Решение №81-К/19 РЕШЕНИЕ по делу № 81-К/19 о нарушении законодательства о ко... от 7 мая 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 81-К/19

о нарушении законодательства о контрактной системе

 

«07» мая 2019 года                                                            

  г. Горно-Алтайск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:

в присутствии представителя заказчика МУ «Управление жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Администрации города Горно-Алтайска», рассмотрела жалобу ООО «Центр независимых экспертиз» на действия заказчика МУ «Управление жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Администрации города Горно-Алтайска» при осуществлении закупки путем проведения открытого конкурса в электронной форме (0377300000419000046) на разработку проектной документации объекта «Строительство детского сада на 220 мест из них 80 мест ясельных групп по адресу: г. Горно-Алтайск ул. Кольцевая, 2/2».

ООО «Центр независимых экспертиз» должным образом уведомлено о дате и времени рассмотрения жалобы, явку представителя не обеспечило.

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Алтайское республиканское УФАС России 25.04.2019г. (вх. № 1746) на рассмотрение поступила жалоба ООО «Центр независимых экспертиз» на действия заказчика МУ «Управление жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Администрации города Горно-Алтайска» при осуществлении закупки путем проведения открытого конкурса в электронной форме (№0377300000419000046) на разработку проектной документации объекта «Строительство детского сада на 220 мест из них 80 мест ясельных групп по адресу: г. Горно-Алтайск ул. Кольцевая, 2/2».

Заявитель считает, что конкурсная документация не соответствует требованиям законодательства о контрактной системе.

МУ «Управление жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Администрации города Горно-Алтайска» 06.05.2019г. (вх. № 1861/1) представлено письменное возражение на жалобу, согласно которому заказчик считает доводы жалобы частично обоснованными.

Комиссия УФАС по РА, рассмотрев материалы дела, ознакомившись с доводами, изложенными в жалобе, заслушав представителя заказчика, установила следующее:

09.04.2019г. МУ «Управление жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Администрации города Горно-Алтайска» на официальном сайте ЕИС в сфере закупок размещено извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме на разработку проектной документации объекта «Строительство детского сада на 220 мест из них 80 мест ясельных групп по адресу: г. Горно-Алтайск ул. Кольцевая, 2/2».

Согласно извещению № 0377300000419000046:

- начальная (максимальная) цена контракта: 4 420 473,33 рубля;

- дата и время окончания срока подачи заявок: 06.05.2019г. 10-00;

- дата подачи окончательных предложений: 16.05.2019г.;

- дата, время рассмотрения и оценки вторых частей заявок: 20.05.2019г. 10-00.

30.04.2019г. на официальном сайте ЕИС в сфере закупок заказчиком размещено извещение об отмене данной закупки.

1. В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Федерального закона №44–ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Заказчик в п. 16 Информационной карты (раздел VI конкурсной документации) установил требования к участникам закупки, в том числе: участник закупки должен быть членом саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования. Минимальный размер взноса участника закупки в компенсационный фонд возмещения вреда должен быть сформирован в соответствии с требованиями ч. 10 ст. 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации, минимальный размер взноса участника закупки в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств должен быть сформирован в соответствии с требованиями ч. 11 ст. 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Уровень ответственности члена саморегулируемой организации должен быть не ниже предложения участника закупки о цене контракта (за исключением случаев, перечисленных в ч.2.1 ст.47,   ч. 4.1 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ).

В соответствии с п. 2 ч. 6 ст. 54.4 Закона о контрактной системе заказчиком в  п. 21 Раздела  VI конкурсной документации (Информационная карта) запрошен в составе второй части заявки документ, подтверждающий соответствие участника требованиям, установленным в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе: - выписка из реестра членов саморегулируемой организации (по форме, утвержденной приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 16.02.2017 г. № 58), подтверждающая, что участник закупки является членом саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования.

Согласно п.2.2 Технического задания (Раздел VIII конкурсной документации) при проектировании объекта необходимо выполнить комплекс инженерных изысканий.

Таким образом, объектом закупки являются работы по разработке проектной документации, в том числе по выполнению инженерных изысканий.

Согласно ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований данного закона.

По мнению Комиссии УФАС по РА, в случае, если в предмет закупки включены работы, для осуществления которых требуются различные лицензии, свидетельства или СРО, заказчик вправе установить требование о наличии лицензии, свидетельства или СРО у подрядчика (исполнителя) данных работ, но не вправе устанавливать требования к участнику закупки о наличии у него всех указанных документов, поскольку установление такого требования в документации о закупке приведет к ограничению количества участников закупки (к выполнению указанных работ подрядчик вправе привлечь субподрядчиков).

Вместе с тем, субподрядчики, привлекаемые подрядчиком, обязаны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, в том числе иметь соответствующие лицензии, свидетельства или СРО на осуществляемые виды деятельности, если такие требования установлены отраслевым законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 5.2 ст. 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации договором подряда на подготовку проектной документации может быть предусмотрено задание на выполнение инженерных изысканий. В этом случае указанное физическое или юридическое лицо осуществляет также организацию и координацию работ по инженерным изысканиям и несет ответственность за достоверность, качество и полноту выполненных инженерных изысканий.

При этом установление в документации о закупке требований к участникам закупки о наличии членства в СРО в области архитектурно-строительного проектирования и членства в СРО в области инженерных изысканий может привести к ограничению количества участников закупки.

Из проекта муниципального контракта (неотъемлемая часть конкурсной документации) не следует, что проектировщик должен выполнить все работы лично. Таким образом, Комиссия УФАС по РА считает, что в случае, если объектом закупки являются работы по разработке проектной документации, в том числе по выполнению инженерных изысканий, необходимо устанавливать требования к участнику закупки о наличии СРО в области архитектурно-строительного проектирования.

 Следовательно, довод жалобы, что участник открытого конкурса должен быть членом саморегулируемой организации как в области архитектурно-строительного проектирования, так и в области инженерных изысканий является необоснованным.

2. Согласно ч. 2 ст. 48.2 Градостроительного кодекса РФ федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления, юридические лица, созданные Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием, юридические лица, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50 процентов, со дня включения сведений об экономически эффективной проектной документации повторного использования в единый государственный реестр заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства:

1) получают право на безвозмездное использование экономически эффективной проектной документации повторного использования (для подготовки на ее основе проектной документации применительно к аналогичному объекту);

2) при подготовке проектной документации применительно к объекту капитального строительства, строительство которого они обеспечивают, обязаны использовать экономически эффективную проектную документацию повторного использования, подготовленную применительно к аналогичному объекту (за исключением случаев, предусмотренных частью 4 данной статьи).

 На заседании Комиссии УФАС по РА представитель заказчика пояснила, что в данный реестр включены типовые проекты на строительство детских садов на 220 мест. Заказчик, объявляя открытый конкурс в электронной форме, преследовал своей целью разработку проектной документации на строительство детского сада на 220 мест из них 80 мест ясельных групп. Типовые проекты на таких условиях (с учетом ясельных групп) в реестре отсутствуют.

Жалоба   ООО «Центр независимых экспертиз» не содержит доказательств наличия проектов на строительство аналогичных объектов закупки, отвечающих всем критериям на основании которых устанавливается аналогичность проектируемого объекта капитального строительства и объекта капитального строительства, применительно к которому подготовлена проектная документация, в отношении которой принято решение о признании проектной документации повторного использования.

Из ст. 6 Закона о контрактной системе следует, что контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.

Статьей 34 Бюджетного кодекса РФ установлен принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств, который означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках предоставленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств. Участники бюджетного процесса в рамках реализации поставленных перед ними задач и в пределах выделенных на определенные цели бюджетных средств самостоятельно определяют необходимость, целесообразность и экономическую обоснованность совершения конкретной расходной операции.

В связи с этим конкретная расходная операция может быть признана неэффективным расходованием бюджетных средств только в случае, если уполномоченный орган докажет, что поставленные перед участником бюджетного процесса задачи могли быть выполнены с использованием меньшего объема средств или, что используя определенный бюджетом объем средств, участник бюджетного процесса мог бы достигнуть лучшего результата.

В силу ч. 8 ст. 99 Закона о контрактной системе органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль  соблюдения требований к обоснованию закупок, предусмотренных статьей 18 Закона о контрактной системе, и обоснованности закупок, соблюдения правил нормирования в сфере закупок, предусмотренного статьей 19 Закона о контрактной системе, обоснования начальной (максимальной) цены контракта.

В полномочия Комиссии УФАС по РА не входит рассмотрение вопроса о неэффективном использовании ресурсов, в связи с чем, Комиссия не праве давать правовую оценку указанному доводу.

В связи с тем, что закупка заказчиком отменена, Комиссией УФАС по РА принято решение не передавать жалобу в орган финансового контроля.

3. Из п.2 ст. 42 Закона о контрактной системе следует, что извещение об осуществлении закупки должно содержать краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 данного Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальную (максимальную) цену контракта, источник финансирования.

В силу п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе при описании объекта закупки нельзя устанавливать требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.    

Согласно извещению срок завершения работы - с момента заключения контракта по 25.09.2019г.

Пунктами 2.1.4, 2.1.7 проекта контракта (раздел VII конкурсной документации) предусмотрено, что проектировщик обязан своими силами и за свой счет осуществлять согласование документации с АУ РА «Государственная экспертиза Республики Алтай», при необходимости проведения экологической экспертизы документации, проектировщик совместно с заказчиком осуществляет взаимодействие с органом, в компетенцию которого входит проведение экологической экспертизы, представляет ему необходимые пояснения и документы.

В силу п. 2.1.15 проекта контракта работы по контракту считаются выполненными проектировщиком надлежащим образом при условии получения положительного заключения АУ РА «Государственная экспертиза Республики Алтай» и приемки их заказчиком.

Приказом Минстроя России №137/пр от 27.02.2015г. установлены сроки, необходимые для выполнения инженерных изысканий, осуществления архитектурно-строительного проектирования и строительства зданий, сооружений.

Так, срок для проведения работ по предмету контракта для объектов площадью от 5 000 м2 до 10 000 м2 (на заседании Комиссии УФАС по РА представитель заказчика пояснила, что площадь объекта составляет около 6 000 м2) на инженерные изыскания составляет 1 месяц, на осуществление архитектурно-строительного проектирования 6 месяцев. 

Согласно п. 2.4 Административного регламента предоставления государственной услуги Автономным учреждением Республики Алтай «Государственная экспертиза Республики Алтай», утвержденного приказом Министерства регионального развития Республики Алтай №559-Д от 17.11.2016г., срок предоставления государственной услуги проведения государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий определяется сложностью объекта капитального строительства, но не должен превышать 32 рабочих дня. Указанный срок может быть продлен по заявлению застройщика или технического заказчика не более чем на тридцать дней.

Таким образом, срок, необходимый для выполнения работ по предмету закупки, превышает срок, установленный заказчиком для выполнения работ по контракту, что может привести к ограничению количества участников открытого конкурса в электронной форме.

Следовательно, МУ «Управление жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Администрации города Горно-Алтайска» нарушило п. 1 ч. 1 ст. 33,           п. 2 ст. 42 Федерального закона № 44–ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Довод жалобы в части установления заказчиком неисполнимого срока выполнения работ, является обоснованным.

На основании вышеизложенного, Комиссия УФАС по РА, руководствуясь         ст. 106 Федерального закона № 44–ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «Центр независимых экспертиз» на действия заказчика МУ «Управление жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Администрации города Горно-Алтайска» при проведении открытого конкурса в электронной форме №0377300000419000046 на разработку проектной документации объекта «Строительство детского сада на 220 мест из них 80 мест ясельных групп по адресу: г. Горно-Алтайск ул. Кольцевая, 2/2» обоснованной в части установления неисполнимых сроков выполнения работ по контракту.

2. Признать заказчика МУ «Управление жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Администрации города Горно-Алтайска» нарушившим п. 1 ч. 1 ст. 33, п.2 ст. 42 Федерального закона № 44–ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

3. В связи с тем, что заказчиком 30.04.2019г.  закупка отменена, предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе не выдавать.

4. Передать материалы дела должностному лицу УФАС по РА для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица заказчика, виновного в нарушении законодательства о контрактной системе.

Связанные организации

Связанные организации не указаны