Решение №РНП 04-4/23 РЕШЕНИЕ по делу № РНП 04-4/23 об отказе включения сведений в... от 13 марта 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № РНП 04-4/23 об отказе включения сведений

в реестр недобросовестных поставщиков

 

13.03.2023г.                                                                                             г. Горно-Алтайск

 

Комиссия Алтайского республиканского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия) в составе:

….,

в отсутствие представителей сторон рассмотрела обращение МБДОУ детский сад «Алтынсай» о включении в Реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО «Чойское ЖКХ».

От МБДОУ детский сад «Алтынсай» поступило ходатайство (вх. №903 от 10.03.2023г.) о рассмотрении обращения без участия их представителя, ООО «Чойское ЖКХ» уведомлено о времени и месте рассмотрения обращения, участие представителя не обеспечено.

УСТАНОВИЛА:

В Алтайское республиканское УФАС России 03.03.2023г. (вх. №821) в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» поступило  обращение МБДОУ детский сад «Алтынсай» о включении в Реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО «Чойское ЖКХ» (ИНН 0407001978, Республика Алтай, с. Чоя, ул. Красноармейская, д. 16) по факту одностороннего отказа заказчика от исполнения муниципального контракта №2019.225.01 от 03.10.2019г. на строительство объекта: детский сад на 125 мест в с. Шебалино Шебалинского района Республики Алтай.

  Комиссией УФАС по Республике Алтай по факту одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, на основании ч. 7 ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), п. 13 постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2021г. №1078 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» проведена проверка содержащихся в указанном обращении фактов, в ходе которой установлено следующее.

03.10.2019г. МБДОУ детский сад «Алтынсай» в рамках национального проекта «Демография» с ООО «Чойское ЖКХ» заключен муниципальный контракт №2019.225.01 на выполнение работ по строительству объекта: Детский сад на 125 мест в с. Шебалино Шебалинского района Республики Алтай (далее – муниципальный контракт, контракт). Цена контракта 88411318,18 рублей, срок выполнения подрядчиком работ по контракту до 23.09.2020г.

Сведения о данном контракте отсутствуют в реестре контрактов ЕИС в сфере закупок, т.к. контракт заключен заказчиком без проведения процедуры торгов, т.е. с нарушением ч. 5 ст. 24, ч. 2 ст. 59, п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе (в редакции, действующей на дату заключения контракта). По данному факту нарушения должностное лицо заказчика, заведующая МБДОУ детский сад «Алтынсай» привлечена УФАС по РА к административной ответственности по ч. 2 ст. 7.29 КоАП РФ (постановление № 004/04/7.29-283/2019 от 27.11.2019г.).

Дополнительным соглашением №6 от 01.12.2020г. стороны внесли изменения в условия вышеуказанного муниципального контракта: цена увеличена до 128225005,98 руб.; срок выполнения подрядчиком работ продлен до 30.12.2021г.

Данное дополнительное соглашение заключено заказчиком с нарушением требований ч. 2 ст. 34, ч. 1 ст. 95 Закона о контрактной системе.  По данному факту нарушения должностное лицо заказчика, врио заведующей МБДОУ детский сад «Алтынсай» привлечена УФАС по РА к административной ответственности по ч. 4 ст. 7.32 КоАП РФ (постановление № 004/04/7.32-172/2021 от 09.06.2021г.).

В соответствии с ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

Пунктом 8.6 контракта предусмотрено, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.

23.06.2022г. заказчиком МБДОУ детский сад «Алтынсай» принято решение об одностороннем отказе от исполнения вышеназванного контракта. Основанием для расторжения контракта указаны статьи 715 и 717 ГК РФ.

Согласно ч. 12.2 ст. 95 Закона о контрактной системе (в редакции, действующей на дату принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, т.е. на 23.06.2022г.) в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 данной статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения закрытого конкурса, закрытого аукциона, при осуществлении закупок, предусмотренных статьей 93 (за исключением закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 данного Федерального закона), статьей 111 (в случае определения в соответствии с частью 1 статьи 111 данного Федерального закона особенностей, предусматривающих неразмещение информации и документов в единой информационной системе, на официальном сайте при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и статьей 111.1 данного Федерального закона, такое решение передается лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку или направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте. Выполнение заказчиком требований данной части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления считается:

1) дата, указанная лицом, имеющим право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), в расписке о получении решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (в случае передачи такого решения лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку);

2) дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, предусмотренного данной частью, либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, информации о возврате такого письма по истечении срока хранения (в случае направления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказным письмом).

Решение от 23.06.2022г. об одностороннем отказе от исполнения контракта 23.06.2022г. вручено генеральному директору ООО «Чойское ЖКХ» …. под роспись.

04.07.2022г. ООО «Чойское ЖКХ» в адрес заказчика направлено возражение №33 на решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, согласно которому в ходе выполнения работ были выявлены несоответствия проектной и сметной документации, в связи с чем заказчик направил проектную документацию на повторную государственную экспертизу 29.12.2021г., т.е. за день до окончания срока выполнения работ по контракту. Положительное заключение повторной государственной экспертизы получено 04.04.2022г. (рег. №04-1-1-2-018750-2022 от 30.03.2022г.), что выходит за рамки установленных контрактном сроков. В данной ситуации заказчик должен был установить новый разумный срок выполнения работ по контракту (п. 3 ст. 715 ГК РФ), однако, новый срок заказчиком так и не установлен.  ООО «Чойское ЖКХ» считает, что МБДОУ детский сад «Алтынсай» не вправе было принимать решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, т.к. сроки нарушены по вине заказчика, а не подрядчика.

Согласно ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

В силу статей 191, 193 ГК РФ течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало. Если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

В связи с тем, что ООО «Чойское ЖКХ» не устранены нарушения условий контракта, послужившие основанием для принятия заказчиком вышеуказанного решения, решение МБДОУ детский сад «Алтынсай» о расторжении контракта от 23.06.2022г. вступило в силу, контракт считается расторгнутым с 05.07.2022г.

Не согласившись с решением заказчика от 23.06.2022г. об одностороннем отказе от исполнения контракта, ООО «Чойское ЖКХ» 04.08.2022г. обратилось в Арбитражный суд Республики Алтай с иском о признании его недействительным. Обеспечительные меры Обществом в суд не заявлялись. Решением Арбитражного суда Республики Алтай от 28.11.2022г. по делу №А02-1297/2022 отказано в удовлетворении исковых требований ООО «Чойское ЖКХ». Данное решение вступило в законную силу.

Согласно решению от 28.11.2022г. Арбитражным судом Республики Алтай при рассмотрении дела №А02-1297/2022 установлено следующее:

- односторонний отказ заказчика от исполнения контракта мотивирован нарушением истцом сроков выполнения работ;

- в материалах дела имеется положительное заключение повторной экспертизы №04-1-1-2-018750-2022 от 30.03.2022г., а также заключение эксперта ИП Штайнепрайс А.Н. №111 от 15.07.2022г., согласно которому итоговая стоимость фактически выполненных работ на объекте составляет 125927546,42 руб.;

- при наличии обстоятельств, свидетельствующих о невозможности выполнения предусмотренных контрактом работ, подрядчик вправе заявить о невозможности их выполнения, и приостановить исполнение своих обязательств в порядке, установленном гражданским законодательством (статьи 328, 716, 719 ГК РФ). ООО «Чойское ЖКХ», в свою очередь, доказательств, подтверждающих заявление о невозможности их выполнения, и приостановлении исполнения своих обязательств в порядке, предусмотренном действующим законодательством, не представило;

- поскольку работы, предусмотренные контрактом, не исполнены в срок, то в такой ситуации заказчик вправе был заявить об одностороннем отказе от дальнейшего исполнения контракта.

С учетом установленных судом по делу №А02-1297/2022 обстоятельств, Комиссия УФАС по РА приходит к выводу о наличии у заказчика основания для одностороннего отказа от исполнения контракта.

Согласно ч. 4 ст. 104 Закона о контрактной системе заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 данного Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом «б» пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом «в» пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 данного Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.

Обращение о включении в РНП сведений об ООО «Чойское ЖКХ» направлено заказчиком в УФАС по РА 03.03.2023г., т.е. позже установленного законом срока (подлежало направлению не позднее 07.07.2022г.).

По факту нарушения заказчиком требований ч. 4 ст. 104 Закона о контрактной системе (ненаправление обращения о включении сведений в РНП) заведующая МБДОУ детский сад «Алтынсай» привлечена УФАС по РА к административной ответственности по ч. 2 ст. 7.31 КоАП РФ (постановление №004/04/7.31-34/2023 от 15.02.2023г.).

В соответствии с ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.

Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в ч. 1 ст. 1 Закона о контрактной системе, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).

Основанием для включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков является такое невыполнение лицом своих обязательств по контракту, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности исполнения контракта этим лицом и нарушающих права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке, что приводит к нарушению обеспечения публичных интересов в указанных правоотношениях.

Согласно пунктам 1, 2 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.

Письменных пояснений ООО «Чойское ЖКХ» в адрес УФАС по Республике Алтай не представило, явку представителя на заседание Комиссии не обеспечило.

С учетом установленных по делу обстоятельств Комиссия УФАС по РА приходит к выводу, что воля ООО «Чойское ЖКХ» была направлена на исполнение обязательств по муниципальному контракту №2019.225.01 от 03.10.2019г. на строительство объекта: детский сад на 125 мест в с. Шебалино Шебалинского района Республики Алтай (в том числе подтверждается доказательствами судебного дела №А02-1297/2022 о выполнении подрядчиком работ на общую сумму 125927546,42 рублей, т.е. 98,2% от цены контракта; о проведении в период с 29.12.2021г. по 30.03.2022г. повторной государственной экспертизы ПСД, что препятствует выполнению работ в срок, установленный контрактом). Доказательств обратного МБДОУ детский сад «Алтынсай» в УФАС по РА не представлено.

Следовательно, отсутствуют достаточные и безусловные основания для вывода о недобросовестности ООО «Чойское ЖКХ» и включения информации о нем в реестр недобросовестных поставщиков.

          На основании вышеизложенного Комиссия, руководствуясь п. 5 ч. 15 ст. 99, ст. 104 Закона о контрактной системе и Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021г. №1078,

РЕШИЛА:

          Сведения, представленные МБДОУ детский сад «Алтынсай» в отношении ООО «Чойское ЖКХ» (ИНН 0407001978, Республика Алтай, с. Чоя, ул. Красноармейская, д. 16), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.

 

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Республики Алтай в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны