Решение б/н Решение по делу в отношении индивидуального предпринимателя от 27 сентября 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО РЕСПУБЛИКЕ АЛТАЙ

Р Е Ш Е Н И Е № 8-А/17

г. Горно-Алтайск

Резолютивная часть решения оглашена «15» сентября 2017г.

В полном объеме решение изготовлено «28» сентября 2017г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия), рассмотрев 15.09.2017г. дело № 8-А/17 от 30.06.2017г. по признакам нарушения индивидуальным предпринимателем Главой крестьянского (фермерского) хозяйства <...> (<...>) статьи 14.8 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в отсутствии ИП Главы К(Ф)Х <...> (ее представителей), представителя заявителя НКО «Ассоциация туристских организаций Республики Алтай»,

УСТАНОВИЛА:

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай поступило заявление Некоммерческой организации «Ассоциация туристских организаций Республики Алтай» (вх. № 1232 от 18.04.2017г.) о наличии на сайте: http://itkaya.com информации об организации в летнем туристическом сезоне 2017 года многодневных конных туров по Горному Алтаю.

В ходе рассмотрения данного заявления УФАС по РА установлено, что организатором конных туров по Горному Алтаю является ИП Глава К(Ф)Х <...>.

По итогам рассмотрения вышеназванного заявления НКО «АТОРА», руководствуясь частью 2 статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», УФАС по РА выдало ИП Главе К(Ф)Х <...> (<...>) предупреждение о прекращении действий, содержащих признаки нарушения статьи 14.8 Закона о защите конкуренции, выразившихся в осуществлении ею деятельности по формированию и продвижению туристского продукта, при условии отсутствия в Едином федеральном реестре туроператоров, что противоречит требованиям статьи 4.1 Федерального закона от 24.11.1996 № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», путем прекращения в срок до 02.06.2017г. распространения на сайте https://itkaya.com информации о предоставлении ИП Главой К(Ф)Х <...> услуг по организации в летнем туристическом сезоне 2017 года многодневных конных походов без надлежащего оформления туроператорской деятельности.

Копия предупреждения № 11/17 от 18.05.2017г. направлена в адрес ИП Главы К(Ф)Х <...> заказным письмом с уведомлением №64900009412331, полученным адресатом 30.05.2017г.

Информация об исполнении предупреждения №11/17 от 18.05.2017г. в адрес УФАС по РА от ИП Главы К(Ф)Х <...> не поступала.

20.06.2017г. при осмотре Интернет-сайта УФАС по РА установлен факт неисполнения вышеназванного предупреждения.

На основании ч. 8 ст. 39.1 Закона о защите конкуренции приказом от 30.06.2017г. № 71 УФАС по Республике Алтай возбуждено дело № 8-А/17 в отношении ИП Главы К(Ф)Х <...> по признакам нарушения ст. 14.8 Закона о защите конкуренции. Рассмотрение дела назначено на 28.07.2017г. в 12:00 часов.

Копии приказа о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства от 30.06.2017г. № 71 и определения о назначении дела № 8-А/17 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению направлены заявителю по адресу электронной почты: mangerok-tur@mail.ru (письмо от 03.07.2017г. № 2199/09). Однако на заседание Комиссии УФАС по РА 28.07.2017г. заявителем не направлено представителей для участия.

Копии вышеназванных документов направлены в адрес ИП Главы К(Ф)Х <...> заказным письмом с уведомлением №64900011064009 (вручено 11.07.2017г.).

На основании статьи 165.1 ГК РФ 28.07.2017г. Комиссия УФАС по РА приняла решение о проведении заседания Комиссии в отсутствие представителей заявителя и ответчика.

Определением от 28.07.2017г. Комиссия УФАС по РА отложила рассмотрение дела № 8-А/17 от 30.06.2017г. на 25.08.2017г. в 11:00 часов в целях сбора дополнительных доказательств, необходимых для принятия решения о наличии (отсутствии) нарушения антимонопольного законодательства.

Копия данного документа направлена в адрес заявителя на электронный адрес: mangerok-tur@mail.ru (письмо от 01.08.2017г. № 2530/09). Однако на заседание Комиссии УФАС по РА 25.08.2017г. заявителем не направлено представителей для участия.

В письменных пояснениях от 22.08.2017г. вх. № 2852, представленных ИП Главой К(Ф)Х <...> в рамках рассматриваемого дела, указано, что она осуществляет деятельность по выращиванию и дрессировке коней. Конно-верховые туры были организованы туроператором ООО «Алтай-Тур» (реестровый номер в ЕФРТ РТО 003135), ООО «Аккем-Тур» (реестровый номер в ЕФРТ РТО 017527), ООО «Олимп», ООО «Алтай Вояж», не состоящих в ЕФРТ. ИП <...> для этих целей были предоставлены лошади (договоры оказания туруслуг по конным турам и экскурсионным программам от 01.05.2015г., 01.09.2016г.). Кроме того, как указывает <...>, она предоставляет услуги инструктора (удостоверение инструктора конно-спортивной секции от 20.04.1987г.).

На заседании Комиссии УФАС по РА ИП <...>, кроме указанного в письменных пояснениях, было озвучено, что информация на сайте https://itkaya.com размещена в целях привлечения внимания туроператоров для дальнейшего сотрудничества. Туристов, обратившихся непосредственно к ней, отправляют в туры, организованные туроператорами. Основным видом деятельности также является выращивание коней, их обучение, выведение новой породы.

Комиссия УФАС по РА, рассмотрев материалы дела, приходит к следующим выводам:

Согласно статье 1 Федерального закона от 24.11.1996 № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»:

турист - лицо, посещающее страну (место) временного пребывания в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания, на период от 24 часов до 6 месяцев подряд или осуществляющее не менее одной ночевки в стране (месте) временного пребывания;

экскурсант - лицо, посещающее страну (место) временного пребывания в познавательных целях на период менее 24 часов без ночевки в стране (месте) временного пребывания и использующее услуги экскурсовода (гида), гида-переводчика;

туристский продукт - комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену (независимо от включения в общую цену стоимости экскурсионного обслуживания и (или) других услуг) по договору о реализации туристского продукта;

туроператорская деятельность - деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая юридическим лицом (далее - туроператор);

формирование туристского продукта - деятельность туроператора по заключению и исполнению договоров с третьими лицами, оказывающими отдельные услуги, входящие в туристский продукт (гостиницы, перевозчики, экскурсоводы (гиды) и другие);

продвижение туристского продукта - комплекс мер, направленных на реализацию туристского продукта (реклама, участие в специализированных выставках, ярмарках, организация туристских информационных центров, издание каталогов, буклетов и другое);

реализация туристского продукта - деятельность туроператора или турагента по заключению договора о реализации туристского продукта с туристом или иным заказчиком туристского продукта, а также деятельность туроператора и (или) третьих лиц по оказанию туристу услуг в соответствии с данным договором;

турагентская деятельность - деятельность по продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (далее - турагент).

При осмотре Интернет-сайта https://itkaya.com 20.06.2017г. УФАС по РА установлено следующее:

1. Информация, указанная на сайте https://itkaya.com, во вкладке «Конные маршруты» в части подробного описания каждого маршрута с указанием количества дней и цены, свидетельствует о предоставлении ИП <...> услуг, входящих в формирование туристического продукта, и о продвижении туристического продукта. На указанной странице имеется перечень конных походов: трехдневный конный поход – 25 км, 8000 рублей; «К Емурлинскому водопаду» - продолжительность маршрута 7 дней, 88 км, 18000 рублей; «На Туюкские озера» - продолжительность маршрута 7 дней, 119 км, 18000 рублей; «На Быструшинский шпиль» - продолжительность маршрута 7 дней, 25000 рублей; «К истоку Катуни» - продолжительность маршрута 14 дней, 35000 рублей; «Иткая – Уймень – Караколы» - продолжительность маршрута 14 дней, 28000 рублей; «От Чемала до Белухи в седле» - продолжительность маршрута 15 дней, 45000 рублей.

2. Информация, указанная на сайте https://itkaya.com, в разделе «Отзывы», свидетельствует об оказании туристических услуг туристам (отзывы касаются организации и проведения многодневных конных маршрутов), что указывает о реализации ИП <...> туристического продукта.

3. В разделе «Представительства» содержится информация о директоре туркемпинга «Иткая» <...>, ее представителе в г.Барнауле.

4. В разделе «Оплата маршрутов» содержится информация с банковскими реквизитами ИП <...>.

5. Информация о туроператорах на сайте https://itkaya.com (типовые договоры с туроператорами) отсутствует.

Из анализа предлагаемых конных походов, учитывая их продолжительность (от 3 до 15 дней), Комиссия УФАС по РА приходит к выводу, что данные походы не являются экскурсиями (менее 24 часов), и подпадают под категорию «туристский продукт» - предоставление комплекса услуг по перевозке и размещению туристов.

Информация о том, что договоры на организацию многодневных конных туров необходимо заключать с туроператорами, а ИП <...> предоставляет только часть услуг, входящих в конечный туристский продукт (питание, предоставление лошадей, предоставление услуг конюха, организация ночлега и т.д.), на сайте https://itkaya.com отсутствует.

Таким образом, Комиссия УФАС по РА считает, что потребители (туристы), знакомясь с информацией, размещенной на сайте https://itkaya.com, в том числе об организации многодневных конных туров, будут связываться с лицом, указанным в разделе «Представители» (<...>), как с туроператором, то есть прямым поставщиком услуг.

В силу статьи 4.1 Закона об основах туристской деятельности в Российской Федерации в целях защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц осуществление туроператорской деятельности на территории Российской Федерации допускается юридическим лицом при наличии у него договора или договоров страхования гражданской ответственности за неисполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта и (или) банковской гарантии или банковских гарантий исполнения обязательств по договору о реализации туристского продукта (далее также - финансовое обеспечение ответственности туроператора), если иное не установлено данной статьей, и при условии соответствия лиц, занимающих должности руководителя туроператора, его заместителя, главного бухгалтера, иного должностного лица, на которое возлагается ведение бухгалтерского учета туроператора, требованиям, установленным частью третьей данной статьи.

Запрещается осуществление туроператорской деятельности юридическим лицом, сведения о котором отсутствуют в едином федеральном реестре туроператоров, а также осуществление туроператором туроператорской деятельности в определенной сфере туризма (въездной туризм, выездной туризм, внутренний туризм), сведения о которой в отношении такого туроператора отсутствуют в едином федеральном реестре туроператоров.

Согласно пояснениям ИП <...>, анализа Интернет-сайта (https://itkaya.com), сведениям из Единого федерального реестра туроператоров, а также требованиям Закона об основах туристской деятельности в Российской Федерации следует, что ИП <...> не является туроператором.

Согласно пункту 9 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации, квалифицируются как недобросовестная конкуренция.

Статьей 14.8 Закона о защите конкуренции установлен запрет на иные формы недобросовестной конкуренции наряду с предусмотренными статьями 14.1 - 14.7 данного закона.

Осуществление туроператорской деятельности на территории Российской Федерации допускается юридическим лицом при наличии у него договора или договоров страхования гражданской ответственности за неисполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта и (или) банковской гарантии или банковских гарантий исполнения обязательств по договору о реализации туристского продукта, что несет дополнительные финансовые расходы со стороны добросовестных туроператоров.

Туроператоры являются основными участниками туристского бизнеса, т.к. именно туроператоры занимаются формированием туристского продукта, несут ответственность за предоставление туристских услуг туристу.

В целях защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц на сегодняшний день установлено, что осуществление туроператорской деятельности на территории Российской Федерации допускается только при одновременном выполнении следующих условий:

1) туроператорская деятельность может осуществляться только юридическим лицом. Данное условие позволяет обеспечить большую стабильность в деятельности туроператора, т.к. юридические лица в отличие от индивидуальных предпринимателей устойчивее в экономическом отношении, их отличает более высокая степень ответственности по своим обязательствам;

2) юридическое лицо, осуществляющее туроператорскую деятельность, должно иметь финансовое обеспечение ответственности туроператора.

Финансовое обеспечение туроператора может выражаться в следующих видах:

а) в виде наличия у него договора или договоров страхования гражданской ответственности за неисполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта;

б) в виде банковской гарантии или банковских гарантий исполнения обязательств по договору о реализации туристского продукта.

Действия ИП <...> по размещению информации на сайте https://itkaya.com об осуществлении деятельности по организации в туристическом сезоне 2017г. конных походов на территории Республики Алтай, противоречат требованиям добропорядочности, разумности и справедливости, способствуют необоснованному перераспределению потребительского спроса на рынке туристских услуг, в том числе в границах Республики Алтай, вследствие чего, могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам – конкурентам, в виде недополученной прибыли, которую они могли бы получить в условиях добросовестной конкуренции.

Таким образом, Комиссия УФАС по РА приходит к выводу, что в действиях ИП Главы К(Ф)Х <...>, выразившихся в осуществлении ею деятельности по формированию и продвижению туристского продукта, при условии отсутствия в Едином федеральном реестре туроператоров, что противоречит требованиям статьи 4.1 Закона об основах туристской деятельности в Российской Федерации, усматриваются признаки нарушения статьи 14.8 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

25.08.2017г. Комиссия УФАС по РА на основании пункта 3 части 1.1 статьи 47, частей 1, 3 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции отложила рассмотрение дела № 8-А/17 от 30.06.2017г. в связи с принятием заключения об обстоятельствах дела. Комиссия УФАС по РА назначила рассмотрение дела на 15.09.2017г. в 09:00 часов.

Заключение об обстоятельствах дела было получено ИП Главой К(Ф)Х <...> по электронной почте 31.08.2017г.

Возражений на заключение об обстоятельствах дела от ИП Главы К(Ф)Х <...> в адрес УФАС по РА не поступало.

15.09.2017г. рассмотрение дела было продолжено.

До начала заседания Комиссии УФАС по РА по телефону поступило устное ходатайство от ИП Главы К(Ф)Х <...> о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Комиссия УФАС по РА приходит к выводу, что действия ИП Главы К(Ф)Х <...>, выразившиеся в осуществлении ею деятельности по формированию и продвижению туристского продукта, при условии отсутствия в Едином федеральном реестре туроператоров, что противоречит требованиям статьи 4.1 Закона об основах туристской деятельности в Российской Федерации, нарушают требования статьи 14.8 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

При решении вопроса о выдаче предписания Комиссия УФАС по РА руководствовалась тем фактом, что информация, представленная на сайте http://itkaya.com ИП <...> 14.09.2017г. исправлена (внесены изменения в части предоставления услуг туроператорами), что свидетельствует об исполнении предупреждения № 11/17 от 18.05.2017г. Также Комиссией УФАС по РА установлено, что все оказанные ИП <...> в 2017 году услуги туристам (проживание, инструктаж) оказаны исключительно через туроператоров, включенных в Единый Федеральный реестр туроператоров. Следовательно, на 15.09.2017г. отсутствуют правовые основания для выдачи предписания об устранении нарушения Закона о защите конкуренции путем прекращения распространения на сайте http://itkaya.com информации о предоставлении услуг об организации в летнем туристическом сезоне 2017 года многодневных конных туров по Горному Алтаю, без надлежащего оформления туроператорской деятельности.

На основании вышеизложенного, и руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства,

РЕШИЛА:

Признать в действиях ИП Главы К(Ф)Х <...> (<...>) нарушение статьи 14.8 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в осуществлении ею деятельности по формированию и продвижению туристского продукта, при условии отсутствия в Едином федеральном реестре туроператоров, что противоречит требованиям статьи 4.1 Федерального закона от 24.11.1996 № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии:

Члены Комиссии:

Связанные организации

Связанные организации не указаны