Решение (комиссия) №004/01/10-335/2023 о нарушении антимонопольного законодательства от 8 ноября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 004/01/10-335/2023

г. Горно-Алтайск

 

Резолютивная часть решения оглашена «25» октября 2023 года.

В полном объеме решение изготовлено «08» ноября 2023 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе <...>

рассмотрев 25 октября 2023 года дело № 004/01/10-335/2023 по признакам нарушения антимонопольного законодательства АО «Водоканал» (ИНН 0411122728, ОГРН 1050400825947, Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, ул. Ленина, д.247) пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай поступило заявление ООО «Горно-Алтайское бюро путешествий и экскурсий» (вх. №1967/23 от 16.05.2023г.) о завышенной стоимости (1 684,93руб.) услуги повторного опломбирования приборов учета воды, оказываемой АО «Водоканал» для прочих абонентов, за исключением населения.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара.

В соответствии с частью 5 статьи 20 Федерального закона от 07.12.2011г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон о водоснабжении) приборы учета воды, сточных вод размещаются абонентом, организацией, эксплуатирующей водопроводные или канализационные сети, на границе балансовой принадлежности сетей, границе эксплуатационной ответственности абонента, указанных организаций или в ином месте в соответствии с договорами, указанными в части 1 статьи 7, части 1 статьи 11, части 5 статьи 12 данного Федерального закона, договорами о подключении (технологическом присоединении). Приборы учета воды, сточных вод, установленные для определения количества поданной абоненту воды по договору водоснабжения, отведенных абонентом сточных вод по договору водоотведения, опломбируются организациями, которые осуществляют горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и с которыми заключены указанные договоры, без взимания платы с абонента, за исключением случаев, когда опломбирование соответствующих приборов учета производится такой организацией повторно в связи с нарушением пломбы по вине абонента или третьих лиц.

Таким образом, опломбирование водосчетчиков (повторная опломбировка) для прочих абонентов, за исключением населения производится обществом в рамках оказания услуги по водоснабжению с использованием централизованных систем коммунальной инфраструктуры.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» к деятельности субъектов естественных монополий относится водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры.

АО «Водоканал» является субъектом естественной монополии на товарном рынке оказания услуг по водоснабжению и водоотведению с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры в границах балансовой принадлежности сетей организации, к сетям которой присоединены потребители, за исключением зон деятельности других водоснабжающих организаций.

В связи с чем, запреты, установленные статьей 10 Закона о защите конкуренции, распространяются на хозяйственную деятельность АО «Водоканал».

В соответствии с частью 1 статьи 6 Закона о защите конкуренции монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (далее - сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами.

Вместе с тем, данный рынок не может быть конкурентным, т.к. отнесен к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

05.06.2023г. в управление поступила информация АО «Водоканал» (вх. № 2273-ЭП/23), из которой следует, что стоимость услуги по опломбированию водосчетчиков (повторная опломбировка) для прочих абонентов установлена приказом и в ее стоимость входят, в числе прочих, затраты на пломбы, спецодежду, обувь, проездной билет, канцелярские материалы, управленческие расходы, а также оплата труда техника за 2 часа и 0,5 часа начальника абонентского отдела.

В ходе рассмотрения дела Комиссией УФАС по РА установлено, что Обществом в расчет платы за опломбирование водосчетчиков (повторная опломбировка) включены позиции в процентом соотношении (отсутствует взаимосвязь между фактическими затратами на материалы и установленными в приложении № 2 к приказу АО «Водоканал» № 671-П от 30.12.2022г. 15% от прямых затрат, а также взаимосвязь между фактическими накладными расходами и установленными вышеуказанным приложением 19,5% от иных позиций приказа). Расчет стоимости опломбирования водосчетчиков (повторная опломбировка) основывается не на фактически понесенных затратах общества, а высчитывается в процентном соотношении к иным позициям указанного выше приказа.

Так, согласно приложению № 2 к приказу АО «Водоканал» № 671-П от 30.12.2022г. стоимость позиции «материалы» составляет 15% от прямых затрат, а именно от оплаты труда сотрудников общества (техник за 2 часа и 0,5 часа начальника абонентского отдела) и социальных отчислений, что никак не может соотноситься с реальными затратами общества.

Кроме того, позиция «накладные расходы» в соответствии с указанным выше приказом определяется в размере 19,5% от суммы позиций «оплата труда», «социальные отчисления» и «материалы», что также не может соотноситься с реальной суммой накладных расходов, понесенных АО «Водоканал» при оказании данной услуги.

На основании изложенного, издан приказ Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай № 124/23 от 14.08.2023г. о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения АО «Водопроводно-канализационное хозяйство» (ИНН 0411122728, ОГРН 1030400563380, Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, ул. Ленина, д.247) пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившегося во включении расходов, которые фактически АО «Водопроводно-канализационное хозяйство» не неслись, в стоимость услуги по опломбированию водосчетчиков (повторная опломбировка).

Как следует из постановления Пленума Верховного Суда РФ от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» (далее – постановление Пленума) по смыслу абзаца первого части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции во взаимосвязи с пунктами 3, 4 статьи 1 и абзацем вторым пункта 1 статьи 10 Гражданского кодекса злоупотреблением доминирующим положением признается поведение доминирующего на товарном рынке субъекта, если оно выражается в следующих формах, в том числе одной из них: недопущение, ограничение, устранение конкуренции на товарных рынках (например, устранение конкурентов с товарного рынка, затруднение доступа на рынок новых конкурентов); причинение вреда иным участникам рынка (хозяйствующим субъектам-конкурентам и потребителям, гражданам-потребителям как отдельной категории участников рынка), включая извлечение необоснованной (монопольной) выгоды за их счет, иное подобное ущемление прав участников рынка.

При возникновении спора антимонопольный орган обязан доказать, что поведение хозяйствующего субъекта является злоупотреблением, допущенным в одной из указанных форм. В отношении действий (бездействия), прямо поименованных в пунктах 1 - 11 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган обязан доказать, что поведение хозяйствующего субъекта образует один из видов злоупотреблений, названных в указанных пунктах.

В свою очередь, хозяйствующий субъект вправе доказывать, что его поведение не образует злоупотребление доминирующим положением в соответствующей форме, поскольку не способно привести к наступлению неблагоприятных последствий для конкуренции на рынке и (или) имеет разумное оправдание.

На основании статьи 6, пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции злоупотреблением может быть признано установление (поддержание) доминирующим на рынке хозяйствующим субъектом монопольно высокой цены.

По смыслу Закона о защите конкуренции установленная (применяемая) доминирующим на рынке хозяйствующим субъектом цена может быть признана недопустимой (монопольно высокой), если она превышает стоимость товара, обеспечивающую возмещение необходимых расходов и получение разумной прибыли, и цену, которая сформировалась на сопоставимых конкурентных товарных рынках при их наличии (пункты 4 и 7 статьи 4, части 1 и 4 статьи 6 Закона о защите конкуренции).

В частности, при оценке необходимости расходов для обеспечения деятельности хозяйствующего субъекта может приниматься во внимание их экономическая оправданность, в том числе направленность расходов на удовлетворение производственных потребностей субъекта, соответствие размера затрат обычной стоимости соответствующих благ, рыночная конъюнктура, в которой осуществлялись затраты. Например, экономически не оправданными для целей применения статьи 6 Закона могут быть признаны затраты, не имеющие отношения к производству и реализации товара, но учтенные доминирующим на рынке субъектом при формировании цены товара. Экономически оправданными могут являться затраты, увеличение которых обусловлено ростом цен на рынке сырья, из которого производится товар.

Данная позиция также отражена в постановлении Пленума.

Учитывая вышеизложенное, действия Общества могут не противоречить требованиям антимонопольного законодательства, в том случае, если цена на услугу будет обусловлена реальными затратами Общества, а также его действия не будут приводить к наступлению негативных последствий для иных хозяйствующих субъектов и неопределенного круга потребителей.

Вместе с тем, из письменных пояснений ответчика (вх. №2273-ЭП/23 от 05.06.2023г., вх. № 3147-ЭП/23 от 25.07.2023г.), позиция «материалы», указанная в рассматриваемом приказе Общества, включает в себя расходы на пломбы, спецодежду, проездной билет, канцелярские материалы.

В соответствии с пояснениями, указанными выше, в позицию «накладные расходы» включены управленческие расходы, связанные с обеспечением, организацией и управлением производством.

Кроме того, в ходе рассмотрения дела Комиссией УФАС по РА установлено, что повторная опломбировка приборов учета воды не учитывается при определении нормативной численности работников общества для расчета расходов, включаемых в необходимую валовую выручку при установлении тарифов на холодное водоснабжение, то есть является дополнительной нагрузкой на сотрудников, однако, количество оказанных услуг не влияет на объем заработной платы.

Как следует из документов, представленных АО «Водоканал», все расходы на нерегулируемые государством виды деятельности отнесены на отдельный счет (26), в том числе на него относится оплата труда сотрудников общества, т. е. фактически расходы уже учтены в позиции «Накладные расходы».

Таким образом, заработная плата необоснованно дважды учтена в расчете стоимости услуги по опломбированию водосчетчиков (повторная опломбировка), утвержденной приказом АО «Водоканал» от 30.12.2022г. № 671-П.

Кроме того, в ходе заседания Комиссии УФАС по РА 10.10.2023г. представитель АО «Водоканал» пояснила, что действительно позиции «Материалы» и «Накладные расходы» не связаны с фактическими понесенными расходами общества, а также заработная плата сотрудников общества (техника и начальника абонентского отдела) не зависит от количества оказанных услуг.

Учитывая изложенное, комиссия приходит к выводу, что расходы, учтенные в расчете стоимости услуги по опломбированию водосчетчиков (повторная опломбировка) нельзя признать в полной степени экономически оправданными, что приводит к ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности и неопределенного круга потребителей, за исключением населения.

По результатам проведенного анализа состояния конкуренции на рынке услуг по опломбированию водосчетчиков (повторная опломбировка) для прочих абонентов, за исключением населения в рамках оказания услуги по водоснабжению с использованием централизованных систем коммунальной инфраструктуры в г. Горно-Алтайске Республики Алтай установлено следующее.

Временной интервал исследования: период с 30.12.2022г. (дата издания приказа № 671-П «Об утверждении стоимости нерегулируемых работ (услуг) АО «Водоканал») по настоящий момент.

Продуктовые границы товарного рынка: услуга по опломбированию водосчетчиков (повторная опломбировка) для прочих абонентов в рамках оказания услуги по водоснабжению с использованием централизованных систем коммунальной инфраструктуры.

Географические границы товарного рынка: г. Горно-Алтайск Республики Алтай.

В связи с этим, Комиссия УФАС по РА приходит к выводу, что действия АО «Водоканал» образуют нарушение антимонопольного законодательства, а именно пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, т.к. в стоимость услуги по опломбированию водосчетчиков (повторная опломбировка) для прочих абонентов, за исключением населения обществом включены расходы, которые им фактически не неслись, в том числе включение в расчет в полном объеме заработной платы сотрудников (техник за 2 часа и 0,5 часа начальника абонентского отдела), установление стоимости позиций «материалы» и «накладные расходы» в процентах от других позиций, которые фактически никак не могли повлиять на стоимость материалов и накладных расходов, что приводит к увеличению стоимости услуги по опломбированию водосчетчиков (повторная опломбировка) и, как следствие, к нарушению прав не только заявителя (ООО «Горно-Алтайское бюро путешествий и экскурсий»), но и неопределенного круга потребителей, за исключением населения.

17.10.2023г. Комиссией УФАС по РА было вынесено заключение об обстоятельствах дела № 004/01/10-335/2023, в котором на основании вышеизложенного комиссия пришла к выводу о наличии в действиях АО «Водоканал» признаков нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Как следует из письменных пояснений Комитета по тарифам Республики Алтай и АО «Водоканал», указанные лица, участвующие в деле согласны с доводами, изложенными в указанном заключении.

От заявителя - ООО «Горно-Алтайское бюро путешествий и экскурсий» письменные пояснения в адрес управления не поступали.

В ходе рассмотрения дела, Комиссии УФАС по РА не были представлены документы, свидетельствующие о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, т. е. на дату вынесения настоящего решения приказ № 671-П «Об утверждении стоимости нерегулируемых работ (услуг) АО «Водоканал» действует и в него не вносились изменения в части расчета стоимости услуги по опломбированию водосчетчиков (повторная опломбировка), в связи с чем, комиссия приходит к выводу о необходимости выдачи предписания об устранении нарушения антимонопольного законодательства.

В соответствии с частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если результатом таких действий является или может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции либо совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 9.21 данного Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо сумма расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) или административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.

В связи с чем, Комиссия полагает необходимым передать материалы настоящего дела уполномоченному должностному лицу УФАС по РА для возбуждения административного производства, предусмотренного частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ.

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать в действиях АО «Водоканал» (ИНН 0411122728, ОГРН 1050400825947, Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, ул. Ленина, д.247) нарушение пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.06.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся во включении расходов, которые фактически АО «Водопроводно-канализационное хозяйство» не неслись, в стоимость услуги по опломбированию водосчетчиков (повторная опломбировка), утвержденную приказом АО «Водоканал» от 30.12.2022г. № 671-П.

  2. Выдать АО «Водоканал» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

  3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу УФАС по РА для возбуждения административного производства, предусмотренного частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ.

    Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке или в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны