствуют у заказчика на момент принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта сведения о ходе и объеме выполняемых проектировщиком работ, Комиссия УФАС по РА приходит к выводу о наличии у заказчика оснований для одностороннего расторжения контракта № 54 от 03.02.2020г. на разработку проектно-сметной и рабочей документации «Строительство СОШ на 360 мест по ул. Новая, с. Элекмонар, Чемальского района, Республики Алтай».

В соответствии с ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.

Вместе с тем Комиссия УФАС по РА отмечает, что Законом о контрактной системе и Правилами ведения реестра не предусмотрен механизм приостановления рассмотрения обращений о включении в Реестр информации об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, в случае одновременного наличия между сторонами судебного спора о законности оснований для внесения сведений об участниках в реестр, за исключением случаев принятия судом обеспечительных мер в виде приостановления рассмотрения такого обращения, либо приостановления действия решения стороны контракта об отказе от исполнения контракта (письмо ФАС России от 13.09.2018г. №ИА/73410/18).

24.11.2020г. определением Арбитражного суда Республики Алтай принято исковое заявление ООО «Горно-Алтайскпроект» (дело № А02-1680/2020). 24.11.2020г. и 01.12.2020г. судом отказано обществу в принятии обеспечительных мер в виде приостановления действия решения Администрации МО «Чемальский район» об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта № 54 от 03.02.2020г.

В связи с чем, у Комиссии УФАС по РА отсутствуют основания для приостановки рассмотрения обращения заказчика о включении сведений об обществе и его учредителях в реестр недобросовестных поставщиков.

Согласно Определению Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 12.03.2020 № 308-ЭС19-23241 по делу № А32-47028/2018 одним из оснований включения сведений о поставщиках (подрядчиках, исполнителях) в реестр является существенное нарушение ими условий контрактов, приведшее к расторжению контракта на основании решения суда или вследствие одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта. При решении вопроса о включении сведений о поставщике в реестр антимонопольный орган проверяет, имел ли место факт неисполнения (ненадлежащего) исполнения своих обязательств поставщиком и является ли это нарушение существенным. Отказ заказчика от исполнения контракта имеет значение не как такового основания для включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков, а выступает поводом для передачи сведений о допущенных нарушениях уполномоченному органу, для проведения проверки этих сведений в соответствии с частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе.

Согласно пунктам 1, 2 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.

Вместе с тем Комиссия УФАС по РА считает, что сведения об ООО «Горно-Алтайскпроект» не подлежат включению в реестр, поскольку после срока выполнения работ (30.05.2020г.) в действиях общества содержалось явно выраженное намерение исполнить контракт, нарушение сроков исполнения контракта подрядчиком допущено в силу обстоятельств, не зависящих от подрядчика (действия (бездействия) заказчика).

Комиссия, руководствуясь статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 № 1062 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)»,

РЕШИЛА:

Сведения, представленные Администрацией МО «Чемальский район» в отношении ООО «Горно-Алтайскпроект» (ИНН 0411123915, Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, пр-т Коммунистический, 47), его учредителей по факту расторжения заказчиком муниципального контракта №54 от 03.02.2020г. на разработку проектно-сметной и рабочей документации «Строительство СОШ на 360 мест по ул. Новая, с. Элекмонар, Чемальского района, Республики Алтай» в связи с неисполнением обществом условий данного контракта, в Реестр недобросовестных поставщиков не включать.

Решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в арбитражный суд в течение трех месяцев в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны