Решение №56-К/19 РЕШЕНИЕ по делу № 56-К/19 о нарушении законодательства о ко... от 25 марта 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 56-К/19

о нарушении законодательства о контрактной системе

 

«25» марта  2019 года                                                        

г. Горно-Алтайск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:

в присутствии представителя заказчика БУЗ РА «Республиканская больница», рассмотрела жалобу ООО «СибМед» на действия заказчика БУЗ РА «Республиканская больница» при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона № 0177200000919000309 на поставку офтальмологической системы с принадлежностями (установка, наладка, ввод в эксплуатацию, гарантийное обслуживание, обучение правилам эксплуатации специалистов).

21.03.2019г. от Уполномоченного органа Министерства экономического развития и туризма Республики Алтай поступило ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие их представителя.

ООО «СибМед» должным образом уведомлено о дате и времени рассмотрения жалобы явку представителя не обеспечило.

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Алтайское республиканское УФАС России 18.03.2019г. (вх. №1059)  поступила жалоба ООО «СибМед» на действия заказчика БУЗ РА «Республиканская больница» при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона № 0177200000919000309 на поставку офтальмологической системы с принадлежностями (установка, наладка, ввод в эксплуатацию, гарантийное обслуживание, обучение правилам эксплуатации специалистов).

Заявитель считает, что аукционная документация не соответствует требованиям законодательства о контрактной системе.

Министерством экономического развития и туризма Республики Алтай  и  БУЗ РА «Республиканская больница» 22.03.2019г. (вх.№1171, №1172) представлены письменные  возражения на жалобу, согласно которым уполномоченный орган  и заказчик не согласились с  доводами жалобы.

Комиссия УФАС по РА, рассмотрев материалы дела, ознакомившись с доводами, изложенными в жалобе, заслушав доводы заказчика, установила следующее:

11.03.2019г. уполномоченным органом Министерством экономического развития и туризма Республики Алтай на официальном сайте ЕИС в сфере закупок размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку офтальмологической системы с принадлежностями (установка, наладка, ввод в эксплуатацию, гарантийное обслуживание, обучение правилам эксплуатации специалистов).

Согласно извещению №0177200000919000309:

- начальная (максимальная) цена контракта: 3 723 500,00 рублей;

- дата и время окончания срока подачи заявок: 29.03.2019г. 09-00;

- дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок: 02.04.2019г.;

- дата проведения аукциона: 05.04.2019г.

Заказчиком данного электронного аукциона является БУЗ РА «Республиканская больница».

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Федерального закона №44-ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать  требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 данного Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе предусмотрено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать  документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) данного Федерального закона, или копии этих документов, а также декларацию о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 данного Федерального закона (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки об их соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

В п. 5 Информационной карты документации об аукционе заказчиком  установлено, что вторая часть заявки должна содержать, в т.ч.  лицензию на производство и техническое обслуживание (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники, с видами оказываемых услуг: а) монтаж и наладка медицинской техники; б) контроль технического состояния медицинской техники;                  в) периодическое и текущее техническое обслуживание медицинской техники; г) ремонт медицинской техники.

В соответствии с пунктом 17 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» производство и техническое обслуживание (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники подлежит лицензированию.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2013 №469 утверждено Положение о лицензировании деятельности по производству и техническому обслуживанию (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники, а также Перечень выполняемых работ, оказываемых услуг в составе деятельности по производству и техническому обслуживанию (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники (далее – Положение о лицензировании).

Пунктом 2 Положения о лицензировании предусмотрено, что в целях данного Положения понятие «медицинская техника» означает медицинские изделия, представляющие собой инструменты, аппараты, приборы, оборудование, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека.

Пункт 2 Перечня выполняемых работ, оказываемых услуг в составе деятельности по производству и техническому обслуживанию (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники, утвержденного вышеуказанным постановлением, включает в себя в части технического обслуживания: а) монтаж и наладку медицинской техники; б) контроль технического состояния медицинской техники; в) периодическое и текущее техническое обслуживание медицинской техники; г) ремонт медицинской техники.

Приказом Минздрава России от 06.06.2012 № 4н «О номенклатурной классификации медицинских изделий» утверждена номенклатура медицинских изделий, согласно которой, офтальмологические системы являются медицинскими изделиями (Группа 11 «Офтальмологические медицинские изделия»; 11.16 Офтальмологические лазерные системы).

На основании вышеизложенного, Комиссия УФАС по РА приходит к выводу, что офтальмологические системы являются медицинскими изделиями и, следовательно, в силу пункта 2 Положения о лицензировании подпадают под понятие «медицинская техника».

Таким образом, монтаж и наладка офтальмологической системы  осуществляются на основании лицензии на производство и техническое обслуживание медицинской техники.

Следовательно, довод жалобы о том, что офтальмологическая система не является медицинской техникой и, как следствие, не требует лицензии для осуществления услуг по техническому обслуживанию является необоснованным.

Условием исполнения контракта является не только поставка товара (офтальмологической системы с принадлежностями), но ее установка, наладка, ввод в эксплуатацию, гарантийное обслуживание, обучение правилам эксплуатации специалистов.

При этом, поставка офтальмологической системы не является лицензируемым видом деятельности.

На основании пункта 5.4 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, и пункта 9.1 приказа Федеральной антимонопольной службы от 09.04.2007 № 105 «Об утверждении Регламента Федеральной антимонопольной службы», а также с целью формирования единообразной практики территориальными органами, ФАС России сформирована официальная позиция  следующего содержания: согласно законодательству Российской Федерации о лицензировании ряд работ или услуг могут выполняться исключительно лицами, обладающими соответствующей лицензией. В случае если в один объект закупки включены работы, для выполнения которых требуется наличие соответствующей лицензии, а также работы, для выполнения которых такая лицензия не требуется, то установление требования о предоставлении участником закупки в составе заявки на участие в аукционе копии такой лицензии является нарушением ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе.

Согласно ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.

Кроме того, ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

В случае если предметом закупки является поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, для осуществления которых необходима соответствующая лицензия, свидетельство или иной документ в силу положений законодательства Российской Федерации, заказчик обязан установить требование к участникам закупки о наличии соответствующего документа.

В случае если работы, требующие наличия лицензии, не являются самостоятельным объектом закупки, а лишь входят в состав работ, являющихся объектом закупки, то установление требования к участникам закупки о наличии соответствующей лицензии не соответствует требованиям Закона о контрактной системе. При исполнении контракта исполнитель может привлечь к их выполнению соисполнителя, имеющего соответствующую лицензию.

В п. 7.1 проекта контракта (раздел III аукционной документации) заказчик предусмотрел оказание услуг как поставщиком лично, так и с привлечением соисполнителя.

Исходя из предмета закупки услугой является – поставка офтальмологической системы, установка, наладка, ввод в эксплуатацию, гарантийное обслуживание, обучение правилам эксплуатации специалистов. Следовательно, заказчику необходимо было в проекте контракта установить требование о наличии специальной лицензии непосредственно у исполнителей, которые будут осуществлять работы по монтажу и наладке медицинской техники.

Установление требования о предоставлении участником закупки в составе заявки на участие в аукционе копии лицензии на техническое обслуживание медицинской техники ограничивает количество участников закупки, и является нарушением ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе.

Таким образом, довод жалобы об установлении заказчиком излишних требований к участникам закупки о наличии лицензии на производство и техническое обслуживание медицинской техники является обоснованным.

На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Федерального закона № 44–ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «СибМед» на действия заказчика БУЗ РА «Республиканская больница» при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона № 0177200000919000309 на поставку офтальмологической системы с принадлежностями (установка, наладка, ввод в эксплуатацию, гарантийное обслуживание, обучение правилам эксплуатации специалистов) обоснованной в части установления излишних требований к участникам закупки о наличии лицензии на производство и техническое обслуживание медицинской техники.

2. Признать заказчика БУЗ РА «Республиканская больница» нарушившим    ч. 6 ст. 31 Федерального закона № 44–ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

3. Выдать заказчику БУЗ РА «Республиканская больница» предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе путем внесения изменений в аукционную документацию в части исключения требования о предоставлении в составе второй части заявки лицензии на производство и техническое обслуживание (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники,  и продления срока подачи заявок в соответствии с ч. 6 ст. 65 Федерального закона № 44–ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

4. Передать материалы дела должностному лицу для решения вопроса о возбуждении административного производства, в отношении виновного лица заказчика.

Связанные организации

Связанные организации не указаны