Постановление №004/04/7.30-306/2021 ПОСТАНОВЛЕНИЕ о назначении административного наказания по ... от 16 сентября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ 

о назначении административного наказания по делу 004/04/7.30-306/2021

об административном правонарушении

 

 

16.09.2021г.                                                                                                    г. Горно-Алтайск

                                                                                                             ул. Ленина д. 226, стр.2

 

Я, руководитель управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай …., рассмотрев протокол об административном правонарушении от 02.09.2021г. №004/04/7.30-306/2021 и материалы дела об административном правонарушении, возбужденного в отношении должностного лица заказчика, министра природных ресурсов, экологии и туризма Республики Алтай …..,

УСТАНОВИЛ:

Дело рассматривается в отсутствие … в Управлении ФАС по Республике Алтай (г. Горно-Алтайск, ул. Ленина, 226, строение 2).

В соответствии с частью 2 статьи 25.1 КоАП РФ в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Копии протокола об административном правонарушении и определения о назначении времени и места рассмотрения дела №004/04/7.30-306/2021 от 02.09.2021г. направлены …. по электронной почте forest04@mail.ru и заказным письмом №80082364655665 (получено 07.09.2021г.).

Руководствуясь частью 2 статьи 25.1 КоАП РФ принято решение о рассмотрении дела в отсутствие должностного лица, надлежащим образом извещенного о месте и времени рассмотрения дела.

При рассмотрении жалобы ООО «Чистая планета» Комиссией УФАС по Республике Алтай в действиях заказчика Министерства природных ресурсов, экологии и туризма Республики Алтай при осуществлении закупки путем проведения открытого конкурса в электронной форме №0177200000921002054 «Разработка проектно-сметной документации в целях обеспечения строительства объекта государственной собственности Республики Алтай «Ликвидация накопленного ущерба окружающей среде на территории Акташского горно-металлургического предприятия, расположенного в Республике Алтай»» установлены нарушения п. 1 ч. 1, ч. 2 ст. 33, п.п. 1, 8 ч. 1 ст. 54.3 Федерального закона № 44–ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (решение №004/06/54.3-250/2021 от 22.07.2021г.).

Нарушения выразились в следующем:

16.06.2021г. уполномоченным органом Министерством экономического развития Республики Алтай на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (zakupki.gov.ru) размещено извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме №0177200000921002054 «Разработка проектно-сметной документации в целях обеспечения строительства объекта государственной собственности Республики Алтай «Ликвидация накопленного ущерба окружающей среде на территории Акташского горно-металлургического предприятия, расположенного в Республике Алтай»». Заказчиком является Министерство природных ресурсов, экологии и туризма Республики Алтай.

Согласно п. 8 ч. 1 ст. 54.3 Федерального закона от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с данным законом.

Пунктом 4 части 1 статьи 32  Закона о контрактной системе установлено, что для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает критерий квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

Подпунктами «б», «г» пункта 27 Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013г. № 1085 (далее – Правила №1085), установлено, что показателями нестоимостного критерия оценки «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законом основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» могут быть опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема; обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами.

В нарушение п. 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе заказчиком в конкурсной документации (приложение № 1 к Информационной карте) ненадлежащим образом установлены показатели нестоимостного критерия оценки заявок:

- опыт участника по успешному выполнению работ (оказанию услуг) сопоставимого характера и объема. Оценке подлежат только контракты/договоры, исполненные без штрафных санкций. Данное требование заказчика приводит к ограничению возможности участника закупки получить максимальное количество баллов, т.к. законодательство о контрактной системе, в том числе Правила № 1085 не содержат требований о предоставлении в качестве подтверждения наличия опыта работы, связанного с предметом контракта, контрактов (договоров), исполненных без применения к подрядчику (исполнителю, поставщику) штрафных санкций;

- обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами. Оценке подлежат специалисты, находящиеся в штате участника закупки. Данное требование исключает возможность привлекать специалистов на основании заключаемых с ними договоров гражданско-правового характера на оказание данных услуг.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе  конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 данного Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.

В силу п. 1 ч. 1, ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки указывает функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости), показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Из ч. 2 ст. 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что проектная документация должна определять архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» под объектом размещения отходов понимается специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов.

Таким образом, объект размещения отходов является сооружением и относится к объектам недвижимого имущества.

В нарушение п. 1 ч. 1, ч. 2 ст. 33, п. 1 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе в техническом задании конкурсной документации отсутствуют требования к проектным решениям объекта утилизации и/или размещения отходов, т.е. заказчиком не установлены требования к архитектурным, функционально-технологическим, конструктивным и инженерно-техническим решениям объекта строительства. Заказчиком в техническом задании предусмотрены только требования к проекту ликвидации накопленного ущерба окружающей среде.

На основании вышеизложенного, конкурсная документация «Разработка проектно-сметной документации в целях обеспечения строительства объекта государственной собственности Республики Алтай «Ликвидация накопленного ущерба окружающей среде на территории Акташского горно-металлургического предприятия, расположенного в Республике Алтай»» (№0177200000921002054) разработана с нарушением требований законодательства о контрактной системе.

За данные нарушения законодательства о контрактной системе предусмотрена ответственность по части 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) – утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 4.1 данной статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере трех тысяч рублей.

На основании статьи 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Под должностным лицом в данном Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях.

Согласно Порядку взаимодействия заказчиков Республики Алтай с уполномоченным органом на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков Республики Алтай, утвержденному  постановлением Правительства Республики Алтай от 18.05.2021г. № 127 (далее – Порядок),  заказчики в соответствии с планом-графиком закупок направляют в уполномоченный орган заявку заказчика в форме электронного документа  с использованием региональной информационной системы на основе соответствующей строки плана-графика закупок по структуре, предусмотренной региональной информационной системой (пп. а п. 4 раздела  III Порядка), в которой указывают критерии оценки заявок, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе (соответствующий раздел электронной формы заявки); заказчики осуществляют описание объекта закупки в соответствии с правилами, установленными Законом о контрактной системе (пп. б п. 4  раздела  III Порядка).

В соответствии с указом Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай №221-у от 08.10.2020г. …. назначена на должность министра природных ресурсов, экологии и туризма Республики Алтай.

Документация на открытый конкурс в электронной форме «Разработка проектно-сметной документации в целях обеспечения строительства объекта государственной собственности Республики Алтай «Ликвидация накопленного ущерба окружающей среде на территории Акташского горно-металлургического предприятия, расположенного в Республике Алтай»» (извещение №0177200000921002054) утверждена, в том числе 16.06.2021г. министром природных ресурсов, экологии и туризма Республики Алтай …. (электронной подписью в системе АИС «Госзаказ»).

В соответствии с положениями ст. 2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть. В соответствии с положениями КоАП РФ, неосторожность также является формой вины.

….  при утверждении конкурсной документации имела возможность проверить содержащиеся в ней сведения на предмет соответствия их законодательству о контрактной системе. Однако, не предприняла должных мер, допустив данные нарушения.

При таких обстоятельствах, субъективная сторона выражается виной в форме неосторожности. Вина, как элемент состава административного правонарушения, характеризуется тем, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, могло предотвратить нарушение законодательства о контрактной системе, однако, по неаргументированным причинам не обеспечило исполнение требований Закона о контрактной системе, допустив их нарушение.

Таким образом, в действиях должностного лица заказчика, министра природных ресурсов, экологии и туризма Республики Алтай … содержится состав нарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.

30.08.2021г. …. представлены в УФАС по РА письменные пояснения (вх. №4646), согласно которым при установлении нестоимостных критериев оценки заявок заказчик исходил из того, что качественное исполнение условий контракта, в силу сложности объекта закупки, смогут выполнить только участники рынка, ранее успешно выполнявшие аналогичные контракты, имеющие сопоставимый, положительный и добросовестный опыт выполнения работ. Предусмотренные конкурсной документацией критерии оценки в равной степени будут применяться ко всем участникам закупки и позволят объективно сопоставить поданные заявки на предмет их соответствия требованиям, предъявляемым заказчиком. Следовательно, можно сделать вывод об отсутствии факта наличия дискриминационных условий и необоснованного ограничения конкуренции по отношению к участникам закупки. Под обеспеченностью участника трудовыми ресурсами не может пониматься ничто иное, как наличие у него работников, выполняющих трудовые функции в соответствии со штатным расписанием, т.е. наличие в штате работников, определенных должностей, профессий и квалификаций. Расширенное толкование термина «трудовые ресурсы», путем включения в его содержание лиц, осуществляющих работы и оказывающих услуги на основе гражданско-правовых договоров, не основано на нормах действующего законодательства и не является оправданным с точки зрения результативности закупок. В соответствии с техническим заданием целью закупки является разработка ПСД с выполнением изыскательских работ по ликвидации ранее накопленного ущерба окружающей среде на территории Акташского горно-металлургического предприятия. В строке 9 Технического задания заказчиком установлены стадии работ, которые включают в себя инженерные изыскания, разработку проекта ликвидации накопленного ущерба окружающей среде, разработку рабочей документации и т.д. С учетом установленных стадий разработка проекта работ по ликвидации наколенного вреда является не самостоятельным объектом закупки, а одной из стадий выполнения работ, проводимых в целях обеспечения строительства объекта государственной собственности Республики Алтай «Ликвидация накопленного ущерба окружающей среде на территории Акташского горно-металлургического предприятия, расположенного в Республике Алтай».

Данные пояснения …. приняты должностным лицом УФАС по РА во внимание, однако, они не исключают наличие в ее действиях события и состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ. Нормы законодательства о контрактной системе не позволяют заказчику при проведении открытого конкурса в электронной форме «ужесточать» требования к показателям нестоимостного критерия оценки заявок (отсутствие штрафных санкций по контракту; наличие работников, именно в штатном расписании). В Техническом задании конкурсной документации (п.п. 22 и 23) заказчик установил требования к составу проектной документации «Проект ликвидации накопленного ущерба окружающей среде на территории Акташского горно-металлургического предприятия» и к сметной документации. Однако, требования к проектным решениям объекта утилизации и/или размещения отходов в техническом задании заказчиком не установлены.

Факт совершения …. административного правонарушения подтверждается протоколом по делу № 004/04/7.30-306/2021 об административном правонарушении от 02.09.2021г., а также другими материалами дела.

Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ за нарушение законодательства о контрактной системе, на момент вынесения настоящего постановления не истек.

Решая вопрос о виде и размере административного наказания учитывается характер совершенного административного правонарушения.

Обстоятельством, смягчающим административную ответственность в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 4.2 КоАП РФ, является исполнение Министерством природных ресурсов, экологии и туризма Республики Алтай предписания от 22.07.2021г., выданного УФАС по РА о внесении изменений в конкурсную документацию №0177200000921002054 (05.08.2021г. размещены в ЕИС в сфере закупок изменения, внесенные заказчиком в данную конкурсную документацию).

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, предусмотренных ст. 4.3 КоАП РФ, не установлено.

В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В пункте 21 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 24.03.2005г. № 5 «О некоторых вопросах, возникших у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» указано, что малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Они в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.

Действия, совершенные должностным лицом заказчика, министром природных ресурсов, экологии и туризма Республики Алтай …, повлекли нарушение установленного государством порядка осуществления закупок (в адрес УФАС по РА поступила жалоба на неправомерные действия заказчика). При этом существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в ненадлежащем отношении лица к исполнению обязанностей, предусмотренных законодательством о контрактной системе. В связи с чем, данное правонарушение не может расцениваться как малозначительное.

Согласно ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ некоммерческим организациям, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II данного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 данного Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 данной статьи.

В соответствии с ч. 5 ст. 1 Федерального закона от 12.01.1996г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» действие данного закона не распространяется на органы государственной власти, иные государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, публично-правовые компании, а также на автономные учреждения, если иное не установлено федеральным законом.

В связи с тем, что Министерство природных ресурсов, экологии и туризма Республики Алтай является исполнительным органом государственной власти Республики Алтай (постановление Правительства Республики Алтай от 21.05.2015г. №135), отсутствуют основания для применения положений статьи 4.1.1 КоАП РФ.

Руководствуясь статьями 2.4; 4.2; 7.30; 23.66; 29.9; 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛ:

Признать в действиях должностного лица заказчика, министра природных ресурсов, экологии и туризма Республики Алтай … состав нарушения части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ, выразившегося в утверждении конкурсной документации «Разработка проектно-сметной документации в целях обеспечения строительства объекта государственной собственности Республики Алтай «Ликвидация накопленного ущерба окружающей среде на территории Акташского горно-металлургического предприятия, расположенного в Республике Алтай»» (№0177200000921002054), несоответствующей требованиям п. 1  ч. 1, ч. 2  ст. 33, п.п. 1, 8 ч. 1 ст. 54.3 Федерального закона № 44–ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», и назначить ей наказание в виде административного штрафа в размере 3000 рублей.

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП РФ сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.

Согласно Федеральному закону от 08.12.2020г. № 385-ФЗ «О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов», приказу ФАС России от 19.08.2019г. № 1109А/19 «Об осуществлении Федеральной антимонопольной службой и территориальными органами ФАС России бюджетных полномочий главного администратора (администратора) доходов федерального бюджета» штраф должен быть перечислен по платежным реквизитам: ОКТМО 84701000, наименование получателя: Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай, ИНН/КПП 0411073679/041101001, банк получателя: НБ Республика Алтай Банка России//УФК по Республике Алтай г. Горно-Алтайск, БИК 018405033, л/с 04771212170, банковский счет 40102810045370000071, казначейский счет 03100643000000017700, код платежа 161 1 16 01071 01 0030 140, вид платежа: Административные штрафы, установленные Главой 7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за административные правонарушения в области охраны собственности, налагаемые судьями федеральных судов, должностными лицами федеральных государственных органов, учреждений, Центрального банка Российской Федерации (штрафы за нарушение порядка осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд).

Копию документа, подтверждающего уплату административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет должностному лицу, вынесшему постановление, по электронной почте to04@fas.gov.ru.

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

Согласно статье 32.2 КоАП РФ при невозможности взыскания штрафа, постановление о наложении административного штрафа направляется должностным лицом, вынесшим постановление, судебному приставу-исполнителю для обращения административного взыскания на имущество, принадлежащее лицу, привлекаемому к ответственности, в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

В соответствии с ч. 1 ст. 30.1 и ст. 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу либо в судебном порядке (Горно-Алтайский городской суд) в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно статье 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны