Решение №№004/05/19-156/2022 РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ №004/05/19-156/2022 от 10 июня 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ №004/05/19-156/2022

 

10.06.2022г.                                                                                                   г. Горно-Алтайск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:

Председатель Комиссии:

<…> – руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай;

Члены комиссии:

<…>  – начальник отдела антимонопольного контроля и рекламы Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай;

<…>  – заместитель начальника отдела антимонопольного контроля и рекламы управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай,

09 июня 2022 года, рассмотрев дело № 004/05/19-156/2022 от 26.05.2022г., возбужденное в отношении <…>  (далее – АКО ВОС) (ИНН <…> , ОГРН <…> ), по факту распространения 11.04.2022г. звуковой рекламы посредством звуковоспроизводящего устройства (музыкальная колонка), размещенного на фасаде здания по адресу: г. Горно-Алтайск, ул. Ленина, д. 212 следующего содержания:

- «Ювелирная мастерская Ольга. Ремонт и изготовление ювелирных изделий. Быстро, качественно, с гарантией. Мы предоставляем спектр услуг: спайка разорванных браслетов, золотых цепочек, изменение размера кольца, закрепка вставок на ювелирных изделиях, полировка, чистка, шлифовка, мойка различных ювелирных изделий, ремонт замков на ювелирных изделиях. Качественный сервис и индивидуальный подход к каждому клиенту. Ювелирная мастерская Ольга улица Ленина дом 212»;

- «Внимание. Узнайте как быстро и недорого отремонтировать вашу технику. ПК Сервис устранит любые неполадки с вашей техникой. Качественный ремонт компьютеров, телефонов, планшетов, телевизоров и многое другое. ПК Сервис мы ждем вас по адресу улица Ленина дом 212»,

с признаками нарушения части 3.2 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе),

В присутствии:

лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе – АКО ВОС в лице представителя по доверенности от 02.06.2022г. <…>

 

УСТАНОВИЛА:

 

11.04.2022г. сотрудниками Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай проведен осмотр объекта наружной рекламы, воспроизводящего аудиорекламу (музыкальная колонка), который расположен по адресу: г. Горно-Алтайск, ул. Ленина, д. 212.

Установлено, что данной музыкальной колонкой воспроизводятся рекламные аудиодорожки с описанием деятельности мастерских «Ольга» (ювелирная мастерская) и «ПК Сервис».

Согласно ответам ИП <…>  (ювелирная мастерская «Ольга»), ИП <…>  (мастерская «ПК Сервис»), осуществляющих деятельность мастерских, указанных в распространяемой рекламе, музыкальная колонка принадлежит <…> , которое при помощи данной колонки информирует инвалидов по зрению об организациях, расположенных в данном здании. К записи аудиоролика, транслируемого музыкальной колонкой, предприниматели отношения не имеют.

 В соответствии с ответом АКО ВОС здание по адресу: г. Горно-Алтайск,                 ул. Ленина, д. 212 находится в оперативном управлении АКО ВОС. В здании расположена Горно-Алтайская местная организация ВОС, членами которой являются слабовидящие и тотально слепые люди. Также часть помещений здания сдается в аренду. Музыкальные колонки приобретались для воспроизведения звука с компьютера и использовались в большей части для этих целей. В день проведения культурно-массовых мероприятий в организации колонка выносится на фасад здания и различными звуковыми сигналами (музыкой, радиопередачей и т.д.) оповещает незрячих людей о том, где расположен вход в здание, помогая им ориентироваться, т.е. колонка служит для незрячих людей своеобразным маячком. Распространяемые аудиозаписи записывались исключительно для информирования незрячих и не носили рекламного характера. В настоящее время ролик удален из компьютера.

В связи с тем, что распространение звуковой рекламы содержит признаки нарушения требований части 3.2 статьи 19 Закона о рекламе, определением Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай от 26.05.2022г. возбуждено дело №004/05/19-156/2022 в отношении <…>  и назначено к рассмотрению на 08.06.2022г.

Вышеуказанное направлено в адрес АКО ВОС (почтовое уведомление №80100872132123).

В ходе рассмотрения дела Комиссия установила следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе), рекламой признается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В силу пункта 2 статьи 3 Закона о рекламе объектом рекламирования является товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Товар, согласно пункту 3 статьи 3 Закона о рекламе - это продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Распространяемая посредством музыкальной колонки информация, подпадает под понятие реклама. Во – первых, распространяется неопределенному кругу лиц (колонка расположена на внешней стене здания по ул. Ленина, д. 212, нельзя определить конкретное количество лиц, кому адресована реклама). В письме ФАС России от 20 июня 2018 г. № АД/45557/18 разъяснено, что под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования. Во – вторых, направлена на привлечение внимания к деятельности мастерских «Ольга», «ПК Сервис». Объектом рекламирования являются товары и услуги, реализуемые данными мастерскими.

Частью 3.2 статьи 19 Закона о рекламе распространение звуковой рекламы с использованием звукотехнического оборудования, монтируемого и располагаемого на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений, не допускается.  

Вместе с тем, положения части 3.2 статьи 19 Закона о рекламе не закрепляют запрет распространения звуковой рекламы в зависимости от способов установки звуковоспроизводящих устройств.

Таким образом, запрещается распространение звуковой рекламы, которая распространяется с использованием звукотехнического оборудования, монтируемого и располагаемого на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах любых зданий, строений, сооружений, в том числе не являющихся многоквартирными жилыми домами, и вне зависимости от того, на каком расстоянии от многоквартирных жилых домов расположено такое звукотехническое оборудование.

Согласно письму ФАС России от 02.11.2021г. №КТ/93622/21 распространение звуковой рекламы, которая распространяется с использованием звукотехнического оборудования, монтируемого и располагаемого на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах любых зданий, строений, сооружений, в том числе на территориях всех без исключения городских парков, набережных, уличных ледовых катков, иных спортивных площадок, пляжей, городских ярмарок, не допускается вне зависимости от заключенных гражданских-правовых договоров на распространение рекламы, а также вне зависимости от уровня громкости такой рекламы.

Согласно части 1 статьи 19 Закона о рекламе наружной рекламой признается реклама, распространенная с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, проекционного и иного предназначенного для проекции рекламы на любые поверхности оборудования, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения, монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта. По мнению ФАС России, к иным техническим средствам стабильного территориального размещения, указанным в части 1 статьи 19 Закона о рекламе, следует относить любые конструкции, предназначенные для распространения рекламы, которые размещены стационарно, прочно связаны с землей, зданиями, строениями и сооружениями (т.е. с объектами недвижимого имущества) и не предназначены для перемещения.

В данном случае, звуковоспроизводящее устройство (музыкальная колонка), расположено на внешней стене здания по ул. Ленина, д. 212.   

Частью 7 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение части 1 статьи 18 данного Федерального закона возложена на рекламораспространителя.

В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе рекламораспространитель – это лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Исходя из определения, данного в пункте 7 статьи 3 Закона о рекламе, статьи 11 Устава Общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых» рекламораспространителем признается Алтайская краевая организация общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийское ордена трудового красного знамени общество слепых». Так, согласно статье 11 вышеуказанного Устава в региональных организациях ВОС по решению правления, создаются местные организации, которые в свою очередь не являются юридическими лицами. Таким образом, <…> , осуществляющая свою деятельность по адресу: г.Горно-Алтайск, ул. Ленина, д. 212, не является юридическим лицом, а создана по решению региональной организации ВОС (<…> ВОС).

Представитель АКО ВОС по доверенности <…> на рассмотрении дела пояснил, что о вступлении в силу ч. 3.2 ст. 19 Закона о рекламе не знал, музыкальная колонка была установлена в целях информирования инвалидов по зрению о нахождении по данному адресу различных хозяйствующих субъектов. Аудиореклама впредь не транслируется, аудиозапись с компьютера удалена. 

На основании изложенного, Комиссия УФАС по РА приходит к выводу, что распространителем рассматриваемой звуковой рекламы является АКО ВОС (ИНН <…>, ОГРН <…>, адрес: <…>).

Таким образом, действия АКО ВОС, связанные с распространением звуковой рекламы образуют нарушения части 3.2 статьи 19 Закона о рекламе.

В силу пункта 4 статьи 3 Закона о рекламе ненадлежащей рекламой признается реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Частью 7 статьи 38 Закона о рекламе предусмотрено, что рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 3 части 4, пунктом 6 части 5, частями 9, 10, 10.1 и 10.2 статьи 5, статьями 7 - 9, 12, 14 - 18, частями 2 - 4 и 9 статьи 19, частями 2 - 6 статьи 20, частями 2 - 5 статьи 21, частями 7 - 9 статьи 24, статьей 25, частями 1 - 5 статьи 26, частями 2 и 5 статьи 27, частями 1, 4, 7, 8, 11 и 13 статьи 28, частями 1, 3, 4, 6 и 8 статьи 29, частями 1 и 2 статьи 30.1 данного Федерального закона.

В силу части 1 статьи 14.3 КоАП РФ нарушение рекламодателем, рекламодателем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 6 данной статьи, частью 4 статьи 14.3.1, статьями 14.37, 14.38, 19.31 данного Кодекса, влечет административную ответственность.

При решении вопроса о необходимости выдачи предписания, Комиссия исходит от того, что АКО ВОС в добровольном порядке устранило нарушение рекламного законодательства.

Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 42-49 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства от 24.11.2020 № 1922, Комиссия,

 

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать ненадлежащей рекламу:

- «Ювелирная мастерская Ольга. Ремонт и изготовление ювелирных изделий. Быстро, качественно, с гарантией. Мы предоставляем спектр услуг: спайка разорванных браслетов, золотых цепочек, изменение размера кольца, закрепка вставок на ювелирных изделиях, полировка, чистка, шлифовка, мойка различных ювелирных изделий, ремонт замков на ювелирных изделиях. Качественный сервис и индивидуальный подход к каждому клиенту. Ювелирная мастерская Ольга улица Ленина дом 212»;

- «Внимание. Узнайте как быстро и недорого отремонтировать вашу технику. ПК Сервис устранит любые неполадки с вашей техникой. Качественный ремонт компьютеров, телефонов, планшетов, телевизоров и многое другое. ПК Сервис мы ждем вас по адресу улица Ленина дом 212», распространенную <…>  11.04.2022г. посредством звуковоспроизводящего устройства, размещенного на фасаде здания по ул. Ленина, д. 212, с нарушением части 3.2 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

2.  Предписание не выдавать.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу УФАС по Республике Алтай для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении лица, виновного в нарушении рекламного законодательства.

Решение антимонопольного органа может быть обжаловано в арбитражный суд, в течение трех месяцев, в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны