Решение б/н Рассмотрение дела № 13-А/18 от 17.09.2018г. в отношении ООО ... от 12 февраля 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е № 13-А/18

                                                                                                           г. Горно-Алтайск

 

Резолютивная часть решения оглашена «29» января 2019 г.

В полном объеме решение изготовлено «12» февраля 2019 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия)

рассмотрев 29.01.2019г. дело № 13-А/18 от 17.09.2018 года по признакам ООО Автошкола «Зеленый свет», ООО «Вид», ООО «Олимп.Ру», ООО «Автошкола Лидер», ООО «Автошкола «Светофор», пункта 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в присутствии директора ООО «Автошкола «Светофор» <…>, директора ООО «Автошкола Лидер» <…>,

У С Т А Н О В И Л А:

Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай в рамках исполнения плана мероприятий Межведомственной рабочей группы по противодействию преступлениям в сфере экономики при Прокуратуре Республики Алтай на 1 полугодие 2018г. провело анализ деятельности автошкол на предмет соблюдения статей 11, 14.8 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

По результатам анализа в действиях ООО «Автошкола «Зеленый свет», ООО «Вид», ООО «Олимп.Ру» по установлению и поддержанию с 01.01.2018г. одинаковых цен (25000 руб.), скидок на обучение водителей транспортных средств категории «В» установлены признаки нарушения пункта 1 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции.

Управлением издан приказ №79 от 17.09.2018г. о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства.

В целях получения дополнительной информации по делу УФАС по РА в адрес иных лиц были направлены запросы. Определением УФАС по РА от 17.09.2018г. (исх. от 17.09.2018г. № 2582/04), определением УФАС по РА от 15.10.2018г. (исх. от 16.10.2018г. № 2890/05) определением УФАС по РА от 20.11.2018г. (исх. от 20.11.2018г. № 3187/02) у ответчиков по делу, запрошены документы (информация), необходимые для полного и всестороннего рассмотрения дела № 13-А/18 от 17.09.2018г. о нарушении антимонопольного законодательства.

В ходе рассмотрения дела Комиссия УФАС по РА дополнительно установила, что лицами, в чьих действиях, в том числе усматриваются признаки нарушения антимонопольного законодательства являются ООО «Автошкола «Лидер» и ООО «Автошкола Светофор». Определениям от 25.12.2018г. (исх. от 25.12.2018г. №3555/04) данные хозяйствующие субъекты привлечены к участию в рассмотрении дела в качестве ответчиков по делу. Период, в котором усматриваются признаки нарушения антимонопольного законодательства определен 2017-2018 годами.

Документы и информация, полученные антимонопольным органом по определениям, запросам, направленным в адрес ответчиков и иных лиц приобщены к материалам дела № 13-А/18 от 17.09.2018г. о нарушении антимонопольного законодательства.

На заседаниях Комиссий УФАС по РА представители ответчиков факт заключения антиконкурентного заключения отрицали, утверждали, что каждый ведет самостоятельную ценовую политику на рынке.

В соответствии с пунктом 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган проводит анализ состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства.

Руководствуясь Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС от 28.04.2010г. № 220, УФАС по РА проведен анализ состояния конкурентной среды на рынке услуг обучения водителей автотранспортных средств категории «В» на территории МО «Город Горно-Алтайск» за 2017 год и 6 месяцев 2018г. По итогам анализа товарного рынка установлены участники рынка: ООО «Импокар Плюс», ООО «Олимп.Ру», ООО «Вид», ООО «Автошкола Лидер», ООО «Автошкола Зеленый свет», ООО «Автошкола «Светофор», ПОУ «РУТЦ РО ДОСААФ России РА».

Управлением проанализированы цены по обучению водителей транспортных средств категории «В» ООО «Импокар Плюс», ООО «Олимп.Ру», ООО «Вид», ООО «Автошкола Лидер», ООО «Автошкола Зеленый свет», ООО «Автошкола «Светофор», ПОУ «РУТЦ РО ДОСААФ России РА». Приказы об установлении цен, утвержденные Обществами прайс-листы свидетельствуют, что хозяйствующие субъекты самостоятельно устанавливают цены на обучение водителей автотранспортных средств.

В связи с чем, участники рынка услуг по обучению водителей автотранспортных средств категории «В» являются друг другу конкурентами на указанном товарном рынке.

При этом Комиссия УФАС по РА установив все фактические обстоятельства дела пришла к выводу о том, что действия ООО «Олимп.Ру», ООО «Вид», ООО «Автошкола Лидер», ООО «Автошкола Зеленый свет», ООО «Автошкола «Светофор» не могут быть признаны нарушившими пункт 1 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции, по следующим причинам:

Функционирование автошкол подпадает под действие Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании) и которая подлежит лицензированию в соответствии с подпунктом 40 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Проведя анализ документов, официальных сайтов автошкол установлено следующее:

ООО «Олимп.Ру» имеет лицензию на осуществление образовательной деятельности от 27.09.2016г. №10364;

ООО «Вид» имеется лицензия на осуществление образовательной деятельности от 17.07.2013г. №1057;

ООО «Автошкола Лидер» имеет лицензию на осуществление образовательной деятельности от 21.12.2016г. №10417;

ООО «Автошкола Зеленый свет» имеет лицензию на осуществление образовательной деятельности от 01.09.2017г. №10456;

ООО «Автошкола «Светофор» имеет лицензию на осуществление образовательной деятельности от 29.10.2015г. №10273.

Согласно представленным документам (приказы об установлении стоимости платных образовательных услуг, договоры на оказание образовательных услуг, прайс листы) установлено следующее.

У ООО «Вид» (автошкола «Регион 04») стоимость обучения водителей категории «В» (механика/автомат) в размере 25000 руб. действовала  с 2016 года по 2018 год. Обществом установлена система скидок в размере: 1000 руб. – скидка учащимся (студент, школьник и т.д.); 2000 руб.- скидка за наличный расчет (без рассрочки); 1000 руб. – скидка по акции приведи друга (приказ от 01.01.2018г.)

У ООО «Олимп.Ру» (автошкола «Олимп») стоимость обучения водителей категории «В» на период 2017г.-2018г. составляла 25000 руб. Обществом также установлена система скидок в размере: 1000 руб. – скидка учащимся (студент, школьник и т.д.); 2000 руб.- скидка за наличный расчет (без рассрочки); 1000 руб. – скидка по акции приведи друга (приказ от 01.01.2018г.).

Согласно документам, представленным ООО «Автошкола Лидер», стоимость обучения водителей категории «В» на 2017 год (с 09.01.2017г) составляло 25000 руб. Со 02.04.2018г. стоимость обучения повысилась до 28000 руб.

Согласно документам, представленным ООО «Автошкола Зеленый свет» стоимость обучения водителей категории «В» на 2017г.-2018г. составляет 25000 руб. С 01.10.2017г. обществом проведена ценовая акция: скидка на обучение 1000 руб. по акции «Приведи друга»; скидка на обучение 1500 руб. по акции «Я Студент и Школьник». В 2018 году данная акция продолжило свое действие (приказ от 10.01.2018г.).

Согласно документам, представленным ООО «Автошкола «Светофор», стоимость обучения водителей категории «В» в 2017г.-2018г. составляла 23000 руб.

Таким образом, в 2017 и в 2018 году одинаковая стоимость обучения водителей транспортных средств категории «В» в размере 25000 руб., и система скидок действовали только у ООО «Вид», ООО «Олимп.Ру», ООО «Автошкола Зеленый свет».

Согласно пункту 1 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, или между хозяйствующими субъектами, осуществляющими приобретение товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат) и (или) наценок.

Согласно пункту 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции под соглашением понимается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

Следовательно, соглашением может быть признана договоренность хозяйствующих субъектов в любой форме, о которой свидетельствуют скоординированные и целенаправленные действия (бездействие) данных субъектов, сознательно ставящих свое поведение в зависимость от поведения других участников рынка, совершенные ими на конкретном товарном рынке, подпадающие под критерии ограничения конкуренции и способные привести к результатам, определенным Законом о защите конкуренции.

В соответствии с частью 7 статьи 11 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что положения настоящей статьи не распространяются на соглашения между хозяйствующими субъектами, входящими в одну группу лиц, если одним из таких хозяйствующих субъектов в отношении другого хозяйствующего субъекта установлен контроль либо если такие хозяйствующие субъекты находятся под контролем одного лица, за исключением соглашений между хозяйствующими субъектами, осуществляющими виды деятельности, одновременное выполнение которых одним хозяйствующим субъектом не допускается в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно части 8 статьи 11 Закона о защите конкуренции под контролем в данной статье, в статьях 11.1 и 32 данного Федерального закона понимается возможность физического или юридического лица прямо или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) определять решения, принимаемые другим юридическим лицом, посредством одного или нескольких следующих действий:

1) распоряжение более чем пятьюдесятью процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный (складочный) капитал юридического лица;

2) осуществление функций исполнительного органа юридического лица.

Проанализировав сведения с ЕГРЮЛ, размещенные на официальном сайте ФНС России установлено, что учредителем и директором ООО «Автошкола Зеленый свет» является <А>, учредителем ООО «Вид» является <Б>, учредителем ООО «Олимп.Ру» является <В> При этом каждый учредитель не является учредителем у другого юридического лица.

В силу статьи 9 Закона о защите конкуренции <Б> и <В> входят в одну группу лиц по родственному отношению. При этом <Б> одновременно является директором ООО «Вид» и ООО «Олимп.Ру».

Соответственно в силу пункта 2 части 8 статьи 11 Закона о защите конкуренции ООО «Вид» в отношении  ООО «Олимп.Ру» установлен контроль, общества образуют группу лиц, при этом учредитель и директор ООО «Вид» <Б> осуществляет функции исполнительного органа в ООО «Олим.Ру». В связи с чем, требования статьи 11 Закона о защите конкуренции не распространяются на действия между ООО «Вид» и ООО «Олимп.Ру».

Согласно выписке из ЕГРЮЛ ООО «Автошкола Зеленый свет» образована 05.08.2016г.

На заседании Комиссии УФАС по РА представитель ООО «Автошкола Зеленый свет» пояснила, что общество фактическую деятельность по оказанию образовательных услуг начало в 2017 году, после получения лицензии.

Антиконкурентное соглашение предполагает наличие скоординированных и направленных (синхронных) действий хозяйствующих субъектов, которые сознательно ставят свое поведение в зависимость от поведения других участников рынка.

С учетом того что в ООО «Вид» и ООО «Олимп.Ру» стоимость обучения (25000 руб.) и система скидок была установлена за долго до появления на рынке ООО «Автошкола Зеленый свет» в действиях данных хозяйствующих субъектов по установлению стоимости обучения водителей транспортных средств категории «В» и системы скидок отсутствуют признаки согласованности.

Стоимость обучения у ООО «Автошкола «Светофор» (23000 руб.) в 2017-2018гг. и увеличение стоимости в 2018г. у ООО «Автошкола Лидер», а также отсутствие у данных обществ систем скидок, исключают факт поддержания цен, скидок на обучение и свидетельствует о независимости данных обществ от действий других участников рынка.

Комиссия УФАС по РА, заслушав пояснения и доводы лиц, участвующих в деле, а также рассмотрев совокупность документов и информации, имеющихся в материалах дела, не усмотрела достаточных доказательств участия ООО Автошкола «Зеленый свет», ООО «Вид», ООО «Олимп.Ру», ООО «Автошкола Лидер», ООО «Автошкола «Светофор» в антиконкурентном соглашении и пришла к выводу о необходимости прекращения рассмотрения дела в отношении них на основании пункта 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции.

На основании вышеизложенного, и руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, пунктом 1 части 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства,

Р Е Ш И Л А:

Рассмотрение дела № 13-А/18 от 17.09.2018г. в отношении ООО Автошкола «Зеленый свет», ООО «Вид», ООО «Олимп.Ру», ООО «Автошкола Лидер», ООО «Автошкола «Светофор» прекратить ввиду отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны