Решение б/н Решение и предписание по делу в отношении действий заказчика... от 30 июня 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу №  78-К/15

о нарушении  законодательства о контрактной системе

«29» июня  2015 года                                                     г. Горно-Алтайск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай  по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе <…>,

в присутствии представителей заказчика Федерального казенного учреждения здравоохранения «Алтайская противочумная станция» Роспотребнадзора  <…> по доверенности от 25.06.2015г., <…> по доверенности от 25.06.2015г., <…> по доверенности от 25.06.2015г., рассмотрела  жалобу Межрегионального общественного движения «Эффективные закупки»  на действия заказчика  ФКУЗ «Алтайская ПЧС» Роспотребнадзора при осуществлении закупки  путем проведения электронного аукциона  на выполнение работ по капитальному ремонту здания общежития ФКУЗ «Алтайская ПЧС» Роспотребнадзора в с. Ташанта Кош-Агачского района  № 0377100008015000023. 

Межрегиональное общественное движение «Эффективные закупки»  должным образом уведомлено о времени и месте рассмотрения жалобы,  явку представителя не обеспечило.

УСТАНОВИЛА:

В Алтайское республиканское УФАС России  22.06.2015г. (вх.1748)  поступила  жалоба  Межрегионального общественного движения «Эффективные закупки»  (г. Новосибирск, проспект Красный, 1 офис 301А) на действия заказчика  ФКУЗ «Алтайская ПЧС» Роспотребнадзора   при осуществлении закупки  путем проведения электронного аукциона  на выполнение работ по капитальному ремонту здания общежития   ФКУЗ «Алтайская ПЧС» Роспотребнадзора в с. Ташанта Кош-Агачского района № 0377100008015000023.

Заявитель  считает, что  документация об электронном  аукционе не соответствует требованиям законодательства о контрактной системе, в части неправомерного установления требования к первой части заявки (производителя товара), способа обеспечения исполнения контракта путем залога денежных средств, необоснованного требования у  участников закупки  предоставления  во второй части заявки копии регистрационных удостоверений, не установления требований к участникам закупки о соответствии их требованиям п.1 ч.1 ст.31 ФЗ № 44-ФЗ и т.д.). 

ФКУЗ «Алтайская ПЧС» Роспотребнадзора  24.06.2015г. представлены  письменные возражения на жалобу, с доводами,  указанными в п.3 и 12 жалобы заказчик согласился (в связи с  технической ошибкой), остальные доводы жалобы  заказчик считает необоснованными.

Комиссия по контролю в сфере закупок Алтайского республиканского УФАС России, рассмотрев материалы дела, ознакомившись с доводами, изложенными в жалобе, заслушав представителей  заказчика,  проведя внеплановую проверку (п.1 ч.15 ст. 99 ФЗ № 44-ФЗ) полагает, что доводы жалобы являются  обоснованными в части  по следующим основаниям:

Заказчиком ФКУЗ «Алтайская ПЧС» Роспотребнадзора 01.06.2015г. на официальном сайте РФ (zakupki.gov.ru)  размещено извещение и аукционная документация на проведение электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту здания общежития ФКУЗ «Алтайская ПЧС» Роспотребнадзора в с. Ташанта Кош-Агачского района.

Согласно Извещению  № 0377100008015000023:

- начальная (максимальная) цена контракта – 4 199 122,0 рублей;

- дата и время окончания подачи заявок -  22.06.2015г. 09-00 час;

- дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок – 24.06.2015г;

- дата проведения электронного аукциона – 29.06.2015г.

1. В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64  Федерального закона №44-ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»  документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать  требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

В соответствии с ч. 6 ст. 66 Федерального закона №44-ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»  требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается.

 Доводы жалобы Межрегионального общественного движения «Эффективные закупки»  о предоставлении в первой части заявки информации о наименовании производителя товара  являются обоснованными, так как  Федеральным законом № 498-ФЗ от 31.12.2014г. в пп. а и б п.3 ч. 3 ст. 66 были внесены изменения:  слова «места происхождения товара или наименование производителя» заменены словами «страны происхождения».

2. Согласно ч. 3 ст. 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.

Таким образом, доводы заявителя являются обоснованными,  так  как способ обеспечения исполнения контракта в виде залога денежных средств Законом о контрактной системе не предусмотрен.

3. Согласно ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

При анализе официального сайта РФ (zakupki.gov.ru) установлено, что заказчиком 17.06.2015г. и 19.06.2015г. в нарушение ч.4 ст. 65 Закона о контрактной системе даны разъяснения на положения аукционной документации без указания  предмета запроса.

Следовательно, доводы жалобы в данной части  являются обоснованными.

4. В п. 7 Информационной карты документации об электронном аукционе заказчиком установлены требования к содержанию и составу первой части заявки, где заказчиком указаны требования  пп. а и б  п. 3 ч.3 ст. 66 Закона о контрактной системе.

При анализе документации об электронном аукционе установлено, что в разделе «Наименование товара используемого при выполнении работ» указания на товарные знаки отсутствуют, следовательно,  требования к содержанию и составу первой части заявки заказчик должен был установить только по  пп. б п.3 ч.3 ст. 66 Закона о контрактной системе.

Таким образом,  доводы жалобы являются обоснованными.

5. В соответствии с п.11 ч. 1 ст. 64 Федерального закона № 44–ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать  порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.

Таким образом, срок начала и окончания предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации должен быть указан в документации в календарных датах. 

В п. 23  Информационной карты  аукциона  даты  начала и окончания срока предоставления участникам разъяснений положений документации об электронном аукционе заказчиком указаны: «В течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об открытом аукционе в электронной форме с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе», т.е. без указания конкретных (календарных) дат.

Следовательно, данный довод жалобы является обоснованным.

6. Согласно ч. 1 ст. 7 Закона о контрактной системе в Российской Федерации обеспечивается свободный и безвозмездный доступ к информации о контрактной системе в сфере закупок.

В силу ч. 2 ст. 7 Закона о контрактной системе открытость и прозрачность информации, указанной в ч. 1 данной статьи, обеспечиваются, в частности, путем ее размещения в единой информационной системе.

В ч. 2 ст. 112 Закона о контрактной системе установлено, что заказчики размещают в единой информационной системе или до ввода в эксплуатацию указанной системы на официальном сайте Российской Федерации в Интернете информацию о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг,  планы-графики размещения заказов на 2014 и 2015 гг. по правилам, действовавшим до дня вступления в силу данного Закона. При этом должны быть учтены особенности, которые могут быть установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере размещения заказов, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы РФ.

В соответствии с п. 3 Положения о пользовании официальными сайтами в Интернете для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанными сайтами, утвержденного постановлением Правительства РФ от 10.03.2007 № 147, и Положения о пользовании официальным сайтом в сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанным сайтом, утвержденного приказом Министерства экономического развития РФ и Федерального казначейства от 14.12.2010г. № 646/21н (далее – Положения), информация, размещаемая на официальном сайте, должна быть круглосуточно доступна пользователям официального сайта для ознакомления без взимания платы и иных ограничений.

На основании п. 10 и 8 Положений программное обеспечение и технологические средства ведения официального сайта должны обеспечивать лицам, указанным в п. 5 данных Положений, ввод информации, как правило, путем заполнения экранных форм веб-интерфейса официального сайта, возможность прикрепления к размещаемой информации конкурсной документации, документации об открытом аукционе, требований, предъявляемых к запросу котировок, в виде отдельных файлов. Указанные файлы должны иметь распространенные и открытые форматы и не должны быть зашифрованы или защищены иными средствами, не позволяющими осуществить ознакомление с их содержанием без дополнительных программных или технологических средств.

Таким образом, информация, размещаемая на официальном сайте РФ (zakupki.gov.ru) с целью проведения аукциона, должна быть доступной, файлы, содержащие информацию, должны иметь распространенные и открытые форматы и не должны быть зашифрованы или защищены иными средствами, не позволяющими осуществить ознакомление с их содержанием без дополнительных программных или технологических средств.

Аукционная документация на проведение электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту здания общежития ФКУЗ «Алтайская ПЧС» Роспотребнадзора в с. Ташанта Кош-Агачского района, размещенная  на официальном сайте РФ (zakupki.gov.ru)  в формате «Word», содержит раздел «Наименование товара используемого при выполнении работ» в формате, который  не позволяет  осуществить  копирование содержащейся в нем информации, а также ключевой поиск по выбранному слову или сочетанию слов, следовательно,  ограничивает возможность ознакомления участников закупки с данным документом.

7. В п. 7 Информационной карты документации, в требованиях к содержанию и составу второй части заявки  заказчиком установлено: «Заявка на участие в аукционе должна содержать сведения и документы, указанные в пункте 7, в том числе:  Копии регистрационных удостоверений Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения».

Указанные регистрационные удостоверения выдаются на изделия медицинского назначения и на медицинскую технику. В перечне товара, используемого при выполнении работ, отсутствуют изделия медицинского назначения, и медицинская техника. 

Следовательно, заказчиком нарушена ч.6 ст. 66 Закона о контрактной системе, в части установления излишнего требования о предоставлении во второй части заявки  копии регистрационных удостоверений Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения.

8. В соответствии с п.1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в частности  соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Требования в отношении видов работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые могут осуществляться только при наличии свидетельства о допуске, выданного саморегулируемой организацией, закреплены в части 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Перечень таких работ определен приказом Минрегиона России от 30 декабря 2009 г. № 624 «Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительств».

Представитель заказчика на Комиссии  пояснил, что для выполнения работ необходимо наличие свидетельства о допуске СРО.

Таким образом, участник закупки должен иметь допуск к работам по организации строительства (генподряд) или все необходимые свидетельства о допуске к конкретным видам работ, являющихся предметом закупки.

Следовательно, доводы жалобы в данной части являются обоснованными, так как заказчиком в нарушение п.2 ч.1 ст. 64 Закона о контрактной системе  в п.19 информационной карты не установлены требования к участникам закупки согласно п.1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе,  о наличии у участника свидетельства о допуске СРО.

Остальные доводы жалобы Межрегионального общественного движения «Эффективные закупки» являются необоснованными по следующим основаниям:

9. Согласно части 3 статьи 30 Закона о контрактной системе при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.

Согласно извещению закупка размещена для СМП, в связи с чем, в извещении установлено ограничение в закупке - только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.

Таким образом, доводы заявителя в данной части являются необоснованными.

10. В соответствии с п.7 ч. 5 ст. 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.

Доводы жалобы являются необоснованными, в связи с тем,  что товары (материалы), используемые  при выполнении работ,  являющихся предметом закупки, не входят в Перечень товаров,  утвержденный постановлением Правительства РФ № 656 от 14.07.2014г. Следовательно, у заказчика отсутствовала обязанность установления в извещении  информации об условиях, запретах и ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства. 

11. В соответствии с ч.8 ст. 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться информация о размере обеспечения исполнения контракта, порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 настоящего Федерального закона), а также информация о банковском сопровождении контракта в соответствии со статьей 35 настоящего Федерального закона.

В ч. 2 ст. 35 Закона о контрактной системе  предусмотрено установление случаев осуществления банковского сопровождения контрактов. В соответствии с данной частью такие случаи определяют, в том числе Правительство РФ в форме своих нормативных правовых актов, т.е. в форме постановлений - в отношении контрактов, предметом которых являются поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд.

Для контрактов, предметом которых является поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд, такие случаи установлены п. 3 постановления Правительства РФ от 20.09.2014 № 963 «Об осуществлении банковского сопровождения контрактов».

В связи с тем, что предмет рассматриваемой закупки не входит в случаи предусмотренные постановлением Правительства РФ от 20.09.2014 № 963, у заказчика отсутствовала обязанность установления в извещении  информации о банковском сопровождении контракта.  

12. Доводы жалобы  о неуказании заказчиком  в  аукционной документации   срока действия  банковской гарантии  с учетом требований статей 44 и 96 Федерального закона №44-ФЗ, являются  необоснованными, так как  данная информация указана заказчиком в п. 5.10 проекта государственного контракта (неотъемлемая часть аукционной документации).

13. Довод заявителя об указании заказчиком  в п. 3 аукционной документации  понятия «участник размещения заказов», что является нарушением п.4 ст. 3 Закона о контрактной системе,  является необоснованным, так как данное понятие является идентичным по содержанию «участник закупки» и не может вводить участников в заблуждение.

Комиссия УФАС по РА, оценив изложенные сторонами  обстоятельства, изучив представленные документы, руководствуясь ч. 8 ст. 106, п.1 ч. 15 ст. 99  Федерального закона №44-ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу Межрегионального общественного движения «Эффективные закупки»  на действия заказчика  ФКУЗ «Алтайская ПЧС» Роспотребнадзора при осуществлении закупки  путем проведения электронного аукциона  на выполнение работ по капитальному ремонту здания общежития ФКУЗ «Алтайская ПЧС» Роспотребнадзора в с. Ташанта Кош-Агачского района  № 0377100008015000023   обоснованной в части:

- неправомерного установления  требований к первой части заявки об указании участниками наименования производителя товара;

- установления  в документации способа обеспечения исполнения контракта в виде залога денежных средств;

- дачи разъяснений положений документации без указания предмета запроса;

- необоснованного требования  документов в первой части заявки по пп.а п. 3 ч.3 ст. 66 Закона о контрактной системе при отсутствии в техзадании указания на товарные знаки;

- неустановления дат начала и окончания предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации;

- необоснованного требования во второй части заявки копии регистрационных удостоверений Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения;

- неустановления требования к участникам закупки о соответствии их п.1 ч.1 ст.31 ФЗ № 44-ФЗ   о наличии свидетельства о допуске СРО;

- размещения в аукционной документации раздела  «Наименование товара используемого при выполнении работ», который  не позволяет осуществить копирование содержащейся в нем информации, а также ключевой поиск по выбранному слову или сочетанию слов.

2. Признать заказчика ФКУЗ «Алтайская ПЧС» Роспотребнадзора  нарушившим ч.1, 2 ст. 7,  п.1 ч.1 ст. 31, п. 2, 11 ч.1 ст. 64,   ч.4 ст. 65,  ч. 6 ст. 66,  ч.3 ст. 96,  ч.2 ст. 112 Федерального закона №44-ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

3. Выдать заказчику ФКУЗ «Алтайская ПЧС» Роспотребнадзора  предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе, путем аннулирования электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту здания общежития ФКУЗ «Алтайская ПЧС» Роспотребнадзора в с. Ташанта Кош-Агачского района № 0377100008015000023 и повторного осуществления закупки (в случае необходимости).

4. Передать материалы дела должностному лицу Управления для возбуждения административного производства в отношении должностного лица заказчика, виновного в нарушении законодательства о контрактной системе.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех  месяцев со дня его принятия.  

 

ПРЕДПИСАНИЕ  

об устранении  нарушений

законодательства о контрактной системе      

«29»  июня  2015 года                                                                         г. Горно-Алтайск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай по контролю в сфере закупок  в составе:

на основании  решений № 78-К/15, № 79-К/15  от 29.06.2015г., принятых Комиссией по итогам рассмотрения жалоб Межрегионального общественного движения «Эффективные закупки»  и ООО «Вершина» на действия заказчика  ФКУЗ «Алтайская ПЧС» Роспотребнадзора   при осуществлении закупки  путем проведения электронного аукциона  на выполнение работ по капитальному ремонту здания общежития ФКУЗ «Алтайская ПЧС» Роспотребнадзора в с. Ташанта Кош-Агачского района № 0377100008015000023, руководствуясь  частью  23 статьи  99, частью 8 статьи 106  Федерального закона  № 44-ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» предписывает:

 1. Заказчику ФКУЗ «Алтайская ПЧС» Роспотребнадзора   устранить нарушения ст. 7,  п.1 ч.1, 6 ст. 31, ч. 5, 7, 8 ст. 34, п. 2, 11 ч.1  ст. 64,  ч.4 ст. 65,  ч.3, п.2 ч.5,  ч. 6 ст. 66,  ч.3 ст. 96,  ч.2 ст. 112 Федерального закона № 44-ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»  путем:

1.1 аннулирования (отмены) электронного аукциона № 0377100008015000023 на выполнение работ по капитальному ремонту здания общежития ФКУЗ «Алтайская ПЧС» Роспотребнадзора в с. Ташанта Кош-Агачского района;

1.2 размещения информации об отмене данного электронного аукциона  на официальном сайте РФ (zakupki.gov.ru);

1.3 приведения аукционной документации в соответствие с требованиями законодательства о контрактной системе;

1.4 повторного осуществления закупки   на выполнение работ по капитальному ремонту здания общежития ФКУЗ «Алтайская ПЧС» Роспотребнадзора в с. Ташанта Кош-Агачского района (в случае необходимости).

2.  Представить в Управление Федеральной антимонопольной службы  по Республике Алтай доказательство об исполнении настоящего Предписания:

-  по пунктам  1.1 и  1.2 Предписания  не позднее 10.07.2015г.;

- по пунктам  1.3 и 1.4 Предписания не позднее трехдневного срока с момента исполнения.

В случае неисполнения настоящего предписания, Управление Федеральной антимонопольной службы  по Республике Алтай на основании части 25 статьи 99 Федерального закона № 44-ФЗ, вправе применить меры ответственности в соответствии с законодательством РФ, а также обратиться в Арбитражный суд с требованием о понуждении совершить действия, соответствующие законодательству Российской Федерации.

Связанные организации

Связанные организации не указаны