Решение №004/07/3.2-121/2024 Р Е Ш Е Н И Е №004/07/3.2-121/2024 от 22 апреля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е №004/07/3.2-121/2024

г. Горно-Алтайск

Резолютивная часть решения оглашена 18.04.2024

В полном объеме решение изготовлено 22.04.2024

           

            Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее по тексту - Комиссия) в составе:

            «…»,

            в присутствии представителей: заявителя ООО ДЦ «Биоальтернатива» директора «…», «…» заказчика ООО «Всесезонный курорт «Манжерок» «…», (по доверенности), «…» (по доверенности), рассмотрев жалобу ООО ДЦ «Биоальтернатива» на действия заказчика ООО «ВК «Манжерок» при проведении запроса предложений в электронной форме (номер процедуры SBR003-240535403300062) на оказание услуг по дезинсекции и акарицидной обработке территорий,

У С Т А Н О В И Л А:

            В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай 10.04.2024 поступила жалоба ООО ДЦ «Биоальтернатива» на действия заказчика ООО «ВК «Манжерок» при проведении запроса предложений в электронной форме (номер процедуры SBR003-240535403300062) на оказание услуг по дезинсекции и акарицидной обработке территорий.

            Уведомлением от 11.04.2024 рассмотрение жалобы назначено в УФАС по РА на 18.04.2024 в 14:30 часов. В соответствии с частью 18 статьи 18.1 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006г. «О защите конкуренции» закупка приостановлена на стадии подписания договора до рассмотрения жалобы по существу.

            Информация о рассмотрении жалобы и сама жалоба размещены на официальном сайте управления (www.altr.fas.gov.ru).

            ООО «ВК «Манжерок» 17.04.2024 (вх. №1546-ЭП/24) представлены пояснения и запрошенные заявки участников закупки.

            Рассмотрев представленные документы, заслушав представителей сторон, Комиссия УФАС по РА установила следующее.

            03.04.2024 заказчиком ООО «ВК «Манжерок» на электронной торговой площадке Сбер А (http://www.sberbank-ast.ru) размещено извещение о проведении запроса предложений в электронной форме (номер процедуры SBR003-240535403300062) на оказание услуг по дезинсекции и акарицидной обработке территорий. Начальная (максимальная) цена договора 3427067,00 руб.

            Данная закупка осуществляется на основании Федерального закона от 18.07.2011г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).

            В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, данным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 данной статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

            Положение о закупках ООО «ВК «Манжерок» в редакции №6 (далее – Положение о закупках) утверждено приказом генерального директора ООО «ВК «Манжерок» №779 от 02.09.2022 года, размещено в ЕИС в сфере закупок 13.09.2022 (реестровый номер 1200183500).

            В силу п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

            Заявитель в жалобе указывает, что заказчиком в нарушение требований Закона о закупках в документации о проведении запроса предложений в электронной форме на оказание услуг по дезинсекции и акарицидной обработке территорий установлены излишние требования к участникам закупки.

            Согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны требования к участникам закупки.

            В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

            На основании пункта 5.2.5 Положения о закупках при проведении закупок заказчик вправе установить обязательные требования к участникам, в том числе наличие профессиональной компетентности, финансовых и трудовых (кадровых) ресурсов, оборудования и других материальных возможностей, опыта, необходимого для исполнения договора.

            ООО «ВК «Манжерок» в пп. 4.1 п. 4 документации о проведении запроса предложений в электронной форме установлено требование к участникам закупки: «наличие полного обеспечения техническими устройствами в исправном рабочем состоянии на каждый цикл проведения работ»:

            - электрический бесколлекторный агрокоптер с техническими характеристиками не ниже: объем бака не менее 10 литров, производительность не менее 1га за полет;

            - наличие механизированной пушки-опрыскивателя с объемом бака не менее 300 литров, установленной на транспортном средстве, с высокой производительностью обработки территорий (не менее 10га в час) для проведения обработки всей территории заказчика инсектоакарицидными средствами методом сплошного непрерывного орошения, в том числе почвы, травянистого покрова, кустарников, зарослей, веток деревьев до высоты 2м. Пушка-опрыскиватель должна обеспечивать направленное распыление средств дезинсекции на расстояние не менее 50м и иметь функцию ионизации, не позволяющей аэрозолю оседать на непредназначенных местах для обработки;

            - наличие не менее двух квадроциклов и грузовых прицепов к ним.

            Представители заявителя на заседании Комиссии УФАС по РА пояснили, что заказчиком установлены излишние требования к участникам закупки: наличие электрического бесколлекторного агрокоптера, механизированной пушки-опрыскивателя и не менее двух квадроциклов и грузовых прицепов к ним. Кроме того, заказчиком в составе оказываемых услуг предполагается поставка товара, инсектоакарицидного средства в количестве 10 литров, в нарушение требований СанПин установлено условие о проведении обработки методом распыления или методом фогации.

            Комиссия УФАС по РА отмечает, что дополнительные доводы заявителя, не указанные в жалобе, не подлежат рассмотрению, поскольку в соответствии с частью 13 статьи 3 Закона о закупках рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.

            Комиссией УФАС по РА было предложено представителям заявителя оформить дополнительные доводы к жалобе в письменной форме. Данным правом представители заявителя не воспользовались.

            На заседании Комиссии УФАС по РА представители заказчика пояснили, что требования к техническому обеспечению участника закупки являются обоснованными, так как при установлении вышеперечисленных требований заказчик исходил из площади, рельефа обрабатываемой поверхности; особенностей снеготаяния на территории курорта; транспортной доступности отдельных участков, влияющей на возможность доставлять до участка обработки оборудование, работников и воду для приготовления рабочих растворов; графика работы объектов инфраструктуры, расположенных в границах обрабатываемой поверхности; ежедневного нахождения на территории работников и гостей заказчика; ограниченности времени, отводимого для проведения обработки территории. Площадь обрабатываемой поверхности составляет 94,55га, с учетом повторной обработки 189,1га, имеет большой перепад высот. В соответствии с таблицей 2 раздела 13.1 «Р 3.5.2.2487-09. 3.5.2. Дезинсекция. Руководство по медицинской дезинсекции» для проведения обработки открытых территорий рекомендуется использовать ранцевые опрыскиватели с бензиновым двигателем; аэрозольные генераторы с бензиновым двигателем на автомобильных шасси; авиационное опрыскивающее оборудование. Следовательно, для проведения акарицидной обработки может использоваться любой вид распыляющего оборудования. Техническое задание сформировано с учетом проблем, которые возникли у заказчика при исполнении предыдущих договоров (вынуждены были привлекать своих специалистов и технические средства). В техническом задании отсутствует требование о том, что вышеуказанное оборудование должно принадлежать исполнителю на праве собственности, т.е. участники вправе использовать арендованное оборудование. Кроме того, в адрес заказчика поступили 2 коммерческих предложения, согласно которым потенциальные участники выразили свое согласие на оказание услуг на условиях технического задания.

            Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 31.07.2017 по делу № А40-3315/2016, Закон о закупках не содержит конкретных правил и критериев относительно требований, устанавливаемых заказчиком к участникам закупки. В связи с этим заказчикам предоставлено право сформировать свою систему закупок в зависимости от особенностей осуществления деятельности, установив при необходимости дополнительные требования к участникам закупки, с учетом требований законодательства Российской Федерации и закрепленных в Законе о закупках принципов осуществления закупок.

            Среди целей Закона о закупках в части 1 статьи 1 закреплены: создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 данной статьи, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности; эффективное использование денежных средств.

            В соответствии с п. 997 СанПиН 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней», утвержденного постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 №4 (далее - СанПиН 3.3686-21), для нанесения средств используется любая аппаратура, предназначенная для распыления рабочих растворов инсектицидов по поверхностям. При обработке территорий допускается применение аппаратуры на автомобилях. Допускается обработка небольших участков пересеченной местности (до 100га) с помощью ранцевых опрыскивателей. Основным условием проведения обработок является обеспечение равномерного покрытия рабочим раствором всей поверхности.

            На основании изложенного, Комиссия УФАС по РА считает, что вышеуказанные требования к участникам закупки не противоречат Закону о закупках, поскольку п. 997 СанПиН 3.3686-21 предусмотрена возможность использования любой аппаратуры для нанесения средств, предназначенной для распыления рабочих растворов инсектицидов по поверхностям.

Довод жалобы является необоснованным, т.к. заявителем не представлены доказательства неправомерности применения оборудования, установленного заказчиком в документации, при оказании услуг по дезинсекции и акарицидной обработке территорий.

            Заявитель в жалобе указывает, что в п. 2 технического задания (приложение №1) установлено, что «срок оказания услуг: в течение 24 часов с момента подачи заявки заказчиком. Услуги оказываются по заявке заказчика с указанием вида обработки и объектов, на которых требуется проведение обработки. Количество дней обработки не регламентировано, и может осуществляться в ежедневном режиме до исполнения объемов обработки, указанных в заявке заказчиком, кроме заявок с указанным сроком исполнения». Данные требования ограничивают конкуренцию среди участников закупки и являются дискриминацией по территориальному признаку, т.к. данные виды работ являются плановыми, не носят характер аварийных либо срочных спасательных работ.

            Согласно пункту 4 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны, в том числе условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги.

            На заседании Комиссии УФАС по РА представители заказчика пояснили, что порядок подачи заявок на оказание услуг детализирован в п. 5.1 технического задания. Установление срока реагирования исполнителя на заявку заказчика в 24 часа основано на требованиях законодательства. Пунктом 4.3.11 «МУ 3.5.3011-12. 3.5. Дезинфектология. «Неспецифическая профилактика клещевого вирусного энцефалита и иксодовых клещевых боррелиозов». Методические указания» предусмотрено, что обработка разрешена в ранние утренние и вечерние часы, при отсутствии осадков на ближайшие дни. В условиях высокогорья таяние снежного покрова является неравномерным и непредсказуемым, также, как и погода, которая может меняться ежедневно. Так, прогноз погоды на ближайший месяц, размещенный в открытых источниках, характеризуется малым количеством периодов, в течение которых возможно эффективное проведение акарицидной обработки. В связи с чем, сотрудники заказчика осуществляют мониторинг погодных условий и выбирают наиболее подходящие даты и время обработки. Непрерывность оказания заказчиком услуг гостям курорта исключает возможность ожидать начала акарицидной обработки продолжительное время.

            Комиссия УФАС по РА приходит к выводу, что установленный заказчиком срок начала оказания услуг не противоречит требованиям действующего законодательства, является исполнимым и не ограничивает конкуренцию среди участников закупки, т.к. установлен с учетом специфики оказания закупаемой услуги (невозможность проведения дезинсекции и акарицидной обработки в дождливую погоду, предсказать которую невозможно за длительное время).

            Довод жалобы является необоснованным.

            На основании вышеизложенного, и руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай,

РЕШИЛА:

            Признать жалобу ООО ДЦ «Биоальтернатива» на действия заказчика ООО «ВК «Манжерок» при проведении запроса предложений в электронной форме (номер процедуры SBR003-240535403300062) на оказание услуг по дезинсекции и акарицидной обработке территорий, необоснованной.

 

            Решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в Арбитражный суд Республики Алтай в течение трех месяцев в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны