Решение б/н Решение и предписание по делу № 8 в отношении ООО Медицински... от 5 ноября 2012 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
05.04.2012 г. г. Горно-Алтайск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, 27 марта 2012 года, рассмотрев дело № 8 от 06.03.2012 г., возбужденное по признакам нарушения части 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» в отношении Общества с ограниченной ответственностью Медицинский центр «Алтайская медицинская клиника», юридический адрес: 649000, г. Горно-Алтайск, пр. Коммунистический, 91, по факту распространения рекламы медицинских услуг без ее сопровождения предупреждением о возможных противопоказаниях к их применению и использованию и необходимости получения консультации специалистов,
в присутствии лица, в действиях которого усматриваются признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе – ООО Медицинский центр «Алтайская медицинская клиника»,
УСТАНОВИЛА:
На фасаде здания, расположенного по адресу: г. Горно-Алтайск, пр. Коммунистический, 91, размещен информационный баннер следующего содержания: «Медицинский центр Алтайская Медицинская клиника. Прием специалистов оториноларинголог (лор) взрослый, детский. Хирург взрослый, детский. Лечение оториноларинголог (лор) хронический тонзиллит (на аппарате «Тонзиллор»), отиты, гаймориты, вазомоторные риниты. Хирург осмотры, консультации. 2-62-31» (акт фиксации распространения объекта наружной рекламы от 10.02.2012г.).
Согласно определению рекламы, приведенному в статье 3 Закона «О рекламе», вышеуказанная распространяемая информация является рекламой, так как она публична, адресована неопределенному кругу лиц, и направлена на привлечение внимания, а так же формирование и поддержание интереса к объекту рекламирования – комплексу медицинских услуг, в области таких специалистов как лор-врач, хирург, что способствует продвижению данных услуг на рынке.
Законом «О рекламе» предусмотрен порядок и условия рекламирования отдельных видов товаров, работ, услуг, в том числе медицинских услуг.
В соответствии с частью 7 статьи 24 Закона «О рекламе», реклама лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства).
Вышеназванная наружная реклама ООО Медицинский центр «Алтайская медицинская клиника» не сопровождается предупреждением о наличии противопоказаний и необходимости получения консультации специалистов, что свидетельствует о несоблюдении требований части 7 статьи 24 Закона «О рекламе», при ее распространении.
В рамках осуществления государственного надзора за соблюдением требований рекламного законодательства, в процессе наблюдения за рекламными публикациями, распространяемыми в печатных СМИ, УФАС по РА был установлен факт распространения рекламы ООО Медицинский Центр «Алтайская медицинская клиника» о предоставлении медицинских услуг с аналогичными признаками нарушения рекламного законодательства.
Так, в информационно-аналитическом еженедельнике «Листок» от 08.02.2012 № 6 опубликовано следующее рекламное объявление: «Медицинский центр «Алтаймедклиника». ЛОР-ВРАЧ г. Барнаул. Лечение хронического ринита. Тонзиллита. Гайморита, консультации. Хирург (кмн) г. Барнаул удаление образований на коже (родинки, бородавки, папилломы, невусы, вросший ноготь, шипицы, кондиломы) медицинским лазером г. Горно-Алтайск, пр-т Коммунистический, 91 8-913-215-3225, 8-913-699-0302. Предъявителю купона скидка 5%».
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона «О рекламе» ненадлежащая реклама это реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
Таким образом, Комиссия признала ненадлежащей рекламу медицинских услуг: «Медицинский центр Алтайская Медицинская клиника. Прием специалистов оториноларинголог (лор) взрослый, детский. Хирург взрослый, детский. Лечение оториноларинголог (лор) хронический тонзиллит (на аппарате «Тонзиллор»), отиты, гаймориты, вазомоторные риниты. Хирург осмотры, консультации. 2-62-31», распространяемую на фасаде здания, расположенного по адресу: г. Горно-Алтайск, пр. Коммунистический, 91, а так же рекламу: «Медицинский центр Алтайская Медицинская клиника. Прием специалистов оториноларинголог (лор) взрослый, детский. Хирург взрослый, детский. Лечение оториноларинголог (лор) хронический тонзиллит (на аппарате «Тонзиллор»), отиты, гаймориты, вазомоторные риниты. Хирург осмотры, консультации. 2-62-31», распространяемую в информационно-аналитическом еженедельнике «Листок» от 08.02.2012 № 6, так как вышеуказанная реклама медицинских услуг не сопровождается предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов, что противоречит требованиям части 7 статьи 24 Закона «О рекламе».
В соответствии с частью 4 статьи 38 Закона «О рекламе» нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Частями 6, 7 статьи 38 Закона «О рекламе» за нарушение части 7 статьи 24 настоящего Федерального закона ответственность возложена как на рекламодателя, так и на рекламораспространителя.
В соответствии со статьей 3 Закона «О рекламе», рекламодатель – это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламопроизводитель - это лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму; рекламораспространитель – это лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Согласно поступившей в адрес УФАС по РА информации от 27.03.2012 № 678, представленной генеральным директором ООО Медицинский Центр «Алтайская медицинская клиника» Семенченко Ольгой Владимировной, наружная реклама была изготовлена и размещена по заказу Общества индивидуальным предпринимателем без образования юридического лица Гудковым Денисом Владимировичем, на основании заключенного ими договора от 09.11.2010 № 74.
Принимая во внимание факт распространения рекламы ООО Медицинский Центр «Алтайская медицинская клиника» на страницах информационно-аналитического еженедельника «Листок», Комиссия делает вывод, что ее рекламораспространителем является редакция газеты в лице ее главного редактора – издателя ИПБОЮЛ <…>. Подтверждением данного довода служит представленный ООО Медицинский Центр «Алтайская медицинская клиника» согласованный с ИПБОЮЛ <…> рекламный макет рассматриваемой рекламы.
Таким образом, Комиссией установлено, что рекламодателем и рекламораспространителем наружной рекламы ООО Медицинский Центр «Алтайская медицинская клиника» является само Общество, а ее рекламопроизводителем является ИПБОЮЛ <г.> Рекламодателем и рекламопроизводителем рекламы ООО Медицинский Центр «Алтайская медицинская клиника» опубликованной в информационно-аналитическом еженедельнике «Листок» так же является Общество, а ее рекламораспространителем является редакция газеты «Листок» в лице ее главного редактора-издателя ИПБОЮЛ <…>
В процессе рассмотрения дела № 8 генеральный директор ООО Медицинский Центр «Алтайская медицинская клиника» Семенченко Ольга Владимировна пояснила комиссии, что отсутствие предупреждающих надписей в информационном содержании рассматриваемой рекламы произошло по вине ИПБОЮЛ <г.> и ИПБОЮЛ <…> В качестве подтверждения своих доводов генеральным директором ООО Медицинский Центр «Алтайская медицинская клиника» Семенченко О.В. были представлены письменные пояснения главного редактора-издателя информационно-аналитического еженедельника «Листок» ИПБОЮЛ <…>, согласно которым, предусмотренное законом о рекламе предупреждение не было включено в текст рекламы медицинских услуг по вине верстальщика редакции. Относительно наружной рекламы ООО Медицинский Центр «Алтайская медицинская клиника», распространяемой на фасаде здания, в котором располагается медицинский центр, представлен подготовленный рекламопроизводителем – ИПБОЮЛ <г.> акт выполненных работ от 19.11.2010г., который ООО Медицинский Центр «Алтайская медицинская клиника» как рекламодатель, оставил без согласования.
Мотивируя данным фактом, ООО Медицинский Центр «Алтайская медицинская клиника» пояснила Комиссии, что у Общества были претензии к качеству изготовленной ИПБОЮЛ <Г.> рекламы.
Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы генерального директора ООО Медицинский Центр «Алтайская медицинская клиника» Семенченко Ольги Владимировны Комиссия пришла к выводу, что распространение ненадлежащей рекламы медицинских услуг: «Медицинский центр Алтайская Медицинская клиника. Прием специалистов оториноларинголог (лор) взрослый, детский. Хирург взрослый, детский. Лечение оториноларинголог (лор) хронический тонзиллит (на аппарате «Тонзиллор»), отиты, гаймориты, вазомоторные риниты. Хирург осмотры, консультации. 2-62-31», на страницах информационно-аналитического еженедельника «Листок» от 08.02.2012 № 6 с нарушением требований части 7 статьи 24 Закона «О рекламе» произошло по вине как рекламодателя, так и рекламораспространителя, на которых Законом «О рекламе» возложена ответственность.
Вместе с тем, Комиссия признает несостоятельными доводы генерального директора ООО Медицинский Центр «Алтайская медицинская клиника» Семенченко Ольги Владимировны в части вины рекламопроизводителя в распространении ненадлежащей рекламы медицинских услуг: «Медицинский центр Алтайская Медицинская клиника. Прием специалистов оториноларинголог (лор) взрослый, детский. Хирург взрослый, детский. Лечение оториноларинголог (лор) хронический тонзиллит (на аппарате «Тонзиллор»), отиты, гаймориты, вазомоторные риниты. Хирург осмотры, консультации. 2-62-31» на фасаде здания, в котором расположен медицинский центр.
По мнению Комиссии ООО Медицинский Центр «Алтайская медицинская клиника» не были представлены безусловные доказательства вины рекламопроизводителя в изготовлении ненадлежащей рекламы.
Из существа договора от 09.11.2010 № 74 на изготовление представительской продукции Комиссией установлено, что сторонами договора был определен круг их обязательств, согласно которым информацию, необходимую для производства рекламы должно было предоставить ООО Медицинский Центр «Алтайская медицинская клиника», а также утвердить образцы рекламы (пункт 2.2 договора). В соответствии с пунктом 4.2 договора рекламопроизводитель не несет ответственности за предоставленный рекламодателем информационный материал, используемый для изготовления продукции (рекламы).
Комиссия считает, что ООО Медицинский Центр «Алтайская медицинская клиника», вступая в общественные отношения, связанные с распространением рекламы медицинских услуг, должно было знать о нормах рекламного законодательства, включающих требование о сопровождении рекламы медицинских услуг соответствующим предупреждением, и имело возможность не допустить нарушение Закона «О рекламе». Однако Обществом не были предприняты соответствующие меры по соблюдению рекламного законодательства ни в процессе оформления заказа на изготовление рассматриваемой рекламы и исполнения, взятых на себя в рамках договора от 09.11.2010 № 74 обязательств, ни в процессе размещения и распространения вышеуказанной рекламы.
Тот факт, что вышеуказанная наружная реклама размещена на фасаде здания, в котором находится ООО Медицинский Центр «Алтайская медицинская клиника», то есть распространяется, свидетельствует о том, что Общество приняло рекламу у рекламопроизводителя – ИПБОЮЛ <г.>
Согласно методическим рекомендациям ФАС России от 28.07.2011
№ ПО/29267 «О возбуждении дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе» в случае выявления нескольких фактов распространения одной и той же (по содержанию) рекламы, содержащей признаки нарушения Закона «О рекламе», включая случаи распространения одной и той же рекламы с использованием различных способов ее распространения, подлежит возбуждению одно дело по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального Закона «О рекламе», методическими рекомендациями ФАС России от 28.07.2011 № ПО/29267 и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать ненадлежащей рекламу:
- «Медицинский центр Алтайская Медицинская клиника. Прием специалистов оториноларинголог (лор) взрослый, детский. Хирург взрослый, детский. Лечение оториноларинголог (лор) хронический тонзиллит (на аппарате «Тонзиллор»), отиты, гаймориты, вазомоторные риниты. Хирург осмотры, консультации. 2-62-31», распространяемую на фасаде здания, расположенного по адресу: г. Горно-Алтайск, пр. Коммунистический, 91;
- «Медицинский центр «Алтаймедклиника». ЛОР-ВРАЧ г. Барнаул. Лечение хронического ринита. Тонзиллита. Гайморита, консультации. Хирург (кмн) г. Барнаул удаление образований на коже (родинки, бородавки, папилломы, невусы, вросший ноготь, шипицы, кондиломы) медицинским лазером г. Горно-Алтайск, пр-т Коммунистический, 91 8-913-215-3225, 8-913-699-0302. Предъявителю купона скидка 5%», распространяемую в информационно-аналитическом еженедельнике «Листок» от 08.02.2012 № 6, так как вышеуказанная реклама медицинских услуг не сопровождается предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов, что противоречит требованиям части 7 статьи 24 Закона «О рекламе»;
2. Выдать Обществу с ограниченной ответственностью Медицинский центр «Алтайская медицинская клиника» ИНН: 0411152017, ОГРН: 1100411007905, юридический адрес: 649000, г. Горно-Алтайск, пр. Коммунистический, 91 предписание о прекращении нарушения рекламного законодательства;
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу УФАС по Республике Алтай для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Резолютивная часть решения оглашена 27.03.2012г., решение изготовлено в полном объеме 05.04.2012г. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
ПРЕДПИСАНИЕ
о прекращении нарушения законодательства
Российской Федерации о рекламе по делу № 8 от 06.03.2012г.
05 апреля 2012 года г. Горно-Алтайск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, на основании своего решения от 05.04.2012г. по делу № 8 от 06.03.2012г. о признании ненадлежащей рекламы:
- «Медицинский центр Алтайская Медицинская клиника. Прием специалистов оториноларинголог (лор) взрослый, детский. Хирург взрослый, детский. Лечение оториноларинголог (лор) хронический тонзиллит (на аппарате «Тонзиллор»), отиты, гаймориты, вазомоторные риниты. Хирург осмотры, консультации. 2-62-31», распространяемой на фасаде здания, расположенного по адресу: г. Горно-Алтайск, пр. Коммунистический, 91;
- «Медицинский центр «Алтаймедклиника». ЛОР-ВРАЧ г. Барнаул. Лечение хронического ринита. Тонзиллита. Гайморита, консультации. Хирург (кмн) г. Барнаул удаление образований на коже (родинки, бородавки, папилломы, невусы, вросший ноготь, шипицы, кондиломы) медицинским лазером г. Горно-Алтайск, пр-т Коммунистический, 91 8-913-215-3225, 8-913-699-0302. Предъявителю купона скидка 5%», распространяемой в информационно-аналитическом еженедельнике «Листок» от 08.02.2012 № 6 с признаками нарушения части 7 статьи 24 Закона «О рекламе», и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органам дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Обществу с ограниченной ответственностью Медицинский центр «Алтайская медицинская клиника» ИНН: 0411152017, ОГРН: 1100411007905, юридический адрес: 649000, г. Горно-Алтайск, пр. Коммунистический, 91 в срок со дня получения предписания прекратить нарушение части 7 статьи 24 Закона «О рекламе», а именно: прекратить распространение рекламы медицинских услуг, в том числе методов лечения без ее сопровождения предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов;
2. Обществу с ограниченной ответственностью Медицинский центр «Алтайская медицинская клиника» ИНН: 0411152017, ОГРН: 1100411007905, юридический адрес: 649000, г. Горно-Алтайск, пр. Коммунистический, 91 представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 30.04.2012г.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, УФАС по РА вправе в соответствии с пунктом 2.4. статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.