Решение №004/06/42-73/2023 РЕШЕНИЕ по делу № 004/06/42-73/2023 о нарушении законодатель... от 13 марта 2023 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по делу № 004/06/42-73/2023
о нарушении законодательства о контрактной системе
«13» марта 2023 года г. Горно-Алтайск
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия УФАС по РА) в составе:
председатель комиссии: <…> – руководитель управления,
члены комиссии:
<…> – начальник отдела контроля закупок и торгов;
<…> – заместитель начальника отдела контроля закупок и торгов,
в присутствии представителя заказчика БУЗ РА «Республиканская больница» <…> по доверенности № 3 от 31.10.2022, с участием по видео-конференц-связи представителя уполномоченного органа Министерства экономического развития Республики Алтай <…> по доверенности от 09.01.2023, в отсутствие представителей заявителя ООО «АПГРЕЙТ»,
УСТАНОВИЛА:
В Алтайское республиканское УФАС России 03.03.2023 поступила жалоба ООО «АПГРЕЙТ» (вх. № 812) на действия заказчика БУЗ РА «Республиканская больница» при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона №0177200000923000431 на поставку медицинских изделий: Видеоколоноскоп, Видеогастроскоп высокой четкости с функцией узкоспектрального осмотра, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия.
Заявитель в жалобе указывает, что извещение на участие в аукционе составлено с нарушением Федерального закона № 44-ФЗ от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе, Закон № 44-ФЗ), а именно: описание объекта закупки составлено таким образом, что под технические характеристики подходит аппарат только одного производителя.
Не согласившись с доводом жалобы, уполномоченным органом Министерством экономического развития Республики Алтай (вх. № 881 от 09.03.2023), заказчиком БУЗ РА «Республиканская больница» (вх. № 904 от 10.03.2023) в адрес УФАС по РА представлены письменные возражения.
Комиссия по контролю в сфере закупок, рассмотрев материалы дела, заслушав представителей заказчика, установила следующее.
20.02.2023 уполномоченным органом в ЕИС в сфере закупок размещено извещение о проведении электронного аукциона №0177200000923000431 на поставку медицинских изделий: Видеоколоноскоп, Видеогастроскоп высокой четкости с функцией узкоспектрального осмотра, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия. Начальная (максимальная) цена контракта 10543914,37 рублей. Закупка производится в рамках национального проекта «Здравоохранение».
Заказчиком по данной закупке является БУЗ РА «Республиканская больница».
Заявитель в жалобе указывает, что описание объекта закупки составлено таким образом, что под технические характеристики подходит аппарат только одного производителя. Вместе с тем, заявитель не указывает модель, марку или наименование производителя аппаратов.
Согласно п. 3, 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 № 145, установлено, что заказчики должны применять информацию, которая включена в позицию каталога, с даты ее включения в каталог независимо от даты обязательного ее применения в соответствии с пунктом 18 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. № 145 «Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
В соответствии с п. 5 Правил установлено, что заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона.
Согласно п. 6 Правил в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной п. 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
На основании части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать, в том числе описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона; требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, извещение о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
На заседании Комиссии УФАС по РА представителем заказчика были даны пояснения о том, что при описании объекта закупки «видеоколоноскоп» была использована позиция КТРУ 26.60.12.119-00000787 «Колоноскоп гибкий», характеристики объекта установлены в соответствии с данной позицией. При описании объекта закупки «видеогастроскоп высокой четкости с функцией узкоспектрального осмотра» были взяты усредненные показатели двух аппаратов производителей «Fujifilm Corporation» (Япония) и «Olympus Medical Systems Corp.» (Япония). Показатели данных аппаратов были получены заказчиком от потенциальных участников закупки при направлении ими коммерческих предложений на поставку эндоскопического оборудования.
Кроме того, как отмечено представителем заказчика, в ходе проведения аукциона участниками к поставке предлагались аппараты разных производителей, что опровергает довод жалобы.
Действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей. В частности, при описании объекта закупки Заказчик вправе указывать качественные параметры к товарам, которые являются определяющими для него, но при этом не ограничивающие количество потенциальных участников закупок; он не лишен возможности более точно и четко указывать требования к закупаемому товару.
Согласно п. 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации «28» июня 2017 года) по общему правилу указание заказчиком в извещении особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
В соответствии с п. 2 указанного Обзора нарушением является включение заказчиком в извещение требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, лишь в отсутствие специфики использования такого товара.
На участие в электронном аукционе подано 5 заявок.
Статьей 105 Закона о контрактной системе предусмотрено, что к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Следовательно, бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе в сфере закупок Законом о контрактной системе возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие действия заказчика в порядке Главы 6 Закона о контрактной системе.
Сравнительные таблицы, указанные в жалобе, заявителем не представлены, иные документы, подтверждающие обоснование довода жалобы, в адрес УФАС по РА не направлены.
Таким образом, Комиссия УФАС по РА приходит к выводу, что действия заказчика не противоречат положениям Закона о контрактной системе.
Жалоба является необоснованной.
На основании вышеизложенного, Комиссия УФАС по РА, руководствуясь ст. 106 Федерального закона № 44-ФЗ от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО «АПГРЕЙТ» на действия заказчика БУЗ РА «Республиканская больница» при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона №0177200000923000431 на поставку медицинских изделий: Видеоколоноскоп, Видеогастроскоп высокой четкости с функцией узкоспектрального осмотра, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии