Решение №16-А/18 РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 16-А/18 О НАРУШЕНИИ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОН... от 19 апреля 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

ПО ДЕЛУ № 16-А/18 О НАРУШЕНИИ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

19.04.2019

г. Горно-Алтайск

 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства

Рассмотрев дело № 16-А/18 от 28.12.2018 года по признакам нарушения КУ РА «УКС РА» (ИНН 0411175222, ОГРН 1160400050469, Республика Алтай, г.Горно-Алтайск, ул. Чорос-Гуркина, 27) и ООО «ЭЛМО» (ИНН 0411173401, ОГРН 1150411002554, Республика Алтай, с.Майма, ул. Ленина, 67/1, оф. 1) пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.06.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай поступило ООО «ЭЛМО» (вх. № 3461 от 03.10.2018 г.) в отношении КУ РА «Управление капитального строительства Республики Алтай» по отказу произвести оплату выполненных строительно-монтажных работ по объекту: «Строительство центральной районной больницы на 30 коек с поликлиникой на 100 посещений в смену в с. Турочак».

Из заявления следует, что КУ РА «УКС РА» обратилось к ООО «ЭЛМО» с предложением выполнить строительно-монтажные работы по объекту: «Строительство центральный районной больницы на 30 коек с поликлиникой на 100 посещений в смену в с. Турочак». Определена ведомость объемов работ № 1, составлена локальная смета № 1 на сумму 853 816,00 рублей. КУ РА «УКС РА» в лице директора <…> гарантировало ООО «ЭЛМО» оплату за выполнение работы.

ООО «ЭЛМО» выполнило в полном объеме строительно-монтажные работы в соответствии с локальной сметой № 1. Работы приняты КУ РА «УКС РА» по акту выполненных работ № 1 от 21.03.2017 г.

На основании полученной в ходе рассмотрения заявления ООО «ЭЛМО», информации и материалов приказом УФАС по Республике Алтай от 28.12.2018 г. № 115 было возбуждено дело № 16-А/18 и создана комиссия по рассмотрению дела № 16-А/18 по признакам нарушения КУ РА «УКС РА» и ООО «ЭЛМО» п. 4 ст. 16 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ).

В ходе производства по данному делу поступило дополнительное заявление ООО «ЭЛМО» от 26.02.2019 г. № 07/2019 о заключении им недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения с КУ РА «УКС РА» с целью выполнения строительно-монтажных работ по объекту: «Строительство центральный районной больницы на 30 коек с поликлиникой на 100 посещений в смену в с. Турочак».

В результате анализа информации и документов, представленных по запросам, представленных устных и письменных пояснений, а также иных материалов дела № 16-А/18, Комиссией Алтайского республиканского УФАС России установлено следующее.

Договор подряда на строительство объекта: «Центральная районная больница на 30 коек с поликлиникой на 100 посещений в смену в с. Турочак» от 25.05.2004 г. (далее – Договор подряда от 25.05.2004 г.) и дополнительного соглашения № 1 от 16.05.2014 г. заключен между Управлением капитального строительства Минпромстройжилкомхоза РА и ЗАО «Горно-Алтайское ПМК».

Соглашением о перемене стороны (заказчика) и приеме-передаче прав и обязанностей по Договору подряда от 25.05.2004 г. к новому заказчику от 19.05.2014 г. Министерство регионального развития Республики Алтай приняло на себя права и обязанности заказчика по Договору подряда от 25.05.2004 г.

В соответствии с Разрешением № «02»-«309»-«110»-«2015» от 09.09.2015 г. на ввод в эксплуатацию объекта: «Центральная районная больница на 30 коек с поликлиникой на 100 посещений в смену в с. Турочак Турочакского района Республики Алтай» (далее – Разрешение), вышеназванный объект построен и введен в эксплуатацию 09.09.2015 г.

В соответствии с Положением о Министерстве регионального развития Республики Алтай (далее – Минрегионразвития), утвержденным Постановлением Правительства Республики Алтай от 18.05.2006 г. № 99 (далее – Положение), Минрегионразвития является исполнительным органом государственной власти Республики Алтай, осуществляющим функции по выработке государственной политики Республики Алтай, нормативно-правовому регулированию в области строительства, архитектуры, градостроительной деятельности (за исключением государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства), жилищно-коммунального хозяйства, газового хозяйства, ценообразования в области строительства, энергосбережения и повышения энергетической эффективности, транспорта, дорожного хозяйства, обращения с отходами, функции по контролю и надзору, по оказанию государственных услуг в установленной сфере деятельности, правоприменительные и иные функции в соответствии с данным Положением, а также в сфере строительства осуществляет функции государственного заказчика.

В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 44-ФЗ) государственный заказчик - государственный орган (в том числе орган государственной власти), Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", орган управления государственным внебюджетным фондом либо государственное казенное учреждение, действующие от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации и осуществляющие закупки;

Согласно Положению Минрегионразвития осуществляет функции главного распорядителя средств республиканского бюджета Республики Алтай, предусмотренных на содержание Министерства и реализацию возложенных на него функций.

Статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что получатель бюджетных средств - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено данным кодексом.

В соответствии с уставом КУ РА «УКС РА» казенное учреждение Республики Алтай «Управление капитального строительства Республики Алтай», создано в соответствии с постановлением Правительства Республики Алтай                 от 29.10.2015 г. № 355 «О реорганизации государственного унитарного казенного предприятия «Управление капитального строительства Республики Алтай» путем преобразования в казенное учреждение» (далее – Постановление) для оказания государственных услуг (выполнения работ) в целях осуществления функций единого заказчика по объектам капитального строительства государственной собственности Республики Алтай, государственным заказчиком по которым является Министерство регионального развития Республики, финансовое обеспечение которых осуществляется из федерального бюджета и (или) республиканского бюджета Республики Алтай с осуществлением строительного контроля при строительстве и (или) реконструкции объектов капитального строительства государственной собственности Республики Алтай.

Также исходя из Постановления КУ РА «УКС РА» является правопреемником Государственного унитарного казенного предприятия "Управление капитального строительства Республики Алтай" в соответствии с передаточным актом.

Согласно пункту 7 статьи 33 Закона № 44-ФЗ заказчик - государственный или муниципальный заказчик либо в соответствии с частями 1 и 2.1 статьи 15 настоящего Федерального закона бюджетное учреждение, государственное, муниципальное унитарные предприятия, осуществляющие закупки.

Таким образом, КУ РА «УКС РА» в сфере строительства осуществляет функции Минрегионразвития, т.е. является организацией, осуществляющей функции органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

25.12.2018 г. КУ РА «УКС РА» предоставило в адрес УФАС по РА                     (вх. № 1720) письмо Министерства здравоохранения Республики Алтай (далее – Минздрав) от 24.06.2015 г. № 3317, которым Минздрав сообщает, что подрядной организацией (ЗАО «Горно-Алтайское ПМК») прекращено строительство блока «А» БУЗ РА «Турочакская районная больница» не смотря на существование ряда невыполненных работ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 721 Гражданского кодекса Российской Федерации качество выполненной подрядчиком работы должно соответствовать условиям договора подряда, а при отсутствии или неполноте условий договора требованиям, обычно предъявляемым к работам соответствующего рода. Если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором, результат выполненной работы должен в момент передачи заказчику обладать свойствами, указанными в договоре или определенными обычно предъявляемыми требованиями, и в пределах разумного срока быть пригодным для установленного договором использования, а если такое использование договором не предусмотрено, для обычного использования результата работы такого рода.

В случае, когда законом, иным правовым актом, договором подряда или обычаями делового оборота предусмотрен для результата работы гарантийный срок, результат работы должен в течение всего гарантийного срока соответствовать условиям договора о качестве (пункт 1 статьи 722).

В виду пункта 1 статьи 755 ГК РФ подрядчик, если иное не предусмотрено договором строительного подряда, гарантирует достижение объектом строительства указанных в технической документации показателей и возможность эксплуатации объекта в соответствии с договором строительного подряда на протяжении гарантийного срока. Установленный законом гарантийный срок может быть увеличен соглашением сторон.

На основании статьи 756 ГК РФ при предъявлении требований, связанных с ненадлежащим качеством результата работ, применяются правила, предусмотренные пунктами 1 - 5 статьи 724 данного Кодекса.

При этом предельный срок обнаружения недостатков, в соответствии с пунктами 2 и 4 статьи 724 данного Кодекса, составляет пять лет.

Согласно положениям Договора подряда 25.05.2004 г., если в период гарантийной эксплуатации объекта будут обнаружены дефекты, препятствующие нормальной его эксплуатации по вине ЗАО «Горно-Алтайское ПМК» (далее – Подрядчик), то Подрядчик обязан их устранить за свой счет и в согласованные с заказчиком сроки. Для участия в составлении акта, фиксирующего дефекты, согласования порядка и сроков их устранения, Подрядчик обязан направить своего представителя не позднее 15 дней со дня получения письменного извещения от заказчика.

При отказе Подрядчика от составления или подписания акта обнаружения дефектов заказчик составляет односторонний акт на основе квалифицированной экспертизы, привлекаемой им за свой счет.

В соответствии со статьей 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации Разрешение, удостоверяет выполнение строительства объекта капитального строительства в полном объеме, следовательно, замечания по качеству работ должны устраняться Подрядчиком в рамках гарантийного обязательства.

Согласно пояснениям КУ РА «УКС РА» (вх. № 4586 от 25.12.2018 г.) к                     ЗАО «Горно-Алтайское ПМК» по вопросу устранения замечаний по объекту: «Центральный районной больницы на 30 коек с поликлиникой на 100 посещений в смену в с. Турочак» по Договору подряда от 25.05.2004 г. КУ РА «УКС РА» не обращалось.

Как следует из материалов дела, Ведомостью объемов работ № 1, утверждены объемы работ по объекту: «Строительство Центральной районной больницы на 30 коек с поликлиникой на 100 посещений в смену в селе Турочак Турочакского района Республики Алтай», утвержденная директором ГУКП «УКС РА» <…> и подписанная Главным врачом БУЗ РА «Турочакская РБ» Пальчиковым В.С., исполнительным директором ООО «ЭЛМО» <…> и генеральным директором ООО «ЭЛМО» <…>

Локальной сметой № 1, согласованной директором КУ РА «УКС РА» <…> произведен сметный расчет на строительно-монтажные работы по вышеназванному объекту,

Актом о приемке выполненных работ от 21.03.2017 г. предусмотренные Локальной сметой № 1 работы приняты КУ РА «УКС РА» в лице директора <…>

Факт выполнения указанных выше работ ООО «ЭЛМО», а не предусмотренным Договором подряда 25.05.2004 г. ЗАО «Горно-Алтайское ПМК», свидетельствует о том, что работы, предусмотренные Локальной сметой № 1, Ведомостью объемов работ № 1, а в последствии принятые 21.03.2017 г.              КУ РА «УКС РА», исполнялись не в рамках гарантийных обязательств ЗАО «Горно-Алтайское ПМК», что подтверждается письмом последнего (вх. № 4690 от 09.01.2019 г.).

Как следует из акта о приемке выполненных работ от 21.03.2017 г. строительно-монтажные работы выполнялись ООО «ЭЛМО» с 01.09.2016 г. по 30.11.2016 г. и впоследствии были приняты КУ РА «УКС РА» в лице директора <…>

В материалах дела имеется вступившее в законную силу решение Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 15.10.2018 г. по делу № 2-2150/2018 по исковому заявлению ООО «ЭЛМО» <…> о взыскании убытков, в котором установлен факт наличия подрядных (субподрядных) правоотношений между КУ РА «УКС РА» и ООО «ЭЛМО» (ИНН 0411173401) по строительству центральной районной больницы на 30 коек с поликлиникой на 100 посещений в смену в с. Турочак.

Также в соответствии со вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Алтай от 09.11.2018 г. по делу № А02-826/2018 по исковому заявлению ООО «ЭЛМО» (ИНН 0411173401) к КУ РА «УКС РА» о взыскании неосновательного обогащения, установлен факт выполнения строительных работ истцом.

В соответствии с пунктом 5 статьи 4 Закона № 135-ФЗ хозяйствующий субъект - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

В соответствии с Уставом общества с ограниченной ответственностью, утвержденным решением учредителя <…> № 1/2015 от 17.08.2015 г. ООО «ЭЛМО» является коммерческой организацией, преследующей в качестве основной цели своей предпринимательской деятельности извлечение прибыли и насыщение рынка товарами и услугами.

В ходе заседания Комиссии УФАС по РА 26.03.2019 г. представитель ООО «ЭЛМО» представил документы, подтверждающие командирование работников ООО «ЭЛМО» в период с 01.09.2016 г. по 30.11.2016 г. в с. Турочак Республики Алтай с целью командировки: производство работ по строительству ЦРБ на 30 коек с поликлиникой на 100 посещений в смену (приказ о направлении работников в командировку и командировочные удостоверения).

На заседании Комиссии УФАС по РА представитель КУ РА «УКС РА» пояснил, что на момент выполнения спорных работ ООО «ЭЛМО» (ИНН 0411173401) не существовало, т.к. было образовано 25.08.2015 г.

Согласно пункту 3 статьи 3 Закона № 44-ФЗ под закупкой товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее - закупка) понимается совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта.

К целям контрактной системы в соответствии со статьями 1, 6 и 8 Закона             № 44-ФЗ отнесены повышение эффективности, результативность осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечение гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращение коррупции и других злоупотреблений, создание равных условий для участников.

В соответствии со статьей 8 Закона № 44-ФЗ контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.

В части 2 статьи 8 Закона № 44-ФЗ содержится явно выраженный законодательный запрет: запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Согласно частям 1 - 5 статьи 24 Закона № 44-ФЗ, заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями настоящей главы. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.

В соответствии с частью 2 статьи 59 Закона № 44-ФЗ заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, за исключением случаев закупок товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок, запроса предложений, осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с учетом требований настоящего Федерального закона.

Согласно распоряжению Правительства РФ от 21.03.2016 № 471-р                       «О перечне товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок, которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион)» «Сооружения и строительные работы в области гражданского строительства» и «Работы строительные специализированные» отнесены к перечню товаров, работ, услуг закупка которых проводится путем проведения аукциона в электронной форме (электронный аукцион).

В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае закупки определенных товаров, работ, услуг вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, в случае возникновения необходимости в оказании медицинской помощи в экстренной форме либо в оказании медицинской помощи в неотложной форме (при условии, что такие товары, работы, услуги не включены в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень товаров, работ, услуг, необходимых для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера) и применение иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), требующих затрат времени, нецелесообразно. Заказчик вправе заключить в соответствии с данным пунктом контракт на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги соответственно в количестве, объеме, которые необходимы для ликвидации последствий, возникших вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, либо для оказания медицинской помощи в экстренной форме или неотложной форме, в том числе в случаях, предусмотренных частями 7 и 12 статьи 82 данного Федерального закона;

В соответствии с Уставом бюджетного учреждения здравоохранения Республики Алтай «Турочакская районная больница», утвержденным Приказом Министерства здравоохранения Республики Алтай от 17.03.2014 г. № 68 учредителем и собственником данного бюджетного учреждения является Республика Алтай.

Как сказано выше Минрегионразвития в сфере строительства осуществляет функции государственного заказчика, а КУ РА «УКС РА», в свою очередь, осуществляет функции единого заказчика по объектам капитального строительства государственной собственности Республики Алтай, государственным заказчиком по которым является Минрегионразвития.

Исходя из вышеизложенного Комиссия УФАС по РА делает вывод, что заказчиком спорных работ является КУ РА «УКС РА».

Таким образом, КУ РА «УКС РА», являясь получателем бюджетных средств осуществляющее свою деятельность за счет средств бюджета Республики Алтай, а также осуществляющее полномочия Министерства регионального развития Республики Алтай в сфере строительства, а именно являясь единым заказчиком по объектам государственной собственности Республики Алтай может осуществлять закупки только в соответствии с требованиями Закона № 44-ФЗ, т.е. посредством заключения государственного контракта.

Строительно-монтажные работы производились по объекту (здание БУЗ РА «Турочакская районная больница»), являющемуся государственной собственностью Республики Алтай, следовательно, подрядчик по выполнению указанных выше работ должен быть определен по результатам конкурентных процедур, предусмотренных Законом № 44-ФЗ.

В данном случае процедура определения подрядчика в соответствии с Законом № 44-ФЗ не осуществлялась, фактически строительные работы были произведены по устному соглашению, что негативно сказалось на конкурентной среде в Республике Алтай, ввиду необоснованного отказа от конкурентных способов определения подрядчика по объекту: «Строительство центральной районной больницы на 30 коек с поликлиникой на 100 посещений в смену в с. Турочак».

Комиссия считает, что представленное в материалах дела письмо от 16.07.2015 г. № 610, направленное ГУКП «УКС РА» (в 2016 г. реорганизовано в КУ РА «УКС РА») (подписанное директором <…>) в адрес ООО «ЭЛМО» <…> свидетельствует о наличии намерения заключить без проведения торгов соглашение о выполнении строительных работ по объекту: «Центральная районная больница на 30 коек с поликлиникой на 100 посещений в смену в с. Турочак Турочакского района Республики Алтай» в целях удовлетворения государственной нужды еще в 2015 году. На заседании комиссии представитель общества пояснил, что ООО «ЭЛМО» (ИНН 0411173401) было образовано учредителем именно для выполнения вышеуказанных работ.

Установив указанные обстоятельства дела, оценив действия лиц, участвующих в рассмотрении дела, на предмет соответствия требованиям законодательства Комиссия УФАС по РА приходит к выводу о нарушении антимонопольного законодательства со стороны ответчиков по данному делу на основании нижеследующего.

В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 26.07.2006 г.                        № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ) запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Установленный указанной нормой Закона № 135-ФЗ запрет преследует цель предотвращения негативного влияния органов власти на конкурентную среду с помощью административных, властных методов воздействия, в том числе путем соглашения с хозяйствующим субъектом.

Соглашение - договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме (пункт 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

Признаками ограничения конкуренции являются сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации (пункт 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

В рамках рассмотрения дела № 16-А/18 от 28.12.2018 г. в соответствии с частью 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции Комиссией УФАС по РА был подготовлен аналитический отчет по результатам анализа состояния конкуренции в Республике Алтай, в ходе которого установлено следующее:

1) временной интервал исследования определен периодом с 2016 года (с момента фактического начала выполнения работ в рамках устного соглашения) по 2018 год включительно (момент возбуждения дела 16-А/18);

2) продуктовыми границами товарного рынка определены строительно-монтажные работы;

3) географические границы товарного рынка: Республика Алтай.

Анализ проведен в целях полного, объективного, всестороннего рассмотрения дела, в объеме, необходимом для принятия решения о наличии или отсутствии нарушения антимонопольного законодательства, в рамках дела                    № 16-А/18 от 28.12.2018г. о нарушении антимонопольного законодательства.

Все вышеперечисленные обстоятельства дают основания полагать, что                                    КУ РА «УКС РА» и ООО «ЭЛМО» в период с 2016 года по состоянию на момент рассмотрения дела заключили и выполняют устное антиконкурентное соглашение с целью выполнения строительных работ для государственных нужд, что привело к ограничению конкуренции, в частности к непроведению торгов, чем ограничили возможность иных хозяйствующих субъектов участвовать в конкурентных процедурах на выполнение строительных работ по объекту: «Строительство центральной районной больницы на 30 коек с поликлиникой на 100 посещений в смену в с. Турочак».

Как было указано выше, определение претендентов на заключение государственного контракта возможно лишь посредством проведения конкурентных процедур, и предоставлением им равных возможностей при заключении контракта на выполнение работ по объекту.

Однако в данном случае предусмотренные законодательством Российской Федерации процедуры не проводились.

Довод КУ РА «УКС РА» о том, что ООО «ЭЛМО» (ИНН 0411173401) образовано только 25.08.2015 г. и не могло выполнять спорные работы, Комиссией отклоняется, так как из материалов дела следует, что работы по объекту: «Строительство центральной районной больницы на 30 коек с поликлиникой на 100 посещений в смену в с. Турочак» производились после регистрации и постановки на учет в налоговом органе ООО «ЭЛМО» (ИНН 0411173401), т.е. после 25.08.2015 г.

Также отклоняется и довод ООО «ЭЛМО» о том, что спорные работы выполнялись в условиях чрезвычайной и крайней необходимости, ввиду отсутствия объективных доказательств наступления обстоятельств предусмотренных пунктом 9 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ.

26.03.2019 г. Комиссия УФАС по РА на основании пункта 3 части 1.1 статьи 47, частей 1, 3 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции отложила рассмотрение дела № 16-А/18 от 28.12.2018 г. в связи с принятием заключения об обстоятельствах дела. Комиссия УФАС по РА назначила рассмотрение дела на 12.04.2019 г. в 15 часов 00 минут.

Копия заключения от 02.04.2019 г. (исх. № 936/09 от 02.04.2019 г.) об обстоятельствах дела № 16-А/18 направлена в адрес КУ РА «УКС РА», ООО «ЭЛМО», БУЗ РА «Турочакская РБ» и Министерства регионального развития Республики Алтай 02.04.2019 г.

На заседание Комиссии УФАС по РА 12.04.2019 г. явились представители КУ РА «УКС РА»: <…> (по доверенности), <…> (по доверенности); представители иных лиц участвующих в деле на рассмотрение дела не явились (уведомлены надлежащим образом, определение от 29.03.2019 г. об отложении рассмотрения дела № 16-А/18 было направлено лицам, участвующим в деле посредством электронной почты, а также на бумажном носителе).

Письменные возражения на заключение от 02.04.2019 г. об обстоятельствах дела № 16-А/18 в адрес УФАС по РА лицами, участвующими в рассмотрении дела не представлены.

Вместе с тем, представителем КУ РА «УКС РА» - <…> в процессе заседания Комиссии УФАС по РА устно заявлено ходатайство о приобщении к материалам дела следующих дополнительных доказательств:

  1. скриншот страницы электронной почты «Яндекс.Почта»                               с письмом ООО «ЭЛМО», датируемый 21.03.2017 г.;
  2. скриншот страницы электронной почты «Яндекс.Почта» с открытым письмом от ООО «ЭЛМО» с приложением следующих файлов:

- «Смета-Акт 1.xlsx»;

- «Смета – Справка по»;

- «СЧФ УКС.xls»;

- «СЧЕТ УКС.xls».

3. счет-фактура № 54 от 21 марта 2017 г., в которой ООО «ЭЛМО» (ИНН/КПП 2222806966/222201001) выступает продавцом, а КУ РА «УКС РА» - покупателем по объекту: «Строительство центральный районной больницы на 30 коек с поликлиникой на 100 посещений в смену в с. Турочак»;

4. счет на оплату № 21 от 21 марта 2017 г., в котором ООО «ЭЛМО» (ИНН 2222806966) значится поставщиком, а КУ РА «УКС РА» - покупателем по объекту: «Строительство центральный районной больницы на 30 коек с поликлиникой на 100 посещений в смену в с. Турочак»;

5. справка о стоимости выполненных работ и затрат № 1 от 21.03.2017 г., в которой КУ РА «УКС РА» выступает в качестве заказчика, а ООО «ЭЛМО» (Алтайский край, г. Барнаул, ул. Звездная, д. 5а) по объекту: «Строительство центральный районной больницы на 30 коек с поликлиникой на 100 посещений в смену в с. Турочак»;

6. акт о приемке выполненных работ от 21.03.2017 г. в котором КУ РА «УКС РА» выступает в качестве заказчика, а ООО «ЭЛМО» (Алтайский край, г. Барнаул, ул. Звездная, д. 5а) в качестве подрядчика по объекту: «Строительство центральный районной больницы на 30 коек с поликлиникой на 100 посещений в смену в с. Турочак».

Представитель КУ РА «УКС РА» - <…> пояснил, что данные документы подтверждают выполнение работ по объекту: «Строительство центральный районной больницы на 30 коек с поликлиникой на 100 посещений в смену в с. Турочак» ООО «ЭЛМО» (ИНН 2222806966), а не ООО «ЭЛМО» (ИНН 0411173401).

Таким образом, представитель КУ РА «УКС РА» согласен с фактом выполнения вышеуказанных работ, однако, считает, что данные работы выполнялись не ООО «ЭЛМО» (ИНН 0411173401), а иным лицом.

Комиссия УФАС по РА, изучив документы, представленные представителем КУ РА «УКС РА» считает, что данные документы не подтверждают выполнение спорных работ ООО «ЭЛМО» (ИНН 2222806966), т.к. в перечисленных документах отсутствуют подписи должностных лиц КУ РА «УКС РА» и/или ООО «ЭЛМО».

Кроме того, в адрес УФАС по РА поступили письменные пояснения конкурсного управляющего ООО «ЭЛМО» (ИНН 2222806966) – <…>  (вх. № 1509 от 12.04.2019 г.), в которых она поясняет, что в отношении ООО «ЭЛМО» (ИНН 2222806966) введена процедура банкротства и в конкурсной массе нет задолженности по объекту: «Центральная районная больница на 30 коек с поликлиникой на 100 посещений в смену в селе Турочак Турочакского района Республики Алтай, отсутствует и задолженность по заработной плате за выполненные работы на вышеназванном объекте, а также отсутствуют трудовые соглашения с какими-либо работниками и/или бригадами строителей по работе на данном объекте.

Изучив собранные материалы дела Комиссии УФАС по РА делает вывод о том, что КУ РА «УКС РА» (организация, осуществляющая функции исполнительного органа власти субъекта) и ООО «ЭЛМО» (ИНН 0411173401) (хозяйствующий субъект) заключили запрещенное в соответствии со статьей 16 Закона № 135-ФЗ антиконкурентное соглашение, данный вывод основывается на совокупности установленных Комиссией обстоятельств, подтвержденных документами, в том числе:

  1. Протоколы совещаний Правительства Республики Алтай от 08.07.2015 г., 23.09.2015 г., 18.11.2015 г. из которых следует, что Министерству регионального развития Республики Алтай, ГУКП «УКС РА» и ООО «ЭЛМО» поручено получить перечень замечаний по объекту: «Строительство центральной районной больниц на 30 коек с поликлиникой на 100 посещений в смену в с. Турочак Турочакского района Республики Алтай» и устранить замечания по названному объекту.
  2. Письмо ГУКП «УКС РА» от 16.07.2015 г. № 610, направленное в адрес ООО «ЭЛМО» с предложением выполнить строительно-монтажные работы по объекту: «Строительство центральной районной больниц на 30 коек с поликлиникой на 100 посещений в смену в с. Турочак Турочакского района Республики Алтай».
  3. Акт о приемке выполненных работ от 21.03.2017 г. по объекту: «Строительство центральной районной больницы на 30 коек с поликлиникой на 100 посещений в смену в с. Турочак Турочаского района Республики Алтай», который свидетельствует сдаче указанного объекта ООО «ЭЛМО» в лице генерального директора <…> и принятии его КУ РА «УКС РА» в лице директора <…>
  4. Письмо БУЗ РА «Турочакская районная больница» от 24.12.2018 г.             № 1036 о том, что руководство строительством больницы осуществлялось КУ РА «УКС РА».
  5. Заявление ООО «ЭЛМО» от 26.02.2019 г. № 07/2019 о заключении им и КУ РА «УКС РА»  недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения с целью выполнения строительно-монтажных работ по объекту: «Строительство центральный районной больницы на 30 коек с поликлиникой на 100 посещений в смену в с. Турочак» и об отказе от дальнейшего участия в данном соглашении.
  6. Решение Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 15.10.2018 г. по делу № 2-2150/2018 по исковому заявлению ООО «ЭЛМО» к <…> о взыскании убытков, в котором установлен факт наличия подрядных (субподрядных) правоотношений между КУ РА «УКС РА» и ООО «ЭЛМО» по строительству центральной районной больницы на 30 коек с поликлиникой на 100 посещений в смену в с. Турочак.
  7. Решение Арбитражного суда Республики Алтай от 09.11.2018 г. по делу № А02-826/2018 по исковому заявлению ООО «ЭЛМО» к КУ РА «УКС РА» о взыскании неосновательного обогащения, в котором установлен факт выполнения строительных работ истцом.

Приведенные выше документы свидетельствуют о необходимости проведения строительно-монтажных работ по объекту: «Строительство центральной районной больницы на 30 коек с поликлиникой на 100 посещений в смену в с. Турочак Турочаского района Республики Алтай», а также косвенно свидетельствуют о наличии намерений заключить соглашение с ООО «ЭЛМО» на выполнение строительно-монтажных работ по вышеуказанному объекту и его фактическом выполнении сторонами.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства.

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать в действиях КУ РА «Управление капитального строительства Республики Алтай» (ИНН 0411175222, ОГРН 1160400050469, Республика Алтай, г.Горно-Алтайск, ул. Чорос-Гуркина, 27) и ООО «ЭЛМО» (ИНН 0411173401, ОГРН 1150411002554, Республика Алтай, с.Майма, ул. Ленина, 67/1, оф. 1) нарушение пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.06.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в заключении антиконкурентного соглашения и намеренном отказе от предусмотренных законом процедур по отбору подрядчика для выполнения строительно-монтажных работ, что привело к ограничению конкуренции на рынке строительно-монтажных работ на территории Республики Алтай.
  2. Выдать КУ РА «УКС РА» и ООО «ЭЛМО» предписание о прекращении соглашения, нарушающего антимонопольное законодательство, путем отказа от дальнейшего исполнения обязательств, предусмотренных антиконкурентным соглашением о выполнении работ по объекту: «Строительство центральной районной больницы на 30 коек с поликлиникой на 100 посещений в смену в с. Турочак».
  3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу УФАС по РА для возбуждения административного производства, предусмотренного частью 7 статьи 14.32 КоАП РФ в отношении КУ РА «УКС РА».
  4. В соответствии с положениями пункта 1 Примечания к статье 14.32 КоАП РФ общество с ограниченной ответственностью «ЭЛМО» (ИНН 0411173401, ОГРН 1150411002554, Республика Алтай, с.Майма, ул. Ленина, 67/1, оф. 1), как лицо, добровольно заявившее в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай о заключении им недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения, освобождается от административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное частью 4 статьи 14.32 КоАП РФ.
  5. Передать материалы дела № 16-А/18 от 28.12.2018 г. в правоохранительные органы Республики Алтай для рассмотрения вопроса о наличии уголовно наказуемого деяния.

Связанные организации

Связанные организации не указаны