Постановление №004/04/14.3-81/2019 ПОСТАНОВЛЕНИЕ о назначении административного наказания по ... от 31 мая 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ  

о назначении административного наказания

по делу № 004/04/14.3- 81/2019 об административном правонарушении

 

31.05.2019г.                                                                                          

 г. Горно-Алтайск

  ул.Ленина, 226 стр.2

Я, руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай Г., рассмотрев протокол от 16.05.2019г. и материалы дела об административном правонарушении №004/04/14.3-81/2019 от 17.04.2019г., возбужденного в отношении ИП <…>,

 

УСТАНОВИЛ:

 

Дело рассматривается в Управлении Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай (г. Горно-Алтайск, ул. Ленина 226 стр.2) в отсутствии ИП <…>.

В соответствии с частью 2 статьи 25.1 КоАП РФ в отсутствии лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Протокол об административном правонарушении № 004/04/14.3-81/2019 от 16.05.2019г. и определение о назначении времени и места рассмотрения административного дела № 004/04/14.3-81/2019 от 17.04.2019г., в пункте 1 которого указано, что рассмотрение данного административного дела назначено на 31.05.2019г. в 10:00 часов, были направлены ИП <…> заказным письмом № 80084335410211 и электронной почтой.

29.05.2019г. от ИП <…> поступило ходатайство о рассмотрении административного дела № 004/04/14.3-81/2019 от 17.04.2019г. в ее отсутствие. Следовательно, ИП <…> надлежащим образом уведомлена о дате и времени рассмотрения дела об административном правонарушении № 004/04/14.3-81/2019 от 17.04.2019г.

В соответствии со статьей 29.7 КоАП РФ принято решение о рассмотрении дела в отсутствие ИП <…>.

В адрес УФАС по РА поступило заявление <…> (вх. №157 18.01.2019г.) о возможном факте нарушения Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе», выразившемся в распространении ИП <…> рекламы, путем размещения на фасаде аптечного учреждения, расположенного по адресу: с. Кош-Агач, ул. Кооперативная, д. 51, следующего содержания: «Аптека низкие цены» с признаками нарушения Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе). По данному факту 18.03.2019г. возбуждено дело №004/05/5-50/2019 в отношении ИП <…>.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006   №38-ФЗ «О рекламе» (далее- Закон о рекламе), реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Распространяемая информация: «Аптека низкие цены», является рекламой, так как она публична, адресована неопределенному кругу лиц, за счет указания на низкие цены формирует интерес потребителей к аптеке ИП <…>, реализуемым ею лекарственным препаратам и способствует их продвижению на соответствующем рынке розничной реализации лекарственных средств. Цены на товары - один из ведущих факторов конкурентной борьбы, поэтому указание на низкие цены в аптеке привлекает внимание потребителей к объекту рекламирования и способно сформировать интерес потребителей к рекламируемой аптеке и ее ассортименту.

Согласно статье 5 Закона о рекламе реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

В соответствии с пунктом 4 части 3 статьи 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.

Пленум ВАС РФ в пункте 29 постановления от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» указал, что при рассмотрении дел о признании рекламы недостоверной необходимо исходить из того, что информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.

Потребитель при выборе товара посредством восприятия рекламы делает свой выбор, исходя из самой понятной и необходимой, в его понимании, информации. В большинстве случаев используемые в рекламной информации фразы трактуются рядовым потребителем рекламы буквально. Потребитель не имеет обязанности проведения анализа рекламы, проверки достоверности и достаточности заявленных в ней сведений.

В целях оценки на предмет достоверности рассматриваемой рекламы УФАС по РА проведен сравнительный анализ розничных цен на лекарственные препараты в границах с. Кош-Агач по состоянию на 07.02.2019г. (цены аптеки ИП <…> были сопоставлены с ценами других аптек).

В качестве исходной информации обработаны данные о розничных ценах на конкретные лекарственные препараты (форма выпуска, дозировка препарата, производитель), представленные следующими аптечными организациями с. Кош-Агач: ИП <…>, ИП <…>, ИП <…>, ООО «Арбик», ИП <…>, БУЗ РА «Кош-Агачская РБ». При выборе лекарственных препаратов частично была использована информация, размещенная на сайте DSM Group (маркетинговое агентство, которое специализируется на исследованиях фармацевтического рынка) о препаратах-лидерах продаж (ТОП-20 брендов лекарственных препаратов по объему аптечных продаж в России за октябрь-декабрь 2018г.).

Результаты данного анализа показали, что розничные цены ИП <…> выше средних розничных цен аптек с. Кош-Агач на 07.02.2019г. на следующие лекарственные препараты:

Кагоцел, таблетки, 10 шт.  по 12 мг., Ниармедик плюс ООО;

Кагоцел, таблетки, 20 шт. по 12 мг., Ниармедик плюс ООО;

Нурофен, таблетки, 8 шт. по 200 мг., Реккит Бенкизер;

Арбидол, капсулы, 10 шт. по 100 мг., Фармстандарт- Лексредства;

Арбидол, капсулы, 40 шт. по 100 мг., Фармстандарт- Лексредства;

Арбидол, капсулы, 20 шт. по 100 мг., Фармстандарт-Лексредства;

Арбидол, таблетки, 10 шт. по 50 мг.,       Фармстандарт- Лексредства;

Кардиомагнил, таблетки, 30 шт. по 75 мг.+15.2 мг., Никомед ГмбХ;

Мирамистин, раствор, 0,01%, 50 мл., Инфамед;

Анальгин, таблетки, 10 шт. по 500 мг., Фармстандарт-Лексредства;

Анальгин, таблетки, 20 шт. по 500 мг., Фармстандарт;

Анальгин, таблетки, 20 шт. по 500 мг., Медисорб;

Пенталгин, таблетки, 12 шт., Фармстандарт;

Ингавирин, капсулы, 7 шт. по 90 мг., Валента Фармацевтика;

Ингавирин, капсулы, 7 шт. по 60 мг., Валента Фармацевтика;

Парацетамол, таблетки, 20 шт. по 500 мг., Медисорб;

Экзодерил, крем, 1%, 30 г., Сандоз ГмбХ;

Экзодерил, раствор, 1%, 10 мл., Сандоз ГмбХ;

Экзодерил, раствор, 1%, 20 мл., Сандоз ГмбХ;

Фенистил, гель 0,1%, 30 г., Новартис;

АЦЦ, сироп, 20 мг., 100 мл., Салютас Фарма ГмбХ;

Линекс, капли, 8 мл., Биофарма.

Розничные цены, установленные в аптеке ИП <…> по вышеуказанным 22 лекарственным препаратам, превышают средние розничные цены на аналогичные лекарственные препараты, установленные в аптеках с. Кош-Агач в среднем на 10,85 руб. (238,87/22, где 238,87 – сумма разницы цен ИП <…> от средних цен аптек с. Кош-Агач, 22 – количество лекарственных препаратов, по которым цены ИП <…> превышают цены остальных аптек).

По результатам анализа сделан вывод о том, что на анализируемую дату - 07.02.2019г. - по большинству лекарственных препаратов розничные цены, установленные в аптеке ИП <…>, не относятся к категории низких относительно цен конкурирующих аптек в с. Кош-Агач.

Таким образом, материалами дела подтверждается несоответствие действительности (недостоверность) заявленной в рекламе «Аптека низкие цены» характеристики аптеки ИП <…>, расположенной по адресу: с. Кош-Агач, ул. Кооперативная, д. 51.

05.04.2019г. ИП <…> представлены письменные пояснения (вх.№1390), согласно которым ответчиком был проведен самостоятельный анализ розничных цен на лекарственные препараты, реализуемые в границах с. Кош-Агач, по результатам которого установлено, что цены на лекарственные препараты, установленные в аптеке ответчика ниже, чем в других аптеках с. Кош-Агач. В подтверждение чего, к пояснениям приложены копии чеков о приобретении лекарственных препаратов в аптеках с. Кош-Агач. Реклама «Аптека низкие цены» указывает на наличие низких цен, при этом, не содержит характеристику как «самые низкие», «всегда низкие», что не вводит потребителей в заблуждение относительно цен других аптечных учреждений.

Вышеуказанные доводы ИП <…> Комиссия УФАС по РА находит  необоснованными ввиду следующего.

Во-первых, УФАС по РА сравнительный анализ розничных цен на лекарственные препараты в границах с. Кош-Агач проведен по состоянию на 07.02.2019г., ответчиком аналогичный анализ проведен по состоянию на март-апрель 2019г. (чеки от 29.03.2019г., 31.03.2019г., 02.04.2019г.). Недопустимо сравнивать информацию о ценах за разные периоды времени, поскольку цены, установленные в марте-апреле отличаются от цен, которые были установлены на 07.02.2019г. Например, Нурофен, таблетки, 8 шт. по 200мг., Реккит Бенкизер:

- на 07.02.2019г. в аптеке ИП <…> стоил 103,10 руб., в аптеке БУЗ РА «Кош-Агачская РБ» - 99,94 руб., в аптеке ИП <…> отсутствовал, в аптеке ИП <…> отсутствовал;

- на март-апрель 2019г. в аптеке ИП <…> стоит (стоил) 139,60 руб., в аптеке БУЗ РА «Кош-Агачская РБ» - 144,10 руб., в аптеке ИП <…> – 147,28 руб., в аптеке ИП <…> – 147,00 руб.

Во-вторых, ИП <…> проведен не полный анализ розничных цен на лекарственные препараты, реализуемые в аптеках с. Кош-Агач, т.е. цены на определенные лекарственные препараты, установленные в аптеке ИП <…>, сопоставлены с ценами не всех аптек с. Кош-Агач.

В-третьих, для обыденного сознания характерно множественное понимание смысла того или иного текста, зависящее от социального и индивидуального опыта человека, в силу чего рекламный слоган «Аптека низкие цены» может иметь множество значений, однако, исходя из заявления <…>, доминирующим смыслом данного слогана для потребителя является следующий - в аптеке ИП <…> цены на любые лекарственные средства низкие, т.е. имеют преимущество по сравнению с ценами в других аптеках с. Кош-Агач.

Слоган «Аптека низкие цены» несет положительную смысловую окраску, привлекая тем самым внимание потребителя к аптеке и побуждая приобрести лекарства именно в данной аптеке. При этом реклама не уточняет, что низкие цены могут быть установлены не на весь ассортимент лекарственных препаратов, а на определенные группы и категории лекарств, в том числе в зависимости от производителя и поставщика.

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона «О рекламе» реклама, не соответствующая требованиям законодательства о рекламе, признается ненадлежащей. Ненадлежащая реклама не допускается.

Комиссия УФАС по Республике Алтай 11.04.2019г. рассмотрев материалы дела №004/05/5-50/2019 от 18.03.2019г., признала вышеуказанную рекламу ненадлежащей, так как в ней содержатся не соответствующие действительности сведения о ценах на реализуемые товары, что противоречит требованиям пункта 4 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

В соответствии с частью 6 статьи 38 Закона о рекламе за нарушение требований статьи 24 Федерального закона «О рекламе», ответственность возложена на рекламодателя.

В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе, рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Решением Комиссии УФАС по РА от 17.04.2019г. по делу №004/05/5-50/2019 рекламодателем рассматриваемой рекламы признана ИП <…>.

В соответствии с частью 4 статьи 38 Закона «О рекламе» нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, в соответствии с которой нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 5 настоящей статьи, частью 4 статьи 14.3.1, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

17.05.2019г., 24.05.2019г. ИП <…> представлены письменные пояснения (вх.№2032, 2178), согласно которым проверка достоверности спорной рекламы должна охватывать максимально полный период ее распространения и не может быть ограничена только одной датой - 07.02.2019г., на которую УФАС по РА проведен сравнительный анализ розничных цен на лекарственные препараты в границах с. Кош-Агач (цены аптеки ИП <…> были сопоставлены с ценами других аптек). Грамматическое значение словосочетания «Аптека низкие цены» заключается в отнесении аптеки к определенной (низкой) ценовой категории по сравнению с другими аптеками с. Кош-Агач.

Вышеуказанные доводы ИП <…> являются необоснованными ввиду следующего.

Реклама «Аптека низкие цены» подразумевает, что цены на лекарственные препараты, установленные в аптеке ИП <…>, в период распространения данной рекламы постоянно, во всякое время должны быть низкие, по сравнению с ценами в других аптеках с. Кош-Агач. (и на 07.02.2019г., и за весь период распространения данной рекламы). Причем реклама не уточняет, что низкие цены могут быть установлены не на весь ассортимент лекарственных препаратов, а следовательно, цены на любые лекарственные средства должны быть ниже, чем цены, установленные в других аптеках с. Кош-Агач.

ИП <…> не представила документы, свидетельствующие об отсутствии возможности для соблюдения пункта 4 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006г. №38-ФЗ «О рекламе» и принятии всех зависящих от нее мер по исполнению законодательства Российской Федерации о рекламе.

       Согласно статье 2.4 КоАП РФ лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если настоящим Кодексом не установлено иное.

        Факт совершения административного правонарушения ИП <…> подтверждается протоколом №004/04/14.3-81/2019 от 16.05.2019г. и материалами административного дела.

Срок давности привлечения ИП <…> к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП за нарушение рекламного законодательства, на момент вынесения настоящего постановления не истек.

Обстоятельств, отягчающих и смягчающих административную ответственность, предусмотренных ст. 4.2, 4.3 КоАП, не выявлено.

Согласно статье 2.9 КоАП при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 02.06.2004г. № 10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» указано, что малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.

В данном случае (по вмененному составу правонарушения) существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в распространении ИП <…> ненадлежащей рекламы, что посягает на установленный порядок в области распространения рекламы, а также нарушает права неопределенного круга лиц, в связи с чем рассматриваемое правонарушение не может расцениваться как малозначительное.

В соответствии с частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ, являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II данного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 данного Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 данной статьи.

Согласно части 2 статьи 3.4 КоАП РФ, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II данного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа может быть заменено являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическому лицу, а также их работникам на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 данного Кодекса.

       Согласно сведениям из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства ИП <…> (ИНН 634500558212) относится к категории малого предприятия. Дата включения в реестр 01.08.2016г.

Управлением был направлен запрос в адрес территориальных органов ФАС России о предоставлении информации о привлечении ИП <…> к административной ответственности за распространение ненадлежащей рекламы. Сведений о возбуждении административных дел по аналогичным нарушениям в Управление не поступило.

Руководствуясь статьями 2.4, 4.1.1, 14.3, 25.1, 29.9, 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

1. Признать индивидуального предпринимателя <…> виновной в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (распространение рекламы, содержащей не соответствующие действительности сведения о ценах на реализуемые товары, что противоречит требованиям пункта 4 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе»);

       2. Применить к ИП <…> меру ответственности в виде предупреждения.

   В соответствии с пунктом 3 части 1 и частью 3 статьи 30.1 КоАП РФ, а также частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу либо в судебном порядке в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

Связанные организации

Связанные организации не указаны