Постановление б/н Постановление в отношении ПАО «Авиакомпания «Сибирь» от 20 июня 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о назначении административного наказания по делу № 8/а

об административном правонарушении

20.06.2017 г.                                                                        г. Горно-Алтайск, ул. Ленина 226, стр.2

Я, временно исполняющая обязанности руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай <…>, рассмотрев протокол об административном правонарушении от 07.06.2017г. и материалы дела № 8/а об административном правонарушении, возбужденного в отношении юридического лица, ПАО «Авиакомпания «Сибирь» ИНН 5448100656, ОГРН 1025405624430, г. Обь - 4, Новосибирская область,

УСТАНОВИЛ:

Дело рассматривается в Управлении Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай (г. Горно-Алтайск, ул. Ленина 226 стр.2) в отсутствии представителя ПАО «Авиакомпания «Сибирь».

В соответствии с частью 2 статьи 25.1 КоАП РФ в отсутствии лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Протокол об административном правонарушении № 8/а и определение о назначении времени и места рассмотрения административного дела № 8/а от 07.06.2017г., в пункте 1 которого указано, что рассмотрение данного административного дела назначено на 20.06.2017г. в 10:00 часов, были направлены ПАО «Авиакомпания «Сибирь» на юридический адрес заказным письмом с уведомлением №64900011065167.

Согласно информации с официального сайта Почты России письмо вручено представителю ПАО «Авиакомпания «Сибирь»  15.06.2017 года.

Следовательно, ПАО «Авиакомпания «Сибирь» надлежащим образом уведомлено о дате и времени рассмотрения дела об административном правонарушении №8/а от 19.05.2017г.

Ходатайство от ПАО «Авиакомпания «Сибирь» о рассмотрении дела в отсутствии его представителя не поступало.

В соответствии со статьей 29.7 КоАП РФ, принято решение о рассмотрении дела в отсутствие представителя ПАО «Авиакомпания «Сибирь».

При рассмотрении материалов административного дела № 8/а от 19.05.2017г. должностным лицом УФАС по РА установлено следующее:

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай поступило заявление от ОАО «Аэропорт Горно-Алтайск» (вх. № 3212 от 02.11.2016г.) по факту установления ПАО «Авиакомпания Сибирь» высоких тарифов на авиаперевозку пассажиров.

Согласно заявлению, в 2014 и в 2015 году из аэропорта г. Горно-Алтайска по маршруту «Горно-Алтайск-Москва-Горно-Алтайск» осуществляли авиаперелеты две авиакомпании: ОАО АК «Трансаэро» и ПАО «Авиакомпания «Сибирь». С прекращением ОАО АК «Трансаэро» полетов, единственным авиаперевозчиком на направлении «Горно-Алтайск – Москва-Горно-Алтайск» осталось ПАО «Авиакомпания «Сибирь». В связи с тем, что ПАО «Авиакомпания «Сибирь» осталось единственным авиаперевозчиком, оно устанавливает высокие тарифы на авиаперевозку, а также сокращает количество рейсов в Московском направлении, что создает неудобства для пассажиров.

В качестве подтверждения факта установления высоких тарифов и сокращения количества рейсов заявителем представлены сведения об объеме перевозок через аэропорт г. Горно-Алтайска по Московскому направлению.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального  закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

По итогам анализа рынка Комиссией УФАС по РА установлено, что ПАО «Авиакомпания «Сибирь» в 2015-2016 гг. занимало доминирующее положение на рынке услуг прямых регулярных авиаперевозок пассажиров по направлению: Горно-Алтайск  - Москва - Горно-Алтайск, следовательно, на его действия распространяются запреты, установленные в статье 10 Закона о защите конкуренции.

В ходе анализа схожих рынков услуг прямых регулярных авиаперевозок пассажиров по рейсам Барнаул-Москва – Барнаул и Горно-Алтайск-Москва-Горно-Алтайск за период январь-сентябрь 2016 года по ПАО «Авиакомпания «Сибирь», была определена разница в установлении итоговой средней стоимости билета:[1]

 

Горно –Алтайск - Москва-Горно-Алтайск

Барнаул-Москва-Барнаул

Пассажиры

36126

71094

Рейсы

323

547

Пассажиры за рейс

112

130

 

Себестоимость

1 рейса

Выручка

за 1 рейс

 

Горно –Алтайск - Москва-Горно-Алтайск

Барнаул-Москва-Барнаул

Горно-Алтайск -Москва-Горно-Алтайск

Барнаул-Москва-Барнаул

 

1731574

1561505

1544764

1227550

 

               +10% -

( ×100-100=9,82 )

разница в процентном выражении

                +20% -

(×100-100=20 )

разница в процентном выражении

 
 

Разница в себестоимости за один рейс Барнаул-Москва – Барнаул и Горно-Алтайск-Москва-Горно-Алтайск в процентном соотношении составляет 10% (в пользу рейса Горно-Алтайск-Москва-Горно-Алтайск);

Разница в выручке за один рейс Барнаул-Москва – Барнаул и Горно-Алтайск-Москва-Горно-Алтайск в процентном соотношении составляет 20% (в пользу рейса Горно-Алтайск-Москва-Горно-Алтайск).

Выручка авиакомпании рассчитывается как произведение количества перевозимых пассажиров и стоимости авиаперевозки.

В связи с чем, Комиссия УФАС по РА пришла к выводу, что при наличии затрат на рейс Горно-Алтайск-Москва-Горно-Алтайск на 10 % выше, чем на рейс Барнаул-Москва – Барнаул и при разнице в количестве перевезенных пассажиров на 13,8 % меньше, получение выручки на 20%  больше стало возможным за счет установления цены билета на рейс Горно-Алтайск-Москва-Горно-Алтайск выше на 30%.

Таким образом, анализ схожих рынков показал, что итоговая средняя стоимость одного билета на рейс Горно-Алтайск-Москва-Горно-Алтайск превышает в среднем на 30 % итоговую среднюю стоимость одного билета на рейс Барнаул-Москва-Барнаул.

В ходе анализа схожих рынков услуг прямых регулярных авиаперевозок пассажиров по рейсам Кемерово-Москва-Кемерово и Горно-Алтайск-Москва-Горно-Алтайск за 2015-2016 год по ПАО «Авиакомпания «Сибирь» Комиссией УФАС по РА была определена разница в установлении итоговой средней стоимости билета [2]:

 

Горно-Алтайск-Москва-Горно-Алтайск

Кемерово-Москва-Кемерово

Пассажиры

36126

64762

Рейсы

323

539

Пассажиры за рейс

112

120

 

Себестоимость

1 рейса

Выручка

за 1 рейс

 

Горно-Алтайск-Москва-Горно-Алтайск

Кемерово-Москва-Кемерово

Горно-Алтайск-Москва-Горно-Алтайск

Кемерово-Москва-Кемерово

 

1731574

1538226

1544764

1337799

 

              +11% -

( ×100-100=11 )

(разница в процентном выражении)

                +13% -

(…×100-100=13 )

(разница в процентном выражении)

 
 

Разница в себестоимости за один рейс Кемерово - Москва – Кемерово и Горно-Алтайск-Москва-Горно-Алтайск в процентном соотношении составляет 11% (в пользу рейса Горно-Алтайск-Москва-Горно-Алтайск);

Разница в выручке за один рейс Кемерово - Москва – Кемерово и Горно-Алтайск-Москва-Горно-Алтайск в процентном соотношении составляет 13% (в пользу рейса Горно-Алтайск-Москва-Горно-Алтайск).

В связи с чем, Комиссия УФАС по РА приходит к выводу, что при наличии затрат на рейс Горно-Алтайск-Москва-Горно-Алтайск на 11 % выше, чем на рейс Кемерово-Москва – Кемерово и при разнице в количестве перевезенных пассажиров на 6,7 % меньше, получение выручки на 13%  больше стало возможным за счет установления цены билета на рейс Горно-Алтайск-Москва-Горно-Алтайск выше на 24%.

Таким образом, анализ схожих рынков показал, что итоговая средняя стоимость одного билета на рейс Горно-Алтайск-Москва-Горно-Алтайск превышает в среднем на 24 % итоговую среднюю стоимость одного билета на рейс Кемерово-Москва-Кемерово.

Решением комиссии УФАС по РА от 19.05.2017 г. № 1-А/17 действия ПАО «Авиакомпания «Сибирь», выразившиеся в злоупотреблении доминирующим положением путем установления в период январь - ноябрь 2016 года итоговой средней стоимости одного билета на рейс Горно-Алтайск-Москва-Горно-Алтайск на 30 % больше по сравнению со схожим товарным рынком Барнаул-Москва-Барнаул, а также на 24 % больше по сравнению со схожим товарным рынком Кемерово-Москва-Кемерово, где данный хозяйствующий субъект не занимает доминирующее положение, что повлекло (может повлечь) ущемление интересов неопределенного круга потребителей  (пассажиров) признаны нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

ПАО «Авиакомпания «Сибирь» 29.05.2017г. представлены пояснения по делу 8/а (вх.1746), согласно которым, общество просит принять во внимание письменные пояснения, данные в ходе рассмотрения дела 1-А/17 от 02.02.2017г. Иных пояснений обществом не представлено.

В связи с тем, что позиция Комиссии УФАС по РА по данным пояснениям изложена в решении от 19.05.2017г. по делу 1-А/17 от 02.02.2017г., повторное рассмотрение указанных пояснений нецелесообразно.

За нарушение антимонопольного законодательства хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение (нарушение ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции») предусмотрена административная ответственность по части 1 статьи 14.31 КоАП РФ - совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом, за исключением субъекта естественной монополии, действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если такие действия приводят или могут привести к ущемлению интересов других лиц и при этом результатом таких действий не является и не может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 9.21 данного Кодекса, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до одного миллиона рублей.

Срок привлечения к административной ответственности, установленный ст.4.5 КоАП РФ, не истек.

В соответствии с частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ, являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II данного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 данного Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 данной статьи.

Сведения о ПАО «Авиакомпания «Сибирь» (ИНН 5448100656) в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства отсутствуют. 

В соответствии с требованиями ч.2 ст. 4.1.1 КоАП РФ административное наказание в виде административного штрафа не подлежит замене на предупреждение в случае совершения административного правонарушения, предусмотренного статьями 14.31 - 14.33, 19.3, 19.5, 19.5.1, 19.6, 19.8 - 19.8.2, 19.23, частями 2 и 3 статьи 19.27, статьями 19.28, 19.29, 19.30, 19.33 данного Кодекса.

Следовательно, отсутствуют основания для применения к ПАО «Авиакомпания «Сибирь» ч.1 ст.4.1.1 КоАП РФ.

В соответствии с требованиями ст. 4.2 КоАП РФ обстоятельств, смягчающих административную ответственность,  не установлено.

В соответствии с требованиями ст. 4.3 КоАП РФ обстоятельств, отягчающих административную ответственность,  не установлено.

В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 02.06.2004г. № 10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» указано, что малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.

  Установление хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение, в период январь - ноябрь 2016 года итоговой средней стоимости одного билета на рейс Горно-Алтайск-Москва-Горно-Алтайск на 30 % больше по сравнению со схожим товарным рынком Барнаул-Москва-Барнаул, а также на 24 % больше по сравнению со схожим товарным рынком Кемерово-Москва-Кемерово, где данный хозяйствующий субъект не занимает доминирующее положение повлекло (могло повлечь) ущемление интересов неопределенного круга потребителей  (пассажиров), что свидетельствует о существенном характере правонарушения и значительной степени общественной опасности. В связи с чем данное правонарушение не может расцениваться как малозначительное.

Руководствуясь статьями 2.10, 14.31; 23.48; 29.9; 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛ:

1.Признать юридическое лицо, ПАО «Авиакомпания «Сибирь» виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ (установление в период январь -ноябрь 2016 года итоговой средней стоимости одного билета на рейс Горно-Алтайск-Москва-Горно-Алтайск на 30 % больше по сравнению со схожим товарным рынком Барнаул-Москва-Барнаул, а также на 24 % больше по сравнению со схожим товарным рынком Кемерово-Москва-Кемерово в нарушение части 1 статьи 10 Федерального  закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»), и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере триста тысяч рублей.

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП.

В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.

Согласно Федеральному закону от 19.12.2016 N 415-ФЗ «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов», приказу ФАС России от 21.11.2016 № 1643/16 «Об осуществлении Федеральной антимонопольной службой и территориальными органами ФАС России бюджетных полномочий главного администратора (администратора) доходов федерального бюджета» штраф должен быть перечислен по платежным реквизитам: ОКТМО 84701000, ИНН/КПП 0411073679/041101001 УФК по Республике Алтай (Управление федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай), банк получателя: Отделение - НБ Республики Алтай г. Горно-Алтайск, р/с 40101810500000010000, код платежа 16111602010016000140, БИК 048405001, л/с 04771212170. Вид платежа: «Денежные взыскания (штрафы) за нарушение антимонопольного законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, законодательства о естественных монополиях и законодательства о государственном регулировании цен (тарифов), налагаемые федеральными органами государственной власти».

Копию документа, подтверждающего уплату административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет должностному лицу, вынесшему постановление, по факсу 8 (38822) 5-11-56.

Согласно  части 1 статьи 20.25 КоАП неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

Согласно статье 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при невозможности взыскания штрафа, постановление о наложении административного штрафа направляется должностным лицом, вынесшим постановление, судебному приставу-исполнителю для обращения административного взыскания на имущество, принадлежащее лицу, привлекаемому к ответственности, в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

В соответствии с пунктом 3 части 1 и частью 3 статьи 30.1, а также частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу либо в судебном порядке (Арбитражный суд Республики Алтай или Арбитражный суд Новосибирской области) в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления

Согласно статье 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

[1] Рассчитано Комиссией УФАС по РА на основании количественных показателей перевозок и экономических характеристик деятельности, представленных ПАО «Авиакомпания «Сибирь» (вх.3562 от 01.12.2016 г.)

[2] Рассчитано Комиссией УФАС по РА на основании количественных показателей перевозок и экономических характеристик деятельности, представленных ПАО «Авиакомпания «Сибирь» (вх.959 от 30.03.2017г.)

Связанные организации

Связанные организации не указаны