Решение б/н Решение по жалобе ООО «Альянс» на действия заказчика Казенно... от 18 мая 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 78-К/18

о нарушении законодательства о контрактной системе

«15» мая 2018 года                                                                                                                                                                                                                                                          г. Горно-Алтайск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:

в присутствии представителей: уполномоченного органа Министерства экономического развития и туризма Республики Алтай; заказчика КУ РА «Республиканское управление автомобильных дорог общего пользования «Горно-Алтайавтодор», рассмотрела жалобу ООО «Альянс» на действия заказчика Казенного учреждения Республики Алтай «Республиканское управление автомобильных дорог общего пользования «Горно-Алтайавтодор» при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона №0177200000918001184 на ремонт автомобильной дороги «Балыктуюль-Балыкча» км 42+000-км 52+000.

ООО «Альянс» должным образом уведомлено о дате и времени рассмотрения жалобы, явку представителя не обеспечило.

УСТАНОВИЛА:

В Алтайское республиканское УФАС России 07.05.2018г. (вх. № 1344) на рассмотрение поступила жалоба ООО «Альянс» на действия заказчика Казенного учреждения Республики Алтай «Республиканское управление автомобильных дорог общего пользования «Горно-Алтайавтодор» при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона № 0177200000918001184 на ремонт автомобильной дороги «Балыктуюль-Балыкча» км 42+000-км 52+000.

Заявитель считает, что аукционная документация не соответствует требованиям законодательства о контрактной системе.

КУ РА «Республиканское управление автомобильных дорог общего пользования «Горно-Алтайавтодор» и Министерством экономического развития и туризма Республики Алтай 11.05.2018г. (вх.№1409, №1404) представлены письменные возражения на жалобу, согласно которым заказчик и уполномоченный орган согласились с доводами в части установления в п. 4.1.13 проекта контракта ненадлежащей информации в отношении срока оплаты выполненных работ.

Комиссия УФАС по РА, рассмотрев материалы дела, ознакомившись с доводами, изложенными в жалобе, заслушав доводы заказчика, уполномоченного органа, установила следующее:

19.04.2018г. уполномоченным органом Министерством экономического развития и туризма Республики Алтай на официальном сайте ЕИС в сфере закупок размещено извещение о проведении электронного аукциона на ремонт автомобильной дороги «Балыктуюль-Балыкча» км 42+000-км 52+000.

Согласно извещению № 0177200000918001184:

- начальная (максимальная) цена контракта: 33 533 550,0 рублей;

- дата и время окончания срока подачи заявок: 08.05.2018г. 18-00;

- дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок: 11.05.2018г.;

- дата проведения аукциона: 14.05.2018г.

Заказчиком данного электронного аукциона является КУ РА «Республиканское управление автомобильных дорог общего пользования «Горно-Алтайавтодор».

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Федерального закона № 44–ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Согласно п. 3 ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации.

В соответствии с ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований данного Федерального закона.

Частью 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключенному с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено ГрК РФ.

В соответствии с ч. 2 ст. 52 ГрК РФ работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено данной статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.

Дополнительные требования к участникам закупки работ строительных установлены, в том числе в позиции 2 приложения № 1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 № 99 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям».

Согласно данному Постановлению к участникам закупки при выполнении работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей, установлено дополнительное требование, а именно наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. В сноске к этой позиции отмечено, что требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных:

- работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;

- работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).

По смыслу приведенного положения постановления Правительства РФ № 99 дополнительное требование к участникам аукциона предъявляется, если объектом закупки являются работы строительные, включенные в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) ОКПД2, относящиеся к группам работ строительных по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства и объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки), при начальной (максимальной) цене контракта (цене лота) свыше 10 млн. рублей.

Аналогичная правовая позиция изложена в решении Верховного Суда РФ от 22.08.2016 № АКПИ16-574 «О признании недействующим абзаца четвертого подпункта 1.3 пункта 1 Письма Минэкономразвития России № 23275-ЕЕ/Д28и, ФАС России № АЦ/45739/15 от 28.08.2015 в части слов «(в том числе по текущему ремонту)», апелляционном определении Верховного Суда РФ от 29.11.2016 №АПЛ16-490.

Согласно п. 10 ст. 1 ГрК РФ объектом капитального строительства признается здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.

Согласно п. 10.1 ст. 1 ГрК РФ линейные объекты - линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.

п. 23 ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 30 декабря 2009г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» под сооружением понимается результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов.

В соответствии с п. 14.1, 14.3 ст. 1 ГрК РФ реконструкция линейных объектов - изменение параметров линейных объектов или их участков (частей), которое влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов (мощности, грузоподъемности и других) или при котором требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов. Капитальный ремонт линейных объектов - изменение параметров линейных объектов или их участков (частей), которое не влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов и при котором не требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов.

Аналогичные определения к понятиям «реконструкция автомобильной дороги», «капитальный ремонт автомобильной дороги» приведены в ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». В том числе в данном законе приведено определение понятию «ремонт автомобильной дороги» (комплекс работ по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги, при выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги).

В Техническом задании аукционной документации (приложение №1 к проекту контракта) заказчиком установлены виды работ, подлежащих выполнению в рамках рассматриваемой закупки. Так, подрядчику необходимо произвести на участке дороги подготовительные работы, ремонт земляного полотна, ремонт размытых и нарушенных участков, ремонт искусственных сооружений (замена звеньев водопроводных труб) и работы по благоустройству.

Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 16.11.2012 №402 «Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог» в состав работ по ремонту автомобильных дорог включена замена отдельных звеньев и оголовков водопропускных труб, исправление изоляции и стыков водопроводных труб с удалением и восстановлением земляного полотна и дорожной одежды над трубами, расчистка подводящих и отводящих русел до проектных параметров (п.п. «в» п. 3 ч. 5 раздела III Классификации).

Следовательно, работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту автомобильной дороги и работы по текущему ремонту и содержанию дорог отличаются друг от друга составом и видом работ и, соответственно, имеют различное правовое регулирование. Соответственно, работы по замене отдельных звеньев и оголовков водопропускных труб, исправлению изоляции и стыков водопроводных труб с удалением и восстановлением земляного полотна и дорожной одежды над трубами, включенные в коды ОКПД2 42, не относятся к работам по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства и объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).

Объектом данной закупки являются работы, включенные в состав работ по ремонту автомобильных дорог, утвержденный приказом Минтранса России от 16.11.2012 № 402.

На заседании Комиссии УФАС по РА представитель заказчика пояснил, что виды работ, перечисленные в локальной смете № 02-01-02 аукционной документации (устройство подушек под фундаменты опор мостов, укладка стальных водопроводных труб с гидравлическим испытанием), относятся к работам по замене отдельных звеньев и оголовков водопропускных труб, исправлению изоляции и стыков водопроводных труб с удалением и восстановлением земляного полотна и дорожной одежды над трубами. Работы, предусмотренные техническим заданием аукционной документации, направлены на выполнение работ по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги, при которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги.

Таким образом, заказчик КУ РА РУАД «Горно-Алтайавтодор» правомерно не установил требования к участникам закупки о соответствии п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, а также дополнительные требования по ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе. Таким образом, не требуется предоставлять во второй части заявки выписку из реестра членов СРО и документы, предусмотренные позицией 2 приложения № 1 к постановлению Правительства РФ № 99.

Доводы жалобы в данной части являются необоснованными.

Согласно ч. 13.1 ст. 34 Закона о контрактной системе срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 Закона о контрактной системе, за исключением случая, указанного в части 8 статьи 30 Закона о контрактной системе, а также случаев, когда Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты.

В соответствии с ч. 7 ст. 30 Закона о контрактной системе типовые условия контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций могут устанавливаться Правительством Российской Федерации.

Пунктом 5 Типовых условий контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2016 №1466 (далее - Постановление № 1466), установлено, что подрядчик должен оплачивать поставленные субподрядчиком, соисполнителем товары, выполненные работы (ее результаты), оказанные услуги, отдельные этапы исполнения договора, заключенного с таким субподрядчиком, соисполнителем, в течение 15 рабочих дней с даты подписания поставщиком (подрядчиком, исполнителем) документа о приемке товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения договора.

В пункте 4.1.13 проекта государственного контракта (Раздел III аукционной документации) заказчиком установлена обязанность подрядчика: «Оплачивать выполненные работы (ее результаты) субподрядчиком, отдельные этапы исполнения договора (контракта), заключенного с таким субподрядчиком, в течение 30 дней с даты подписания подрядчиком документа о приемке выполненной работы (ее результатов), отдельных этапов исполнения договора (контракта)».

Таким образом, действия заказчика, установившего в проекте государственного контракта ненадлежащий срок оплаты субподрядчику, соисполнителю из числа субъектов малого предпринимательства выполненных работ, оказанных услуг нарушают ч. 7, 8 ст. 30 Закона о контрактной системе и п.5 Постановления Правительства РФ №1466 от 23.12.2016г.

Довод жалобы является обоснованным.

На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Федерального закона № 44–ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «Альянс» на действия заказчика Казенного учреждения Республики Алтай «Республиканское управление автомобильных дорог общего пользования «Горно-Алтайавтодор» при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона № 0177200000918001184 на ремонт автомобильной дороги «Балыктуюль-Балыкча» км 42+000-км 52+000 обоснованной в части установления ненадлежащей информации в отношении срока оплаты подрядчиком выполненных работ (п. 4.1.13 проекта контракта) при условии, что установлена обязанность о привлечении субподрядчиков из числа СМП и СОНО.

2. Признать заказчика КУ РА «Республиканское управление автомобильных дорог общего пользования «Горно-Алтайавтодор» нарушившим ч. 7, 8 ст. 30 Федерального закона № 44–ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», п.5 Постановления Правительства РФ №1466 от 23.12.2016г. «Об утверждении типовых условий контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций».

3. Выдать заказчику КУ РА «Республиканское управление автомобильных дорог общего пользования «Горно-Алтайавтодор» предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе путем приведения п. 4.1.13 проекта контракта в соответствие с требованиями п.5 Постановления Правительства РФ №1466 от 23.12.2016г. на стадии направления его на подписание победителю закупки.

4. Передать материалы дела должностному лицу УФАС по РА для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица заказчика, виновного в нарушении законодательства о контрактной системе.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

ПРЕДПИСАНИЕ

о прекращении нарушений

законодательства о контрактной системе

«15» мая 2018 года                                                                                                                                                                                                                                                        г. Горно-Алтайск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай по контролю в сфере закупок в составе:

на основании решения № 78-К/18 от 15.05.2018г., принятого Комиссией по итогам рассмотрения жалобы ООО «Альянс» на действия заказчика Казенного учреждения Республики Алтай «Республиканское управление автомобильных дорог общего пользования «Горно-Алтайавтодор» при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона № 0177200000918001184 на ремонт автомобильной дороги «Балыктуюль-Балыкча» км 42+000-км 52+000, руководствуясь частью 23 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона №44-ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» предписывает:

1. Заказчику КУ РА «Республиканское управление автомобильных дорог общего пользования «Горно-Алтайавтодор» прекратить нарушения ч. 7, 8 ст. 30 Федерального закона № 44–ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», п.5 Постановления Правительства РФ №1466 от 23.12.2016г. «Об утверждении типовых условий контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций», путем приведения п. 4.1.13 проекта контракта в соответствие с требованиями п.5 Постановления Правительства РФ №1466 от 23.12.2016г. на стадии направления его на подписание победителю закупки.

2. Представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай документы, подтверждающие исполнение настоящего Предписания не позднее 31.05.2018г.

В случае неисполнения настоящего предписания, управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай на основании части 25 статьи 99 Федерального закона № 44-ФЗ, вправе применить меры ответственности в соответствии с законодательством РФ, а также обратиться в Арбитражный суд с требованием о понуждении совершить действия, соответствующие законодательству Российской Федерации.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны